Как правильно переводить ребенка на новую смесь. Искусственное и смешанное вскармливание

Смешанное и искусственное вскармливание детей

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х – 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл – из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

7. В качестве докорма рекомендуется применение адаптированных молочных смесей.

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

2. Рекомендуется более ранний переход на 5 разовое кормление с более длительными промежутками между приемами пищи.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси – это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

— сладкие – («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти» и др.);

— кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный», «Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт –1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей –«Детолакт –ММ», «Хумана – О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку – «Нутри-Соя», «Симилак — изомил», «Беллакт – Соя» и др.

Для детей с анемией – «Нан –Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями – низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания — энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки:

— БАД – 1б (с бифидумбактериями)

— БАД – ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

— БАД – 1л (с лизоцимом) и другие.

«Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие).

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

Читать еще:  Секции для детей от 4 лет. Что дает ЛФК — в чем польза

— гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это:

— контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

— физическое воспитание и закаливание;

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

— окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо:

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Доктор Комаровский о смешанном вскармливании

Лучше грудного молока для ребенка ничего не придумано. Однако не всегда получается кормить младенца на все 100% этим, природой одобренным, продуктом. Иногда молока у мамы не хватает, и тогда возникает необходимость в смешанном вскармливании. Таким образом, малыш получает и грудное молоко, и что-то еще, чтобы не оставаться голодным. Не вредит ли крохе такое питание и как правильно организовать его, рассказывает известный детский доктор Евгений Комаровский.

Нужно ли бороться за грудное молоко

Недостаточная лактация у мамы может наблюдаться по совершенно разным причинам — от гормонального сбоя до нервно-психологического состояния. Именно эта, вторая причина, обычно является лидирующей. У мамы не хватает молока, она начинает винить себя в том, что не может дать ребенку необходимое для его здоровья и развития питание, и тем самым порочный круг замыкается. Женщина пребывает в постоянном стрессе, который, в свою очередь, пагубно сказывается на механизмах лактации.

Читать еще:  Что умеет ребенок в 7 5 месяцев. Время учиться общению и познавать мир. Что должен уметь мальчик и что должна уметь девочка

Конечно, грудное молоко очень важно для младенца, но не менее важна для него нормальная, здоровая и улыбающаяся мама, говорит Евгений Комаровский. А потому, если молока едва набирается на одно кормление из пяти, то особого смысла сохранять смешанное вскармливание нет, можно перейти на искусственное. Ведь если общий объем материнского молока в рационе крохи не превышает одной пятой части, то почти никакого воздействия на здоровье оно не оказывает, и от него можно смело отказаться.

Второй вариант — поменять свое отношение к проблеме.

Если мама перестанет казнить себя морально за нехватку молока, и начнет спокойно сцеживать или давать грудь хотя бы раз в сутки, а остальные кормления проводить смесями, то можно оставить все, как есть (если это устраивает все стороны — и ребенка, и маму, и папу).

Смешанное вскармливание оптимально в том случае, если доля маминого молока превышает объем одного кормления. Например, если половину суточного рациона или чуть меньше того составляет именно грудное молоко. Вполне приемлемым можно считать и объем естественного питания в количестве 30% от суточного рациона.

О вреде смешанного вскармливания

Еще недавно считалось, и до сих пор некоторые медицинские справочники указывают на то, что смесь грудного молока с другим продуктом при смешанном вскармливании вредна для ребенка. Некоторые доктора даже трактуют ее как «экологическую катастрофу для детского организма». Евгений Комаровский спешит успокоить мам, у которых своего молока не хватает. Современная промышленность, которая производит смеси и детское питание, говорит он, сделала все, чтобы минимизировать этот вред. И ей это удалось.

Так, состав большинства доступных на сегодняшний день молочных смесей (речь идет об адаптированных смесях) максимально приближен к составу грудного молока.

Да, это не одно и то же, и смесь не способна заменить мамино молочко, но это лучше, чем давать ребенку коровье или козье молоко, которые являются для него на самом деле биологически чуждыми продуктами.

Смешанное вскармливание, несмотря на свое название, не должно носить хаотичного характера. Его тоже нужно уметь организовать правильно.

Есть два основных вида смешанного кормления: поочередное и последовательное.

При поочередном одно кормление мама сделает естественным полностью, а другое или несколько последующих — искусственным. При последовательном вскармливании ребенок может сосать грудь до тех пор, пока молоко не закончится, после чего при видимых признаках беспокойства (если малыш плачет, тянется к груди, чмокает и требует продолжения «банкета»), ему дают определенное количество смеси, чтобы он не чувствовал голода. При этом важно не перекормить малыша.

Чтобы точно знать, какое количество смеси ему требуется на докорм, желательно взвешивать ребенка перед кормлением и после него.

Выбрать тот или иной вид мама может самостоятельно. Тут многое зависит от количества молока — хватает ли его на целое кормление, и от иных обстоятельств, например, насколько часто женщина может сцеживаться. Не секрет, что смешанное вскармливание часто выбирают тогда, когда маме необходимо выйти на работу, и она отсутствует днем. Наиболее оптимальным считается кормление через раз — в 6 утра смесью, в 9 утра — грудью, в 12.00 — смесью и так далее.

Молочная смесь быстрее насыщает ребенка и несколько дольше переваривается, а потому при смешанном вскармливании не стоит делать больших перерывов между приемами пищи. Промежутка в 3-4 часа вполне достаточно. Даже если раньше вы кормили грудью по требованию или каждые 2-2,5 часа, то при переходе на смешанное питание правильно кормить с бОльшими перерывами и по режиму.

Если обстоятельства сложились так, что ребенку предстоит перейти на смешанное вскармливание, то следует соблюдать определенные правила, которые помогут крохе оставаться здоровым.

  • Для младнца до 6 месяцев выбирать следует полностью адаптированные смеси. Они помечены цифрой «1» на упаковке.
  • Для карапузов от 6 до 12 месяцев существуют особые смеси — частично адаптированные. Они обозначены на коробке цифрой «2».
  • Детям от года подходят смеси с цифрой «3» на упаковке.

Чтобы ребенок не бросил грудь, из которой сосать труднее, чем из бутылочки, дырка в соске не должна быть слишком большой.

Крохе надо так же прилагать усилия, чтобы добыть себе еду. Выбирайте соски с самыми маленькими отверстиями.

Не меняйте смесь на другую самопроизвольно, без совета лечащего врача и без веских оснований для такой замены (аллергическая реакция на смесь, плохое усвоение и др.).

Читать еще:  Особенности развития ребенка в 11 месяцев. Развитие детей в одиннадцать месяцев

Обязательно давайте ребенку, находящемуся на смешанном питании, пить воду. В первые дни после начала прикорма следите за стулом. Он может стать более редким, а также поменяет цвет и запах. В этом ничего страшного нет.

Если мама планирует вернуться к грудному вскармливанию, прикладывать малыша к груди следует как можно чаще, при этом использовать обе молочные железы.

Подробнее о том, когда нужно дополнять грудное вскармливание по мнению доктора Комаровского, вы узнаете из следующего видео.

Как перевести ребенка на другую смесь

Польза грудного вскармливания для малыша и матери не вызывает ни малейших сомнений. Тем не менее множество женщин сталкивается с необходимостью организации искусственного питания для ребенка. В таком случае первоочередной задачей является выбор молочной смеси с учетом индивидуальных особенностей нового члена семьи. Детское питание, предлагаемое сертифицированными производителями, отвечает всем стандартам качества. При этом каждый его вид — особенный: содержит уникальный состав микроэлементов, имеет определенную степень адаптированности и призван решать конкретные проблемы со здоровьем ребенка. С течением времени для обеспечения рационального развития малыша может возникнуть потребность замены молочной смеси. Выбирать новый тип питания стоит руководствуясь четкими правилами. Это минимизирует негативные последствия для неокрепшего организма крохи.

Почему надо менять смесь

Для замены детского питания должны быть веские основания. К таким ситуациям относятся:

  • категорический отказ ребенка от приема пищи;
  • недостаточная питательность формулы смеси — малыш не выдерживает временной интервал между кормлениями;
  • существенный недобор веса в соответствии с возрастом;
  • проявления индивидуальной непереносимости компонентов, входящих в состав того или иного заменителя грудного молока;
  • выявление проблем с функционированием пищеварительной системы, например, частые запоры;
  • потребность в адаптации питания по достижении ребенком определенного возраста;
  • переход на специальную лечебную смесь или возврат к обычной после избавления от проблем со здоровьем.

Замена стандартной искусственной смеси на терапевтическую требует особо пристального внимания. Она осуществляется лишь на основании врачебного подтверждения конкретного диагноза:

  • недостаток ферментов, расщепляющих лактозу, требует назначения безлактозного питания;
  • низколактозные и соевые виды необходимы в случае непереносимости животного белка;
  • антирефлюксные — решают проблему патологически сильного срыгивания у маленьких детей;
  • кисломолочные виды и детское питание с пробиотиками необходимо малышам с признаками дисбаланса кишечной флоры;
  • при тяжелых формах аллергических реакций и атопического дерматита может быть назначен переход на гипоаллергенный состав сухого молока на основе растительных белков или аминокислот.

Родителям ни в коем случае нельзя решать вопрос замены смеси самостоятельно, руководствуясь опытом знакомых или ценовым фактором.

Правила перехода

Рекомендации, как правильно переводить ребенка на другую смесь:

  • предварительно проконсультироваться с врачом-педиатром;
  • если малыш отлично переносит определенный вид детского питания, то рекомендовано переводить его на новую формулу в соответствии с возрастом в рамках этого же бренда;
  • переходить на новый тип продукции плавно;
  • начинать вводить новую смесь с минимальных доз;
  • кормить привычной и докармливать новой;
  • по мере увеличения объемов обновленного питания пропорционально сокращать количество старого продукта;
  • новым видом смеси впервые кормят в дневное время, в последнюю же очередь заменяют утренние и ночные кормления.

Схема введения

Примерные схемы перехода на иной вид молочной смеси зависят от состояния здоровья малыша. По возможности стоит растянуть процесс на 6-14 дней, чтобы отследить изменения в поведении ребенка и свести к минимуму риски. Однако это получается не всегда. При острых расстройствах пищеварения и аллергических реакциях смена осуществляется за 6-7 дней. В некоторых случаях педиатр может одобрить и резкий однодневный переход (в основном это касается замены обычного питания на гипоаллергенное).

Привычная и новая смесь готовится в разных бутылочках.

Рассмотрим схему введения новой смеси:

  • в утреннее кормление ребенку вводится 10 мл нового питания;
  • на следующий день ему предлагают 20 мл непривычного питания в 1 и 5 кормление;
  • ежедневно увеличивать новый продукт на 20 мл в 1 и 5 кормление до тех пор, пока они не будут замещены;
  • затем на новое питание постепенно заменяют полным объемом другие кормления: 1 день — 2 кормление, 2 день — 3, 3 день — 4, 4 день — 6, 5 день — 7.

Такая процедура наилучшими образом подходит для искусственников, находящихся на 7 разовом вскармливании. Несмотря на то, что по этому плану переход затянется до 14 дней, он является наиболее щадящим.

Если у грудничка аллергия на смесь, которую он употребляет, то подобный вариант перехода ему не подходит. В этом случае следует применить экспресс-способ. Перейти этому способу на новое питание можно за 6 дней.

Таблица, как переводить ребенка на другую смесь

Источники:

http://studopedia.ru/3_12279_smeshannoe-i-iskusstvennoe-vskarmlivanie.html
http://o-krohe.ru/komarovskij/smeshannoe-vskarmlivanie/
http://moykarapuz.com/iskusstvennoe-vskarmlivanie/kak-perevesti-rebenka-na-druguyu-smes.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector