Как научить ребенка понимать время. Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей

Содержание

Как научить ребенка определять время по часам быстро и легко

Чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности. Как и любую способность, развивать навык лучше в детстве. Зная, как научить ребенка времени на часах, и обучая его в форме игры, можно помочь не только освоить умение ориентироваться в частях суток. Малыш станет более дисциплинированным, научится планировать свой день, станет пунктуальнее.

Из этой статьи вы узнаете

Когда начинать

Течение времени дети начинают чувствовать, едва родившись, ожидая кормлений и общения с мамой. Малыши постарше наблюдают, как ночь сменяет день, связывают привычные события: прием пищи, прогулки, вечерние процедуры с темным и светлым временем суток.

Определить, готов ли ребенок ознакомиться с циферблатом и стрелками, можно по его умению распознавать цифры. Если он с легкостью считает до 60 и дальше, знает, как выглядят двузначные числа, можно начинать. Как правило, это происходит к 6 годам.

В этом возрасте дошкольник имеет понятие о частях суток и их особенностях, осознает понятия «завтра», «вчера», «сегодня». У него уже есть сложившийся распорядок дня.

Хорошо, если малыш сам даст знать, что интересуется ходом часов, задавая вопросы: «А двадцать минут – это долго?», «Когда мы пойдем гулять?» К этому моменту у родителей должен быть примерный план, как научить ребенка определять время.

Знакомим малыша с понятием «время»

Распорядок дня маленьких детей регламентируется родителями, поэтому ощущения времени, свойственного взрослым, у них нет. Всю сложность этой категории малышу сразу понять трудно, поэтому до того, как он возьмет в руки часы, его нужно научить некоторым терминам. Его задача – понять, что такое день, неделя, месяц, какие части суток бывают, что значит сегодня и вчера.

Помочь ребенку осознавать течение времени можно в 2 – 3 года, обращая его внимание на последовательность событий: сначала, потом, сейчас. Например, сначала мы помыли руки перед едой, потом поели, а теперь мама моет посуду.

Говорите, какая часть дня настала и что нужно делать: утром умыться и позавтракать, днем поиграть, вечером почитать. Составляйте распорядок дня на следующий день вместе, вспоминайте, чем занимались вчера.

Важно! Обращайте внимание на временные промежутки. Сделать это можно, проговаривая предполагаемые занятия: через 5 минут идем гулять, ляжем спать в 9 часов, через 15 минут пора ужинать.

Малыш в 4 – 5 лет знает, что такое сутки, и легко называет их части? Это хороший показатель. Если он в затруднении, ему поможет красочный плакат с распорядком дня, где изображены привычные действия, характерные для того или иного времени.

Как только он освоит понятия из категории, характеризующей время суток, он готов к изучению дней недели. Для закрепления результата полезно спрашивать малыша почаще, какой вчера был день недели, какой сегодня, какой будет завтра.

Для легкого и быстрого обучения подойдут следующие приемы:

  • подборка стихов, песенок, считалок о днях недели и времени суток;
  • рисунки о времени: что было и что стало, например, семечко стало ростком, затем цветком, взрослый кот был маленьким котенком и т.д.;
  • рассматривание семейного альбома с ранними детскими фотографиями; разглядывая свое изображение в год, ребенок осознает, как изменился;
  • совместный просмотр мультфильмов или обучающих видеоуроков о времени.

Например, этот мультик очень наглядно показывает в чем заключается суть процесса обучения. Покажите его ребенку или посмотрите сами.

Начинаем изучать часы

Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.

  1. Мотивация. Расскажите малышу о том, что этот механизм нужен человеку, чтобы никуда не опаздывать. Кто умеет дружить со временем, много успевает. Поэтому выучить, как правильно определять время, необходимо всем.
  2. Знакомство с часами. Дайте понять малышу, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Расскажите, что стрелки передвигаются только вперед. Предложите вместе подумать, почему нет обратного хода времени.
  3. Механизм работы. Обратите внимание, что на обычных часах существует две стрелки: часовая и минутная, дайте знать, что есть модели и с секундной. Объясните, что такое секунда, минута, час.
  4. Начинайте обучение с целых чисел, изображенных на циферблате. Для удобства снимите тоненькую минутную стрелку и работайте только с крупной. Скажите, что она считает количество часов. Тренируйтесь, перемещая стрелку, и просите кроху называть, который час она показывает.

Совет. Понять, как работает стрелка, малышу проще по плакату, на котором возле каждого часа изображена какая-либо деятельность: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы картинка совпадала с режимом дня ребенка. Собираясь выполнять то или иное действие, соотносите его со временем, изображенным на плакате.

Минутная стрелка

Когда малыш поймет, что такое час, начните знакомство с ходом минутной стрелки:

  • Обратите внимание, как отличать две стрелки: одна толще и короче, другая тоньше и длиннее. Расскажите, что ход обеих начинается с цифры 12 и у нее же заканчивается. Покажите наглядно, как двигаются стрелки.
  • Скажите, что продолжительность одного часа – целых 60 минут.
  • Объясните пятиминутное деление от 12 до 1 часа. Затем нужно научить малыша считать наизусть в следующем порядке: 5,10, 15, 20 и так до 60.
  • Скажите, что минутная стрелка проворнее, чем часовая: пока последняя сдвинется на одно деление, первая обойдет циферблат полностью.
  • Обратите внимание, что, когда толстая стрелка показывает точно на определенную цифру, тонкая указывает на 12.
  • Дайте определение понятию полчаса, покажите, где в таком случае должна располагаться минутная стрелочка. Затем перейдите к объяснению, где будет находиться стрелка, когда от начала хода пройдет 5, 10, 15 минут. Для простоты нарисуйте второй круг цифр поменьше, от 1 до 60.

Для объяснения, что такое четверть часа, без четверти, нарисуйте круг, где будут только цифры 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг разбивается на четыре части.

Секундная стрелка

Скажите ребенку, что эта деталь – самая быстрая. Она нужна, чтобы определить совсем маленькие промежутки времени. За секунду можно успеть сказать слово с двумя слогами или хлопнуть в ладоши. За 1 минуту секундная стрелка пройдет все 12 отрезков времени, за час 60 раз обежит циферблат.

Используем самодельные часы

Для того чтобы малыш лучше различал дневное и ночное время, сделайте своеобразный тренажер: часы с двойным циферблатом:

  1. Вырежьте два круга из картона, одного размера, но разных цветов. На круге с «дневным» временем напишите или приклейте цифры от 1 до 12, с «ночным» – от 13 до 24.
  2. Вырежьте стрелки, для удобства можно тоже сделать их разного цвета и подписать.
  3. На циферблате с цифрами от 1 до 12 слегка надрежьте картон отрезками равной длины по бокам от цифр так, чтобы при поднятии сектора образовалось окошко.
  4. Прикрепите секундную и минутную стрелки декоративной кнопкой с двумя циферблатами к основанию макета, выполненного из плотного материала. Циферблат с привычными цифрами должен располагаться сверху.
  5. Покажите ребенку, какой «дневной» цифре соответствует ее «ночная» соседка. Выставьте стрелки определенным образом и предложите ребенку самому назвать, сколько времени.
Читать еще:  Что умеет говорить ребенок в 10 месяцев. Когда стоит посетить педиатра. Эмоциональное совершенствование личности

Совет. Параллельно осваивайте электронный формат цифр. Дайте малышу в руки секундомер: пусть наблюдает, как значения равномерно сменяют друг друга. Предложите поиграть: за сколько секунд вода наполнит чашку или малыш вымоет руки. Сколько раз можно подпрыгнуть за секунду? А за минуту?

Игры для закрепления результата

Обучение подкрепляйте несложными практическими заданиями в игровой форме. Выполняя определенное действие: ложась спать, просыпаясь, накрывая стол к ужину, просите ребенка смотреть и говорить вам, сколько времени показывают часы.

Включая мультики, компьютерную игру, отправляясь в гости или гулять, четко проговаривайте планируемый временной интервал: 15 минут, полчаса, час – и обращайте внимание на расположение стрелок при этом.

Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу.

Вот несколько способов освоить временные категории играючи:

  • «Подскажи, который час». Установите время на макете. Возьмите игрушечного мишку, скажите малышу, что он торопится домой и спрашивает, сколько времени. Малыш должен ответить, если не сможет, помогите ему.
  • Усложните упражнение, меняя положение стрелок на циферблате. Повторите несколько раз для закрепления результата.
  • «Составь распорядок дня». Возьмите в руки макет часов. Выставьте стрелки на время, когда малыш обычно просыпается, затем, передвигая их ход, обговорите все действия, которые он выполняет в течение дня, утром, в обед и вечером.
  • «Верно – неверно». Выставьте стрелки на макете, спрашивайте у ребенка, правильно ли, что сейчас столько-то времени. Он должен подтвердить сказанное или опровергнуть. Если он в затруднении, задавайте наводящие вопросы.
  • «Расписание». Предложите малышу начать играть в автостанцию. Для отправления машин ему нужно самому выставить стрелки часов на заданное время. Сначала употребляйте целые числа, потом усложняйте задачу, применяя такие определения, как «полдень», «четверть часа».

Стихи о времени для детей

Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.

Вот самые веселые и интересные стихотворения.

Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, —
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, —
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.

На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.

Посмотри — ка на часы —
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.

Секунду — тоненькая,
Минуту — длинненькая,
А коротенькая — час:
Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли —
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.

Ходики внезапно стали.
Что случилось, что стряслось?
Стрелки сразу перестали
День наматывать на ось.
Оглядел их мрачновато
Сероглазый циферблат:
«Если вы не виноваты,
Кто-то всё же виноват?»
«Может быть, – подумал Рома –
Сил у маятника нет, –
Головою вниз попробуй
Покачайся столько лет!»

На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик — так.
Всем подают условный знак.
День — ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.

Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.

Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.

Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_vremeni_na_chasah.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Как научить ребенка понимать время по часам?

Без понимания сути времени не может жить ни один современный человек. Поэтому родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка верно определять время по часам. Практика показывает, что если делать это правильно, то процесс тренировок будет достаточно простым и даже доставит удовольствие заинтересованному малышу. Познакомимся с рекомендациями специалистов.

Трудности процесса

Обучение ребенка пониманию «тонкостей» циферблата сопряжено с рядом сложностей.

  • Некоторые дети, даже хорошо знающие цифры, не желают узнавать новое, полагая, что время всегда можно посмотреть на мобильном телефоне или электронных часах.
  • На стандартном циферблате используется две нумерации – от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), их различать для некоторых малышей достаточно сложно.
  • Наконец, чтобы понимать время, ребенок должен уметь считать до 60. Также желательно разбираться в правилах умножения на 5. Поскольку специалисты советуют изучать время с возраста 5 лет, многие родители сначала вынуждены пройти с малышом счет.

Несмотря на эти препятствия, время определять необходимо, поэтому мамам и папам следует запастись терпением и помочь ребенку разобраться в непростом вопросе.

Понятие времени

Прежде чем обучать малыша распознавать часы и минуты по циферблату, необходимо дать ему представление о том, что такое время. Понятие это абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно, поэтому работа предстоит непростая.

Скучные пояснения взрослого могут навсегда уничтожить у малыша желание заниматься, поэтому «уроки» следует проводить в игровой форме, стараясь каждый раз придумывать что-то новое.

На ранних этапах можно предложить малышу сыграть в такие игры.

  • «День и ночь». Формируется умение различать дневное и ночное время суток. Как правило, трудностей занятие не вызывает.
  • «Когда это бывает». Ребенку дается конкретная ситуация (например, дети идут в садик). Ему необходимо определить, днем или ночью она происходит.
  • «Части суток». Задание направлено на формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь» и их различение. Сначала родитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребенку ответить, что происходит утром (дети встают, идут умываться, идут в садки и так далее). Потом закрепляет полученные знания, предлагая малышу уже самостоятельно перечислить признаки утра – не только действия самого ребенка, но изменения в окружающем мире (становится светло, появляется солнце).

После таких занятий ребенок должен разбираться в следующих понятиях:

  • сутки;
  • части суток – утро, день, вечер, ночь.

Когда малыш понял, что такое сутки и то, что каждые сутки делятся на 4 части, можно приступать к следующему этапу обучения.

Первое занятие

Научить ребенка определять время на часах непросто, поэтому первым шагом станет его знакомство с циферблатом. Родителям необходимо визуализировать представление о времени, нарисовав круг и разделив его на 4 части, означающие части суток. Снабдив такой рисунок стрелками, следует дать ребенку возможность самому управлять их перемещением. Работа строится так: взрослый описывает ту или иную часть суток, малыш должен догадаться, о чем ведется речь, и при помощи стрелок выставить верный временной интервал.

Следует помнить, что дети понятия временной группы различают по особенностям своей деятельности, поэтому надо стремиться к тому, чтобы они запомнили, что утром малыши встают, днем – обедают, вечером – приходят домой, ночью – спят.

Чтобы ребенок быстрее запоминал новые для него слова, можно предложить ему прослушать аудифрагменты или почитать стихи, в которых упоминаются названия частей суток:

  • «Солнечный денек» (Я. Аким);
  • «Вот уж вечер» (С. Есенин).
Читать еще:  Можно ли сдать ребенка в детдом. Воспитательные меры: непослушного ребенка можно сдать в детдом или отправить в армию

Когда ребенок научится безошибочно выбирать на циферблате-тренажере необходимый промежуток времени, относящийся к утру, вечеру или иной части суток, можно переходить к следующему этапу работы.

Правила счета

Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?

  • Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.

Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.

  • Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
  • Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.

Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.

  • Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.

Далее сходным образом малыш учится считать десятками. В ряду от 1 до 60 десятков всего 6, поэтому работа будет непродолжительной, а большинство детей быстро запомнят необходимые цифры.

Знакомство с циферблатом

Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.

Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:

  • маленькая толстая обозначает часы;
  • длинная показывает минуты.

Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.

Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.

Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».

Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей. Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12.

Изучение часов

Теперь необходимо научить ребенка понимать время. Родители должны рассказать ему следующее.

  • В сутках 24 часа. То есть утро, день, вечер и ночь в совокупности равны 24 часам.
  • На циферблате часов всего 12 цифр, поэтому маленькая стрелка на сутки проходит полный круг два раза.
  • Следует рассказать, что разделение циферблата можно сравнить с дольками апельсина: несколько долек (каждая из которых приравнивается к отрезку в 5 минут) в своей совокупности образует целое – циферблат.

Теперь необходимо показать ребенку, что когда часовая стрелка показывает на какую-либо цифру, она указывает на час. Например, если она стоит на цифре 4, значит, сейчас 4 часа. При помощи специальных часов-тренажеров надо потренироваться выставлять часовую стрелку на ту или иную цифру и называть время.

Затем задача усложняется, необходимо пояснить, что расположение минутной стрелки на цифре «12» означает точное время. Также при помощи картонного циферблата попробовать выставить час, шесть часов и иные варианты.

Знакомство с минутами

Когда малыш научился определять точное время, следует усложнить для него задание. Сначала родители поясняют следующие моменты:

  • в часе 60 минут;
  • на циферблате имеются небольшие деления, не подписанные, каждое из них означает минуты.

Можно порассуждать с ребенком, почему не подписаны минуты, подвести его к правильному ответу – с целью экономии места на циферблате.

Теперь, взяв картонные часы, показываем ребенку перемещение минутной стрелки с 12 на 1, сообщив, что прошло 5 минут. Сколько сейчас времени? Он должен ответить: 4 часа 5 минут.

Попросите ребенка показать 4 часа 10 минут. Пройдя весь круг и проговаривая каждое временное значение, следует усложнить задание: попросить дошкольника выставить на часах, например, 6 часов 15 минут, потом – 8 часов 50 минут.

Если что-то не получается, кричать на ребенка и нервничать не стоит, важно понять причину затруднения. Малыш может путать часовую и минутную стрелки – тогда тренажер необходимо заменить на более наглядный. Возможно, он просто подзабыл счет пятерками и десятками – тогда его следует вспомнить.

Тренировка

Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.

Имеется два типа заданий.

  1. Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
  2. Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».

Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.

Сопоставление времени и части суток

Чтобы малыш еще лучше воспринял абстрактную категорию времени, следует научить его сопоставлять конкретный час и промежуток дня.

  • Взрослый выставляет на циферблате время. Ребенок должен его узнать, сказать, который час, рассказать, что он обычно делает в это время, и сделать вывод – какая это часть суток.
  • Взрослый использует два циферблата, на одном из них утреннее время, на другом – вечернее. Затем задает вопрос – в какое время ты обычно ложишься спать? Задача ребенка понять по часам, какое время они показывают, решить для себя, что это – утро или вечер – и ответить на вопрос.

В случае затруднения следует помочь дошкольнику несколькими уточняющими вопросами.

Обучение минутам

Самое сложное – рассказать детям, как ориентироваться во времени, если минутная стрелка находится не ровно на 5 или 10, а между ними. Родители должны рассказать малышу, что между этими цифрами находятся 4 деления, каждое из которых соответствует минуте, лучше всего наглядно продемонстрировать это при помощи больших часов.

Также необходимо рассказать малышу, что нередко даже взрослые по часам не могут определить время с точностью до минуты, округляя его. Например: если стрелка, показывающая минуты, только чуть-чуть сдвинулась от 5 к 10, значит, прошла всего одна минута. И на вопрос «Который час?» можно ответить «Шесть минут первого». Закрепить полученные знания помогут упражнения с часами, описанные выше.

Каждый родитель должен понимать, что ребенку нужно разобраться во временной терминологии до того, как он пойдет в школу, поэтому работа должна проводиться регулярно. Но не стоит насильно принуждать малыша к тренировкам, лучше всего использовать игровую форму и превращать каждый «урок» в своеобразное приключение.

Как научить ребенка понимать время на часах со стрелками в игровой форме? ⌚ ️

Все родители дошкольников по мере взросления их ребенка начинают задумываться, как познакомить дочку или сына с часами. Оказывается, что объяснения такого понятия как «время» является довольно трудным процессом, так как дети не могут его увидеть или потрогать руками.

Читать еще:  Как развивать малыша с 4 до 5 месяцев. Развиваем внимание: прячем игрушку. Игрушки для развития четырехмесячного ребенка

Определение времени – один из важных и обязательных навыков, без которого трудно представить самостоятельную жизнь. Как известно, сложные задания требуют немало усилий поэтому, чтобы научить ребенка определять время на часах, взрослые должны запастись терпением и начинать объяснять с наиболее простых понятий.

Основные принципы обучению времени

Родителям сначала советуют приступить к знакомству малыша с понятиями «утро», «обед», «вечер» и временами года. Желательно, чтобы он знал счет до 100 и умел складывать с интервалом «5». Занятия лучше проводить в игровой форме, так как это способствует лучшему восприятию информации. При таком обучении ребенка не надо будет заставлять, ему будет интересно познавать что-то новое во время игры.

Сначала кроху знакомят с будущим, настоящим и прошлым временем. Можно привести обычные жизненные примеры:

  • вчера шел сильный дождь – это прошлое;
  • сейчас ты катаешься на велосипеде – это настоящее;
  • завтра выходной и мы пойдем в парк – это будущее.

Надо помочь малышу ориентироваться во временах года и знать их основные отличия.

К примеру, на улице идет снег – это пришла зима. Когда зеленеет трава и цветут деревья – наступила весна. Летом можно купаться в реке, и есть мороженое, а с наступлением осени листья желтеют и опадают, а птицы улетают в теплые края.

После знакомства с временами года приступают к изучению названий месяцев. Ребенок должен запомнить, какие месяцы относятся к каждому сезону. Затем рассказать ему, что месяц состоит из определенного количества дней (28, 29, 30, 31) и недель. Каждая неделя включает в себя семь дней.

Как объяснить ребенку, что такое время и как оно отражается на часах

Родитель должен объяснить, что все взрослые люди живут по времени. С его помощью они знают, когда надо просыпаться, выходить из дома на работу или в школу. Важно также сказать, что стрелки могут двигаться только вперед. Кроху знакомят с понятиями «секунда», «минута», «час»:

  1. Лучше приобрести механизм с большим циферблатом, крупными стрелками и 12 цифрами. Можно подобрать обучающий набор в книжных магазинах. В таком наборе всегда есть красочный циферблат из картона.
  2. Надо рассказать, что короткая стрелка показывает часы, длинная – минуты, а та, что быстро идет – секунды. Секундную стрелку можно первое время вообще не учитывать.

Часы для обучения ребенка

  • Малыш должен узнать, что в 1 сутках – 24 часа, а это значит, что часовая стрелка обходит циферблат по кругу два раза.
  • Взрослый объясняет, что час – это когда длинная стрелка показывает на цифру 12, а короткая остановилась на определенной цифре.
  • Желательно регулярно рассказывать ребенку, во сколько сегодня будет завтрак, обед, сон или прогулка. Можно предложить ему выполнить какое-нибудь поручение, например, за две минуты. Обязательно надо показать, как за две минуты успело измениться положение стрелок.

    Как научить ребенка определять время по часам со стрелками?

    Взрослые должны показать малышу обычные часы со стрелками и попросить его описать, что он на них увидел. Для занятий лучше выбирать механизм с крупными цифрами и разделениями минут. Вместе надо посчитать маленькие черточки, которых получится 60 – это минуты. Когда маленькая секундная стрелочка проходит круг – прошла одна минута, а когда самая большая – один час.

    Обучение с помощью рисования

    Дети лучше воспринимают информацию во время игры, поэтому следует вместе нарисовать и вырезать самодельные часы со стрелками. Для начала из картона вырезают круг и рисуют на нем циферблат. Дают ребенку возможность раскрасить его по своему вкусу и наносят цифры яркими красками. На картоне рисуют две стрелки (часовую и минутную), вырезают их и прикрепляют к циферблату таким образом, чтобы они могли двигаться по кругу.

    Болтик или кнопка отлично подойдут в качестве крепежа.

    Для знакомства с четвертью циферблата, самодельный механизм разделяют на отделения по 15 минут. В каждом отделении надо посчитать количество черточек. Можно нарисовать на циферблате разноцветные кусочки пирога, каждый кусочек которого равен 15 минутам. Чтобы изучить полчаса, циферблат разделяют на две одинаковые половины и заштриховывают их разными штрихами. Родитель объясняет, что в часе есть две равные половинки по 30 минут.

    От большого к малому

    После того как малыш освоил промежуток в 30 минут, следует переходить к изучению промежутка в 15 и 5 минут, не забывая повторять, что 15 минут – это четверть часа. Ребенку предлагают пойти на прогулку через 15 минут, но напомнить о прохождении этого времени должен он сам. Если он перед обучением сможет безошибочно прибавлять к предыдущему числу цифру «5», то ему будет намного легче освоить минуты.

    Чтобы ребенку было понятнее, можно написать возле основных цифр, сколько будет минут:

    • стрелка на 1 – 5 минут;
    • на 2 – 10 минут.

    Обучение времени и закрепление материала в игровой форме

    Как известно, дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме, поэтому родителям следует позаботиться о создании интересного и веселого учебного процесса.

    С помощью конструктора

    Можно приобрести в магазине специальный комплект, в который входит деревянный конструктор и тетрадь с заданиями. Благодаря дополнительным развивающим материалам, которые есть в тетради, малыш не только освоит циферблат, но и подготовится к школе.

    Деревянный конструктор – это циферблат с цифрами от 1 до 12 и от 1 до 24. На конструкторе отмечены минуты и секунды, а также имеются подвижные стрелки, с помощью которых кроха сможет устанавливать время. Конструктор можно раскрашивать по своему усмотрению.

    Такой конструктор ребенок собирает самостоятельно, что изначально его поможет заинтересовать игрой.

    Интересные онлайн-игры

    Сегодня многие дети определяют время только по электронным механизмам, ведь это гораздо проще. Онлайн-игра «Учим время» помогает понять, какое время показывают механические часы. Игра предлагает взглянуть на электронные часы и среди предложенных механических вариантов найти такие, что показывают такие же цифры. После подтверждения выбора малыш переходит к следующему заданию.

    Познавательная онлайн-игра «Часики – изучаем время» знакомит юного игрока с механическими и электронными механизмами.

    Игра рассчитана на малышей от 3 до 5 лет. Здесь можно увидеть механические часы в форме домика, где обитает кукушка. В правом углу экрана расположены электронные часы. Сначала определяют время на механических, а затем выставляют его на электронных часах. Малышу надо следить за видом из окна, чтобы правильно определить время суток.

    Задания для малышей на определение времени

    Для закрепления полученного результата и проверки крохе предлагают поиграть в игры. Можно снять настенные часы и установить определенное время. Например, 10:40, а малыш должен сказать, сколько времени. Стрелки можно передвигать, пока он не начнет более уверенно определять цифры, но при этом важно не утомить ребенка. Можно поиграть в игру наоборот: взрослый называет время, а кроха устанавливает его на циферблате.

    Для следующего задания понадобиться два циферблата, на которых надо установить разное время (к примеру, 12:15 и 3:40). Родитель показывает циферблат малышу и спрашивает, чем он обычно занимается в это время (обедает, гуляет, спит).

    В процессе обучения важно запастись терпением и спокойно воспринимать неудачи. Лучше лишний раз похвалить кроху за успехи, а то, что плохо запомнилось, повторить еще несколько раз.

    Наиболее популярные вопросы

    Если регулярно заниматься с ребенком, то он легко сможет овладеть навыками еще до поступления в школу. После обучения желательно приобрести ему красивые наручные часы, тогда он сможет регулярно применять свои знания на практике.


    Автор статьи: Глухарь Раиса

    • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
    • Авторы статей

    Источники:

    http://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_vremeni_na_chasah.html
    http://razvivashka.online/poznavatelnoe/opredelyat-vremya-po-chasam
    http://kaknazvat.com/deti/nauchit-rebenka-ponimat-vremya-na-chasax/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector