Использование игр для развития детей с зпр. Сюжетно-ролевые игры для детей с зпр

Сюжетно-ролевые игры для детей с ЗПР

Автор: Ирина Нестерова ✔ 10.03.2017

Нестерова И.А. Сюжетно-ролевые игры для детей с ЗПР // Энциклопедия Нестеровых

В настоящее время остро стоит проблема взаимодействия педагогов и детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения в условиях ДОУ. Работа с детьми с ЗПР и с детьми с нормальным физическим развитием может успешно базироваться на игровых методиках, а именно на использовании сюжетно-ролевых игр. Коррекционная работа посредством сюжетно-ролевой игры позволяет ребёнку с ЗПР успешнее социализироваться и адаптироваться в дошкольном учреждении.

Задержка психического развития

Обычно дети в возрасте от 3 до 4 лет отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Однако, в настоящее время заметно увеличился рост детей с отклонениями в психическом развитии, которые испытывают сложности в общение, в освоение речи, им сложно сосредоточиться, они замкнуты. Все чаще в детском саду встречаются дети с задержкой психического развития, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи специалистов.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций [1].

Ряд отечественных педагогов опираются на очень актуальную в современных условиях классификацию задержки психического развития:

  1. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др.
  2. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.
  3. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Для нее характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы.

У каждого ребёнка с ЗПР проявления задержки психического развития могут быть различными, однако, существует общая классификация, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Проявления задержки психического развития у детей младшего школьного возраста

Дети с ЗПР, как и дети с нормальным развитием, должны иметь возможность получения образования соответствующего уровня.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР обладает рядом особенностей, к числу которых можно смело отнести:

  • необходимость индивидуального подхода,
  • сниженный темп обучения,
  • структурную простоту заданий,
  • повышенную наглядность,
  • регулярный возврат к уже изученному материалу,
  • развитие самостоятельности и активности детей.

Педагог, работающий с детьми с задержкой психического развития, должен осознавать тот факт, что развитие таких детей поддаётся коррекционным воздействиям. Однако для этого требуется постоянное участие воспитателей, психологов и родителей.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР должна строиться на взаимном доверии ребенка и педагога. Также остро стоит необходимость полноценного общения детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся ребят. В современных ДОУ было бы хорошо понимать, что именно от качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР зависит их будущее.

В современных российских условиях проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. В дошкольных учреждениях, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребёнка с ЗПР, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Именно от этого зависит, какими они вырастут.

Читать еще:  Как выбрать детское автомобильное кресло. Дорогое автокресло или бюджетная альтернатива? Категории автокресел для детей

Сюжетно-ролевая игра в ДОУ

Сюжетно-ролевая игра очень сильно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. В современной педагогической науке существует несколько видов сюжетно-ролевых игр для дошкольников. Они представлены на рисунке 2. Все они успешно доказали свою эффективность в образовательном и воспитательном процессах.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых отражаются знания, впечатления, представления ребёнка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Прежде всего, следует обратить внимание на режиссёрские игры. В процессе режиссёрской игры – дошкольник выступает в роли «режиссёр», действующие «актеры» – игрушки, которые изображают различных персонажей.

Не менее интересны сюжетно-ролевые игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Очень часто в условиях ДОУ используются игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Темы берутся из окружающей жизни.

С последние годы вырос интерес к патриотическому воспитанию детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В этой связи большое распространение получили сюжетно-ролевые игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач не потеряли свою актуальность, несмотря на появление множества новых игровых направлений. Так очень хорошо воспринимаются детьми игры в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырёх «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и так далее.

Рисунок 2. Виды сюжетно-ролевых игр для дошкольников

В настоящее время следует выделить тот факт, что сюжетно-ролевые игры являют собой одну из самых актуальных методик в воспитании детей дошкольного возраста. В современной педагогике существует широкий спектр методов и приёмов управления игрой в группах дошкольников.

Руководство игрой бывает прямое и косвенное. К приёмам прямого руководства сюжетно-ролевой игрой относят следующее:

  • включение педагога в игру
  • обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
  • вопросы и просьбы
  • побуждения к высказываниям
  • помощь воспитателя для объединения в игре
  • вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога).

К числу приемов косвенного руководства следует отнести:

  • процесс организации предметно-игровой среды;
  • создание игровую ситуацию;
  • обогащение социального опыта детей через все виды деятельности;
  • вспоминание более подходящих для игры событий, установив их последовательность;
  • игры по ознакомлению с различными профессиями;
  • чтение художественных произведений, драматизация сказок – наблюдение за играми других детей;
  • изготовление детьми атрибутов для игр;
  • оказание помощь взрослого [3].

Сюжетно-ролевые игры и дети с ЗПР

В условиях ДОУ педагоги активно используют сюжетно-ролевые игры. Процесс обучения детей с ЗПР сюжетно-ролевым играм использует следующие приёмы: чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к ней.

Конспект занятия по обучению сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития «Поликлиника»

Надежда егорова
Конспект занятия по обучению сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития «Поликлиника»

Конспект занятия по обучению детей сюжетно – ролевой игре в группе

Компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития подготовительный возраст 3 год обучения

Воспитатель компенсирующей направленности для детей

с задержкой психического развития Егорова Надежда Юрьевна

Цель занятия:

Расширять и уточнять знания детей о профессии «доктор», особенностях работы поликлиники.

Обучающие:

Уточнить знания детей о профессии доктор.

Расширять представления о специальностях врача (лор, окулист).

Формировать представления об особенностях работы поликлиники.

Развивающие:

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Закрепить обобщающее понятие врач окулист, лор, поликлиника.

Развивать интерес к труду взрослого.

Развитие основных психических процессов.

Продолжать формировать у детей основные игровые навыки, соблюдать последовательность действий в игре самостоятельно.

Брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.

Воспитывать уважение к профессии врача.

Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игры.

Закреплять умение вежливого поведения и общения.

Обучение в сотрудничестве.

Халаты, шапочки врача, медицинские карты, таблички с надписью кабинетов, набор игровой «доктор»,

Изготовление атрибутов к игре зеркало для лора, карточки медицинские, таблички с названием кабинетов.

Читать еще:  Новогодние домашние конкурсы для детей и взрослых. Новогодние игры для детей и взрослых дома. Кто не успел…

чтение С. Михалкова «Тридцать шесть и пять», «На прививку»

Просмотр презентации «профессии».

Рассматривание иллюстраций о работе доктора

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Ход занятия:

Ребята, вы скоро все пойдете все в школу. Чтобы хорошо учиться мы должны быть здоровы. кто поможет нам? ответы детей.

В этом домике врачи,

Ждут людей, чтоб их лечить

Всем помочь они готовы,

Отпускают лишь здоровых.

Ответы детей поликлиника.

Поликлиника – это здание, где работают разные врачи, которые лечат глаза, уши, зубы, кости.

В нашей поликлинике будут работать сегодня два врача, а какие вы догадаетесь сами.

Глазки наши сбережет

Капельки для них найдет

По глазам специалист

Добрый доктор (окулист)

Почему могут болеть глаза? Ответы детей.

(много смотрел телевизор, не мыли глаза, играли на компьютере, тереть глаза грязными руками). как будет лечить нас доктор? Проверит зрение на специальных аппаратах,выпишет капли.

Заболело ушко, горлышко болит,

Да ещё вдабавок носик мой сопит.

Что ж придется выписать укол

Сказал мне грустно доктор (лор)

А почему могут заболеть уши?

(не одели шапку на улицу, ковырять уши грязными руками, плохо мыли)

Чем поможет нам доктор лор?

Закапает капли, выпишет рецепт на лекарство, померяет температуру, назначит прогревание.

Мы сегодня пойдем к врачу — окулисту проверять зрение, и лору проверять и лечить уши, горло, нос.

Придя в поликлинику мы сразу идем к врачу?

Нет. В начале мы подходим к регистратуре берем карту.

В регистратуре работает медицинская сестра.

У каждого из нас есть карта медицинская и хранится она в регистратуре поликлинике.

Называем свою фамилию имя.

Мед сестра дает карту и талон к врачу. Мы проходим к кабинету врача и ждем когда нас вызовут.

Врач берет карту и спрашивает: на что жалуетесь.

Ребята, вы знаете как нужно себя вести в поликлинике?

Нельзя бегать, толкаться, громко кричать, потому что рядом присутствуют люди, которые себя плохо чувствуют.

Ребята скажите пожалуйста, какие инструменты нужны для работы лора и окулиста.

Дети выбирают карточки, читают название врачей и с помощью воспитателя выбирают место кабинетов. Теперь нам нужно каждому доктору подобрать необходимые инструменты. Мы с вами делимся на две команды.

На столе лежат инструменты: шпатель, картинки, баночки с витаминами, карандаши бланки рецептов, указка, термометр мазь ватка, зеркало для осмотра горла и ушей, отвертка, расческа, таблички с названием кабинетов врачей, халат, шапочка доктора.

В нашей поликлинике сегодня работают окулист и лор.

Проверяем все ли вы правильно сделали?

А теперь мы начинаем с вами играть.

Нам нужен врач окулист. Лор, и медицинская сестра в регистратуру

Вы меня возьмете в игру?

Ответы детей

Я буду мед. сестрой регистратуре. Выбираются дети на роль докторов, проходят к своим кабинетам.

Конспект занятия «Необычные мячи» по художественно-эстетическому развитию с детьми с задержкой психического развития Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Нетрадиционная.

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений;.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития. Образовательное направление:.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» для детей 6–7 лет Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в подготовительной группе Задачи:- Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской.

Конспект занятия. «Геометрическая головоломандия» (для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) Задачи: Обучающие: — закреплять знания о геометрических фигурах; -развивать внимание, память, мелкую моторику; -воспитывать умение общаться.

Конспект занятия по ФЭМП для дошкольников с задержкой психического развития «Путешествие в лес» «Путешествие в лес» Вводный (организаторский этап) Учитель-дефектолог: -Ребята посмотрите, сегодня к нам пришло письмо. Кто же нам его.

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы с задержкой психического развития «Веточка мимозы для мамы» Конспект занятия по рисованию для детей средней группы с задержкой психического развития на тему «Веточка мимозы для мамы» с использованием.

Читать еще:  Беседа. Проведение бесед на занятиях. Экологические беседы для детей старшей группы в детском саду

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей с задержкой психического развития

Конспект сюжетно-ролевой игры на тему «Магазин» для детей с задержкой психического развития

Возраст детей : 6 -7 лет

Формировать умение творчески отражать в игре полученные знания.

Продолжать умение развивать сюжет и замысел игры

Учить отражать в игре труд пекарей;

Продолжать учить детей использовать в игре предметы — заменители, «действовать» с вооброжаемыми предметами;

Развивать умение обращаться к партнеру как к равному, не подчеркивая своего превосходства. Учить вести диалог;

Учить играть коллективно, не создавая конфликтные ситуации и самостоятельно выходить из них;

Самостоятельно подбирать атрибуты к игре;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о пекарне.

Материал: панно печи, лотки, варежка тряпичная, фартук. Прилавок, халат для продовца, весы, сумки, кошельки, муляжи хлебных изделий. Кукольный уголок, кукольная посуда, куклы, фартуки, юбки и т. д. Панно кабины автобуса, халат доктора, наборы для доктора.

Предметы заменители: тесто, рули, фрукты, овощи, вилки, булочки.

Вооброжаемые предметы: вода, мука, соль, огонь.

1. Введение в игру (загадывание загадки)

— Мешают меня руками,

Обжигают меня огнем,

Режут меня ножом,

И едят меня потом. (хлеб)

— А хотите сами выпекать и продавать хлеб? Давайте поиграем.

2. Планирование игры, распределение ролей.

— Где выпекают хлеб? (ответы детей)

— Кто работает в пекарне?

— Кто будет пекарем?

— Что делает пекарь?

— Что ему для работы надо?

— Кто помогает пекарю?

— как думаете что делают помощники пекаря?

— Кто хочет быть поморником пекаря?

— Я тоже буду помощником пекаря.

— Подготовьте пекарню к открытию.

— Куда везут хлеб, когда его испекли?

— Кто работает в магазине?

— Кто будет продавцом?

— Что делает продавец?

— Что надо для работы продавцу?

— Подготовьте магазин к открытию.

— На чем привозят хлеб из пекарни в магазин?

— Кто водит машину?

— Кто будет водителем?

— Что делает водитель?

— Что ему для работы надо?

— Подготовьте машину к работе.

— Что такое семья?

— Кто хочет быть мамой? Папой?

— Чем занимается мама? Папа?

— Кто еще есть у мамы и папы?

— Кто хочет быть сыном? дочкой?

— Что делают сын? дочь?

— Занимайте свой дом.

— Если кто-то травмируется на работе или заболеет, то куда надо

— Кто работает в больнице?

— Кто будет доктором?

— Чем занимается доктор?

— Что ему для работы надо?

— Кто помогает доктору лечить людей?

— Кто будет медсестрой?

— Что делает медсестра?

— Что ей для работы надо?

— Подготовьте больницу к приему больных?

3. Самостоятельная игровая деятельность детей.

При затруднении детям оказывается помощь в виде: наводящих

вопросов, например: (где будем месить тесто, где разложим

выпеченный хлеб, где возьмем воду и т. д.) ; словесной инструкцией

игровых действий, прямой показ игровых действий.

4, Итог: — В какую игру мы сегодня играли?

— Кто был пекарем? Продавцом? Доктор? и т. д.

— Тебе понравилось быть пекарем? У тебя все получилось? и

— Мы с вами сегодня испекли много хлебобулочных изделий:

булочек, пирожных, и давайте устроим пир. (угощение

  • Юдаева Оксана Валериевна
  • Написать
  • 2147
  • 07.10.2016

Номер материала: ДБ-242465

  • 07.10.2016
  • 1842
  • 07.10.2016
  • 1062
  • 07.10.2016
  • 325
  • 07.10.2016
  • 3322
  • 07.10.2016
  • 653
  • 07.10.2016
  • 5618
  • 07.10.2016
  • 1090

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://odiplom.ru/lab/syuzhetno-rolevye-igry-dlya-detei-s-zpr.html
http://www.maam.ru/detskijsad/syuzhetno-rolevaja-igra-dlja-detei-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija-poliklinika.html
http://infourok.ru/konspekt-syuzhetnorolevoy-igri-dlya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-1242736.html

Ссылка на основную публикацию