Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет

Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет

Как развивать речь у ребёнка от рождения до трёх

лет?

Освоение речи – важный этап в развитии ребёнка. Речь расширяет возможности для познания мира и освоения окружающей действительности, а также служит началом коммуникации с родителями, родственниками и людьми в целом.

Важная задача родителей — общаться с малышом с самого рождения. Это только кажется, что он ничего не понимает, на самом деле – ребёнок уже все слышит, запоминает и в какой-то мере осваивает речь.

Как развивается речь ребёнка?

1 стадия. Крик или плач. Таким образом ребёнок общается с родителями, сообщая им о своих потребностях.

2 стадия. Гуление (2-6 месяцев). В этот период ребёнок способен произносить почти все гласные и некоторые согласные. Важно выстраивать разговор с малышом в форме диалога, давая ему возможность отвечать в ответ. Необходимо поощрять ребёнка за первые звуки, которые он произносит.

3 стадия. Лепет (6-9 месяцев). Ребёнок произносит повторяющиеся слоги – ма-ма, би-би.

4 стадия. Первые слова (9-12 месяцев). Ребёнок начинает произносить первые слова, их количество – строго индивидуально и зависит от многих факторов – от темперамента малыша, от разговорчивости родителей.

Как же развивать речь у малыша?

Комментировать все, что происходит вокруг, называть окружающие предметы, людей, события. Это можно начинать делать с самого рождения, а то и во время беременности.

Менять интонацию, темп, тембр речи. Важно: не переходить на крик, малыш может испугаться. Можно читать стихотворения, петь песни, да просто рассказывать о происходящем, играя с интонацией.

В непосредственном общении с ребёнком – растягивать слова, говорить медленно. Желательно во время общения наклоняться как можно ближе к малышу, смотреть ему в глаза, чтобы он видел и запоминал движения языка и губ.

Упрощать слова и предложения. Иными словами – адаптировать их для малыша. Так ребёнок гораздо быстрее сможет сам заговорить, нежели будет все время слышать непонятные и сложные языковые конструкции. Например, вместо слова машина можно говорить – «би-би», вместо кошка –«мяу-мяу».

Развивать мелкую моторику рук. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые отвечают за развитие речи ребёнка. Можно использовать пальчиковые игры, а также обязательно нужно, чтобы у ребёнка был контакт с разными поверхностями и материалами – пусть малыш перебирает крупу, трогает пуговицы, открывает замки. Все это благоприятно скажется не только на развитии речи, но и на расширении кругозора и представлений о мире.

Песенки, стишки, потешки. Особенно хороши для малышей потешки — они написаны особенным языком и так, что малышу сразу же хочется повторять их.

Мультфильмы, развивающие речь.

Общение ребёнка с другими малышами. Пусть они вместе гулят, лепечут, важно, что они будут видеть друг друга и понимать.

Развитие речи у ребёнка раннего возраста – дело непростое. Но если правильно организовать занятия, они станут частью повседневных дел и будут приносить только положительные эмоции, радуя и малыша, и родителей.

Развитие речи ребенка от рождения до трех лет

Почти каждая мама точно знает, когда малыш должен начать сидеть, переворачиваться, стоять и ходить. Но вот с речью все не так определенно. Между тем именно в период от рождения до трех лет складываются условия, обеспечивающие в дальнейшем полноценное овладение этой функцией. Когда же все-таки ребенок должен сказать первое слово? Понимает ли он, что мы ему говорим? Чем отличается гуление от лепета? Давайте разбираться и проанализируем развитие речи ребенка от рождения до трех лет.

От рождения до 3 месяцев: Крик

Самая первая речевая активность появляется у ребенка сразу же при рождении — это крик. Конечно, он возникает неосознанно и вызван резким изменением окружающей среды, а не желанием пообщаться, но тем не менее во время крика уже вовсю работают голосовые связки и дыхательная система. Крик каждого ребенка индивидуален, но логопеды считают, что он не должен быть хриплым, сдавленным, чересчур пискливым или слишком тихим. Со временем (к 2-3 месяцам) крик начинает сопровождаться усилением двигательной активности, появляются слезы. В этом же возрасте мамы отмечают различия крика в зависимости от состояния малыша (голода, боли и т. д.). Главное на данном этапе — эмоциональное общение крохи с взрослым, в особенности с мамой.

1. Вызывайте зрительное и слуховое сосредоточение
Мамино лицо — любимый объект наблюдения новорожденного. Возьмите кроху на руки и дайте ему возможность как следует рассмотреть вас.
Учите малыша всматриваться в предметы (можно раскачивать или потряхивать яркую игрушку — лучше, если она будет из нескольких контрастных цветов), при этом называя их.
При общении с младенцем задавайте простые вопросы и отвечайте сами на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!»

2. Делайте легкий массаж губ
Нежно поглаживайте, постукивайте губы малыша, пассивно открывайте и закрывайте маленький ротик. Все движения должны быть плавными и легкими!

3. Учите речевому вниманию (с 2 месяцев)
Разговаривая с ребенком, медленно обходите его кровать, стараясь сделать так, чтобы он следил за вами глазами, а позже — поворачивал голову. Активно пользуйтесь мимикой и интонацией и старайтесь, чтобы при этом ребенок видел ваше лицо.

4. Разговаривайте!
Ваша речь должна быть медленной и четкой, ласковой и певучей, но без лишнего сюсюканья. Достаточно того, что предложения будут короткими, а слова — простыми.
Во время «режимных» моментов (кормления, купания, переодевания и т. п.) проговаривайте то, что делаете, даже если вам кажется, что кроха вас не слушает и не понимает. Уже давно не вызывает сомнения следующий факт: дети, чьи мамы активно общались с ними с самого рождения, начинают говорить быстрее своих сверстников.

Читать еще:  Развитие сенсорных способностей у ребенка. этап - основной. Игры на развитие тактильных ощущений

От 3 до 6 месяцев: гуление

В этом возрасте появляется новый вид крика — «ложный», который вызван не жизненно важными потребностями или дискомфортом, а желанием видеть маму и общаться с ней. К началу третьего месяца жизни у большинства здоровых детей частота крика снижается (хотя он по-прежнему используется как «протест» в ответ на неблагоприятный раздражитель) и появляются отчетливо произносимые гласные звуки (обычно это «а», «у», «и») — первичные вокализации, которые принято называть гулением. Возникают они спонтанно и только во время бодрствования. Примечательно, что сам малыш получает удовольствие от этих вокализаций. Гуление — еще очень примитивная форма речи, но на данном этапе уже работает дыхательная система, осуществляются первые попытки слухового контроля над речью и целенаправленного речевого общения.

1. Побуждайте к зрительному контакту
К 3-4 месяцам вы заметите, что при вашем появлении малыш начинает активно двигать ручками и ножками, поворачивает голову, улыбается и гулит. Психологи называют это комплексом оживления. На этом этапе с уверенностью можно сказать, что кроха общается с вами и рад этому!
Окликайте малыша из разных мест комнаты, привлекая его внимание, при этом чередуйте шепот с громкой речью.
Многократно повторяйте имя ребенка при общении с ним, делайте это в различных вариациях: «Саша, Сашенька, Сашуля».

2. Стимулируйте гуление
Характер и продолжительность гуления зависят от вашей реакции: показывайте, как вы рады общению, повторяйте вслед за малышом незатейливые комбинации звуков — и вы заметите, что гуление усилится и приобретет более эмоциональный характер.
Взяв малыша на руки, привлеките внимание к своему лицу (для этого можно пощелкать языком, поцокать или просто поцеловать кроху). Когда он остановит на вас взгляд, произносите звуки «гу», «агы», «агу».
Во время «переклички» с ребенком сначала повторяйте те звуки, что он говорит, а затем добавляйте новые («ба», «па», «ма», «да»).

3. Развивайте речевое внимание
Побуждайте ребенка искать источник звука (используйте детские музыкальные инструменты, игрушки). Спрашивайте: «Где машинка?», а после того, как ребенок повернет голову в нужную сторону, отвечайте: «Вот машинка!»
Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса (подойдут простейшие детские стихи и потешки).

От 6 до 9 месяцев: лепет

Примерно в полгода родители впервые слышат из детских уст лепет — произнесение сочетаний звуков, похожих на слоги или даже слова. На первых этапах это обычно звуки «п» и «б» с гласными («па», «бу», «апу» и т. д). Логопеды называют это ранним лепетом. Затем кроха начинает произносить целые «слоговые цепочки». Разные чувства побуждают малыша к произношению разных звуков. Интересно, что в лепете присутствуют все звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих взрослых. При лепете включается в работу артикуляция: органами речи (языка, губ, щек, нижней челюсти) производятся специальные движения.

Во время лепета кроха также может высовывать язычок, строить рожицы, пытаться имитировать мимику мамы. Начинается новый этап общения с ребенком — общение на основе понимания, когда взрослый через речь руководит всем развитием и поведением ребенка.

1. Развивайте понимание речи
Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и слышать его название, трогать, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить ит. д.). Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия — и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова.
Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку» и т. п.). Например, помогите крохе помахать ручкой вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!»

2. Стимулируйте лепет
Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («ба-ба», «мА-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов.
Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу»,«Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».

3. Развивайте представления о величине, форме, цвете предметов
Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) — так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней. Варианты действий: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия.

От 9 месяцев до года: слово

Лепет в этом возрасте усиливается и становится все более разнообразным: малыш уже повторяет цепочки разных слогов, например «ва-ля», «ма-ля», «па-ну». Лепет все больше похож по форме на слова родного языка. Ближе к концу этого периода в речи детей появляется ударение и интонация, именно поэтому многим мамам кажется, что их чадо уже вовсю болтает «на своем языке». Понимание речи также совершенствуется: ребенок радуется разговору и активно пытается подражать речи и мимике уже не только мамы, но и других людей.

Ближе к году кроха делает свои первые шаги, и примерно в это же время у него появляется первое слово. Это может быть «дай», «иди», «киса», «пить» и другие простые слова, которые малыш часто слышал раньше. Однако у некоторых детей первыми становятся совершенно «неожиданные» слова вроде «телефон», «колесо» или «лифт». Кстати, долгожданные «мама», «папа», «баба» большинство специалистов не считают полноценным словом и называют их «лепетными псевдословами», потому что состоят они из повторяющих слогов и часто не несут смысловой нагрузки.

Читать еще:  Шапка для девочки спицами описание. Вязание для детей: зимние шапки

Что же считать словом? Слово – это тот набор звуков, который малыш устойчиво использует для обозначения конкретного предмета или ситуации. При этом слова годовалого малыша могут быть искаженными и упрощенными. Так, если «ка» — это ворона, то это самое настоящее слово, а вот если тем же «ка» кроха называет и кашу, и птичку, и сестру Катю, это пока словом не является. Что же с лепетом?
С появлением слов он никуда не исчезает, а, наоборот, усиливается, становится все более мелодичным и интонированным.

1. Продолжайте развивать понимание речи
Дайте малышу послушать звучание предметов: бубна, колокольчика, музыкальной игрушки. Затем, спрятав их за ширму, дайте послушать еще раз. После окончания звучания очередного инструмента доставайте его из-за ширмы и говорите: «Это был колокольчик!» и т. п.
Показывайте крохе знакомый предмет или игрушку и называйте ее, а затем просите показать («Где у нас тут зайчик?»). Далее пробуйте давать ребенку указание, чтобы он находил нужный предмет и давал («Дай мне зайчика!»).
Показывайте предмет в действии и называйте (кукла спит, машина едет, кошка умывается и т. д.).

2. Побуждайте ребенка к произнесению слов
Продемонстрируйте знакомую игрушку и попросите назвать ее: «Что это? Кто это?»
Показывайте игрушку, дожидаясь появления интереса к ней и желания взять в руки, а затем говорите: «Скажи «дай-дай!»
Старайтесь делать так, чтобы кроха почаще показывал вам разные предметы: спрашивайте, где стол, стул, кровать и т. п.
Побуждайте малыша договаривать отдельные слова и слоги в потешках и коротких стихах, например: «Баю-бай, баю-бай, ну-ка, Миша… (засыпай)»; «Мишка по полу идет, топ-топ, топ… (топ)»; «А-а-а, у-ли, дети все усну… (ли)»). Здесь важно использовать те слова и выражения, которые ребенок слышал раньше.

3. Начинайте развивать грамматический строй речи
Задавайте вопросы: «Где мама?», «Кто это?», «Кому дать молоко?», «Кто пойдет гулять?». Ребенок может отвечать как них как словом, так и жестом (действием); главное — чтоб он понимал и осознавал суть вопроса.

4. Делайте простую артикуляционную гимнастику
Специальные упражнения помогут укрепить мышцы артикуляционного аппарата (его составляют язык и губы, гортань, зубы, мягкое и твердое нёбо) и предупредить нарушения произношения звуков.
Сядьте перед зеркалом так, чтобы видеть и себя, и малыша.
Начните выполнять упражнения, стараясь заинтересовать его.
Если у крохи пока не получается делать правильно, помогите ему (пальцами откройте рот, слегка потяните за язычок и т. д.).

Постарайтесь, чтобы в этот момент он видел себя в зеркале.
Со временем малыш поймет, что вы от него хотите, и научится все делать сам.
На первых этапах выполняйте простейшие упражнения: открывайте и закрывайте рот, высовывайте и прячьте язык. Затем переходите к упражнениям посложнее. Вот примеры некоторых из них.
«Слоник» — вытяните губы в трубочку.
«Улыбка» — широко улыбнитесь.
«Лошадка» — пощелкайте кончиком языка.
«Вкуснятина» — приоткройте рот, облизните сначала верхнюю губу, а затем нижнюю. При этом следите, чтобы другая губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

От года до трех лет: фраза

После того как первое слово произнесено, кроха словно губка продолжает впитывать в себя информацию. Каждый день он узнает несколько новых слов. Малыш начинает подражать разговору взрослых, интонационная составляющая его речи становится насыщенной эмоциями (можно различить указание, просьбу, гнев и др.). Словарный запас полуторагодовалого ребенка составляет в среднем 30-60 слов. Теперь он подкрепляет словами все действия, которые совершает: ест, идет гулять, играет и т.п. Постепенно он учится замещать правильными словами упрощенные словоформы: «собака» вместо «ав-
ав», «болит» вместо «бо-бо». Примерно около двух лет речь вытесняет мимику и жесты, становясь основным средством коммуникации. Именно в этом возрасте у ребенка появляется потребность не просто в общении, а в общении с помощью речи — ее необходимо поддерживать и поощрять.

1. Побуждайте кроху к произнесению фраз
Чтобы побудить его отвечать вам полными предложениями, пользуйтесь «фразами-перевертышами»: «Котик кормит тебя или ты кормишь котика?».
Следите за интонацией: заинтересованность и искренние эмоции (удивление, радость, сожаление) будут способствовать тому, что ваши вопросы заинтересуют ребенка и побудят его ответить.
Смените обстановку, например идите на прогулку. То, что малыш отказывался говорить дома, он может произнести на улице.
Уверены, что кроха знает слово, но не хочет его произносить?
Заставьте его спорить с вами! Например, увидев на улице кошку, спросите: «Это собачка?» Пусть ребенок скажет «котя» или «кося» вместо «кошка», но это будет его самостоятельное слово.

2. Продолжайте тренировать артикуляционный аппарат
Не ленитесь делать гимнастику ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут. По мере того как малыш будет подрастать, пробуйте выполнять следующие упражнения: «барабанчики» (откройте рот и языком постучите сначала по верхним зубам, а потом по нижним), «шарик» (сначала надуйте одну щеку, потом «перекатите» воздух из нее во вторую), «комарик» (поднимите язык к верхним зубам, произнося звук «з» на выдохе), «рыбки разговаривают» (ударяйте верхней губой о нижнюю так, чтобы получался глухой звук), «хомячок» (надувайте и втягивайте щеки).
Запаситесь различными свистульками, дудочками, губными гармошками и учите малыша «играть» на них.

3. Заставляйте двигаться пальчики
Уровень развития речи тесно связан с тренировкой мелкой моторики. Пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка. Учите кроху с помощью пальцев рук изображать различные предметы и действия. Потом можно перейти к «иллюстрированию» несложных стишков и потешек.

Читать еще:  Когда сажают на горшок мальчиков. Когда сажать ребенка на горшок

Социально-реабилитационный центр«.

Развитие речи ребенка с рождения до 3 лет

Общаться с малышом необходимо с самого рождения. Специалисты отмечают, что чем больше разговаривать с ребенком, тем лучше и быстрее он научится говорить. У каждого этапа развития речи ребенка существуют свои специфические характеристики.

От рождения до года

В первые три месяца жизни новорожденного ведущими являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. Развитие слуха ребенка, положительных эмоций, артикуляционного аппарата, зрительных реакций способствует возникновению в 4-5 месяцев певучего гуления (нараспев произносится гласная: а-а-а и сочетание звуков:а-гу), а в 6-7 месяцевпоявляется лепет (многократное произнесение одного слога, например, ба-ба-ба).

Обязательное условие появлениягуления и лепета у младенцев– эмоционально-речевое общение с ними взрослого. В разговоре с малышами 3-4 месяцев следует употреблять певучие звуки, а с детьми 5-6 месяцев– слоги. В комнате при этом должно быть тихо. Можно использовать игрушку, ласково рассказывая о ней. Длительность рассказа –не более 3 минут.

К 6 месяцам помимо копирования движений взрослых (размахивание, постукивание), ребенок уже умеет многократно произносить ряд звуков (та-та-та, да-да-да). Многократность произнесения слогов – это подражание звукам взрослого. При обучении малыша во время разговора взрослый должен четко произносить звуки и следить, чтобы ребенок видел его лицо, артикуляцию. Когда ребенок научится подолгу лепетать, можно играть в переклички – произносить слоги вслед за ним.

Признаком того, что ребенок понимает слова взрослого, является двигательная реакция малыша: поворот головы в сторону предмета, жест, указывающий на предмет, выполнение названного взрослым движения.

При обучении первичному пониманию речи следует использовать озвученные, красочные, крупные игрушки, можно их прятать и находить. Предмет или игрушка всегда должны стоять на определенном месте, так как для детей 6-7 месяцев слово связано не только с предметом, но и с местом его нахождения.

В 9-10 месяцев ребенок находит предмет при назывании независимо от его местоположения. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее малыш запоминает ее название, поэтому игрушку нужно «изучать» со всех сторон – смотреть, ощупывать, слушать, ронять и т.д.

Для развития понимания названий предметов можно провести занятия «Чудесный мешочек (платочек)», то есть показывать игрушки с помощью неожиданного появления и исчезновения. Проделав с игрушкой 1-2 действия (собачка бежит, лает и т.д.), ее прячут, побуждая позвать: иди, дай. С ребенком постоянно нужно разговаривать и в повседневной жизни: зажглась лампочка – спросить где огонек, уронил игрушку – сказать: «Бах, упала!» и т.д.

В конце первого года жизни следует подводить детей к первичным обобщениям игрушек по существенным признакам. Для этого надо подбирать однородные игрушки, различающиеся по внешнему признаку. В 10-11 месяцев ребенок знает, что ляля– это не только конкретная кукла, но и кукла маленькая, большая, резиновая, любая другая. Обобщению действий способствуют такие поручения, как «покорми лялю, собачку, зайку». Выполняя одно и то же действие по отношению к разным игрушкам, малыш развивает понимание слова, обозначающего действие со многими предметами.

Для формирования активной речи ребенка не стоит немедленно реагировать и выполнять его просьбу, надо предложить выразить свое желание соответствующим простым словом.

От 1 года до 2 лет

К полутора годам у ребенка интенсивно развивается понимание речи, в последней четверти года появляется активная речь. Развитие речи и ориентировка ребенка в окружающем мире должны проходить одновременно. Для этого используются действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т.д. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. Все, о чем говорят с малышом, должно подкрепляться его ощущениями, восприятием, действиями.

После полутора лет дети уже понимают сюжет или несколько взаимосвязанных действий. В игре рекомендуется использовать инсценировки. При разговоре нужно обсуждать не только то, что дети видят в данный момент, но и знакомое по прошлому опыту, например, увиденное на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях («Кошка спит и девочка спит», «Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке»). Это обогащает смысловое содержание слов. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и т. д.

Важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения.Активная речь малыша будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Для этого нужно постоянно обращаться к ребенку с различными просьбами, поручениями, рассказывать, показывать. Для эмоционального общения можно использовать различные потешки («Ехали-ехали»), игры с ладошками и пальчиками («Сорока-белобока»).

В процессе общения нужно ставить ребенка в положение, вынуждающее его что-то сказать. Следует регулярно задавать вопросы во время игры или в повседневной жизни: «Кто сидит?», «Чья кровать?», «Кто спит?», «Где лежит?» и т.д. Поначалу дети отвечают односложно, затем формулируют простые предложения из 2-3 слов.

От 2 до 3 лет

После 2 лет ребенок активно пользуется речью при общении. Речь взрослого при разговоре с ребенком должна быть простой и понятной, эмоционально положительно настроенной. Разговаривать следует ровным, спокойным тоном, не торопливо, но и не слишком медленно. Обязательное условие – четкое и правильное проговаривание всех звуков слова (правильно – машина, неправильно –масина). Если малыш сказал неверно, не повторяйте за ним, а скажите слово правильно. Главное, разговаривайте с ребенком как можно чаще – во время прогулки, при купании, в процессе игры.

Литература: «Дошкольная педагогика» // Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – Москва, «Просвещение». 1978 г.

Источники:

http://prirodaroda.ru/kak-razvivat-rech-u-rebjonka-ot-rozhdeniya-do-trjokh-let
http://forsmallbaby.ru/razvitie-rechi-rebenka-ot-rozhdeniya-do-trex-let/
http://rczdr74.ru/stati/sovety-logopeda-defektologa/280-razvitie-rechi-rebenka-s-rozhdeniya-do-3-let

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector