Как понять что малыш держит голову. Ребенок начинает держать голову: сроки, стадии развития, выработка навыка

Содержание

Когда новорожденный начинает держать голову: нормы и отклонения

Первые месяцы жизни младенца – самые волнительные в жизни родителей.

Правильно ли развивается малыш, все ли хорошо, нет ли поводов для беспокойства?

Один из знаменательных моментов, который говорит о ровном хорошем развитии – умение приподнимать и держать голову.

Как слишком раннее, так и запоздалое развитие данного навыка – повод обратиться к неврологу. В каком возрасте считать это нормой?

Во сколько месяцев новорожденный может фиксировать уверенно вертикально

Большинство педиатров придерживаются мнения, что все дети разные и точного срока, схожего даже для полностью здоровых детей, нет.

В целом, если трехмесячного малыша взять на ручки, придерживая под попу — он может спокойно и достаточно уверенно держать голову около одной минуты. Если карапуза выложить на животик – он также должен начать спокойно приподнять голову и рассматривать мир вокруг секунд сорок – пятьдесят, в некоторых случаях — до полутора минут.

Если это знаменательное событие произошло чуть раньше – в два с половиной месяца, например – это тоже хорошо.

Важно! Если младенцу уже исполнилось три месяца, а он не в состоянии уверенно держать голову или вовсе не пытается предпринимать подобные попытки – непременно обратитесь к врачу-невропатологу. Он выяснит, нет ли у малыша неврологических отклонений.

Если малыш приподнимает головку слишком рано

Многие родители искренне радуются тому, что их карапуз уже в месяц уверенно смотрит на окружающий мир, спокойно поднимая голову на несколько минут.

Но такое поведение является поводом к немедленной консультации невролога.

Настолько раннее удержание головки свидетельствует либо о тяжелой патологии сосудов, то есть о высоком внутричерепном давлении, или о повышенном тонусе шейных мышц.

В первом случае потребуется серьезное лечение, в случае тонуса – доктор назначит ребенку общеукрепляющий массаж.

Карапуз в возрасте одного и даже двух месяцев в норме не может уметь держать головку без помощи взрослого. Когда мама или папа берут новорожденного на руки, опускают в ванночку для купания или дают бутылочку — они непременно должны поддерживать одной рукой шею и головы, а второй – спинку и ножки.

Даже однократное резкое запрокидывание головы назад может повредить шейные позвонки младенца, что потребует впоследствии долгого лечения и может привести к инвалидности.

Как научить грудничка делать это самостоятельно

  • Для нормального физического развития крохи с ним непременно нужно заниматься. Массаж и легкая гимнастика должны стать ежедневным ритуалом. В таком юном возрасте сложно найти время для занятий – малыш либо кушает, либо спит, и на манипуляции с собой обычно реагирует не слишком радостно.
  • Родителям в этом случае необходимо проявить терпение. Как можно чаще носите карапуза в вертикальном положении, выкладывайте на животик несколько раз в день, делайте легкий массаж, приподнимайте за ручки, когда он лежит на спинке – и день за днем у малыша все лучше и лучше будет получаться поднимать голову.
  • Иногда бывает, что ребёнок начинает держать голову не ровно, а с отклонением в сторону.
    Чтобы избежать этого или устранить проблему, невропатолог обычно рекомендует использовать специальную подушечку, на которую нужно будет укладывать ребенка на бок и спинку несколько раз в день.

Упражнения

Как только карапузу исполнилось три недели – необходимо начать делать с ним определенные упражнения. Они укрепят мышцы шеи, ручек и предплечий.

Выкладывание на животик

  1. Подождав тридцать – сорок минут после кормления, малыша нужно аккуратно, придерживая под шею и ножки, выложить на животик.
  2. Под грудку можно подложить свою ладонь или сложенное мягкое полотенце.
  3. Перед ним положите яркую игрушку, погремушку, позовите его по имени. Если карапуз попытается на пару секунд приподнять головку – прекрасно. Повторяйте упражнение несколько раз в день, и малыш начнет поднимать и удерживать головку в положении лежа на животике уже к двум с половиной месяцам.

Вертикально на руках у родителей

  • Если малыша часто носить на руках – навык появится раньше.
  • Необходимо несколько раз в день брать малыша на руки в вертикальном положении, лицом сначала к родителю, затем к окружающему миру.
  • Разговаривайте с карапузом, смейтесь, пойте – необходимо, чтобы ребенок сосредоточил взгляд на лице взрослого.

Игры и игрушки

  • Держа малыша на руках, обращайте его внимание на окружающие предметы. Пусть кто-то из взрослых трясет яркой погремушкой, перекладывая ее из руки в руку. Малыш будет поворачивать голову в разные стороны, пытаясь уследить за игрушкой, укрепляя при этом мышцы шеи.

В какой последовательности происходит этот процесс

К концу первого месяца – середине второго, если малыша выложить на животик, он будет пытаться приподнять голову. В два месяца практически все дети удерживают её не менее минуты, находясь на руках взрослого в вертикальном положении.

Именно сейчас необходимо начать заниматься с малышом, например, регулярно тянуть его за ручки из положения, когда он лежит на спинке. Карапуз должен делать уверенные попытки удержания головы.

Читать еще:  Что умеет 6 месячный ребенок. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

После достижения возраста в два месяца навык будет улучшаться с каждым днем.

Важно! До четырех месяцев необходимо при манипуляциях с малышом обязательно поддерживать его под затылок, так как мышцы шеи еще слабые и голова может резко запрокинуться назад в любой момент.

В пятимесячном возрасте практически все малыши, даже родившиеся раньше срока, уже уверенно и с большим любопытством изучают мир с хорошо поднятой головкой и могут поворачивать ее во все стороны.

Недоношенный ребенок

При рождении раньше установленного срока малыш обучается навыку удерживания головы в зависимости от того, какова была степень недоношенности.

Справка. Дети 1 и 2 степени недоношенности в чаще всего полностью догоняют сверстников в развитии именно к трем – четырем месяцам, соответственно, и основные навыки у них соответствуют возрасту.

Глубоко недоношенные дети (третьей и четвертой степени) развиваются в индивидуальном порядке. За ними в течение первого года жизни тщательно наблюдают врачи, в том числе невролог, который и подскажет, нет ли задержки в развитии.

Важно! Малышей, родившихся раньше срока, нельзя искусственно стимулировать как можно раньше удерживать голову, в том числе и с помощью упражнений. Мышцы шеи у них очень слабые, позвонки нежные. Искусственная стимуляция может привести к повышенному тонусу и травмам.

Причины недержания головы

Есть достаточно много причин, по которым карапуз не держит голову в в возрасте трех полных месяцев или начинает держать ее поздно – после пяти или шести месяцев.

Это может быть:

  • очень низкий тонус мышц;
  • недоношенность любой степени;
  • малый вес при рождении и его плохой набор в течение первых трех месяцев жизни.

В некоторых случаях может быть задержка в развитии навыка, если роды были тяжелыми, а у малыша была гипоксия или родовая травма, даже незначительная.

В некоторых случаях задержка в развитии физических навыков может быть индивидуальной нормой. Если врач не видит никаких неврологических осложнений – возможно, малыш еще просто не готов и начнет уверенно поднимать голову в три с половиной или даже четыре месяца.

Доктор Комаровский о нормах

Уделяйте ребенку время в течение дня, когда он бодрствует, играйте с ним, делайте массаж, выкладывайте на животик, соблюдайте рекомендации врача – и такой важный навык, как удерживание головки, обязательно появится вовремя.

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Читать еще:  Документы для подачи на алименты. Исковое заявление о взыскании алиментов на ребенка

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Когда ребенок начинает держать голову: норма и отклонения

Жизненно важные навыки развиваются у грудничка поэтапно. Прежде чем малыш сделает первые шаги, он должен проделать огромный путь собственного развития.

Время, когда ребенок начинает держать голову, является первым важным моментом, который запускает дальнейшее развитие и укрепление мышц спины.

Как младенец учится удерживать голову?

Такой серьезный навык овладения и управления своим телом, как самостоятельное удерживание головы, к малышу приходит не сразу.

  1. Первые попытки поднятия головы ребенок начинает совершать в 2-3 недели жизни. Занимает такое поднятие пару секунд, но освоение навыка запущено и дальше будет лишь укрепляться.
  2. С двух до трех месяцев ребенок начинает держать голову, лежа на животе. Его сил пока хватает на удержание головы в течение 30-60 секунд.
  3. В три месяца ребенок начинает держать голову самостоятельно в вертикальном положении. Хотя этот момент может наступить и пару неделями раньше. Нередко даже двухмесячные крохи успешно и уверенно держат голову в положении «столбиком». К концу третьего месяца, ребенок лежа на животе может поднять и голову, и плечи.
  4. В четыре месяца лежа на животе ребенок поднимает верхнюю часть туловища, а находясь на руках у взрослого уверенно держит голову, поворачивает ее из стороны в сторону, с интересом рассматривая окружающие его вещи.

Первый месяц жизни

На частый вопрос родителей о том, как в месяц ребенка научить держать голову, можно прочитать массу советов. Это и частая рекомендация выкладывать ребенка на живот, и плавание с кругом в большой ванне, и регулярная гимнастика.

Но, я, как специалист, много работающая с детьми-грудничками, могу уверенно сказать, что не нужно форсировать развитие ребенка.

Читать еще:  Если ребенок долго плачет. — Он устал и хочет спать. Охлаждение или перегрев

Голову ребенок держит ровно столько, сколько ему позволяют его силы. Пока это доли секунды. Но вы и сами видите, что если держать малыша вертикально, в положении «столбиком» на плече, то он делает кратковременные попытки поднять и удержать голову. Прежде чем выполнять это упражнение узнайте Как правильно держать ребенка столбиком>>>

Это удается ему на короткое время, но является самой безопасной и естественной тренировкой, в отличии от новомодных веяний с грудничковым плаванием, или плаванием с кругом на шее.

Не нужно постоянно поддерживать голову ребенка. Важно обеспечить лишь подстраховку, чтобы голова не запрокидывалась назад.

Второй месяц жизни

Чаще всего именно к концу второго месяца ребенок начинает держать голову более уверенно, а родители избавляются от страха, что ребенка можно повредить или сломать.

Ребенок, хорошо держащий голову ранее 1,5 месяцев редкость. И это может быть тревожным сигналом для родителей.

На плановом осмотре малыша обязательно нужно сообщить об этом доктору, поскольку это не всегда может быть признаком нормального развития – при повышенном внутричерепном давлении у детей способность держать голову является одним из характерных симптомов.

Радоваться столь раннему достижению крохи родители смогут после того, как врач исключит патологию.

Расстраиваться не нужно, если ребенок в 2 месяца не держит голову. Как уже говорилось, малыши в этом возрасте нередко овладевают подобным навыком, однако если у крохи пока этого не произошло – не страшно.

В большинстве случаев мамочки отмечают, что в 2 месяца ребенок предпринимает первые попытки удерживания своей головки вровень с туловищем.

«Моей дочке 2 месяца и 3 дня. Она пока не держит голову, но мне кажется, что скоро это произойдет. Если раньше я ее усаживала, подтягивая за ручки из лежачего положения на спине, и голова запрокидывалась назад, то сейчас она явно пытается ее приподнять.

Прямо заметно, как она начинает уверенно держать голову».

В 3 месяца не держит голову

Судя по отзывам молодых мам на форумах, довольно часто случается так, что в 3 месяца шейная мускулатура малыша слаба и он не держит голову. Родители тогда начинают паниковать и искать советов и поддержки у соответствующей аудитории.

Например, Ольга пишет:

«Нам сегодня 3 месяца, а мой сынок пока не хочет удерживать голову. Нельзя сказать, что он совсем этого сделать не может – на протяжении 20-30 секунд он крепко, как солдат, старается стоять прямо.

Но надолго его усилий не хватает. Шея еще слаба, что делать в этом случае? Как помочь моему сыночку? Ведь он уже должен держать голову!»

Важно! Мышцы шеи еще не окрепли окончательно, но это не значит, что ребенка нужно постоянно подстраховывать. Просто не позволяйте запрокидывать голову назад, но оставьте место для тренировок и развития.

Как узнать, все ли в порядке?

В 3 месяца, как правило, система шейных позвонков и мышц крепнет настолько, что теперь в позе лежа на животе или в вертикальном положении карапузу удается уверенно держать свою голову.

Конечно, до взрослого ему еще далеко, длительно он этого сделать не может, поэтому лишать ребенка «страховки» родители пока не должны.

Все-таки кроха еще слишком слаб, да и индивидуальные особенности его развития могут незначительно варьироваться в пределах нормы. Один грудничок может управлять головой в 2,5 месяца, а другой – в 3,5 только освоил это умение.

Убедиться в том, что действительно ребенок в 3 месяца плохо держит голову, можно, пройдя несложный тест. О нем можно узнать на любом тематическом форуме, посвященном развитию грудничков. Схема его выполнения достаточно проста:

  1. Необходимо аккуратно посадить малыша, плавно потянув его за ручки с положения, лежа на спине.
  2. Не менее 30 секунд его голова должна оставаться прямой, допустимы незначительные покачивания – шейные мышцы ребенка находятся в непривычном напряжении.
  3. Затем, уложив младенца на спину, снова необходимо приподнять его, позволив повиснуть между сидячим и лежачим положением.
  4. Если держать голову хотя бы пару секунд удается на линии хребта – это также вариант нормы, несмотря на то, что после этого малютка сразу же ее опрокидывает.

Кстати, этот же комплекс упражнений станет помощником родителям, которые не знают, как научить ребенка держать голову. Повторяя его в течение дня, результат станет заметен буквально через несколько дней.

Почему к 4 месяцам младенец не держит голову?

Сегодня большинство специалистов сходятся во мнении, что 4 месяца – это предельный срок для того, чтобы грудничок научился уверенно удерживать голову. Если к данному периоду этого не произошло, вероятно, может иметь место одна из распространенных причин:

  • роды были тяжелыми, патологическими;
  • мышечный гипотонус;
  • наличие у малыша неврологических заболеваний;
  • ребенка гиперопекают, постоянно поддерживая голову и не давая места самостоятельным тренировкам.

Если ребенок в 4 месяца не держит голову, вариантов действий здесь немного. В первую очередь, необходима консультация педиатра и других узкопрофильных специалистов – невролога, хирурга.

Если отклонение со стороны ЦНС подтвердится, ребенку будет назначен курс медикаментозной терапии, лечебного массажа и другие процедуры.

К полугоду

К 5-6 месяцам все здоровые груднички уже не только умеют удерживать голову, поворачивать ее во всех направлениях, но и начинают осваивать новые навыки: переворачиваться со спины на живот, с живота на спину, пытаться ползать и даже привставать с положения лежа.

Некоторые особо активные крохи делают первые попытки и начинают вставать на ножки.

Начиная с первого месяца жизни, родители нередко хотят помочь своему чаду как можно быстрее преодолеть все неумения, постоянно тренируя и обучая его.

Однако малыш, развивающийся в соответствии со всеми нормальными показателями, не нуждается в дополнительной стимуляции.

От родителей ему требуется лишь забота, ласка и тепло, тем более, когда ребенок начинает держать голову.

Комаровский, известный детский педиатр, нередко говорит о том, что без времени ничего не бывает. И если малыш немного отстает от своих сверстников, это еще не свидетельствует о патологии.

Читайте также по теме развития ребенка:

Источники:

http://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/derzhit-golovu.html
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://uroki4mam.ru/kogda-rebenok-nachinaet-derzhat-golovu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector