Как ребенку 1 3 месяца. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца

Содержание

Развитие ребенка в один год три месяца

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения — это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам. Главное на этом этапе — научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте — это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

  • вкладыши в рамку;
  • в пирамидку;
  • друг в друга.

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест — что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать — отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

Читать еще:  Укрепление нервной системы ребенка

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего, принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу — принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях, дополняя его жестами и похожими на мычание звуками — это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.
Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Развитие и режим питания ребенка в 1 год 3 месяца: подбираем меню, составляем список нужных игрушек и занятий

Возраст 1 год и 3 месяца – один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.

Нормы физического развития детей

Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.

  • рост – 76-82 см;
  • вес – 9-11,5 кг;
  • окружность головы – 45-48 см.
  • рост – 74-80 см;
  • вес – 9,5-11 кг;
  • окружность головы – 44-47 см.

В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.

Распорядок дня

В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.

Особенности питания малыша

Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.

Основные нюансы

Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.

Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.

Меню ребенка

Меню может состоять из следующих блюд:

  • Молочная гречневая кашка
  • Чай
  • Бутерброд со сливочным маслом
  • Свекольная икра с яблоком
  • Паровой омлет
  • Чай с молоком
  • Бутерброд с маслом
  • Молочная каша с тыквой и пшеном
  • Чай
  • Бутерброд с сыром и маслом
  • Рисовый супчик с протертыми овощами
  • Рыбные биточки с морепродуктами
  • Картофельное пюре
  • Фруктовый компот
  • Хлеб
  • Молочный суп с картошкой и морковью (рекомендуем прочитать: рецепты молочных супов для детей)
  • Паровые котлетки из индейки
  • Овощной гарнир
  • Сок фруктовый
  • Хлеб
  • Бульон с добавлением яичных хлопьев
  • Ленивые голубцы с говядиной
  • Кисель с отваром шиповника
  • Хлеб
  • Печенье
  • Фрукты
  • Йогурт
  • Печенье
  • Фруктовое пюре
  • Кефир
  • Блинчики с яблоком
  • Кефир
  • Творог с томатами
  • Картофельные зразы
  • Молоко
  • Хлеб
  • Отварная тыква с яблоками
  • Рис с морковным пюре
  • Чай
  • Хлеб
  • Гречневый десерт с тыквой
  • Фруктовое пюре
  • Чай с молоком
  • Хлеб
Читать еще:  Когда ребенок начинает играть с пирамидкой. Игры с разными моделями пирамидок - видео. Без стержня: вкладыши и на липучках

Развитие и навыки ребенка

В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями – так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.

Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: как научить ребенка определяться по времени на часах?).

Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.

Двигательные навыки

Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает – отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.

Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.

В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает – родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша – имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения

Развитие речи

В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам – многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции – отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.

Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.

Бытовые навыки

Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как быстро научить ребенка проситься на горшок?) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:

  • просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
  • он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка самому держать ложку и кушать?);
  • предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
  • зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.

Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результат

Развивающие занятия для малыша

Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным – например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.

Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.

Полезные упражнения, улучшающие развитие:

  1. Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
  2. Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
  3. Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
  4. Перекатывайте мяч – сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
  5. Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.

Что нужно знать родителям о развитии ребенка в 1 год и 3 месяца?

Сказать точно, какие именно навыки должны быть у ребенка в 1 год и 3 месяца, довольно трудно. Все детки развиваются по-разному. У одних что-то получается лучше, у других хуже. Одно точно: это довольно непростой возраст, когда малыш стремится везде успеть, но еще не отдает себе отчета о последствиях своих действий. Итак, что же должен уметь ребенок на 15-м месяце жизни?

Физические достижения

В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.

  • Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
  • Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
  • Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
  • Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
  • Переступает небольшие препятствия.
  • Учится слезать с высокого стула.
  • Может чередовать ходьбу и ползание.
  • Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
  • Пятится назад.
  • Забирается на мебель.
  • Уверенно сидит в своем детском стульчике.
  • Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
  • Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
  • Сам кушает.
  • Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
  • Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
  • Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).

Используйте эти навыки для веселой гимнастики. Это поможет укрепить мышцы, сделать тело более гибким.

Психоэмоциональные изменения

Ребенку в 1 год и 3 месяца хочется демонстрировать свою самостоятельность. Он становится упрямым, капризным, может не слушаться и перечить во всем. Особенно если с ним говорить приказным тоном.

Однако при этом малыш постоянно ищет поддержки взрослых, во всем старается им подражать (кашляет, как дедушка, «читает книжку», как папа, «говорит по телефону», как мама). Он может расстраиваться, если что-то не получилось, или радоваться удаче. Его внимание сейчас легко можно переключить на другой предмет или действие.

Читать еще:  Загадки про начало весны. Загадки про природные явления весной для детей

Чем еще наполнен мир переживаний ребенка?

  • Любимые игры – с мячом. Они вызывают бурю ярких эмоций.
  • «Выпотрошив» шкафчики и тумбочки, ребенок подолгу увлеченно может рассматривать каждый предмет.
  • Ему нравится собирать предметы в коробку и вытаскивать обратно.
  • Очень любит гулять – ведь на прогулке его ждут новые открытия и эмоции.
  • Выражает свои чувства к любимым людям и игрушкам (объятиями, поцелуями).
  • Понимает, о ком из близких говорят, если произнести конкретное имя.
  • Выполняет простые поручения (дай, принеси, возьми, брось, подними).
  • С интересом строит башенку из кубиков.
  • Кроме игрушек интересуется бытовыми приборами, их устройством (стремится разобрать и изучить).
  • Роль игрушек уже могут выполнять предметы обихода (обувь, посуда, мамина косметика, коробки, банки, одежда).
  • Во время игры «общается» с игрушками, проявляет яркие эмоции.
  • Пробует рисовать.
  • Начинает подражать сверстникам (может заплакать, если рядом плачет малыш, засмеяться, если тот смеется).

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Начинайте прививать малышу полезные привычки: чистить зубки, умываться, каждый день перед сном убирать игрушки, складывать одежду. Показывайте ребенку последовательность таких действий, он будет подражать вам: после года для этого самый подходящий возраст. Повторяйте эти действия ежедневно, чтобы малыш привык: так делать – правильно.

Что говорим?

Прежде всего, на данном этапе у ребенка заметно увеличивается пассивный словарный запас. Это названия многих окружающих предметов (одежды, посуды, мебели, игрушек, частей тела, продуктов), имена членов семьи и близких людей, названия домашних животных. Ребенок этого возраста должен уметь понимать и выполнять простые поручения или просьбы (что-то подать, принести, найти), даже не умея самостоятельно произнести соответствующие фразы.

Малыш употребляет в своей речи до 20 простых слов (мама, папа, баба, деда), несколько слов-звукоподражаний («бибика», «ав-ав», «ам-ам»). Возможны употребления искаженных или неполных слов, характерных для периода автономной речи (подробнее об этом – здесь «Когда ребенок говорит первое слово»). Речь ребенка дополняется мимикой, интонациями, жестами.

Ребенок с интересом разучивает новые звуки и слова, при этом бесконечно повторяя их в течение дня.

Для развития речи в этом возрасте полезно развивать мелкую моторику (о ней рассказано тут – «Моторика рук для развития речи»), проводить артикуляционные игры (описанные в этой статье – «Артикуляционная гимнастика»).

Также весьма полезна активная речевая среда: постоянное общение, чтение сказок, стихов, потешек, разучивание песенок. Это, к тому же, учит ребенка правильному темпу речи, развивает чувство ритма, память малыша.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

  • Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
  • Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
  • Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
  • Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
  • Детали. Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

Источники:

http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/1/razvitie-rebenka-v-odin-god-tri-mesyatsa.html
http://vseprorebenka.ru/razvitie/vozrast/rebenka-1-god-3-mesyaca.html
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-1-god-3-mesyatsa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector