Как мысли матери отражаются на её здоровье и ребенка. Психосоматика. Что это? Как взаимодействуют поля родителей и детей, влияние поведения родителей на здоровье ребенка

Содержание

Психосоматика у детей:
находим глубинные причины болезни

Довольно часто родители сталкиваются с тем, что ни врачам, ни диагностам не удается установить истинную причину болезни ребенка. Другая ситуация — длительное лечение, которое не приводит к выздоровлению. Доктора говорят, что «это хроническое», и выписывают очередной рецепт на таблетки или уколы. Прервать замкнутый круг может психосоматическая медицина, которая позволит установить истинные глубинные причины недуга и подскажет, как ребенка вылечить.

Что это такое?

Психосоматика — это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина. Да и сегодня многие практикующие врачи уверены, что на процесс выздоровления, к примеру, после хирургической операции, напрямую влияет настроение больного, его вера в лучший исход, его состояние духа.

Наиболее активно эта связь начала изучаться врачами еще в начале XIX века, большой вклад в это изучение внесли в середине XX века врачи из США, России, Израиля. О психосоматическом заболевании сегодня доктора говорят в том случае, если подробное обследование ребенка не показало каких-либо физических причин, которые могли бы способствовать развитию его заболевания. Причин нет, а болезнь есть. С точки зрения психосоматики, рассматривают и неэффективное лечение. Если все назначения врача выполняются, препараты принимаются, а болезнь не отступает, то это тоже может быть свидетельством ее психосоматического происхождения.

Специалисты-психосоматы рассматривают любую болезнь, даже острую, с точки зрения прямой связи между душой и телом. Они считают, что у человека есть все необходимое для того, чтобы выздороветь, главное — осознать глубинные причины недуга и принять меры к их устранению. Если выразить эту мысль в одной фразе, то получится знакомое всем утверждение – «Все болезни от нервов».

Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

  • Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
  • Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.
  • Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
  • Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.

Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?

Ответ на этот вопрос однозначен — любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, порой у малышей стирается грань между вымышленным и реальным. Кому из родителей не приходилось хоть раз замечать, что ребенок, который очень не хочет по утрам идти в садик, чаще болеет? А все потому, что болезнь он создает сам, она необходима ему, чтобы не делать то, чего так не хочется — не идти в детский сад.

Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками. Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно. Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это — лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины.

Прежде чем их искать, нужно обратить внимание на индивидуальные качества ребенка, на его характер, на манеру его реагирования на стрессовые ситуации.

Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:

  • не умеют справляться со стрессом;
  • мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
  • находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
  • находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;
  • не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
  • боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
  • не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
  • болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
  • не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
  • склонны к частым депрессиям.

Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком. На развитие болезни же влияет продолжительность эмоции или переживания, а потому опасна долгая депрессия, а не одноразовая апатия, опасен длительный страх, а не минутное состояние. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.

Как найти причину?

Все без исключения болезни, по утверждениям известных мировых психосоматов (Луизы Хей, Лиз Бурбо и других), строятся на пяти основных ярких эмоциях:

Читать еще:  Правильное купание ребенка. Время купания ребенка. Как и чем лучше обрабатывать ребенка после купания

Рассматривать их нужно в трех проекциях — как ребенок видит себя (самооценка), как ребенок видит окружающий мир (отношение к событиям, явлениям, ценности), как ребенок взаимодействует с другими людьми (наличие конфликтов, в том числе и скрытых). Нужно установить доверительные отношения с ребенком, постараться вместе с ним выяснить, что же его волнует и тревожит, что огорчает, есть ли люди, которых он не любит, чего он боится. Помочь в этом могут детские психологи, врачи-психотерапевты. Как только обрисуется приблизительный круг эмоций ребенка, можно приступать к прорабатыванию глубинных причин.

Некоторые популярные авторы (та же Луиза Хей) составили психосоматические таблицы, чтобы облегчить задачу. В них указаны заболевания и наиболее распространенные причины их возникновения. Однако слепо доверять таким таблицам нельзя, ведь они довольно усредненные, составленные зачастую при наблюдении за небольшой группой людей со сходными симптомами и душевными переживаниями.

Таблицы не учитывают личности и индивидуальности вашего ребенка, а это очень важный момент. Поэтому с таблицами желательно ознакомиться, но анализ ситуации лучше провести самостоятельно или обратиться к специалисту в области психосоматики — сейчас и такие есть.

Следует понимать, что если болезнь уже проявилась, она очевидна, то путь пройден очень большой — от мысли до эмоции, от создания ошибочных установок до превращения этих установок в неправильный образ мышления. А потому процесс поиска может быть достаточно долгим. После того как причина будет найдена, придется поработать надо всеми изменениями, которые она вызвала в организме — это и будет процесс лечения. О том, что причина найдена правильно и процесс излечения начался, будет свидетельствовать улучшение общего состояния, снижение симптоматики. Родители практически сразу обратят внимание на позитивные изменения в самочувствии малыша.

Развитие заболевания

Нужно понимать, что сама по себе мысль не вызывает приступ аппендицита или появление аллергии. Но мысль дает импульс к мышечному сокращению. Эта связь понятна всем — головной мозг дает команды мышцам, приводя их в движение. Если у ребенка внутренний конфликт, то одна мысль будет говорить ему «действуй» и мышцы будут приводиться в готовность. А другая (конфликтующая) эмоция будет говорить «не надо так делать» и мышца застынет в состоянии готовности, не совершая движения, но и не возвращаясь в исходное спокойное состояние.

Этот механизм достаточно примитивно может объяснить, почему формируется заболевание. Речь идет не только о мышцах рук, ног, спины, но и о маленьких и глубоких мышцах внутренних органов. На клеточном уровне при длительном таком спазме, который практически не ощущается, начинаются метаболические изменения. Постепенно напряжение передается и соседним мышцам, сухожилиям, связкам, и при достаточном накоплении наступает момент, когда самый слабый орган не выдерживает и перестает функционировать так как положено.

Мозг «сигнализирует» не только мышцам, но и железам внутренней секреции. Известно, что испуг или внезапная радость вызывают усиление выработки надпочечниками адреналина. Таким же образом и другие эмоции влияют на баланс гормонов и секреторных жидкостей в организме. При дисбалансе, который неизбежен при длительном воздействии на определенный орган, начинается болезнь.

Если ребенок не умеет «сбрасывать» эмоции, а только накапливает их, не высказывая, не делясь своими мыслями с окружающими, скрывая от них свои настоящие переживания, боясь быть непонятым, наказанным, осужденным, то напряжение доходит до определенной точки, и выбрасывается в виде болезни, ведь выход энергии нужен в любом виде. Очень убедительно выглядит такой довод — два ребенка, которые живут в одном городе, в одной и той же экологической обстановке, которые питаются одинаково, имеют одинаковый пол и возраст, не имеют врожденных болезней, болеют почему-то по-разному. Один за сезон ОРВИ переболеет до десяти раз, а другой не заболеет ни разу.

Таким образом, влияние экологии, образа жизни, питания, состояния иммунитета — не единственное, что влияет на заболеваемость. Ребенок с психологическими проблемами заболеет несколько раз в году, а малыш без таковых проблем — не заболеет ни разу.

Не совсем очевидной пока для исследователей является психосоматическая картина врожденных заболеваний. Но большинство специалистов в области психосоматики рассматривают такие недуги как следствие неправильных установок и мыслей женщины во время беременности и даже задолго до ее наступления. В первую очередь важно понимать, как именно женщина воспринимала детей до беременности, какие эмоции у нее вызывал плод во время беременности, а также как она в это время относилась к отцу ребенка.

У гармоничных пар, которые обоюдно любят и ждут своего малыша, гораздо реже дети страдают врожденными заболеваниями, чем в семьях, где мама испытывала неприятие папиных слов и поступков, если регулярно задумывалась о том, что и беременеть-то вовсе не стоило. Мало кто из мам, воспитывающих детей-инвалидов, детей с тяжелыми врожденными недугами готовы признаться даже самими себе, что были и негативные мысли, и скрытые конфликты, и страхи, и неприятие плода в некоторые моменты, может, даже были мысли об аборте. Вдвойне трудно потом осознать, что ребенок болен из-за ошибок взрослых. Но помочь облегчить его состояние, улучшить качество жизни мама все-таки может, если наберется мужества проработать глубинные причины заболевания малыша.

Возможные причины некоторых заболеваний

Как уже говорилось, причины следует рассматривать только с учетом характера и особенностей данного конкретного ребенка, его семейной обстановки, отношений между родителями и малышом, и других факторов, которые могут оказывать влияние на психику и эмоциональное состояние ребенка. Мы же приведем лишь несколько диагнозов, наиболее изученных психосоматическим направлением медицины с возможными причинами их возникновения: (для описания использованы данные нескольких диагностических таблиц — Л. Хей, В. Синельникова, В. Жикаренцева):

Достаточно часто аденоидит развивается у детей, которые чувствуют себя нежеланными (подсознательно). Маме стоит вспомнить, не испытывала ли она желания сделать аборт, не было ли разочарования после родов, послеродовой депрессии. Аденоидами ребенок «просит» любви и внимания, а также призывает родителей отказаться от конфликтов и ссор. Чтобы помочь малышу, нужно изменить отношение к нему, удовлетворять его потребности в любви, разрешить конфликты со второй половиной.

Лечебная установка: «Мой малыш желанный, любимый, он всегда был нам необходим».

Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?

Влиянию деструктивных семейных отношений на возникновение у детей и подростков психосоматических заболеваний посвящено немало работ, написанных ведущими психологами как нашей страны, так и зарубежья.
Так, Н.Д. Линде тесно связывает появление аллергии у ребенка с эмоциональной холодностью его матери.
А.Я. Варга описывала случай, когда «коалиция по вертикали» бабушки и внука (проводившей затяжную войну с зятем) в итоге также привела к заболеванию ребенка.

Но сейчас я хочу рассказать о крайне интересном, на мой взгляд, исследовании А.А. Лифинцевой и А.Б. Холмогоровой, опубликованном в журнале «Консультативная психология и психотерапия» (№1, 2015 год), причем постараюсь донести информацию (учитывая, что многие наши читатели не владеют профессиональной терминологией) — как можно более простым языком.

При этом под:
психосоматическим расстройством понимаются как патологические телесные симптомы, так и функциональные и органические нарушения органов и систем, возникающие у индивида под влиянием запредельных для него социально-стрессовых факторов. (А.А. Лифинцева, А.Б. Холмогорова)

Читать еще:  Фотогалерея. Игрушки для развития мелкой моторики рук. Меню и питание ребенка

Как отмечают авторы статьи, вначале, под влиянием сильного длительного эмоционального стресса, у ребенка появляются:
— депрессия, подавленное настроение, нарушение адаптации (1-ый уровень психосоматики);
— затем возникают нарушения функций органов, но еще не имеющие выраженной патологии (то есть — при обследовании в поликлинике — диагноз: здоров) — анорексия или булимия (резкая потеря или набор веса), нарушение координации движений, частичная потеря речи, нарушение чувствительности кожи, частичная глухота или слепота, недержание мочи и кала (2-ой уровень);
— далее — тяжелые телесные заболевания — экзема, псориаз, крапивница, а также астма, гастрит, язвенная болезнь и др. (3-ий уровень)

В исследовании приняли участие 184 ребенка со 2 стадией психосоматики (функциональные нарушения), 182 — с 3-ей стадией (органические заболевания), и 100 условно здоровых ребенка, а также родители детей всех трех групп. Возраст детей — 5-10 лет.

Проверялась гипотеза о таких возможных причинах возникновения заболеваний, как: дисфункция семейной системы, индуцирование эмоций (напоминание прошлых ошибок), запрет на выражение ребенком эмоций и чувств (в том числе — позитивных), сверхконтроль со стороны матери, инверсия семейных ролей (передача членами семьи своих обязанностей друг другу), а также устаревшие семейные установки и правила.

Метод исследования: тестирование. Основные методики, которые были использованы:

1. Проективный тест «Моя семья» (автор — Хоментаускас) — по этому рисунку можно определить характер, эмоции и чувства ребенка, а также выявить стиль семейных взаимоотношений.

Ребенку дают лист бумаги, карандаши, и дают простую инструкцию «Нарисуй свою семью».
Здесь я не буду приводить полную интерпретацию этого теста, скажу лишь, что он весьма информативен и может многое рассказать о видении ребенком своей семьи и о своем месте в ней.
Так, сила нажима карандаша и размер фигуры говорит о том, насколько значим этот член семьи для ребенка. И чем ближе расположен к ребенку взрослый — тем он эмоционально более приемлем ему (на картинке (взятой из интернета)- более значимы — мама и папа, а эмоционально ближе девочке — папа)


В проведенном исследовании — для детей со 3-ей стадией психосоматики — наиболее авторитетной оказалась бабушка (смещение ролей), для группы со 2-ой стадией (имеющие функциональные нарушения) — бабушка и папа. Наиболее эмоционально близка (для обеих групп) — мама.
Сиблинги (братья и сестры) были исключены детьми обеих групп (то есть — их просто не рисовали)

2. Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса)
Тест заполнялся родителями и показал, что, в отличие от семей со здоровыми детьми, в семьях с детьми 2-ой и 3-ей групп преобладает стиль воспитания с гиперпротекцией ребенка (все силы и время родителей — ему), отмечается недостаточность требований — обязанностей к нему и требований — запретов, а также минимальность санкций, которые бы применялись к ребенку в случае его проступка.

То есть, ребенок с психосоматикой становится «объектом гиперопеки» со стороны всех членов семьи, у него — минимум обязанностей и вседозволенность.
Взрослея, такой малыш становится эгоцентричным, имеет проблемы в отношениях со сверстниками (ведь его все больше изолируют от них — чтобы не «подхватил инфекцию»)

Сила протекции родителями ребенка в обеих группах напрямую связана с тем, какой стиль воспитания те сами получали в семье родителей. Им самим не позволяли принимать решения самостоятельно, вторгались в их личную жизнь («я знаю — как тебе будет лучше»).

3. Опросник родительской связи PBI (в адапт. Калины и Холмогоровой) показал, что среди больных детей преобладают малыши с «избегающим» типом привязанности к матери (когда ее — «вроде и нет») — в том случае, если мать сама испытывает фобию утраты ребенка — 53% всех детей.
Второй тип привязанности — «амбивалентная» — когда ребенок оскорбляет или подчеркнуто игнорирует мать — у 39% детей. Здесь прямая корреляция с неразвитостью родительских чувств у самой матери (поверхностный интерес к делам ребенка, а также — когда мать всеми силами стремится устроить свою личную жизнь)

4. Тестирование с помощью «Опросника привязанности подростков к родителям и друзьям» Армсдена и Гринберга показало, что у больных детей обеих групп происходит одновременное сочетание высокого уровня доверия к родителям — и отчуждение (гнев), вероятно — вызванные и стремлением к самостоятельности, автономии от родителей — и страхом обретения ее.

5. Данные опросника СЭК «Семейные эмоциональные коммуникации» ( Холмогоровой и Воликовой) рассказали, что в семьях с детьми, имеющими функциональную дисфункция (2 группа психосоматики) родители и излишне критикуют ребенка (считая, что тот — не болеет, а уклоняется от своих обязанностей (напр. просто не хочет идти в школу) ,»прикидывается»)- и внушают ему чувство тревоги за будущее.

В третьей группе — наоборот — идет сочетание чрезмерной заботы и тревоги за ребенка.

В обеих группах родители возлагали на детей излишне высокие надежды, требовали абсолютного послушания, запрещали выражать любые эмоции.

По мнению исследователей, деструктивный стиль воспитания детей, который приводит к возникновению психосоматических нарушений различной тяжести, характеризуется:
1. В аспекте стратегий воспитания — снижение к ребенку уровня требований, изоляция от сверстников, излишняя протекция и забота.
2. В сфере внутрисемейных коммуникаций — постоянная трансляция ребенку своей тревоги, фиксация внимания лишь на негативных ситуациях, запрет на выражение любых чувств, недовольство ребенком и обесценивание его.
3. Инверсия семейных ролей (часто-доминирует бабушка, а отец исключается из процесса воспитания)
А Вы как думаете, дорогие мои коллеги и читатели? Поделитесь своим мнением в комментариях, пожалуйста.

Детская психосоматика – когда за ребенка говорит его тело

Рождение малыша — это всегд�

Миогимнастика — естественный способ исправить прикус

Хотите чтобы со здоровьем р

Почему важны молочные зубы?

Одно из распространенных з�

В чем опасность преждевременного удаления молочных зубов

Не один раз мы обращали вни�

Об этом «звере», под названи�

Современная анестезия в стоматологии

В современной стоматологии

Психосоматика в целом и детская психосоматика в частности – это новое направление в традиционной медицине, которое изучает взаимосвязь телесной болезни и психологических проблем человека. То есть считается, что в некоторых случаях заболевания появляются не по объективным причинам, а вследствие сильных душевных переживаний, моральных травм, подавленных эмоций, сильного влияния стрессовых ситуаций на человека.

Ребенок, подросток с его тонкой душевной организацией, слабыми защитными психологическими механизмами и неокрепшей психикой подвергается воздействию негативных внешних влияний сильнее, чем взрослый. Такие болезни, которые возникают как результат подавленных эмоций и переживаний, называются психосоматическими. Можно сказать, что это способ, которым наше тело сигнализирует о проблемах души. Организм пытается посредством внешних проявлений – постоянных болезней, подать сигнал о том, что что-то плохое происходит с ним на эмоциональном плане. Если ребенок часто болеет, и, казалось бы, причин для этого нет – и кушает хорошо, и одеваем тепло, и на свежем воздухе часто бывает, родителям следует задуматься о том, а все ли хорошо и спокойно у ребенка в душе.

Читать еще:  Новогодние вечеринки для детей и их родителей. Новогодняя вечеринка дома

Причины возникновения психосоматических заболеваний у детей.

Наибольшее негативное влияние на здоровье ребенка оказывает подавление эмоций, особенно негативно окрашенных.

Спектр этих подавляемых эмоций намного шире, чем у взрослых. Ребенок вынужден подавлять страх, а бояться в этом мире можно много чего, особенно, если тебе всего 5-10 лет. Если малыш хорошо воспитан, он вынужден соответствовать тому образу, который создали для него родители – «просто ангел», «золотой ребенок», «какой воспитанный молодой человек» и так далее. Согласитесь, когда у тебя такая роль, достаточно трудно позволить себе плакать, кричать, ныть, выражать недовольство, перечить взрослым, да просто говорить «не хочу, не буду, не вкусно» – проявлять негативные эмоции любого уровня. Ведь такое «плохое поведение» обязательно расстроит маму и папу, приходится все свое недовольство молча «проглатывать». Особенно важное табу для ребенка – плохое поведение в присутствии посторонних людей.

Также очень важным фактором, который формирует эмоциональный фон ребенка, является связь с матерью и качество этой связи.

Мама заменяет собой всю социальную среду для малыша как минимум до трех лет, а если ребенка не отдают в садик, то и дольше. В зависимости от поведения матери, степени ее занятости и привязанности к ребенку, эта среда может способствовать не только развитию маленького человечка, но и травматизации его неокрепшей психики. Если поведение мамы не соответствует возрастным потребностям ребенка, это часто приводит к таким последствиям, как многочисленные рецидивирующие болезни.

Самым простым и привычным фактором негативного влияния является занятость мамы, нехватка у нее времени на ребенка. Что делает организм малыша в ответ на то, что его обделили лаской и вниманием? Правильно, заболевает. Вот тогда мама уже вынуждена откладывать все дела в сторону и заниматься ребенком. То есть организм ребенка, не получив требуемое внимание от матери «добровольно», создает ситуацию, при которой получает требуемое.

Иногда частые болезни у ребенка возникают по абсолютно противоположной причине – из-за чрезмерной опеки матери.

Это тоже логично. Мать «душит» ребенка своей любовью, формирует страх перед окружающим миром. Страх подавляется, и возникают болезни.

Также весьма негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка вседозволенность и разрешение или требование родителей быть слишком самостоятельным.

Когда ребенок не в состоянии освоить такую свободу, не знает что с ней делать, у него возникает чувство вины перед родителями за то, что он не оправдал их ожидания.

Чрезмерные требования, которые предъявляются ребенку, и большая нагрузка также могут стать причиной стрессов и, как следствие, болезней.

Когда ребенка записывают на многочисленные кружки и секции практически с младенчества, требую от него хотя бы средней успеваемости в школе и примерного поведения, такой груз ответственности может стать для него непосильным.

Что и проявляется проблемами со здоровьем

Ссоры в семье, если при них присутствует ребенок, являются для него большим эмоциональным потрясением. Ведь кричат и ругаются, «плохо себя ведут» самые близкие для малыша люди. Он чувствует страх, неуверенность в своем будущем, незащищенность и уязвимость. И даже если родители через час помирились и забыли о ссоре, ребенок еще долго находится в стрессовом состоянии, которое отражается на его здоровье. А также ребенок будет подсознательно ждать повторения конфликта в будущем, и пытаться «отвлечь» внимание родителей на себя посредством заболеваний.

Все эти подавленные эмоции и страхи, психоэмоциональная напряженность могут выражаться возникновением у ребенка хронических, системных или рецидивирующих заболеваний или обострением уже имеющихся проблем со здоровьем.

Детская психосоматика толкует некоторые заболевания таким образом:

  1. Тонзилит – это проявление того, что ребенок не может или не смеет высказать свое мнение, проявить свои способности.
  2. Аденоидит является признаком того, что ребенок считает или чувствует себя не востребованным, не нужным, бесполезным.
  3. Конъюктивит говорит о том, что ребенок больше не хочет или не может смотреть на то, что происходит вокруг него.
  4. Острые респираторные вирусные инфекции часто возникают у детей, на которых возлагаются слишком большие надежды, если ребенок чувствует, что не оправдал ожиданий родителей.
  5. Насморк является признаком часто сдерживаемого плача, обиды.
  6. Бронхит и кашель – это признаки боязни выразить свои чувства и эмоции перед мамой и папой, высказать то, что беспокоит.
  7. Аллергия – невозможность избавиться от источника постоянного раздражения или неудобства.
  8. Анемия свидетельствует о том, что ребенок не чувствует уверенности в себе, в своих силах, ощущает недостаток радостей и приятных эмоций.

Конечно, далеко не все детские болезни являются следствием подавленных страхов, негативных эмоций и душевных проблем.

Однако, если какая-то проблема со здоровьем возникает регулярно, стоит задуматься – а не является ли она психосоматическим заболеванием. Такие болезни очень часто трудно поддаются медикаментозному лечению. Ведь лечатся симптомы, а причины, вызвавшие проблемы со здоровьем, остаются врачу и родителям неизвестными. Следовательно, пока не устранить факторы, которые способствуют появлению психосоматических заболеваний, не удастся и полностью избавится от болезни.

Кариес как психосоматическое заболевание.

Все это касается и кариеса, который также может быть сигналом организма ребенка, попыткой заявить, что что-то не так на эмоциональном плане.

Ведь зубами мы кусаем и пережевываем. Хорошие зубы – это показатель того, что ребенок способен эффективно добиваться поставленных целей, браться за дело энергично, преодолевать препятствия и доводить все до конца.

Хорошие зубы также свидетельствуют о силе характера, способности вовремя «показать зубы» или «оскалится» – отстоять свое лидерство и позицию, проявить решимость, открытость, принять правильное решение в любой ситуации.

Плохие зубы или постоянно возникающие проблемы в ротовой полости могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет, но не способен, боится, стесняется проявить свою пробивную силу, лидерство, доминантность.

Прежде всего, родителям нужно понять, во что же ребенку так хочется «вгрызться»? Какие внутренние эмоции, страхи, желания, агрессию ребенок подавляет и почему? Может быть, он хочет проявить свои лидерские качества, упорство, настойчивость, склонность к спорам и отстаиванию своей позиции, но не делает этого из страха потерять любовь и уважение родителей? Может быть, он боится своих желаний и считает, что его мечты и цели противоречат представлениям родных о его предназначении?

В любом случае, если у ребенка с завидной регулярностью появляется кариес и другие проблемы с зубами, можно как минимум поговорить с ребенком, выяснить чего же он на самом деле хочет и чего боится. Нужно донести до его сознания, что ему можно быть самим собой, что его не разлюбят, и не будут презирать за его истинную природу. А лучше всего – проконсультироваться с детским психологом, который поможет обнаружить все внутренние проблемы и «ужасы» ребенка. Врач также подскажет правильную линию поведения для родителей, если кариес все-таки окажется психосоматическим заболеванием.

Оптимальным будет бороться с кариесом комплексно, одновременно с нескольких сторон. Для начала нужно обратиться к квалифицированному детскому стоматологу для решения проблемы на физическом уровне. А также записаться на прием к психологу, для того, чтобы избавить ребенка от возможного эмоционального и душевного дискомфорта.

Источники:

http://o-krohe.ru/bolezni-rebenka/psihosomatika/
http://www.b17.ru/article/134261/
http://kidsdental.ua/for-parents/detskaya-psihosomatika-kogda-za-rebenka-govorit-ego-telo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector