Игры для детей зпр в детском саду. Картотека игр по фэмп для детей средней — старшей группы

Содержание

Картотека игр по ФЭМП (ориентировка во времени) для детей старшей группы

Екатерина Смирнова
Картотека игр по ФЭМП (ориентировка во времени) для детей старшей группы

ДЕНЬ И НОЧЬ КРУЖАТСЯ

Цель. Развитие представления о суточном цикле; побуждение к рассматриванию красоты природы в разное время года.

Материал: Круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь. Репродукции картин Н. Рериха: «Гонец» (ночь, «Святой остров» (утро, «Три радости» (день, «Бедапроведник» (вечер). Можно взять репродукции других художников, на которых изображено разное время суток. Четыре картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Содержание: педагог сообщает, что он будет показывать картинки, на которых отображена деятельность детей в разное время суток. Они должны догадаться, какое время суток изображено, и «по секрету» сказать это воспитателю. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

ЛЕТИ, ЖЕЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК

Цель. Развитие представления о недельном цикле; пополнение знаний о цветах.

Материал: 7 разноцветных кругов. Красочный календарь на текущий год.

Содержание: дети рассматривают изображения радуги, называют семь ее цветов, затем слушают отрывки из произведения В. Караваева «Цветик-семицветик» воспитатель организует разговор о том, какой день недели сегодня, какой был вчера, и в какой день взрослые не идут на работу, а дети в детский сад. Рассматривают календарь и определяют, каким цветом выделено воскресение. С помощью педагога последовательно называют дни недели, начиная с понедельника.

После этого воспитатель предлагает подумать, какой день недели наступает после воскресенья. Выслушав ответы детей, предлагает сделать из кругов, не меняя их последовательности, цветик семицветик. Педагог предлагает назвать знакомые луговые цветы.

ЧЕТВЕРТЫЙ – ЛИШНИЙ

Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.

Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.

Содержание: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем педагог расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений каждого времени года.

Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.

ПОДБЕРИ КАРТИНКУ

Цель: формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь, ознакомление с моделью суток.

Материал: разноцветный круг, картинки, характеризующие действия в определенную часть суток.

Содержание: педагог предлагает детям ознакомиться с моделью и привлекает внимание к разделенному на части и окрашенному в разные цвета кругу, затем он побуждает детей правильно расположить картинки, соответственно каждой части суток, объясняя свое решение.

НАУЧИ ПЧЁЛКУ

Цель: закрепление знаний о последовательности дней недели. Пополнение знаний о жизни пчёлинной семьи.

Материал: игрушка пчелы.

Содержание: педагог предлагает детям поиграть с пчёлкой и научить ее правильно называть дни недели по порядку, определять пропущенный день недели.

ЧАСЫ И ВРЕМЯ

Цель: закрепление умения ориентироваться во времени, определять время по часам,

Определение время с точностью до пяти минут и закрепить понятия «ровно час», «половина часа», «четверть часа» и «час без четверти», «раньше», «позже». Развитие речи, памяти, внимания, умения слушать.

Материал: крупный макет часов, картинки часов с разным показателем времени.

Содержание: педагог просит внимательно рассмотреть картинки на карточках, определить, сколько времени на них показывают часы. Затем просит детей поставить стрелки на моделе так, чтобы время совпадало.

Дополнение: игрокам раздаются маленькие карточки поровну. Задание: разложить карточки по порядку.

ЖИВЫЕ ЧАСЫ

Цель: закрепление знаний о часах, умение создавать циферблат, вставая в круг.

Материал: 12 карточек с изображением цифр 1 – 12.

Содержание: педагог раздает детям карточки и просит их создать циферблат, встав в круг, указывая 12 часов. Педагог – стрелочка, он показывает руками значения часов, дети определяют время.

ПАЗЛЫ

Цель: закрепление знаний о части суток, времени года; развитие логического мышления, внимания. Пополнение знаний о мышах, их образе жизни.

Материал: разрезные картинки с сюжетами, определяющими части суток и времена года.

Содержание: воспитатель предлагает детям сложить целые картинки из кусочков, похожих на сыр, которые мышонок принёс в свою норку и не смог сам это сделать.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Цель: упражнение детей в определении старшенства людей относительно друг друга; развитие чувства уважения к пожилым людям. Развитие логического мышления.

Материал: картинки людей разного пола и возраста.

Содержание: воспитатель выставляет в ряд 6 картинок с изображением людей и просит детей расставить их от самого младшего до самого старшего правильно.

СОБИРАЙ – КА

Цель: закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, обозначающих дни недели; развитие зрительного восприятия целого.

Материал: карточки (7 штук, разделенные на три части (число – цифра – название дня недели) по типу пазлов.

Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группы Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель.

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе МАДОУ ДС№3 Картотека дидактических игр по математике в старшей группе №1 «Робот» Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться.

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Ориентировка в пространстве» в Старшей группе Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Ориентировка в пространстве» в Старшей группе Задачи Цель: закрепить у детей умение ориентироваться в о.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на планету времени» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие на планету времени» Цель: формирование.

Конспект по ФЭМП по теме «Ориентировка во времени» Конспект по ФЭМП по теме «Ориентировка во времени» Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве. Задачи: Развивающие:.

НОД по познавательному развитию ФЭМП «Ориентировка во времени» в старшей группе КОНСПЕКТ. СОВМЕСТНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО.

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Ориентировка во времени и на плоскости» Задачи. Образовательные: закрепить представления о признаках и последовательности времён года; учить ориентироваться на плоскости формировать.

Читать еще:  Вязание спицами детской шапки для девочки. Вязание для детей: зимние шапки

Сайт для воспитателей детских садов

Публикация материалов

Картотека дидактических игр по ФЭМП (старшая группа)

Дидактическая игра «Сосчитай правильно»

Задача: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» — дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «5», «6», «7» и т. д., а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задача: способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь.

Материалы. Мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники)

У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: » Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. «.

Дидактическая игра «Подбери предмет к геометрической фигуре»

Задача: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета.

Материал: геометрические фигуры, подборка предметов разной формы.

Ход игры:

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические формы, на втором — предметы. Воспитатель катит мяч по кругу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок находит её и предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается: если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Конструирование по схеме»

Задача: развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя. Ход игры.

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру из частей»

Задача: упражнять в составлении геометрической фигуры из частей. Материал: деревянная платформа с рамками разной формы, детали – вкладыши. Ход игры.

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Дидактическая игра «Танграм»

Задача: формировать умение составлять из геометрических фигур архитектурные строения.

Материал: квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей, карточки образцы.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся один танграм (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу.

Дидактическая игра «Колумбово яйцо»

Задача: формировать умение анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления.

Материалы: овал, разрезанный на 10 частей, карточки – образцы.

На каждого ребёнка раздаётся одно колумбово яйцо (10 частей). Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения фантастического животного по образцам и по собственному замыслу.

Математическая головоломка «Пифагор»

Задача: формировать умение составлять из геометрических фигур различные изображения, силуэты животных, предметы, строения.

Материал: квадрат, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей: 2 квадрата разного размера, 1 четырехугольник (параллелограмм), 2 маленьких треугольника и 2 больших треугольника, карточки образцы.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся один танграм (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения, силуэты животных, предметы, строения по образцам и по собственному замыслу.

Игра – головоломка «Волшебный круг»

Задачи: формировать умение анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей логическое мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия.

Материал: круг из 10 частей: 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление.

На каждого ребёнка раздаётся один круг (10 частей). Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Игра – головоломка «Въетнамская игра»

Задачи: формировать умение анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой.

Материал: круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме.

На каждого ребёнка раздаётся один круг (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные силуэты животных, птиц, насекомых.

Дидактическая игра «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины. Ход игры.

Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

Дидактическая игра со счетными палочками.

— развитие логического мышления, воображения и памяти;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики рук;

— развитие координации и сообразительности.

Материалы: счетные палочки, карточки с предметными изображениями.

Дети составляют геометрические фигуры на плоскости стола.

Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем — снова различные предметные изображения.

Упражнения с палочками Дж. Кюизенера.

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

Читать еще:  Художественный труд в детском саду старшая. Ручной труд в доу. Тема: изготовление игрушек из конусов и цилиндров

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.

10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 — белая, 2 — розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.

28. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом.

29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.

31. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже. 32. Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.

33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

34. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?

36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?

37. У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.

38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.

39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.

40. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т.д.

42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав чисел)

44. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.

48. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.

49. Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложи четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше — ¼ или 2/4?

52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.

53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой а или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Дидактические игры математического содержания (ФЭМП) в старших группах

Занимаясь чем-либо с маленькими детьми важно понимать, что здесь на первом месте цель не в получении информации об окружающем мире, а в том, чтобы привить ребёнку правильное отношение к окружающему миру, заложить основу его личности. При выборе вида занятий важно учитывать, что они смогут дать положительного для этого.

Занятия математикой с детьми старшей группы

Как известно, Галилео Галилей сказал, что математика — это тот язык, на котором природа формулирует собственные законы.

Дидактические игры по математике в старшей группе дают ребёнку понимание того, что в миру в большей степени присущ не хаос, а упорядоченность. Сумма двух и пяти всегда будет семь, это не зависит от того, что рассматривается при этом: цветы, песчинки, камни или планеты.

Зачем это надо, задачи обучения математике

При изучении математики в последний год детского сада ребёнок учится понимать следующее:

  • Как проводить обобщения и учиться находить то, что наиболее важно.
  • Анализировать информацию.
  • Находить закономерности и определять наличие причинно-следственных связей в окружающем мире.
  • Приобретает навыки рассуждения и учится делать выводы.
  • Обучается абстрактному логическому мышлению, осваивает понимание стратегии.
Читать еще:  Новогодний утренник для детей младшей группы. Сценарий развлечения День рождения Ёлочки" (младшая возрастная группа)"

Важно! Подобно тому, как спортивные тренировки делают человека сильнее, быстрее и выносливее, обучение математике помогает ребёнку развивать интеллект и увеличивать кругозор.

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в старшей группе

В старших группах детского сада необходимо не только заниматься воспитанием детей, но и помогать им готовиться к занятиям в школе. В дошкольных учреждениях математику начинают осваивать ещё в средних группах. Детям помогают изучать счёт до пяти и знакомят их с азами арифметики. По сравнению с этим продолжительность уроков увеличивается незначительно — с 20 до 25 минут.

Один из способов организовать занятие

Обратите внимание! Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме — тогда детям будет интересно и они скучать не будут.

Типы занятий по математике для старших групп

В процессе занятий при изучении множеств дидактические игры могут быть следующих типов:

  • Развитие умения образовывать группы на основании цветов, размеров, формы. Возможно использование для этой цели звуков или движений.
  • Разделение групп предметов на части согласно указанным признакам, а также их объединение.
  • Игры, направленные на обучение пониманию соотношения части или целого (например: часть меньше целого).
  • Обучение операциям сравнения численности предметов в различных группах на основании их подсчёта или соотношения.
  • При рассмотрении различных множеств определять соотношение их величин на основании подсчёта количества элементов или установления соотношения.

Развитие навыков счета

Для освоения навыков счета можно использовать следующие игровые упражнения:

  • Показ того, как образуются числа до десяти с помощью демонстрации предметов.
  • Сравнивание между собой чисел, которые различаются на единицу с показом соотношения на предметах.
  • Демонстрация равенства или неравенства множеств с помощью добавления или отнимания предметов из них.
  • Упражнения для обучения счёту в прямом или обратном порядке.
  • Выполнение счёта с опорой на различные органы чувств. Это можно делать с использованием зрения, слуха, на ощупь, используя движения или другими способами.
  • Ознакомление с цифрами 0-9.
  • Умение различать порядковый и количественный счёт.
  • Обучение тому, что количество предметов не зависит от их внешнего вида — цвета, формы, величины и других.

Игры для обучения сравнению предметов:

  • Определение того, насколько один предмет больше или меньше другого.
  • Выполнение элементарных заданий по поиску предметов в ограниченном множестве по абсолютным (например, размер или цвет) или относительным (например, самый большой предмет) характеристикам.
  • Обучение делению предметов на заданные части (на равные части, отделить его четверть или треть).
  • Воспитание понимания соотношения части и целого (часть меньше целого).
  • Выбор условной меры и сравнение с ней различных предметов.

Знакомство с основными геометрическими понятиями:

  • Понимание того, что такое ромб, прямоугольник или квадрат. Сравнение их между собой.
  • Обучение тому, как описывать словами своё пространственное положение относительно определённых предметов.

Обратите внимание! Обучение формированию математических понятий о времени — создавать понимание того, что такое час, день, часть суток, неделя или месяц.

Дидактические игры по математике

Их можно разделить на две большие группы: репродуктивные и продуктивные. В первом случае ребёнок выполняет задание учителя, во втором — речь идёт о том, чтобы ребёнок творчески применил полученные знания и открыл для себя что-либо новое. В таких играх обычно требуется проявить воображение и нестандартное мышление.

Примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Такого рода игры можно не только приобрести в специализированном магазине, но и изготовить самостоятельно.

Умение считать предметы

Далее приведены несколько готовых вариантов, которые можно использовать для работы с детьми.

Геометрическое лото помогает детям:

  • изучать фигуры;
  • воспитывать усидчивость и терпение;
  • развивать быстроту реакции.

Используется лист бумаги, расчерченный на девять полей. На каждом из них указана форма и цвет одной из геометрических фигур. Предусмотрены фишки, каждая из которых соответствует одному из полей.

Ведущий поочерёдно достаёт фишку и объявляет цвет и название фигуры. Дети, у которых она имеется, закрывают её. Побеждает тот, кто первым закроет всё игровое поле.

Зверята на прогулке

В этой игре детям выдаётся несколько картонок с изображениями животных. Ведущий говорит, что зверят нужно построить для прогулки. Далее называет, кто должен быть первым, вторым, третьим и далее. Дети должны руками выстроить картонки в соответствующем порядке.

Обратите внимание! Эта игра помогает детям развивать навыки устного счёта.

Картотека игр с целями по ФГОС

В соответствии с Федеральными образовательными государственными стандартами (ФГОС) установлен перечень целей для воспитания дошкольников в различных возрастных группах. В интернете предложена картотека по ФГОС дидактических игр по математике в старшей группе детского сада в соответствии с указанным списком. Её легко можно найти онлайн — вот одна из ссылок, по которой можно скачать: . Затем, если распечатать, можно получить подробное руководство по организации дидактических игр.

Методика проведения занятий по ФЭМП в старшей группе

Заниматься со старшими дошкольниками можно в любое подходящее время:

  • во время дневной прогулки;
  • в течение утренних часов;
  • во второй половине дня.

Занятие с классом

Допускается для занятий организовывать группы различной численности:

  • малые (1-3 человека);
  • средние и крупные, включающие в себя 4-10 детей;
  • одновременные занятия со всеми детьми.

Обратите внимание! Длительность занятия обычно составляет 25 минут. Однако допускается увеличить его продолжительность в тех случаях, когда происходит занятие, содержание которого охватывает несколько тем (не только математику, но и экологию. рисование или другое).

Рекомендации по организации занятий

Образовательная деятельность со старшей группой детского сада проводится не чаще одного раза в течение недели. Не рекомендуется для этой цели выбирать понедельник или пятницу. Наиболее подходящим днём будет среда.

Обычно в течение дня проводятся занятия по нескольким предметам. Желательно занятия по ФЭМП проводить в начале дня.

Примерная структура занятия выглядит следующим образом:

  1. Вступительная часть не должна быть дольше 2-3 минут. На ней детям сообщают тему предстоящего занятия, стараются мотивировать их для него.
  2. Формирование этой части урока зависит от его типа. Это может быть ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного, практическое применение ранее полученных знаний или выполнение поставленных воспитателем заданий. Проводить занятия можно не только в помещении, но и в саду или другом подходящем месте.
  3. Нужно учитывать, что дети старшей группы заинтересованы в том, чтобы проявить себя наилучшим образом. Поэтому в заключительной части подводят итог сделанного, оценивают успехи, достигнутые детьми.

Важно! Нужно мотивировать детей для лучшего усвоения знаний, подчёркивая их успехи.

В середине урока необходимо провести физкультминутку. Она может быть выполнена в виде дидактической игры. Например, детям даётся задание выполнить определённое количество наклонов.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-po-fyemp-orientirovka-vo-vremeni-dlja-detei-starshei-grupy.html
http://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-femp-starshaya-gruppa.html
http://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-matematicheskogo-soderzhaniya-femp-v-starshih-gruppah

Ссылка на основную публикацию