История утюга…. История утюга в картинках, загадках, стихах и заданиях для детей и взрослых

Путешествие в прошлое утюга
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой ключик»

Путешествие в прошлое утюга (экскурсия–занятие)

Подготовила и провела

Задачи:
1. Обогащать представления детей о многообразии утюгов;
2. Знакомить с историей создания утюга;
3. Развивать речь детей, обогащать словарь: «рубель», цельнолитой чугунный утюг, углевой утюг, электрический утюг, электрический паровой утюг;
4. Способствовать развитию воображения, фантазии;
5. Воспитывать внимание, усидчивость.

Материалы: утюги: цельнолитой, углевой, электрический; картинки с изображением утюгов разных видов, карточки для работы с системным оператором, системный оператор (волшебный экран), кольца Луллия «Целое-части»

— Ребята, я для вас приготовила загадку.
— Послушайте и попробуйте отгадать:
«В полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать».
— О чем говорится в загадке? (об утюге)
— Ребята, я хочу пригласить вас на выставку, на которой представлены утюги.
— Давайте их внимательно рассмотрим.
— Какие утюги вы видите? (разные)
— Действительно, утюги разные. Какие они? (сделанные из разных материалов, электрические и не электрические).
— Какими из этих утюгов мы пользуемся сейчас с вами? (показ)

— Дети, а вы знаете, как появились первые утюги? (нет)
— А хотели бы узнать? (да)
— Для того чтобы узнать об истории появления утюгов, нам нужно отправиться в путешествие. И путешествовать мы будем во времени.
— На чем бы вы хотели отправиться в прошлое? (ответы)
— Тогда в путь!

— Сейчас я расскажу вам историю. Послушайте:
«Когда то давным-давно, когда не было ваших родителей и даже ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху плоским камнем и оставляли на некоторое время».

— Как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда под тяжелым камнем? (нет)

«Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье. Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. Такое гладильное приспособление называлось «рубель». Мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами».

— Хорошо ли разглаживалось белье таким способом? (нет)
— Ребята, я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки.

«А время шло вперед и люди заметили, что одежду хорошо разглаживает тяжелый предмет, к тому же горячий. Тогда и появился первый цельнолитой утюг из чугуна. (показ утюга) Такой утюг разогревали на открытом огне, и он был очень тяжелым. Такое глажение так же доставляло неудобства.
Люди значительно усовершенствовали цельнолитые утюги. И придумали угольный утюг . (показ утюга) Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать».

— Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет)
— Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду)

«Изготавливали такие утюги вручную, при литье их украшали орнаментом, и стоили они очень дорого. Наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения, и он с гордостью демонстрировался гостям».

Читать еще:  Основные принципы цветотерапии для детей. Семинар-практикум «Влияние арт-терапии на познавательно- речевое развитие дошкольников

«Но время стремительно летело вперед. Человек стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Это были простейшие электрические утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно контролировать температуру нагревания. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги называют паровые».

— Интересная история? (ответы)
— Вы внимательно меня слушали, и я предлагаю вам, немного отдохнуть и вернуться в настоящее время.

Физкультминутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево (вращение головой).
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет (вращение прямых рук).
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим (руки вверх – в стороны).
Повороты вправо – влево,
Плавно производим (повороты туловища).
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол (наклоны).
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки.

Знакомство детей с историей возникновения утюга

Лариса Байкина
Знакомство детей с историей возникновения утюга

Цель: Знакомство детей с историей возникновения утюга.

• Воспитывать уважительное отношение к предметам старины;

• Воспитывать дружеские отношения между детьми;

• Развивать познавательный интерес;

• Развивать психические процессы – память, речь, внимание;

• Учить устанавливать причинно-следственные связи;

• • Учить устанавливать сериационный ряд из предложенных картинок

(от самого древнего до современного)

Ход занятия:

Организационный момент «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Влево- вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Начинаем день с улыбки –

Всё получится у нас!

Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.

Давайте побеседуем. Знаете ли вы, как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия) Слайд № 2

Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина. А, что означает слово

(Это, где мы с вами живём, наша страна, город, мама, папа, моя семья, мой детский сад, мои друзья) .

Родина наша – это страна,

Очень и очень большая она

Родина наша – это наш дом,

Где мы с вами вместе живём.

Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень.

Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас с вами живём, ни больших сёл. Были только густые да дремучие леса, (Слайд №3)

чистые реки (Слайд №4, просторные поля, (Слайд №5) в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

А по берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные маленькие избы. (Слайд №6) В которых жили наши предки – мирные трудолюбивые люди. Занимались хозяйством – разводили живность, выращивали хлеб и овощи. Посуда и орудия труда для ведения хозяйства были сделаны своими руками. Как вы думаете, где в наше время можно встретить старинные вещи?

В: Кто из вас был в музее?

В: Что вы там видели?

В: Какие предметы вам запомнились?

В: Я вам предлагаю посетить музей В: А как же можно попасть в этот музей, не выходя из детского сада?

В: Мы сейчас переместимся в музей с помощью нашего экрана.

Воспитатель: Добро пожаловать в мой музей. В моём музее хранятся вещи, которыми пользовались ваши прадедушки и прабабушки. Это туески, глиняные горшки, кадки, маслобойки, прялки, жернова, керосиновые лампы, утюги, одежда и многое другое … Они были очень мастеровыми людьми и все инструменты, посуду делали своими руками. А женщины сами ткали и шили одежду.

В музей ходят и взрослые, и дети, чтобы узнать новое из жизни наших предков. И вы тоже что – то новое должны сегодня узнать. А о чём я вам расскажу, узнаете, если отгадаете загадку:

Читать еще:  Развитие 10 месячного ребенка что должен уметь. Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым. Поводы для беспокойства на десятом месяце

В полотняной стране,

По реке Простыне

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

Воспитатель: Что это такое, ребятки? На экране нам подсказки, посмотрите.

(Дети выбирают правильный ответ)

В: Правильно, молодцы. Давайте сядем поудобнее и приготовимся слушать, что же интересного можно узнать об утюге.

С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно.

Именно для этой цели был изобретен утюг. Самым первым утюгом был плоский тяжелый камень, на него расстилали влажную одежду, а сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания.

• Какой, ребята, первый был утюг?

• Как им пользовались?

• Что хорошего в том, что был такой утюг?

Вывод: Хорошо, что люди уже додумались, что надо гладить одежду, да. И что в выглаженной одежде человек выглядит опрятнее. Пользовались такими камнями для выглаживания одежды, но он показался им неудобным и придумали новый, поудобнее.

В России появились первые деревянные утюги, которые назывались «Рубель». Это небольшая палка с ровным круглым сечением.

• А как же можно гладить таким утюгом?

(Ответы детей)

• Они накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. (Дети пробуют это сделать) .

Воспитатель: Таким утюгом было лучше гладить,чем камнем?

Вывод: Хорошо, что рубель лёгкий, его можно переносить, а камень он тяжёлый. Но со временем и этот утюг стал казаться неудобным И придумали люди новый.

Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи.

Для особо знатных особ изготавливали утюги разных форм: дракон, петушок, узорный.

В: Кто попробует найти угольный утюг из предложенных картинок.

В: Ребята, правильно ли выбрал

Так как утюг с углями не очень удобен, а почему он не удобен? Kюди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, нагревали, а потом гладили.

В: А теперь найдите тот утюг, о котором я только, что рассказала.

Давайте вспомним, как же этим утюгом гладили?

Хорошо – плохо. (Почему хорошо, а почему плохо)

Как, по- вашему, удобно было гладить таким утюгом?

Было тоже неудобно гладить – каждый раз надо нагревать, он был очень тяжёлый

Человек постоянно стремился облегчить свой труд. И придумал электричество. Так появился электрический утюг. Сначала простейший, затем такой, как сейчас.

Наверное, современные утюги все узнают. Посмотрите, раньше они были простые, просто нагревались, приходилось каждый раз доставать из розетки, потому что сильно нагревалось, а регулировать их по температуре нельзя, поэтому можно было обжечь ткань.

А сейчас утюги – очень красивые, и главное – удобные. Они и температуру регулируют, паром обдают. Гладить удобно и ткань хорошо выглаживается.

Вы узнали сегодня что-то новое или всё это вы уже знали?

А теперь я проверю запомнили ли вы историю утюга. Мы попробуем сейчас восстановить «ленту времени». «Лента времени», значит, нам надо выложить историю утюга от начала до конца А проще говоря, что было раньше, что было потом.

Коллаж «История утюга»

В: Вот такая лента времени у нас получилась. Вам нравится она?

Теперь у на появилась новая игра «История утюга»

Ну а теперь, ребята, подойдите ко мне и возьмите себе смайлики. Если вам понравилась наше занятие, и вы узнали много интересного – возьмите улыбающиеся смайлики. Ну а если вам не понравилось или вам что-то не понятно, берите грустного смайлика. Вставайте в круг и посмотри на ваши смайлики.

Читать еще:  Чем интересен возраст ребенка от года до двух лет

Прикреплённые файлы:

«Матрешка». Пластилинография. Знакомство с историей создания русской матрёшки Задачи: — Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии. — Закрепить понимание.

Фотоотчет. Музей «Культура и быт наших предков» в нашей группе (по проекту «Знакомство с историей родного края») В нашей группе мы с ребятами организовали небольшой музей, посвященный культуре и быту наших прапрадедушек. Без помощи родителей нам, конечно,.

Фотоотчет. Посещение музея «Город мастеров» совместно с родителями (по проекту «Знакомство с историей родного края») В прошлом году мы с ребятами и родителями посетили наш местный музей «Город мастеров» в городе Городец. Ребят очень заинтересовала жизнь.

Конспект НОД с использованием ЭОР «Знакомство с историей хохломской росписи» (старшая группа) Структурное подразделение «Детский сад № 6» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы.

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Знакомство с историей села» Автор конспекта: воспитатель МБДОУ «Кинзельский детский сад» Сярдина Л. М. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с родным селом,.

НОД. Знакомство детей 6–7 лет с историей шахмат. Конспект занятия кружка по обучению детей игре в шахматы для детей 6-7 лет Цель: познакомить детей с историей шахмат Задачи: Обучающие:.

Перспективный план работы «Знакомство с историей России, Тульского края, города Тулы» (вторая младшая группа) Перспективный план работы по теме «Знакомство с историей России, Тульского края, города Тулы» 2 младшая группа. СЕНТЯБРЬ 1. Познание » День.

Совместное знакомство с историей родного города и края родителей и детей. Консультация для родителей Совместное знакомство с историей родного города и края родителей и детей. Уважаемые родители! Мы с вами говорим о том, что семья играет.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Электроприбор. Жизнь утюга» ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Закрепить знания по теме: «Электроприборы». 2. Познакомить с историей утюга. 3 Упражнять детей в диалогической речи.

Знакомство дошкольников с историей страны. Герб, флаг, гимн России. Тема: История России. Символика страны — герб, флаг, гимн. Цель: Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Задачи:.

Утюг: от каменного века до наших дней

Любая хозяйка подтвердит, что стирка белья не так утомительна, как его глажка. После стирки – ручной или машинной – белье нужно гладить.
Об эволюции утюга мы и расскажем сегодня. Как история парохода немыслима без упоминания плота, так и история утюга будет неполной без краткого рассказа о его предках.
Самым давним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.
Древние римляне гладили свои туники и тоги при помощи металлического молотка: морщины из одежды просто выбивались многократными ударами. На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся «вальком», «качалкой» или просто «скалкой», и рифленой доски, имевшей множество названий — «рубель», «ребрак», «пральник».

Высушенное белье наматывалось на «качалку» и каталось по столу «рубелем».

Гладим, значит нагреваем

Жаровня с углями

Тем не менее, до открытия спасительных свойств электричества ждать было еще долго, поэтому оставалось только совершенствовать все тот же принцип: разогрев металла посредством углей внутри или огня снаружи.

«Разгорелся наш утюг…»

Когда-то знаменитый советский шансонье Леонид Утесов пел веселые куплеты, в которых были слова про «разгоревшийся утюг». Действительно, в еще в середине прошлого века можно было встретить так называемые «углевые» или «духовые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку.

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/03/puteshestvie-v-proshloe-utyuga
http://www.maam.ru/detskijsad/znakomstvo-detei-s-istoriei-vozniknovenija-utyuga.html
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43829494781

Ссылка на основную публикацию