Как надо ухаживать за ребенком. Температурный режим и влажность воздуха. Вот что вы можете увидеть

Воздух в детской комнате.

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращается внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы[1]. Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в соответствии с инструкциями, быть не ниже 22 °С (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (температура) никак не опустилась. Автор посетил сотни новорожденных в первые дни после их выписки из роддома, и чувство нехватки воздуха было наиболее постоянным и наиболее типичным из всех чувств, которые ему приходилось испытывать после кратковременного пребывания в детской комнате.

Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции чревато не только переохлаждением, но и перегревом.

Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сделать это можно двумя путями — через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой плюс испарение пота).

Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный — не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. Т. е. ребенок вдыхает воздух с температурой 18 °С, а выдыхает, соответственно, 36,6 °С. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23 °С, то очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь — через кожу. Необходимо образовывать пот[2], который не только мокрый, но и соленый — значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.

Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений вы обязательно обнаружите, развернув ребенка. Организованный в роддоме перегрев (лишь бы вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже вашего новорожденного — она ярко-красная, в тех местах, где скапливается пот (в паху, например), — опрелости[3]. Малыша пучит, и у него болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту — белые пятнышки: молочница[4] (густая из-за нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу — сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может), и т. д.

Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена посредством решения двух задач:

1) температура воздуха в детской комнате;

2) одежда ребенка.

Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше вы будете собираться и решаться, тем хуже будет вам и вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.

Исключительно важно (. ) не путать и не смешивать такие понятия, как «холодно ребенку» и «температура воздуха, которым дышит ребенок».

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18—19 °С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь — и вашу, и детскую — необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять верное решение при наличии сомнений[5]:

ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ

Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный режим (18—19 °С), но бывают исключения, и они совсем нередки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям, и т. д.

Уберечь ребенка от перегрева при высокой температуре в помещении (выше 22 °С) можно, действуя в трех направлениях:

1) одежда, точнее ее минимальное количество;

2) достаточное поступление в организм ребенка жидкости, помимо молока (вода);

По всем этим направлениям мы в дальнейшем основательно пройдемся.

Еще один фактор — не менее значимый в сравнении с температурой в детской комнате — относительная влажность воздуха.

Актуальность этого параметра исключительно высока именно для детей, и связано это все с теми же, ранее упоминавшимися нами особенностями терморегуляции младенцев. Выдыхаемый воздух имеет температуру тела и влажность 100%. Чем суше вдыхаемый воздух — тем больше жидкости тратит организм ребенка на его увлажнение, а к чему приводят дополнительные потери воды — мы уже сообщили.

Большинство читателей этой книги живет в весьма специфических климатических условиях, когда не менее шести месяцев (с октября по апрель в лучшем случае) имеет место отопительный сезон, а принципиальной особенностью практически всех отопительных систем является высушивание воздуха в жилых помещениях.

Оптимальная относительная влажность воздуха в детской комнате — 50—70%.

Обогрев воздуха, как правило, приводит к тому, что его влажность в среднем раза в два ниже рекомендуемой. И чем больше родственники дитяти озабочены риском замерзания, чем активнее детская комната нагревается — тем суше воздух, тем выше вероятность возникновения проблем со здоровьем у малыша: пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей (покашливание, хрюканье носом), проблемы с кожей, сгущение крови и т. д.

Читать еще:  Чему надо учить ребенка в 9 месяцев. Развитие ребёнка в девять месяцев

Вывод очевиден: контроль над влажностью воздуха в помещении и поддержание ее на должном уровне — важнейшая родительская задача. Частая влажная уборка, открытые емкости с водой, пульверизаторы, декоративные фонтанчики, аквариум — варианты ее решения. Современные технологии делают достижение цели менее трудоемким. Родственники дитяти должны, по крайней мере, знать о том, что существует такая несложная, не особо дорогая и весьма эффективная штуковина, которая называется бытовой увлажнитель воздуха (они бывают паровые и ультразвуковые; вторые тише и безопасней).

А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения явление, как сквозняк[6].

«СКВОЗНЯКсквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение насквозь»[7].

Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?

Люди дорогие! Это мы с вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: «Закройте скорее дверь!» не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: «Закройте окно, сквозит!»

С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного — нет.

[1] Выводы эти, как правило, делают не авторы книг и учебников, а родители.

[2] Потовые железы у новорожденного развиты плохо, т. е. он самой Природой приспособлен к потере тепла именно посредством дыхания.

[3] Опрелость — воспаление кожи, возникающее, главным образом, в ее складках.

[4] Молочница — воспаление слизистой оболочки полости рта, вызванное дрожжеподобными грибками.

[5] Воплощать это правило в жизнь необходимо, разумеется, не в пять лет и не в десять, а с момента рождения.

[6] Автору почему-то кажется, что у большинства читателей нет кондиционеров и установок искусственного климата. Открытая форточка — наиболее распространенное техническое устройство для снижения температуры воздуха в помещении. Разговор о сквозняке в этом случае может оказаться вполне уместным.

[7] Определение из Словаря русского языка С. И. Ожегова, М.: Русский язык, 1984.

Оптимальные показатели температуры воздуха в комнате для новорожденного ребенка: как поддерживать температурный режим

Любая мама с рождением малыша трепетно заботится о создании для него оптимальных условий, в которых ребёнок будет чувствовать себя наиболее благоприятно. Это относится не только к соответствующему уходу за новорождённым, но и к окружающей обстановке. Для ребёнка не так важно, на пелёнках какого цвета он спит или из бутылочки какой фирмы пьёт молоко. Гораздо важнее то, какая температура держится в комнате новорождённого ребенка. Ведь это непосредственно сказывается на состоянии, самочувствии и даже настроении малыша. Мамочкам важно следить за поддержанием оптимальной температуры и влажности в комнате.

Оптимальная комнатная температура для грудничка

Специалисты в области педиатрии советуют придерживаться температуры в пределах 18-22 градусов . Именно при такой температуре ребёнок чувствует себя нормально, а его развитие протекает в более естественных условиях.

В зимний период достаточно сложно контролировать указанную температуру в связи с началом отопительного сезона. Но нужно позаботиться о том, чтобы температура в комнате не превышала 23 градусов .

Особое внимание нужно уделить и поддержанию нормальной температуры в помещении во время сна ребенка. В слишком жаркой комнате, как и в холодной, ребёнок будет спать беспокойно, часто просыпаться, капризничать. Родители должны соблюдать необходимую температуру для комфортного сна малыша. Температура воздуха в комнате, где спит малыш, должна составлять не более 22 градусов . При этом нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: один будет хорошо спать и при 18 градусах, другой же при такой температуре будет замерзать. Поэтому мамы должны отследить, при какой температуре их ребёнок спит лучше.

Для отслеживания комнатной температуры необходимо размещать термометр вблизи детской кроватки!

Также желательно отказаться от использования балдахинов и бортиков, украшающих кроватку малыша. Помимо того, что эти вещи быстро собирают пыль, они ещё и препятствуют нормальной циркуляции воздуха.

Ещё одним немаловажным моментом считается соответствующая комнатная температура во время купания ребёнка. Многие родители считают, что температура комнаты во время купания ребенка должна быть несколько выше, чем обычно. Но это далеко не так.

Если купание будет проходить при более высокой температуре воздуха в комнате, то малыш после купания будет замерзать в уже привычных условиях.

Поэтому, если вы собираетесь купать ребёнка, не нужно в комнате специально повышать температуру. Достаточно после купания некоторое время подержать малыша в тёплом полотенце. Родители, которые стараются с младенческого возраста приучить ребёнка к закаливанию, наоборот, после купания на протяжении нескольких минут устраивают воздушные ванны.

Таким образом, температура в комнате новорождённого должна быть постоянной. Нет необходимости специально прогревать помещение для сна или купания младенца.

Стоит учитывать, что данные параметры комнатной температуры указаны для здоровых, родившихся в срок детей. Если же ребёнок появился на свет недоношенным, ему требуются особые условия. В частности, температура воздуха в комнате должна составлять 24-25 градусов . Это связано с недостаточным уровнем собственной терморегуляции у недоношенных детей.

Читать еще:  На каком месяце известен пол малыша. Когда УЗИ сможет определить пол ребенка? Когда можно определить пол ребенка с помощью УЗИ

Чем опасен перегрев или переохлаждение

Учёные давно заметили, что перегрев новорождённого значительно хуже, чем переохлаждение. Обменные процессы, протекающие у новорождённого более быстрыми темпами, нежели у взрослого, приводят к накоплению в организме тепла. Избавление от лишнего тепла происходит в процессе дыхания и через кожные покровы. Если же комнатная температура достаточно высока, процесс отдачи тепла с помощью дыхания несколько затрудняется. И начинает усиленно работать второй механизм теплоотдачи – через кожу посредством потоотделения. Ребёнок начинает потеть, краснеть, у него затрудняется дыхание, учащается пульс. Малыш может стать вялым, плаксивым, беспокойным. Могут возникнуть такие неприятности, как потница, дерматит, крапивница, нарушение обменных процессов и терморегуляции. Поэтому очень важно не превышать допустимые температурные нормы в помещении, где находится новорождённый.

Не менее опасно и переохлаждение. Низкий температурный режим может привести к простудным заболеваниям, что чревато серьёзными осложнениями.

В связи с этим, необходимо соблюдать оптимальную комнатную температуру, при которой ребёнок будет чувствовать себя более комфортно.

Как поддерживать температуру в комнате

Чтобы добиться оптимального температурного режима, нужно определить, какая температура для ребёнка более приемлема. Каждый ребёнок чувствует себя по-разному даже при одинаковой температуре. Определить, какая комнатная температура подходит именно вашему ребёнку довольно просто:

  • Ребёнок хорошо чувствует себя, спокойно спит;
  • Ребёнок не краснеет, не потеет;
  • Ручки и ножки малыша не холодные, малыш не покрывается «гусиной кожей»;
  • Дыхание и пульс новорождённого соответствуют норме.

Если же температура в комнате значительно отклоняется от пределов допустимой, нужно предпринимать меры по регуляции температурного режима.

  1. Если в комнате жарко, то можно регулировать температуру с помощью проветривания или кондиционера. Естественно, ребёнок на момент проветривания не должен находиться в комнате. Желательно, в этот момент прогуляться с малышом. Кондиционер можно установить в соседней комнате или в другой части комнаты, где находится ребёнок. Главное, чтобы малыш не попадал под прямые потоки прохладного воздуха. Горячие батареи рекомендуют накрывать плотным покрывалом или одеялом.
  2. Если в комнате прохладно, то добиться желаемой температуры можно с помощью обогревателей.

Видео: температура и влажность в комнате новорождённого

Если невозможно контролировать температуру в комнате

В ситуации, когда нет возможности контролировать комнатную температуру, нужно:

  • Давать ребёнку побольше жидкости (если в комнате жарко и душно);
  • Одевать малыша в зависимости от комнатной температуры (если жарко – можно ограничиться только трусиками, если прохладно – обязательно надеть ползунки, тёплую распашонку, носочки);
  • Разумно подойти к процессу купания (при повышенной комнатной температуре можно купать малыша несколько раз в день).

Влажность воздуха

Не менее важным показателем является и влажность воздуха в комнате, где находится новорождённый. Зачастую воздух в комнатах достаточно сухой, особенно в отопительный сезон. Поэтому необходимо позаботиться о поддержании оптимальной влажности, которая должна составлять не менее 50 % . Узнать о влажности воздуха в комнате можно с помощью бытового гигрометра.

Если влажность существенно ниже допустимой, то целесообразно приобрести специальный увлажнитель воздуха. Если такая возможность отсутствует, то можно повысить влажность следующими способами:

  • Поставить банки с водой;
  • Установить аквариум;
  • На батареи повесить мокрые простыни.

Создание и поддержание оптимальной комнатной температуры и влажности воздуха положительно влияет на самочувствие, состояние и настроение вашего малыша.

Увлажнитель воздуха

Врачи-педиатры все чаще рекомендуют неравнодушным родителям давать своим детям в период обострения заболеваний Оциллококцинум. Препарат разработан с учетом особенностей детского организма и укрепляет иммунитет ребенка. Лучше вовремя заняться профилактикой, чем потом лечить ненавистные сопли и кашель. И Оциллококцинум поможет с этим — для предотвращения заболевания достаточно давать ребенку одну дозу препарата в неделю.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ::

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Читать еще:  Ребенок-флегматик: характеристика характера, рекомендации по воспитанию

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Источники:

http://books.komarovskiy.net/vozdux-v-detskoj-komnate.html
http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/temperatura-i-vlazhnost-vozduha-v-komnate-dlya-novorozhdennogo.html
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector