Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

Содержание

Как можно быстро научить ребенка читать?

Первое, что нужно усвоить молодым родителям в отношении обучения ребенка чтению, — «научить читать быстро» не означает «научить читать пораньше». С буквами допустимо познакомить и в младенчестве (например, в виде безопасной магнитной азбуки), и то только в том объеме, в каком малыш сам будет проявлять к ним интерес. Но навык чтения требует определенной психологической зрелости, которая может наступить и в 3 года, и в 6 лет. Торопить ребенка и насильно учить его читать нельзя ни в коем случае — есть риск нанести непоправимый вред его психике. А вот повышать скорость чтения перед школой или в младших классах — полезно и часто даже необходимо. В этом вопросе разберемся подробнее.

В каком возрасте пора учиться читать?

Если отправить семилетку, который не умеет читать, в первый класс, его там непременно научат. Но разумно ли рассчитывать только на школу? С каждым годом количество читающих дошкольников растет, и учителя все больше ориентируются именно на них. От уровня навыка чтения будет во многом зависеть успеваемость ребенка, поэтому есть смысл озаботиться этим вопросом до поступления в школу.

Старший дошкольный возраст — идеальное время, чтобы научить ребенка читать. Психологи утверждают, что к этому времени мозг человека достигает оптимального уровня развития для таких занятий. С одной стороны, наступает психическая зрелость, а с другой — в 5-7 лет ребенок лучше, чем когда-либо, способен усваивать огромное количество информации. Главное — правильно ее подать, стимулировать интерес к чтению.

Как бы ни хотелось взрослым ускорить развитие чада, действовать нужно терпеливо и ни в коем случае не заставлять ребенка читать. Интерес малыша к чтению будет расти тем быстрее, чем больше положительных ассоциаций будет связано с книгами. Регулярное чтение вслух любимых сказок и других захватывающих историй укрепит эмоциональную связь между ребенком и родителем, книги станут ассоциироваться у маленького человека с состоянием покоя и безопасности. Неплохой альтернативой могут стать аудиокниги — в сети свободно можно найти записи старых советских пластинок в отличном качестве.

При выборе произведений необходимо делать ставку на интересы самого ребенка. Ему, скорее всего, понравится читать о приключениях таких же детей, как он сам, об их переживаниях и проблемах, о дружбе и смелости, о смешном и грустном — все это близко ему. Родителям будет полезно вспомнить любимые книги своего детства и перечитать их вместе с ребенком. Когда малыш поймет, что чтение — это не просто назойливое требование для школы, а ключ в удивительные миры, он сам захочет читать.

Пусть ваш ребенок почаще общается с детьми, которые уже умеют читать, — пример сверстников или тех, кто ненамного старше, подействует лучше, чем уговоры родителей.

При этом воздействие взрослых должно быть мягким и разумным. Запрещенный прием — сравнивать детей с другими: «Вон Коля уже хорошо читает, а ты — нет, стыдно!» И это касается не только чтения. Каждый ребенок идет по своему пути развития, и родители должны внимательно направлять его, а не давить авторитетом или пытаться форсировать события.

Техника чтения: скорость и понимание

Строго говоря, термин «техника чтения» подразумевает не только скорость, выраженную в количестве прочитанных слов в минуту. Кроме скорости в это понятие входят:

  • способ чтения – по слогам или целыми словами;
  • степень выразительности чтения – правильные логические ударения, соблюдение интонаций и пауз;
  • уровень понимания прочитанного – механическое складывание слогов в слова должно происходить параллельно с пониманием текста;
  • формирование отношения к прочитанному — вместе с пониманием у хорошо читающего ребенка должно складываться определенное отношение к прочитанному.

Эти требования растут по мере перехода учеников из класса в класс. Если в 1 классе еще допустимо читать сложные слова по слогам, то в 4 классе уже оценивается последний пункт. Поэтому упражнения на повышение скорости чтения обязательно должны включать отработку интонаций и учитывать степень понимания текста.

Популярные упражнения для повышения скорости чтения

Методик и упражнений для тренировки техники чтения множество, и их легко практиковать в домашних условиях. В применении любого из способов важно соблюдать три основных принципа:

  1. давать ребенку только те задания, которые соответствуют его уровню навыка чтения;
  2. не допускать, чтобы он сильно утомлялся от продолжительных занятий;
  3. обязательно хвалить, желательно фиксировать успехи — это мотивирует ребенка заниматься дальше.

Тренировка повторением

Ученик в комфортном для него темпе читает вслух текст в течение 1 минуты. По истечении времени обучающий отмечает карандашом слово, которое было прочитано последним, и чтение отрывка начинается сначала. Знакомый текст читать уже легче, и в этот раз за минуту ребенок продвинется дальше на несколько слов (обычно от 2 до 15). Такая наглядная демонстрация результата вызывает у ученика воодушевление и желание попробовать снова и снова. В третий раз у него получится прочитать еще дальше.

Другой вариант этого упражнения — заранее определить целевой объем, который нужно научиться прочитывать за минуту. Этот объем вычисляется по следующей формуле: актуальная скорость чтения плюс 30 слов. Далее путем многократного чтения нужно добиться того, чтобы весь текст был прочитан за минуту. Для этого может понадобиться несколько дней, так как за одно занятие рекомендуется прочитывать текст не более 3 раз.

Такое задание подойдет детям, скорость чтения которых составляет 50 и более слов в минуту. Так же, как и в первом упражнении, работа здесь идет над одним отрывком. В первый раз ученик должен будет прочитать текст в привычном положении, затем — под углом в 90 градусов, не наклоняя головы (книгу нужно будет повернуть), потом – полностью перевернутый текст, а затем – под углом в 270 градусов. Не стоит прогонять таким образом сразу большие отрывки, лучше начать с 2-3 предложений. Постепенно объем можно будет увеличивать. Усложненный вариант — чтение страницы, отраженной в зеркале.

Предлагая малышу почитать перевернутый текст, покажите ему пример — попробуйте сделать это сами. Пусть видит, что вам тоже есть к чему стремиться, его это подбодрит.

Чтение и пересказ

Пересказ сам по себе — чрезвычайно полезное упражнение не только для дошкольников, но и для учеников начальной и даже средней школы. В части улучшения навыков чтения пересказ тренирует привычку понимать прочитанное, выделять главные мысли, опорные слова. Давать такое задание можно даже тем детям, которые читают совсем плохо: в этом случае взрослый и сам может прочитать текст, чтобы ребенок его пересказал. В зависимости от уровня развития малыша текст может быть короче или длиннее, сложнее или проще. Желательно, чтобы это был законченный сюжет с завязкой, развитием и развязкой — так обучаемому будет намного легче выстроить логику повествования.

Универсальное упражнение, сложность которого легко регулировать, адаптируя для детей с разным уровнем навыка чтения. Оно заключается в том, что ребенку предлагается находить заданные слова среди множества других. Это могут быть слова, написанные крупным шрифтом и разбросанные по листу бумаги, а может быть обычная книжная страница. Найденное слово обучаемый обводит карандашом и тут же принимается искать следующее. В результате тренируется зрительная память, внимательность, расширяется площадь обзора.

Читать еще:  Стоит ли подкармливать ребенка смесью. Возможно несколько вариантов использования. Способы использования шприца могут быть разными

Кто быстрее?

С двумя и более детьми можно организовать небольшое соревнование: предложить им одновременно читать на скорость. Для этого нужно найти подходящий отрывок в книге и расположить так, чтобы было хорошо видно всем детям (или же заранее заготовить несколько экземпляров текста). По команде все начинают читать текст вслух, стараясь обогнать других и при этом не сбиться. Процесс получается шумный, но захватывающий благодаря здоровому духу соревнования. Когда ведущий останавливает чтение, каждый показывает слово, на котором остановился. При этом тренируется не только скорость чтения, но и умение сосредоточиться на своих мыслях, не отвлекаясь на шум — ведь читают все громко, стараясь перекричать других. Такое групповое занятие можно организовать даже спонтанно, оно развеселит детей и не займет много времени.

Предложите детям более серьезный вариант группового упражнения — чтение по ролям: здесь уже важна будет не только скорость, но и выразительность чтения.

Взрослые никогда не читают знакомые слова по буквам или по слогам, они видят текст словами, словосочетаниями, могут читать «по диагонали». Затруднения вызывают только сложные иностранные названия и редкие слова — их читают по буквам, повторяя про себя несколько раз, прикидывают, куда может падать ударение. Таких «сложных», незнакомых слов у детей гораздо больше, поэтому они и читают медленно. Умение предугадывать, или антиципацию, тоже можно и нужно развивать.

В этом упражнении ребенку предлагается читать слова и строки, частично скрытые «полумаской», в роли которой может выступать чистый лист бумаги или непрозрачная линейка. Сначала прикрывается нижняя часть строки, и ученик читает несколько строк, с удивлением осознавая, что ему все понятно. Затем положение «маски» меняется: теперь закрыта верхняя часть строки. Тут проявляется дополнительный эффект от метода: рано или поздно ребенок смекает, что, пока он читает верхнюю строку, нижняя открыта полностью, и старается быстро прочесть и ее заранее, чтобы облегчить себе задачу. Благодаря такой работе на два фронта развивается и скорость чтения, и способность сосредоточиться, и память.

Дополнительные занятия

Умственное и физическое развитие маленького человека — это не две противоположности, а две необходимые составляющие становление личности. На способности ребенка к чтению очень влияет и развитость его мелкой моторики, и то, сколько времени он проводит на свежем воздухе, играет ли в подвижные игры, занимается ли спортом. В небольших дозах даже компьютерные игры могут быть полезны, если они развивают скорость реакции, внимание, способность ориентироваться по картам.

То, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, было замечено еще в древности. Не зря в фольклоре разных народов существует масса игр для маленьких детей с участием рук и пальчиков. То, что люди знали интуитивно, доказала наука: развитие отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность, стимулирует и находящийся рядом речевой центр. Чем больше у малыша будет возможностей взаимодействовать с мелкими предметами, тем лучше и правильнее будет развиваться его речь, а значит, и способность к чтению.

Развитие мелкой моторики актуально для детей любого возраста, разница лишь в размере деталей и выборе материалов.

  • Рисование — младенцы могут рисовать пальчиковыми красками или безопасными восковыми мелками, ползая по листу ватмана, а для детей постарше возможности в этом плане не ограничены.
  • Лепка — начинать лучше с неокрашенного соленого теста, а потом переходить на пластилин, различные массы для лепки и глину.
  • Игра с конструктором — чем младше ребенок, тем крупнее детали, и наоборот.
  • Собрание головоломок — размер пазлов и деталей мозаики подчиняется той же закономерности.
  • Различные виды плетения — из резинок, ниток, проволоки — подойдут детям от 5-6 лет, в этом возрасте они способны подолгу увлекаться подобной кропотливой работой, что очень полезно для будущего развития навыков чтения и письма.

Видов творчества и спортивной активности очень много, и, практикуясь в любом из них, малыш получает в свою копилку ценный опыт, который обязательно пригодится ему в будущем. Если на занятиях по рисованию он красиво выводит мелкие цветочки — это не значит, что из него непременно вырастет художник. Зато это совершенно точно поможет ему быстро и правильно освоить письмо в школе. Так же, как и постройка башен из конструктора не говорит о том, что в семье растет строитель, зато, когда придет время, ребенок успешно научится строить слова из слогов, а из слов — предложения и тексты.

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Научить дошкольника читать, не отбив при этом интереса к книгам, реально. Лайфхакер отобрал лучшие способы для ответственных родителей.

Как понять, что пора: признаки психологической готовности

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

Кубики Зайцева

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Читать еще:  Вес и возраст ребенка по месяцам. Оптимальный рост ребенка по месяцам

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым Вячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.

igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи Steven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатры American Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Расскажите в комментариях, как учите читать вы и какие любимые книги у ваших детей.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Итак, вы разобрались как научить ребенка читать и он уже даже делает это по слогам. Что дальше — оставить все как есть, попрактикуется и доучится сам? Ни в коем случае! Иначе слоговое воспроизведение текста может войти в привычку, и перед вами остро встанет проблема — как научить ребенка читать быстро, словами.

Родители, озабоченные будущем своего отпрыска, понимают: какой уровень чтения у школьника — такой и уровень успеваемости. Если ребенок читает слогами в пятом классе, то отличником он не станет — посудите сами, сколько времени ему понадобится хотя бы для того, чтобы прочесть и понять задание, не говоря уже о стандартных списках литературы.

Вне зависимости от возраста детей можно разделить на группы по их скорости чтения вслух:

  • только учится читать;
  • читает 30 слов в минуту;
  • читает 80 слов в минуту;
  • читает больше 120 слов в минуту.

По нормативам от ребенка требуется воспроизводить 180 слов в минуту — этот объем выводит на определенный уровень восприятия и понимания текста. Такие показатели должны быть уже в четвертом классе. К этому времени нужно научиться хорошо пересказывать, владеть текстом, понимать что там написано и видеть суть.

Учтите, что проблемы с учебой, и со чтением в частности, всегда возникают из-за начальной подготовки. Дошкольный возраст закладывает фундамент будущего потенциала малыша, его успеваемости. Все то, что происходит у ребенка в школе — это последствия именно дошкольного периода. В связи с этим обязательно ознакомьтесь с нашими статьями Как подготовить ребенка к школе: советы для родителей и Мотивация детей дошкольного возраста.

Читать еще:  Сценарий на новый год 7 8. Сценарий на новый год для детей дома. Подготовка к празднованию Нового года

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях Как развивать мышление ребенка и Как улучшить внимание ребенка.

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса — результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать как развивать мелкую моторику. Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для развития мелкой моторики у ребенка огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее — главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

Сколько давать читать? Главное не предъявлять требования и нормативы к детям, которые плохо это делают. Ребенок должен читать столько, сколько у него это не вызывает отторжение.

Итак, нужно читать:

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться — он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача — научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов — пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель — если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд — одна таблица), результаты — записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика — это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом — 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц — пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение — 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание — где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Упражнений о том, как научить ребенка читать быстро, существует огромное количество. Ищите те, которые понравятся ребенку, пробуйте и результат не заставит себя долго ждать.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие — наработка, второе — закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю — 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе — пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Источники:

http://razvivashka.online/chtenie/nauchit-bystro-chitat
http://lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/
http://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector