Игры для детей с задержкой развития

Игры для детей с ЗПР

Екатерина Евгеньевна Шавлак
Игры для детей с ЗПР

Игры для детей с задержкой психического развития

Игра «Найди отличие» (3-5лет)

Цель: развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Продолжительность 5-7 минут

Игра «Обезьянки» (1, 5-7 лет)

Цель игры: развитие объема внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т. д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом) .

Продолжительность 7-10 минут

Игра «Иголка и нитка» (3-7лет)

Цель: развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.

С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку.

Ход: Дети становятся друг за другом.

Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны».

Продолжительность 7-10 минут

Игра «Идем за Синей птицей» (5-7лет)

Цель: тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.

Ход: Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие») слова:

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей.

Цель: преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Ход: Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,

все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Продолжительность 7-10 минут

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Цель: развитие слуховой памяти.

— Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Игра: «Угадай, что я загадал?» (5-7лет)

Цель: развивать образную память, речь.

Ход: Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Упражнение «Чудесный мешочек». (6-7лет)

Цель: Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».

Ход: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).

Упражнение «Назови три предмета» (5-7лет)

Цель: Формирование мыслительной операции «конкретизация».

Ход: Правила игры: детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т. д.

Читать еще:  Краткий рассказ о рождестве христовом для детей. Детская Библия: Новый завет - Рождение Иисуса Христа,Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа,Пастухи у Иисуса

Дидактические игры для детей 2–4 лет «Чудесный кармашек» Цель: формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира форме, размерах, цвете. Ход игры: детям предлагается.

Игры для детей 2–3 лет Игры на развитие мелкой моторики. Для детей 2-3лет. Материал: небольшая игрушка и фольга Ход игры: Раздаются игрушки детям. В: Даша, посмотри.

Игры для детей 2–3 лет Зима пришла! Цель игры: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде. Ход игры: дети находятся на площадке. По сигналу.

Игры для детей Салки в две команды Две команды «Убегай» и «Догоняй» выстраиваются в две шеренги. По команде ведущего одновременно выбегают по одному.

Игры для детей «Дорожки» На полу (земле, песке) прорисовывают или выкладывают дорожки самых разнообразных форм и протяжённости. Задача ребёнка – пройти.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Конспект игры-занятия по обучению детей ПДД «Приключение волка на улицах города» для детей старшей группы Цель: Закреплять у детей знания правил дорожного движения и поведения на улице, в транспорте, знание сигналов светофора. Уточнить предоставления.

Пальчиковые игры для детей. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Сейчас у многих детей.

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет Клён Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх) Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево) Раз — наклон.

Подвижные игры для детей 2–4 лет «Домик для мячика».Атрибуты: обручи цветные, корзина,маленькие мячики для сухого бассейна. Воспитатель ставит корзину с мячами в центре.

Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)

Анастасия Зорина
Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для детей с ЗПР (4-5 лет)

Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой группы — мотивация к познавательной деятельности.

По мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «. отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как «. замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию.

Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье.

В рисовании можно использовать следующие игры — упражнения:

— срисовывание с образца;

— работа с трафаретами;

— обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

— раскрашивание и штриховку.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц).

Детям с ЗПР полезны игры- упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:

— емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти её и описать, не доставая;

— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

— выкладывание фигурок из круп;

игры с кусочками различных материалов и тканей.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действия детей.

Можно использовать следующие приемы:

— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки на задании;

— проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

— повторение ребенком задания вслух;

— вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

— привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоения сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.

Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Читать еще:  Педагогический проект по ПДД «Правила дорожного движения — нужно знать всем, без исключения! Проект по ПДД «Безопасная дорога» для детей старшей группы ДОУ

Дидактические и подвижные игры.

Эмоционально- волевая и двигательная сфера.

Давай познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч.

Слушаем хлопки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, застенчивость/ тревожность.

Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановится и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка- превращение в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарии: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

Радость и грусть (И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарии: основная задача взрослого- помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок считают веселым, а другой — грустный.

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, РДА.

Количество играющих: двое.

Необходимые приспособления: три спички.

Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички в одну сторону? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата

(сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.

Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала сделать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.

Цель: развитие внимания.

Нарушение: ЗПР, агрессивность.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки в низ, при слове «вода»— вытянуть вперед, при слове «воздух» -поднять вверх, при слове «огонь»— вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.

Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух»— а показать движения «земли».

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.

Нарушение: ЗПР, СДВГ, РДА.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие игрушки, ручки.

Описание игры: ребенку предлагают определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание несколько другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.

Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.

Авторские сенсорные и дидактические игры (для детей 2–3-х лет) Авторы Байгулова Светлана и Шапанова Наталья Дидактическая игра «К зайке – на чай» Ход игры: В гости к детям пришли зайчики. Обратить внимание.

Сенсорные и дидактические игры из обрезков линолеума и клейкой цветной бумаги для детей 2–3 лет Авторы Светлана Байгулова и Наталья Шапанова Дидактическая игра «Робин-бобин-барабек» Ход игры: Дети рассматривают Робина-бобина-барабека,.

Дидактические игры для детей 2–3 лет Игра является эффективным средством воспитания и обучения малышей. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными.

Дидактические игры для детей 2–4 лет «Собери пирамидку», «Разноцветные грибочки», «Туфелька» Игра «Собери пирамидку». Цель: Учить детей собирать предмет по образцу. Задачи: 1. Упражнять детей в составление пирамидки по образцу из.

Дидактические игры для детей 3–4 лет своими руками Я сделала для детей своей младшей группы дидактические игры. 1 игра : » Поймай рыбку». Задача этой игры заключается в том, что мы учим.

Дидактические игры для детей 3–4 лет Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: формировать представление о насекомых; упражнять складывать целое изображение из нескольких.

Дидактические игры для детей 3–5 лет Подойдут для воспитателей детских садов. Музыкально — дидактическая игра для детей 3 — 5 лет. «Назови музыкальный инструмент» Цель игры:.

Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет «Мой город» Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет «Да-нет» Цель: развивать связную речь; закрепить знания о достопримечательностях.

Читать еще:  Шаблоны снежинок для вырезания для детей. Бумажные снежинки — киригами инструкция. Украшаем новогоднее окно

Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет своими руками Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Сенсорные и дидактические игры для детей 2–3 лет . Сделаны: Светлана Байгулова и Наталья Шапанова Геометрические цветовые пазлы Ход игры: Озорной Петрушка сломал все игрушки у куклы Маши.

Игры для детей с задержкой развития

Представленные игры для детей с задержкой развития направлены на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции и формирование сосредоточенности, концентрации и переключения внимания. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Работу по развитию памяти детей дошкольного возраста целесообразно проводить в различных жизненных ситуациях.

Содержание

Игры для детей с задержкой психического и речевого развития на поиск предметов

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

Игры для детей с задержкой психического и речевого развития на поиск предметов

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Запомни и воспроизведи

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Вспомни и покажи

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

Цепочка действий

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

Приемы, помогающие запоминанию

Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз:

  • Мальчику холодно.
  • Девочка плачет.
  • Папа сердится.
  • Бабушка отдыхает.
  • Мама читает.
  • Дети гуляют.
  • Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз — очень хорошо.

Пересказ подходит для детей с задержкой речевого развития. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?». Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно развивает память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Читайте так же.

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Ребенок не хочет гулять

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/igry-dlja-detei-s-zpr.html
http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-731510.html
http://tenoten-deti.ru/articles/igry-dlya-detey-s-zaderzhkoy-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию