Как правильно воспитывать детей? Ошибки воспитания. Как воспитывать ребенка счастливым и уверенным в себе? Как правильно воспитывать ребенка-мальчика и ребенка-девочку? Как воспитывать ребенка без наказания и без криков

Содержание

Как правильно воспитывать детей? Ошибки воспитания. Как воспитывать ребенка счастливым и уверенным в себе? Как правильно воспитывать ребенка-мальчика и ребенка-девочку? Как воспитывать ребенка без наказания и без криков

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 581 534
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 536 080

Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания

Представляем вам очередную книгу серии «Семейная библиотека» — «Радость воспитания».

Как воспитывать детей?

Порой мы думаем, что это очень простой вопрос. Но иногда он ставит нас в тупик. Все, что мы знали о воспитании, в эти моменты не приходит нам на помощь.

Если такое случалось в вашей жизни, то книга Кэтрин Кволс станет для вас истинной находкой. Ваша жизнь может полностью измениться!

Вы узнаете, как научить детей быть ответственными и инициативными, как строить отношения на основе уважения и равенства, как воспитать их уверенными в себе и своих способностях, как вдохновить детей на творчество и научить решать конфликты, договариваясь, как стать просто счастливыми и спокойными родителями.

В своих поисках подходов к сердцу ребенка вы найдете огромную поддержку и помощь в лице автора этой книги — мамы, практического психолога с многолетним опытом, соавтора и ведущего обучающих программ для родителей и детей.

Уверены, что результаты, которые вы получите, применяя на практике приемы воспитания из этой книги, вдохновят вас.

Удачи и счастья вашим семьям!

ОБРАЩЕНИЕ К РОССИЙСКИМ ЧИТАТЕЛЯМ

Человечество вступило в XXI век с мечтой о мире без войн и насилия. И наша страна особенно нуждается в переменах к лучшему.

Наши дети, которые очень скоро станут руководителями, юристами, преподавателями, родителями, будут людьми, формирующими общество будущего. Поэтому, чтобы мечты о свободной, мирной Земле воплотились в реальность, мы можем внести свой вклад, воспитывая свободных, жизнерадостных, общительных людей, обогащенных знанием своих возможностей, умеющих достигать поставленных целей, — людей, исполненных уважения к себе и окружающему миру.

Мы рады представить книгу «Радость воспитания». Это последовательное практическое руководство по переориентации поведения, которое можно также использовать в сочетании с 15-часовыми курсами для родителей, проводимыми НОУ «Всемирные Центры Взаимоотношений»®. Благодаря новым знаниям Вы не только найдете общий язык и понимание с детьми, но и поможете им развить чувство собственного достоинства и стать надежными, полезными членами общества.

Для укрепления семейных отношений, а также развития навыков самоприятия и самопознания мы предлагаем вам посетить и другие курсы-тренинги, проводимые НОУ «ВЦВ».

Юрий Кузнецов, Президент НОУ «Всемирные Центры Взаимоотношений»®

Меня давно интересовала проблема укрепления семьи. В течение многих лет я постоянно искала ответ на вопрос: как помочь семьям стать надежнее и благополучнее? Эта книга явилась итогом моих наблюдений, размышлений, а также практической работы с семьями. Надеюсь, что она поможет вам по-новому взглянуть на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношений в семье и обогатит ваш родительский опыт.

Хочется выразить глубокую признательность всем, кто помогал мне в этой нелегкой работе.

В первую очередь, я благодарна своей семье: моему мужу Брайану — за взаимопонимание, любовь и поддержку, сыну Тайлеру — за то, что он стал моим учителем, благодаря которому я поняла, что означает безусловная любовь, а также Эмили, Хлоу, Элис и Синди Харпер, которые и сегодня дают мне уроки того, как вести себя, чтобы и смешанная семья была благополучной и счастливой.

Спасибо моему бывшему мужу Биллу Ридлеру, который стал соавтором первого издания этой книги и приобщил меня к преподавательской деятельности. Но, безусловно, больше всего я ценю его за то, каким замечательным отцом он стал для нашего сына.

Читать еще:  Лучшие игрушки для детей 6 лет. Развивающие игрушки для детей

Спасибо моим сотрудникам: Бетти Таури, Лоизу Хэнслеру и Джулии Сжес, — за их поддержку и умение вовремя спросить: «Когда выйдет новая книга?» Спасибо инструкторам курса «Переориентация поведения детей» за их увлеченность и преданность своему делу.

Благодарю Боба Хекстра и Джуди Хэррингтон за то, что они верили в меня, когда моя вера уже иссякала.

Я признательна редактору Триоли Бакус за ее невероятную настойчивость и легкую, приятную атмосферу, сопутствовавшую нашей совместной работе.

Не могу не сказать и о том, что на создание этой книги меня вдохновил ныне покойный доктор медицины Рудольф Дрейкурс, практический опыт и работы которого стали для меня отправной точкой в дальнейших поисках.

Я знаю Кэтрин Кволс как замечательного друга, учителя, коллегу, руководителя. Кэтрин обладает редким дарованием: общение с чей приносит человеку ощущение внутреннего спокойствия и уверенности в себе.

За последние двадцать пять лет в наших представлениях о детях и семьях произошли разительные перемены. Сегодня многие родители, учителя, воспитатели, тренеры воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократичного подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер. И если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытными, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми!

Неудивительно, что в этой связи многим из нас, и родителям, и специалистам, довелось испытать на себе неприятные чувства замешательства и растерянности.

Книга Кэтрин Кволс «Переориентация поведения детей» предлагает полный набор «инструментов», способствующих нашему сближению с детьми, а значит — и укреплению семьи. Толчком к написанию книги стал курс «Переориентация поведения детей», предложенный в рамках Международного сообщества детских и семейных отношений. Цель организации курса — помочь родителям освоить современные методы воспитания, найти индивидуальный подход к каждому из своих детей и добиться положительных перемен в семейной жизни. Преподавательская и консультационная работа Кэтрин Кволс в рамках этого курса дала ей богатейший материал для написания книги, в которой отражена наша общая вера в саму жизнь. А родители непременно найдут в ней то, что поможет им сделать свои семьи счастливее.

Тимоти Джордан, доктор медицины

Глава 1. МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

«Я не могу поверить в это! — сказала мама Джастина. — Похоже, что он полностью изменил отношение к себе. Раньше, бывало, наигравшись в парке, он возвращался домой со слезами и жаловался, что другие ребята обижали его. Ни дня не обходилось без ссор и драк. Он не хотел признавать своих ошибок, и получалось, что виноватыми были все, только не он. Теперь, когда он приходит домой, то с увлечением рассказывает, как провел время со своими новыми друзьями. За последние три месяца Джастин подрался только раз! Он даже как-то сказал мне: „Мама, ребята разозлились на меня, потому что я сломал шест от палатки. Я сам это сделал, поэтому куплю новый шест“. Он никого не обвинял. Раньше мы постоянно ссорились с ним, а теперь нам хорошо вместе. Каждый день я с нетерпением жду, когда мне удастся пообщаться с ним».

Так мама Джастина рассказывала о положительных изменениях в поведении сына, которые произошли после использования методов воспитания без наказаний, составивших основу этой книги.

Прочитав ее и вы сможете испытать эти методы на практике. А в конце книги найдете подробный рассказ о том, как проходила переориентация поведения Джастина. И тогда восторженность мамы по поводу перемен в поведении сына будет вам вполне понятна.

Как правильно воспитывать ребенка: рекомендации психологов, базовые принципы воспитания без криков и наказаний

С какого возраста стоит заняться воспитательным процессом? Начинать воспитывать ребенка в семье надо уже с первых дней жизни. Родители должны уделять особое внимание этому, ведь на них лежит большая ответственность за правильное воспитание детей. Огромное значение имеет то, как ведут себя сами взрослые, так как детям свойственно подражать и копировать их модель поведения. Немаловажно, верно выбрать принципы и методы воспитания, а также придерживаться определенных правил и советов, разобраться в психологии воспитательного процесса.

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания – это рекомендации, при соблюдении которых можно правильно избрать тактику воспитательного процесса. Выделяют главные принципы при воспитании детей:

Читать еще:  Ребенок боится чужих. «Мой ребенок боится чужих людей

  1. Принцип целенаправленности. Воспитывая дитя, взрослые стремятся достичь идеального на их взгляд результата. Сейчас семья опирается на человеческие ценности, описанные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции РФ.
  2. Принцип согласованности в воспитании. Чадо воспитывается членами семьи, а также учителями в детсаду и школе, различных секциях и кружках. Никто из воспитателей не должен изолированно воспитывать малыша, надо согласовать цели, содержание воспитательного процесса, методы и средства для достижения желаемого результата.
  3. Принцип уважения к личности ребенка. Нужно, чтобы все члены семьи воспринимали малыша таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности. Кроха не виноват, что родители его создали таким, поэтому не стоит злиться, если он не оправдал ваших надежд.
  4. Принцип гуманности. Это значит, что взаимоотношения взрослых с их малышом должны формироваться на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, любви и добрых намерениях.
  5. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – формирование домашнего воспитания исходя из поставленной цели. При этом следует постепенно воздействовать на малыша, а последовательность и планомерность заключаются не в одном содержании, но и в средствах, методах, способах, учитывающих возраст малыша и его индивидуальный потенциал.
  6. Принцип комплексности и систематичности, при котором следует воздействовать на личность с разных сторон, используя систему целей, средств и методов.
  7. Принцип научности. Если раньше в основе воспитания лежали житейские представления, здравый смысл, традиции и обычаи, которые передавались из поколения в поколение, то сейчас найдено большое разнообразие научных фактов о закономерности развития малыша и о том, как правильно построить воспитательный процесс.

Умение беседовать с ребенком на равных и принимать его личность очень важно для родителя

Методы семейного воспитания

Методы семейного воспитания – это способы взаимодействия взрослых и детей, благодаря которым у ребенка формируется сознание, чувства и воля, появляются навыки верного поведения, стремление к самостоятельности, к духовному и моральному развитию (рекомендуем прочитать: главные типичные ошибки семейного воспитания). Выбор метода взрослые осуществляют исходя из свойственной им культуры, имеющегося опыта, психолого-педагогических навыков и методов построения процесса жизнедеятельности. Кроме этого, выбирая метод воспитания, стоит учитывать следующие факторы:

  • цели и задачи, которых родители хотят добиться в воспитательном процессе;
  • семейные отношения и жизненный уклад;
  • количество детей в семье;
  • родственные связи, чувства мамы с папой и прочих членов семьи, которым свойственно завышать потенциал своего малыша, его способности и достоинства;
  • личностные качества родителей и прочих членов семьи, присущие им духовные и моральные ценности и взгляды на жизнь;
  • опыт матери и отца, их способности применить на практике воспитательные методы, учитывая возраст и психофизиологические характеристики ребенка.

Взрослым бывает довольно трудно применить на практике некий воспитательный метод. К тому же, согласно анализу, один и тот же метод родители реализуют индивидуально. Особенно разнообразные варианты характерны для методов убеждения, требования, поощрения и наказания. Кто-то пытается убедить малыша доброжелательно, показывая свое доверие к нему, другие основываются на собственном примере, некоторые хотят получить желаемый результат, упрекая, крича и угрожая малышу, а кто-то считает целесообразным наказывать дитя физически.

Рассмотрим способы осуществления метода родительского требования:

Как правильно воспитывать детей? Ошибки воспитания. Как воспитывать ребенка счастливым и уверенным в себе? Как правильно воспитывать ребенка-мальчика и ребенка-девочку? Как воспитывать ребенка без наказания и без криков

Пример. Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.

Что же такое наказание?

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть , со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания . Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил . Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться , чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.
Читать еще:  Фгос конспект оод конструирование лесенка для ёжика" (младший дошкольный возраст). Лестницы. Конструирование и проектирование лестниц. Типы лестниц

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка , когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению , а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки исо здать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

А как Вы относитесь к наказанию детей? Возможно ли воспитание без наказания? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=99483&p=1
http://vseprorebenka.ru/vospitanie/semejnoe/kak-vospityvat-rebenka.html
http://www.colady.ru/8-osnovnyx-principov-vospitaniya-detej-bez-nakazanij-kak-vospityvat-ne-nakazyvaya-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector