Как с ребенком делать уроки без срывов. Системно-векторная психология. Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять

Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять?

Часто можно услышать, как родители школьника сокрушаются: ребенок отказываться делать уроки, затягивает с ними или же очень медленно подходит к урокам, а то и вообще — получает одни двойки за невыполненное домашнее задание. Что делать в такой ситуации? Как приучить ребенка делать уроки? В голове роится туча мыслей, усиленные современной педагогической литературой для родителей: правильно ли будет делать уроки вместе с ребенком или же это должна быть полностью его самостоятельная работа? А если делать вместе — то, как именно? Можно ли заставлять ребенка делать уроки или же это причинит вред ему? И, конечно, хотелось бы получить ответ на все эти вопросы не методом проб и ошибок, а точно понимая последствия каждого воспитательного поступка. Сегодня системно-векторная психология позволяет это сделать: безошибочно понять своего ребенка и найти точный, правильный подход к нему.

• Почему ребенок не хочет учить уроки? В чем причина детской лени?
• Как заставлять или стимулировать ребенка учить уроки?
• Если ребенок не делает уроки самостоятельно, что делать — учить вместе с ним или же принуждать к индивидуальности?
• Ребенок делает уроки слишком медленно — как ускорить его действия? Ребенок очень поверхностно относится к выполнению уроков — как заставить его быть более ответственным?

История педагогики – очень занимательная вещь. Если проанализировать, как учили детей раньше, а вернее, как именно прививали у них любовь к знаниям, то волосы дыбом становятся. С глубокой древности телесные наказания применялись родителями, воспитателями, учителями. Все прекрасно знают, что буквально пару столетий назад в каждой школе стояли пучки розог и специальная скамья, на которой детей пороли. Это было абсолютно нормальной практикой, которая считалась совершенно правильной, такой, какая в конечном итоге делает из детей умных взрослых.

Дети рассматривались можно сказать как собственность родителей, и те могли их наказывать практически любым образом или передоверять это право учителям и воспитателям. Больше того, учеба сводилась к зубрежке, суровой дисциплине и подавлению личности ребенка, с его интересами и запросами никто не считался. Отказ от телесных наказаний начался лишь в XVIII веке, именно тогда возникли первые попытки не заставлять, а заинтересовать детей учёбой. Жан-Жак Руссо одним из первых сформулировал принцип свободного воспитания детей. Он говорил, что учитель должен лишь направлять ребенка, оказывать на него косвенное воздействие, руководить его интересами как бы исподтишка. Взрослый организует окружающую действительность, а ребенок, ведомый собственным желанием, идет за развитием.

Был бы жив Руссо сегодня, наверное, страшно обрадовался бы. Ведь современные педагоги настоятельно рекомендуют – ребенка не то, что бить, но вообще нельзя никак заставлять делать что-то, что ему не нравиться. Говорят, что это вредит психике, тормозит его развитие и так далее. Если для наших пап и мам нормально было получить по попе за не выученные уроки и полученную двойку, то сегодня такое действие считается чуть ли не преступным.

Но возникает вопрос – а что же тогда делать? Ведь все родители прекрасно знают, что дети, дай им волю, все время хотят развлекаться, играть на компьютере и гулять с друзьями, то есть бездельничать, а вот работать – учить уроки, делать домашние задания – это все процесс так сказать заставлятельный. И часто доходит до такой ситуации, когда ребенок не слушается, сам себе на уме, капризничает, кричит, предъявляет какие-то требования и так далее. В такие моменты телесное наказание и парочка хорошеньких шлепков представляются не в таком уж и плохом свете, не правда ли? «Выпороть бы тебя хорошенько, тогда бы уж выучил уроки на пятерки, не пришлось бы краснеть на родительском собрании, понимаешь ли. » — думаем мы про себя. Ярость, злость, обида, непонимание собственных детей словно захлестывают нас. Что делать? Как заставить ребенка учить уроки, заниматься, делать то, что требуется?

Как заставить ребенка учить уроки?

Ребенок отказывается делать уроки — вам знакома эта ситуация? Не удивительно, потому что детей, которые бы с восторгом учились, без какого-либо стимула или воспитательного инструмента, не существует в природе. Согласитесь, что намного приятней играться, бегать и прыгать в свое удовольствие, делать то, что хочется, чем работать. А ведь делать уроки — это самая настоящая работа, часто очень трудоемкая для маленького человечка. Не удивительно, что ребенок не хочет этого делать, тем более, если урок слишком сложный или тема совершенно не интересна ему. Для того чтобы ребенок учился, и хорошо учился, необходимо приложить усилие — а для этого нужен стимул. Найдя этот стимул, разумный родитель поможет своему ребенку.

Когда упоминается слова»стимул», «поощрения» в вопросе учебы, большинство родителей уверены, что уже использую его. «Ах, — говорят они, — знаем мы все эти поощрения. Уже столько всего перепробовали, все советы из популярных журналов в жизни испытали, да не помогают они!» Но дело в том, что большинство людей просто не понимают, какое именно поощрение сработает с их, конкретным ребенком. Пробуя разный подход, они часто допускают ошибки.

Некоторые хвалят ребенка, покупают ему хорошие игрушки за высокие оценки, однако это больше похоже на дрессуру. Другие родители уверены, что собственный пример является хорошим стимулом — они делают уроки вместе с ребенком, по факту же получается — за него.

Настоящий стимул для детей заложен в них самих, в их врожденных желаниях. В каждом ребенке от природы есть потенциал и главное разгадать его, действуя через его свойства, а не в противоположном направлении. Подтолкнув ребенка, поставив его на путь интереса, можно приучить его учить уроки по-настоящему, как должно быть. Только в таком случае учеба будет приносить удовольствие.

Разные дети учат уроки по-разному

В действительности, конечно, нельзя ждать от ребенка, чтобы он сам по себе прекрасно учился, взрослел и в конечном итоге превратился в умного, хорошего человека. Все положительные свойства — ни много ни мало, а результат работы, становления в детстве. Родители должны направлять ребенка с самого раннего возраста. Сделать это возможно только понимая психологию ребенка, его врожденные особенности, его внутренние таланты.

Сегодня так понять своего ребенка позволяет системно-векторная психология Юрия Бурлана. Определив векторальный набор ребенка, разобравшись в нем, можно безошибочно понимать его врожденные желания и конфуза в образовательном процессе будет в разы меньше.

Проблема с учебой уроков возникает не только из-за свойств ребенка, но и из-за контрарности его внутренних свойств с векторами родителей. С самыми лучшими намерениями, мы, взрослые, воспринимая ребенка через себя, часто совершаем фатальные ошибки воспитания, что в конечном итоге и приводит к проблемам в школе, в образовании.

Например, ребенок с кожным вектором обладает прекрасной «короткосрочной» памятью, хорошими математическими способностями, чудной логикой. С малого возраста он хорошо и быстро делает урок, когда наконец сядет его делать. Они приходят домой,идут гулять, потом смотреть телевизор, потом — еще что-то, а уроки стремятся делать в самый последний момент. Применяя с раннего возраста дисциплину, контролируя результаты, воплощая здоровое ограничение свободы, четко управляя системой пользы-выгоды, выполнение уроков не будет обузой для кожного малыша. Как правило, так воспитывать детей с кожным вектором прекрасно получается у родителей с тем же кожным вектором.

А вот родители с другими свойствами пытаются переиначить кожного малыша, подогнать его под себя. Так, родитель с анальным вектором требует от детей послушания, усердия, усидчивости. Он уверен, что быстро, на ходу учить уроки нельзя. Подходя к вопросу учебы обстоятельно, они заставляют кожного ребенка долго сидеть за столом, концентрироваться на одном и том же продолжительное время. А это — смерти подобно для кожного вектора, где от природы заложена гибкость, ловкость, желание к постоянным переменам. Как результат — постоянный конфликт, который не может не отразиться на оценках. Взрослые люди с анальным вектором склонны наказывать детей ремнем, что усиливает проблемы в кожном векторе ребенка.

Читать еще:  Занятия для детей в детском саду. Виды занятий в детском саду

Другой пример, ребенок с анальным вектором. Нерешительный, он боится начать новое дело, он не уверен в себе, так как в его желаниях лежит сделать все на отлично, он перфекционист от природы. Уроки, как правило, дети с анальным вектором делают с большим удовольствием, но долго и упорно, как со стороны может показаться — медленно. Родитель с анальным вектором, как правило, внутренне понимает стремления своего, сходного с собой по векторам, малыша, и помогает во всем — вселяет уверенность в себе, дает столько времени на уроки, сколько нужно, никогда не спешит. А вот родитель с кожным вектором, контрарный по свойствам. Экономя время, он всегда все делает быстро — это его основная ценность. Видя, что анальный ребенок не справляется с домашним заданием сразу, с ходу, он подгоняет его, требует быстрого решения, буквально гонит, винит в нерасторопности, пытается дисциплинировать и ограничивать по времени. Такой напор только усугубляет ситуацию, анальный ребенок не умеет быстро делать, он должен делать качественно. Его реакция на ускорение закономерна — он начинает еще больше медлить, еще больше бояться всего нового. Так самые послушные на свете, анальные дети, становятся самими упрямыми, да еще и агрессивными.

Для каждого ребенка необходима определенная реакция на его действия. Кожного ребенка нужно научить самоорганизоваться, привить дисциплину, которая будет сопровождать всю его будущую жизнь. А вот анального ребенка не получится дисциплинировать, да ему и не нужно это. Ему важно, чтобы родители интересовались его учебой, хвалили за успехи, помогали делать уроки. Результат всегда плохой, когда родитель делает так, как лучше было бы для себя, и совершенно не замечает внутренней потребности ребенка. Так, кожно-зрительная мама может совершенно не интересоваться всем этим, она с удовольствием обсудит мальчиков в классе ученицы и взаимоотношения между полами. Получил ребенок тройку — не беда, уверена она, не в этом счастье. Такое отношение к матери — обида для ребенка с анальным вектором.

Множество советов по воспитанию детей с разными векторами в статье «Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше».

Способными в обучении являются дети со звуковым и зрительным векторами. Эти вектора относятся к квартели информации, а это — жгучая страсть к познанию. В норме звуковик и зрительник учатся просто потому, что им нравится узнавать новое, разбираться в разных вопросах. Почти все науки созданы зрительниками и звуковиками в развитых своих состояниях. Но и из них можно сделать неучей, если заставлять учиться, кричать, бить за плохие отметки, заставлять работать за высокие отметки, манипулировать игрушками или развлечениями, и так далее.

Ребенок с оральным вектором — это не самый лучший ученик. Учить уроки для него, тем более в одиночестве — сущее наказание. Мышление у оральника вебральное, то есть для того, чтобы что-то понять, ему следует это проговорить, выразить вслух. Только таким образом оральные дети понимают материал.

Свои особенности есть в каждом векторе. Их нельзя описать в одной статье. Все, что остается заботливому родителю, это по-настоящему заинтересоваться: а что же на самом деле необходимо моему ребенку, чтобы с удовольствием учить уроки?

Как научить ребенка учиться?

Подходить к воспитанию и образованию детей необходимо системно и с умом. Во-первых, необходимо откинуть себя и научиться понимать внутренние желания ребенка и уметь правильно стимулировать его развитие. Во-вторых, стоит понимать, какие профессии будут приносить удовольствие ребенку в будущем, какая реализация подойдет для него лучше всего и сконцентрировать внимание ребенка на тех уроках, которые пригодятся ему в будущем.

Пользуясь этими двумя правилами, умело общаясь с ребенком не через себя, а понимая его природу, понимая элементарные принципы системно-векторной психологии, любой родитель может научить ребенка учить уроки, не как на каторге, а с радостью и удовольствием. А вот все универсальные советы, которые гребут всех детей под одну гребенку, на самом деле опасны — одному они может быть и помогут, а другому — навредят. Можно ли так рисковать, когда речь идет об образовании?

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке.
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Узнать принципы системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно на онлайн-тренингах, они доступны для всех желающих. Получить приглашение на вступительные, бесплатные лекции можно, предварительно зарегистрировавшись тут.

Если вас интересует психология человека, обязательно оформите подписку на нашу уникальную рассылку в форме под этой статьей. В каждом выпуске — множество материалов на самые разные темы.

Дернем валерьянки и упростим задачку. Все множество ситуаций, когда ребенок не делает уроки сам, можно объединить в три варианта. Определите свой — поймете, как приучить ребенка делать уроки. Без криков и успокоительных.

От вас потребуется наблюдательность и терпение. И никаких ультиматумов и ругани. Как бы сильно ни хотелось ускорить процесс. Теперь о вариантах: причины не делать уроки самим у детей разные, значит, и ваши действия будут различны.

Вариант первый: ребенок ждет маму, чтобы сесть за уроки

Даже злую и уставшую после работы, потому что вечер приходится проводить за выполнением домашнего задания. И как приучить ребенка делать уроки без скандалов? Ведь плохие оценки он получать не хочет и сильно расстраивается, когда его ругают.

Это самый долгоиграющий вариантзапаситесь терпением. Даже если его у вас мало, и вы любите всех подгонять. Результат того стоит.
Дело не в упрямстве или вредности. Присмотритесь внимательнее: ребенку комфортно и спокойно, когда вы просто садитесь рядом. Улыбаетесь и не торопите его. И уроки он будет делать с удовольствием. Даже если в классе он что-то недопонял.

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно в этой ситуации? Не спеша и через похвалу. Отведите себе первую неделю на то, чтобы каждый вечер делать уроки вместе. Точнее, сидеть рядом и смотреть, как ребенок делает уроки. И хвалить.

  • За то, что аккуратно пишет буквы.
  • За то, что старается.
  • За то, что вдумчиво подходит к решению любой задачки.
  • За то, что самостоятельный и лучший мамин помощник.

Следующую неделю можно отдать на то, чтобы вы что-то делали параллельно с выполнением уроков. Например, готовили ужин, пока ребенок делает уроки. А он, когда сделает очередное задание, его вам покажет. Непонятное вы разберете вместе. И снова похвала.

А теперь проанализируем то, что произошло. Невооруженным глазом видно: ребенок любит учиться, но ему недостает ваших эмоций. Такой обмен лаской и похвалой рождает в детской голове уверенность в своих силах и ощущение, что мама его любит, даже когда она еле живая после рабочего дня. И даже когда он делает все медленно и неидеально.

Конечно, хочется, чтобы это было быстро. Но вы ведь наверняка уже пробовали подгонять. И кроме ступора и слез ничем это не заканчивалось.

Так что еще пара недель уйдет на репетицию того, чтобы ребенок начинал делать уроки днем после вашего звонка и ободряющего разговора, какой он самостоятельный, о том, что к вечеру вы будете вместе проверять сделанное.

Теперь о результате: постепенно оценки улучшатся, но не бросайте хвалить. И обязательно побеседуйте с учителем — попросите не подгонять, объясните, что ребенок запоминает информацию небыстро, зато надолго. Такие дети — самые лучшие ученики, у них золотые головы, но эти головы не выносят спешки и ругани. На них они реагируют ступором, упрямством и агрессией.

Потребуется вся ваша выдержка. Зато когда ваш ребенок получит Нобелевскую премию, вы будете первой, кого он поблагодарит.

Вариант второй: он не может сидеть на месте дольше 10 минут, и вам приходится контролировать процесс

Читать еще:  7 й месяц ребенку развитие. Что должно насторожить. Сон и бодрствование

Ему не стыдно за полученные двойки. У него всегда находится масса оправданий, почему сам он не сел и не сделал домашнее задание, пока вы не пришли. Изворотливость — его конек. И, даже когда сидите рядом, ребенок вертится и отвлекается. Как приучить ребенка самому делать уроки, если вы уже близки к точке кипения?

В этом варианте потребуется вся ваша смекалка. Даже если ее у вас нет. Основная задача — подобрать правильный мотиватор для учебы. И совершить подвиг: выстроить режим дня ребенка. Особенно если для вас это слово — пустой звук.

Начнем с режима дня. Таким неусидчивым детям он необходим как воздух. Они развиваются благодаря режиму и дисциплине. У них вырабатывается особенный навык: тратить время с умом и так организовывать себя, чтобы за максимально короткое время сделать как можно больше дел. В будущем именно этот навык позволит стать успешным бизнесменом или инженером.

Сделать это тяжело, особенно когда вы каждый день на работе. Начинайте с подъема и отбоя в одно и то же время. Пока вы не ушли на работу, а ребенок в школу, у вас по утрам должны быть одни и те же дела: встали, умылись, сделали зарядку (да, да, ее родимую! Найдите в сети видео и машите руками вместе — 10 минут, и оба будете бодры). Позавтракали, обсудили планы на день и отправились по работам и школам.

Вечер тоже должен проходить предсказуемо: пришли с работы, поужинали, обсудили день и — за уроки. Вместе. Сначала вы полностью контролируете процесс, потом приучаете к этому ребенка.

Как приучить ребенка быстро делать уроки? Поначалу он будет вертеться и отвлекаться. Выдохните и чередуйте занятия: 10 минут на математику, потом 5 минут попинали мяч. Потом еще 10 минут на другой предмет, и снова активный перерыв. Это, как ни странно, гораздо быстрее, чем заставлять все делать разом. Смена деятельности — это то, что позволит неусидчивому ребенку не ошалеть от сидения на одном месте.

Первую неделю или две потратьте на приучение именно к режиму. Чтобы вы с ребенком жили в одном ритме, когда вы вместе.
Как пользоваться смекалкой: неусидчивые дети обожают соревноваться. Скажите, что вы решите задачу быстрее, и увидите, как у него загорятся глаза! Конкуренция — то, что нужно.

Спустя пару недель начинайте постепенно менять режим. Оговорите правила: он делает уроки, пока вы на работе, — вы поощряете его за правильно выполненное домашнее задание. И вечер тратите на более приятные занятия: вместе играете, читаете, танцуете. Контроль должен иметь место: если ребенок не выполняет условия договора — вы лишаете его приятностей: планшета, велика или похода на выходных в кино.

Выбрать правильный мотиватор к учебе — означает уберечь свои нервы. Ребенок увлекается футболом? Прекрасно! Не сделал уроки — не поиграл в любимый футбол. Только не увлекайтесь ультиматумами, лучше акцентируйте внимание на перспективах. Например, хорошо закончишь четверть — идем в аквапарк.

Когда из шустрого непоседы вырастет талантливый организатор, вы сможете собой гордиться.

Третий вариант: ребенок не делает уроки, потому что ему неинтересно

Такое случается сплошь и рядом. Особенно если перед школой у ребенка была нехилая подготовка. Например, он уже умеет и читать, и писать, и считать. И ему может быть даже не обидно, что он получает низкие оценки за плохо сделанные домашние задания.

Как приучить ребенка делать уроки с удовольствием в этом случае? Это самый сложный вариант. Потому что в классе ему ничего нового пока не рассказали. Он считает, что все знает и так. Ему интереснее смотреть целый день в компьютер или телевизор, чем сделать уроки к вашему приходу.

Самое сложное в этом варианте — поговорить с ребенком как со взрослым. Не делать уроки каждый день — это как бросить принимать душ или умываться. Навык ведь рутинный, каждый день ничего нового. Но попробуйте не мыться неделю или две — лицо покроется прыщами, да и запах грязного тела будет сшибать с ног.

Так же с учебой. Наш мозг не умеет не учиться. Он все время меняется, постоянно впитывает ту информацию, которую ему дают. И, когда ребенок каждый день делает уроки, которые, как ему кажется, он и так знает, он помогает мозгу не «закисать». Шлифовка навыков письма, чтения или счета помогает создавать новые нейронные связи, развивать воображение. Оценки при этом не ухудшаются, особенно когда материал усложняется и предметов становится больше.

Выберете момент, чтобы просто и понятно рассказать ребенку об этом. Ребенок поймет вас, если вы настроены на дружескую беседу, а не на поучения или в приказном порядке устанавливаемые правила. А если он что-то не понял, то он придет и спросит.

И да, именно от вас зависит его настрой на учебу. Вовлекать гораздо тяжелее, зато результат гораздо весомее, чем, когда вы вынуждаете его делать уроки угрозами. Ноги успешности в будущей профессии растут отсюда.

И напоследок: лайфхак для всех

Он заключается в том, чтобы объяснить ребенку про ответственность, которую каждый несет в семье.
Самый простой пример: папа зарабатывает деньги — это его ответственность. Мамина ответственность — чтобы все были сыты, чисто одеты и здоровы. Ответственность ребенка — выполнять свои уроки самому. Если кто-то решит вдруг не отвечать за свою часть жизни в семье, все полетит кувырком.

Если ребенок уловит этот момент, в будущем на него можно будет смело положиться.

Подведем итог. Каждый из вариантов в чистом виде встречается редко. Чаще всего это сочетания двух, а то и всех трех вариантов. Почему так?

Дети сегодня гораздо сложнее устроены, чем десять поколений до них вместе взятых. Характер ребенка может быть многогранен, а каждый из вариантов в статье — отражает часть свойств характера.

Чтобы понимать всю картину целиком, нужно понимать все свойства психики своего ребенка. И свои собственные тоже. Тогда проще отследить возникающие противоречия во взглядах на учебу или другие стороны жизни (например, увлечения или эмоциональность ребенка).

Самостоятельность в учебе, конечно, лакомый кусок для всех родителей. Ну и не отказывайте себе в этом удовольствии! Чем быстрее вы увидите все черты характера ребенка, тем быстрее ваши вечера освободятся для более приятных дел, нежели школьные домашние задания.

Как работает наблюдательность родителей, можно посмотреть в отзывах людей, для которых уроки уже не каторжная работа.

«…ЧТО БЫЛО. Постоянные мои крики и вопли, а дочь орала в ответ, затем громко хлопались двери ее комнаты… И так каждый день или каждую неделю.
ЧТО СЕЙЧАС. Восстановились хорошие отношения с дочкой. Ей 10. Я стала ее понимать! Не через себя. Я перестала кричать! (Статьи об этом тоже возымели действие… спасибо тем, кто их написал).

Я поняла ее потребности. Через 2 мес. прохождения первого уровня дочка мне сказала самую замечательную фразу: «Мамочка! Я так рада, что ты меня понимаешь!»
Через 1-2 мес. у нее улучшилось чтение! Это очевидное невероятное, но ФАКТ! Когда прошла дисграфия уже и не помню)

Через 4 мес. полностью восстановилась на стабильные 5-ки и 4-ки. Она учится в гимназии с уклоном иностранных языков. Практически сразу улучшилась речь и рассказывание текстов на английском. Была 4-ка, сейчас, думаю, идем на стабильную 5-ку)) Я вижу — она может!
Сейчас ребенок стал открытым, обнимается, ласкается (ну и мама, конечно, тоже. ). Мы стали с ней друг другу говорить, что мы друг друга любим. »

«…Вечер. Мама и сын делают уроки. Сын в первом классе. Мало что умеет и еще меньше понимает. И поэтому делание уроков превращается в пытку. Для него. И для мамы. И он делает все возможное, чтобы не делать уроки или делать их оооочень медленно. То, что можно сделать за 15 минут, растягивается на часы. И в один прекрасный момент у мамы заканчивается терпение. И она начинает орать. Бешено орать. И в один миг воздух накаляется гневом, сын плачет в испуге, мама, прооравшись, страдает от чувства вины. И так почти каждый вечер…

Когда мне мои подруги говорили, что они кричат на детей во время выполнения домашнего задания, я не верила. Вполне себе адекватные девушки, а поди ж ты… Я, естественно, считала себя умнее их и думала, что ни за что не буду кричать на ребенка. Как можно? Он же маленький, ничего не понимает, его надо научить. Как я заблуждалась… Думаю, такая картина знакома очень многим мамам.

И вот уже после всего нескольких лекций по СВП.
Вечер. Мама и сын делают уроки. Но что-то неуловимо изменилось. Мы так же делаем то, что можно сделать за 15 минут, часами. Ребенок так же вертится на стуле, как юла. У него так же в одно ухо влетает, в другое вылетает)). Рот у него не закрывается. Надо поговорить обо всем. А ты сидишь рядом и ловишь себя на мысли, что только всего каких-то несколько недель назад мы бы оба страдали. Сын — от испуга, от того, что мама его не любит, а мама — от чувства вины за свой крик, за свой гнев.

Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном — это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

Автор Евгения Исакова
Корректор Екатерина Жаворонкова

Читать еще:  Поделки на день святого валентина: украшения на день святого валентина своими руками. «Маму, папу я люблю, им сердечко подарю.» Поделки ко Дню всех влюблённых

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

Как заставить ребенка делать уроки?

Вопрос от Ирины, г. Гомель:

Сыну 10 лет. Не могу заставить его делать уроки, относится к учебе безответственно. Он постоянно играет и гуляет. Все мои слова отлетают от него «как от стенки горох», он говорит «угу» и продолжает играть. Как же мне с ним справиться? Я уже и кричу на него, но ничего не помогает. Не знаю, что делать. Неужели он вырастет неучем? Помогите, пожалуйста.

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Ваше состояние понятно. Учеба – это очень важный процесс и, конечно же, безответственное отношение сына к урокам больно ранит.

Как справиться с ситуацией, когда ваши усилия не находят отклика у ребенка? Неужели кричать на него? Ни в коем случае! Есть другие, гораздо более эффективные, методы взаимодействия с детьми.

Если ребенок не хочет делать уроки, то этому следствию есть свои психологические причины. Именно в них мы и попробуем разобраться.

Мы разные, и это прекрасно

Все мы разные от природы – просто не знаем, в чем и насколько. Мы отличаемся друг от друга нашими желаниями, которые системно-векторная психология Юрия Бурлана называет векторами. Вектор – это группа врожденных свойств и желаний, которые и вносят свои особенности в поведение ребенка.

Подвижный, верткий, шустрый, постоянно стремящийся к изменениям, гибкий душой и телом – такой набор психических свойств у обладателей кожного вектора. В противоположность им есть другие дети – обстоятельные, неторопливые, которые стремятся все сделать идеально. Так хочется, чтобы сын был таким – аккуратным, ответственным и неторопливым. Но он другой, и переделать его не получится, зато можно использовать его сильные стороны во время выполнения домашних заданий.

Детям с кожным вектором сложнее всего учиться, хотя у них логическое мышление и очень подвижный ум. Но часто учеба требует от них выполнения рутинных действий, что наводит на них тоску и они теряют сосредоточение. В противоположность этому игры во дворе или на компьютере обеспечивают им постоянное движение, изменения, вызов. Во дворе с другими ребятами они играют в подвижные игры, а в компьютере уже сами технологии обеспечивают смену картинки, сюжета, задают динамику и ритм.

В их системах ценностей: скорость, экономия ресурсов, изменения пространства и обстоятельств, стремление к первенству. Это их основное бессознательное желание. И они стремятся воплотить его самыми разными способами. А рутинная работа по выполнению домашних заданий входит в противоречие с их врожденными свойствами.

Как же преодолеть эти препятствия? Очень просто. Точно также, как это делают в школе.

Разнообразие и смена деятельности

На уроке учитель постоянно меняет способы подачи информации, использует разные приемы, показывает картинки, включает музыку и даже устраивает перестановки в классе (да и современные дети просто не воспримут информацию, поданную иначе). Все это создает многообразие – то, что очень любят представители кожного вектора.

А потом после 45 минут урока наступает перемена, где можно побегать и поиграть. За эти несколько минут дети с кожным вектором успевают сбросить свое напряжение от утомительного для их психики сидения на уроке. А затем начинается другой урок, по другому предмету.

Ограничения и ритм

Используйте тот же принцип и во время подготовки домашних заданий. Во-первых, ограничьте ребенка во времени, например, дайте 20 минут на одно задание, а после его выполнения – 5 минут перерыва. Включайте музыку на 5-6 минут и пусть ребенок двигается.

Затем еще 20-25 минут напряжения, когда он учит следующий урок или решает другую задачу и опять переменка, когда он может попрыгать или даже повисеть на турнике.

Такие физкультминутки очень способствуют улучшению кровообращения, и кожные дети после них быстрее решают поставленные задачи.

Важно отследить заданное для мини-переменки время и не позволить погрузиться в игры. Именно в этом и надо проявлять настойчивость – в соблюдении договоренностей и следовании расписанию. Для ребенка с кожным вектором это огромное благо. Он учится дисциплине и организации своего времени. После выполнения всех уроков его должен ждать большой приз – возможность гулять и играть более длительное время.

Хорошо способствуют организованности детей с кожным вектором любые дополнительные спортивные секции. Им там обычно очень нравится. Но и тут должно быть условие – не сделал уроки, не пойдешь на тренировку.

Экономим время!

Часто дети с кожным вектором возмущаются, что много ненужных предметов, зачем тратить на них время. Ваша задача показать пользу и выгоду от владения этими знаниями. Это способно существенно мотивировать такого ребенка.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это очень просто. Детям с кожным вектором свойственно стремление к экономии своих сил и времени, вообще любых ресурсов. Это и есть то желание, которое рождает в них инженерную мысль, предложения по оптимизации любых затрат.

Используя эти знания легко скорректировать скучное для ребенка с кожным вектором выполнение уроков в увлекательное занятие.

Это только один из примеров подхода к ребенку с учетом его особенностей. Рекомендации будут отличаться в зависимости от того, какими векторами обладает ваш ребенок. Всего их 8, и у каждого свои особенности.

Кричать на детей НЕЛЬЗЯ!

Наши дети гораздо сложнее устроены, чем нам кажется на первый взгляд. Они сочетают в себе несколько векторов, большой объем психического.

Вы пишите: «Я уже и кричу на него, но ничего не помогает».

Желание повысить голос можно понять, тем не менее, этот способ не работает, а современным детям безусловно наносит огромный удар по психике, независимо от того, какие у них вектора. Это всегда усугубляет проблему с обучением.

Мы не знаем, какие вектора у вашего сына. Но если он имеет звуковой вектор – крики травмируют его психику. Звуковой ребенок, призванный сосредотачиваться на внешних тревожных звуках, крайне болезненно ощущает крики матери: теряет способность к сосредоточению и, как следствие, к обучению. Гений в задумке становится отстающим или погружается в виртуальную реальность.

Можно продолжать действовать старыми методами, но жизнь показывает, что это не работает. Попробуйте понять ребенка изнутри, и вам станет легче пробуждать у него интерес к учебе. Более того, вы и учителю сможете подсказать, как лучше добиваться от вашего ребенка результата. Практика показывает, что применение знаний по системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогает найти общий язык с ребенком и улучшить его успеваемость.

Разобраться в хитросплетении векторов, а значит, сделать учебу интересной можно на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана.

Автор Виктория Винникова, учитель математики

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Ответы на вопросы

18 Янв, 2016 Комментариев: 4 Просмотров: 1868
Теги: Дети ответы

Источники:

http://100k.net.ua/vse-stati/84-deti-i-roditeli/332-rebenok-ne-khochet-delat-uroki-zastavlyat-ili-pooshchryat
http://xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/bez-rubriki/kak-priuchit-rebenka-delat-uroki/
http://svp.expert/otvety-na-voprosy/kak-zastavit-rebenka-delat-uroki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector