Игры для детей с задержкой психического развития. Для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития (ЗПР)

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.

В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:

· Частичная недостаточность отдельных познавательных функций;

· Эмоционально – волевая незрелость;

· Нарушение умственной работоспособности.

Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой. Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией .

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно — развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом, психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

По выражению «В игре, как в фокусе собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи — развитие пассивного словаря.

2) Назови — развитие активного словаря.

— Какое время года недавно закончилось?

— Какое время года сейчас?

— После, какого времени года приходит весна?

— С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

Игра: « Найди такую же цифру».

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».

Читать еще:  Развитие мышления 6 лет задания. Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.

2. Дети сами составляют згадки-описания.

Игра: « Собери разрезную картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.

Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)

Игра: « Что изменилось?»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:

Сайт для воспитателей детских садов

Дидактическая игра «Дружим с природой»

для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития (ЗПР)

(для интерактивной доски в Smart Notebook)

Актуальность:

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Малыши накапливают эмоциональные впечатления, первые представления о природе, у них закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру.

У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» — природа.

Пояснительная записка

Дидактическая разработка по ознакомлению с окружающим миром «Дружим с природой» предназначено для работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.

Дидактическая игра, выполненная в программе Smart Notebook, для работы с интерактивной доской, ориентирована на развитие личности ребенка, его творческих способностей, на формирование целостной картины мира.

Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Аннотация к дидактической игре

(для работы с интерактивной доской)

«Дружим с природой»

Игра для детей 6 -7 лет с задержкой психического развития

Правила:

Методические рекомендации:

— в игре принимают участие от 2 — 4 человек;

— с детьми игру проводит взрослый — ведущий, после объяснения правил дети могут играть самостоятельно;

— количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;

— продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но лучше, если для дошкольников она не будет превышать 20 — 30 минут;

— не забывайте хвалить детей, если они удачно справились с заданиями; помогайте им, если оно вызвало затруднения.

Читать еще:  Прописи письменных букв обводить буквы по точкам. Прописи для детей — буквы, цифры, игры

Уважаемые взрослые.

Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой дети разовьют зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и логику, научатся соотносить предметы, явления, действия с определенными заданиями.

Предложите детям выполнить ряд заданий на интерактивной доске, например, «помоги мамам найти своих деток», «посмотри на картинку, и определи какой бывает погода, назови явления природы» и т.д. Таким образом дети будут знать, что бывают разные виды животных, растений, птиц; познакомятся с правилами поведения на природе.

Игра развивает сообразительность, делает детей смышлеными и понятливыми.

Желаем успеха.

Цель: развитие познавательных способностей, расширение кругозора детей и взрослых.

Задачи:

  • образовательные: расширять и закреплять знания о животных, растениях, птицах, природе — об окружающей действительности;
  • развивающие: развивать внимание, мышление, речь, быстроту реакции;
  • воспитательные: воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально — положительное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • колонки для ноутбука.

Методы и приемы работы:

  • словесные (беседа, рассказ, пояснение);
  • наглядные (показ слайдов презентации в Smart Notebook);
  • практические (показ действия на интерактивной доске).

Работа с родителями:

1. Памятка «Что возьмем с собой в поход?!».

2. Мастер — класс по опытно — исследовательской деятельности «Юный эколог».

3. Развлечение «Мы защитники природы».

4. Консультация «Книга в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Зеленая аптека».

Предварительная работа с детьми:

1. Чтение художественной литературы: «Чьи детки?!», «Путешествие бобренка»;

2. Экскурсии: в зимний сад, уголок леса, по территории детского сада;

3. Наблюдения, рассматривание иллюстраций: «Животные», «Овощи», «Деревья», «Времена года», «Погода»;

4. Опытно — исследовательская деятельность: «Холодно — жарко», «Солнце, воздух и вода»;

5. Настольно — печатные игры: «Лесная школа», «Домашние животные», «Парочки»; подвижные игры: «Караси и щука», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике»; словесные игры: «Повтори», «Назови ласково»;

6. Работа по УМК.

Подготовка воспитателя (педагогов):

1. Отбор и изучение художественной и психолого — педагогической литературы: «Юный эколог» (Николаева), программа детского сада «Живица», тематические разработки на интернет — ресурсах;

2. Отбор, изучение и проведение: настольно — печатных, подвижных, словесных игр; наблюдений, экскурсий; рассматриваний иллюстраций; опытно — исследовательской деятельности; работы по УМК; чтения художественной литературы; работы с родителями.

Скачать файл с работой можно здесь .

Игры и занятия для детей с задержкой психического развития

Содержимое разработки

Технологическая карта интегрированной НОД «Путешествие в Подводное царство» для детей с ЗПР старшего возраста.

Возрастная группа:группа компенсирующей направленности детей с ЗПР старшего возраста.

Форма совместной деятельности:интегрированная НОД.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование: презентация «Путешествие в Подводное царство»; рыбки-рукавички; разноцветные камушки;

мячи-ёжики; картинки морских жителей; видео-распевка «Гласные звуки»; черные и белые перчатки для этюда «Ночь-день»; сюрприз для детей.

Используемые методы: словесный метод, стимулирования и мотивации познавательной активности, дидактические игры, пальчиковая игра, музыкально-ритмические движения, музыкальный этюд рук, пение песни, видео-распевка;

и приемы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; создание игровой ситуации, видео-запись сказочного героя, направлены на повышение познавательной активности, развитие социально-коммуникативных навыков, самостоятельности.

Цель: Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросахздоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОУ.

Развивать и активизировать словарный запас детей.

Совершенствовать грамматический строй речи (использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывать существительные с числительными).

Развивать слоговую структуру слова, деление слов на слоги.

Развивать умение выделять звук в начале слова.

Упражнять детей ритмично двигаться и координировать слова с движениями.

Продолжать учить детей передавать в пении радостное настроение песни.

Способствовать развитию интереса к конструктивной деятельности с помощью бус.

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, чувство ритма.

Развивать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Формировать положительную установку на участие в совместном занятии с родителями.

Воспитывать усидчивость, ответственность, доброжелательные отношения к сверстникам.

Игровой (использование сюрпризных моментов, дидактические игры).

Наглядный (использование иллюстраций, презентации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, объяснения, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Предварительная работа с детьми: Занятия для формирования познавательных действий;

Читать еще:  Самые пошлые игрушки для детей. Самые необычные игрушки для детей

Разучивание пальчиковой гимнастики, музыкального этюда,песни «…»;

Дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Выдели звук»;

Работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания; делить слова на слоги, отхлопывая в ладоши; повторять и закреплять знания детейартикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников

Здоровьесберегающая разминка «Пато-пато»

Мотивационно-побудительный этап: Создание атмосферы психологически комфортной обстановки на занятии, эмоциональная поддержка ребенка, доброжелательного отношения друг к другу, установление зрительного, слухового контакта.

Организация направленного внимания.

Упражнять детей ритмично выполнять движения.

Побуждение к предстоящей деятельности, создание эмоциональной атмосферы, сопутствующей предстоящему событию. Вход в зал, приветствие, настрой на работу, определение места происходящего, установление зрительного контроля.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность.

Педагог показывает движения «Пато-пато»

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

Как без солнышка нам жить?

Если будет ночь всегда,

Не наступит день тогда.

Солнышко упало в море,

Надо солнышко искать

И на небо возвращать. Дети заходят и встают в центр зала в круг. Участвуют в приветствии.

Дети внимательно слушают.

Внимательно слушают и выполняют предложенные

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

— Стихи собственного сочинения

— Игра «Волшебный батискаф»

-Музыкально-ритмические движения «Подводное царство»

— Игра «Назови ласково»

— Игра «Деление слов на слоги»

— Пальчиковая гимнастика «Морские ёжики»

— Игра «Назови звук в начале слова»

— Видео-ролик «Встреча с водяным подводного царства»

— Видео-распевка «Гласные звуки»

— Видео-ролик «Встреча с водяным подводного царства»

— Музыкальный этюд рук «Ночь-день»

— Видео-ролик «Встреча с водяным подводного царства»

— Игра «Выложи солнышко из бус» Актуализация знаний и начало выполнения действий по задачам НОД:

Развивать связную речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Привлекать родителей к совместной деятельности.

Развиваем речь с движением и координацию движений.

Упражнять детей ритмично двигаться и координировать слова с движениями.

Совершенствовать грамматический строй речи (использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Деление слов на слоги

Развивать мелкую моторику рук и отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развивать умение выделять звук в начале и конце слова

Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

Воспитывать доброту, отзывчивость.

Закреплять артикуляционную гимнастику.

Продолжать учить детей передавать в пении радостное настроение песни.

Воспитывать усидчивость, ответственность.

Развивать у детей координацию движений рук.

Воспитывать доброжелательные отношения к сказочным героям.

Способствовать развитию интереса к конструктивной деятельности с помощью бус. Педагог приглашает детей к совместной деятельности, задает вопросы, активизирующие в памяти детей прежние знания и практический опыт.

Вовлекает родителей в деятельность.

Педагог рассказывает авторскийстих и помогает выполнить движения тексту.

Педагог рассказывает стихи и помогает выполнять музыкально-ритмические движения

Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания.

Приглашает детей к деятельности, дает инструкцию к выполнению задания. Поощряет за правильные высказывания.

Помогает рассказывать стих и выполняет под текст, движения с мячом-ёжиком.

Направляет детей к самостоятельным высказываниям.

Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания.

Поддерживает положительный настрой.

Направляет детей к самостоятельному выполнению

Направляет детей к самостоятельному пению.

Поддерживает положительный настрой.

Помогает и показывает детям движения.

Поддерживает положительный настрой.

Способствует индивидуальной работе детей, включает в самостоятельную деятельность.

Внимательно слушают и выполняют предложенные задания, доказывая свой выбор.

Внимательно слушают своих родителей.

Вспоминают движения рук и рассказывают стих.

Участвуют в игре, выполняют движения под музыкальное сопровождение.

Самостоятельно называют морских жителей ласково, используя уменьшительно-ласкательным суффикс.

Самостоятельно делят слова на слоги и выкладывают столько морских камушков, сколько слогов в слове.

Самостоятельно выполняют пальчиковую игру.

Самостоятельно выделяют звук в началеслова.

Самостоятельно согласовывают существительные с числительными.

Проявляют интерес и внимательно слушают.

Вспоминают и поют песню.

Проявляют интерес и внимательно слушают.

Вспоминают музыкальный этюд с помощью движений рук.

Проявляют интерес и внимательно слушают.

Самостоятельно выкладывают солнышко из бус, чтобы его на небо возвратить.

Заключительный этап Формирование умения слушать; направление внимания детей; формирование интереса к содержанию НОД. Формирование элементарных навыков самоанализа. Привлекает детей к подведению итогов, к самоанализу.

Сюрпризный момент подарок от Солнышка за доброту, внимательность и отзывчивость. Выражают собственные мнения, делятся впечатлениями.

Источники:

http://pandia.ru/text/78/367/1710.php
http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/5116-didakticheskai-igra-druzhim-s-prirodoj.html
http://videouroki.net/razrabotki/ighry-i-zaniatiia-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia.html

Ссылка на основную публикацию