Как справляться с трудным ребенком. От чего зависит формирование «трудной» личности? Как же договариваться с детьми

Как найти подход к трудному ребенку?

Пожалуй, термин «трудный ребенок» известен практически каждому родителю и, уж тем более, педагогу, про таких детей не только пишут в книжках, но и даже снимают фильмы и ставят сценки, ведь они – настоящее наказание для своих близких, а, может быть, и нет?

Некоторые мамы или папы обреченно вздыхают, мол, «что поделать, трудный ребенок», и все сразу становится ясным, таким родителям даже хочется посочувствовать, ведь дети, охарактеризованные подобным термином, приносят им немало хлопот и забот.

С такими ребятами, в каком бы возрасте они не находились, довольно трудно найти контакт, они абсолютно не желают делать то, что им говорят, как бы их не пытались убеждать родители или педагоги. Иногда, в самые трудные и пиковые ситуации, у взрослых просто опускаются руки, появляется желание сдаться, пойти на поводу у своего чада, лишь бы только оно перестало капризничать и проказничать.

Поверьте, к каждому, даже самому трудному ребенку, можно найти индивидуальный подход, так сказать, ключик к сердцу, после подбора которого, ваши отношения начнут заметно улучшаться, а бывший сорванец предстанет перед вами совершенно в ином, положительном свете.

Надо сказать, что воспитывать таких деток – дело действительно непростое, иногда требующее профессиональных педагогических и даже иногда психологических приемов, которые, кстати, будет нелишним почерпнуть в соответствующей литературе. Как воспитывать таких детей, зачастую интересуются уставшие родители, даже не задумываясь, что, во многом, в «трудности» собственного ребенка они виноваты сами.

От чего зависит формирование «трудной» личности?

Формирование личности ребенка, во многом, зависит непосредственно от окружения, в котором он растет и развивается, а именно от обстановки в семье. Если все, что малыш видит вокруг себя – это постоянные ссоры, алкогольные или табачные зловония, то он вряд ли сможет нормально учиться, чувствовать себя и стремиться к чему-то лучшему.

Многие качества ребенка, а, впоследствии, и взрослого человека, закладываются именно с самых малых лет и, кстати, именно родителями. Для любого ребенка очень важно, чтобы в семье царили добропорядочные отношения, ему важно чувствовать себя комфортно и защищенно, ощущая постоянную поддержку и доверие со стороны родителей. Именно такие, на первый взгляд, простые истины, способны заложить в ребенке правильную основу, которая поможет ему в дальнейшем придерживаться правильного курса.

Интересным является тот факт, что зачастую дети, которых многие привыкли именовать термином «трудные», не являются таковыми, за маской злостного пакостника, которого мама уже устала ругать за каждую провинность, кроется любознательный и, где-то не в меру, подвижный малыш.

Эти дети пытаются больше получить от окружающего мира, узнать и, так сказать, все «испробовать» на себе, а огромное количество запретов, которые для них устанавливают заботливые родители, способны еще больше сбивать их с правильной мысли. От переизбытка информации, согласно которой «нельзя делать то и это, и вот это», они начинают путаться и, в итоге, все равно что-то проворачивают по-своему, уже ожидая наказания со стороны старших. А вы пробовали когда-нибудь больше разрешать?

Для кого-то из родителей подобная мысль прозвучит как дикость, но задумайтесь, много ли толку от ваших запретов? Ведь проказник все равно, выждав время, проворачивал все по-своему, стоило вам только отвернуться. Если вы задумываетесь, как помочь себе и своему чаду, то просто попробуйте разрешить ему то, что до этого категорически запрещали.

Не стоит бояться, что ребенок быстро привыкнет к отсутствию каких-либо запретов, как раз-таки это исключит ситуации, когда трудное чадо пыталось делать вам наперекор, только лишь потому, что ему много запрещалось.

Не исключено, что после снятия запретов наступит период «успеть максимально все», пока запреты снова не вступили в силу, так сказать, «оторваться по полной». Это придется переждать, и когда чадо поймет, что ваши новые отношения не строятся исключительно на запретах и наказаниях, его пылкость постепенно угаснет.

Многим родителям очень трудно изменить систему собственного поведения, ведь они считают, что вседозволенность ни к чему хорошему еще не приводила. Вседозволенность да, а вот ненавязчивый контроль над определенными поступками, в которых ребенку предоставляется право выбора – чаще всего, дает свои положительные результаты, пускай, иногда и не сразу.

Читать еще:  Нужны ли ребенку ходунки? Как научить ребенка ходить и нужны ли ходунки ребенку

Очень часто в психологии приводится такой пример: когда родители случайно узнают, что их ребенок начал баловаться сигаретами, они, естественно, устраивают скандал с разносом всех полетов, который зачастую так ни к чему и не приводит.

А некоторые, возможно, более мудрые родители, предлагают своему ребенку пачку сигарет прямо дома. Объясняют весь вред, показывают наглядные примеры и так далее. Удивительно, но, в большинстве случаев, после подобных предложений со стороны родителей, дети пересматривают свое отношение к сигаретам.

И так практически на любом примере, независимо от возраста. Иногда, даже важно, чтобы ребенок сам обжегся и, уже на своих ошибках, смог выстроить логическую цепочку правильных поступков. Родительское же внимание должно быть сконцентрировано не на том, чтобы уберечь свое любимое, пусть и капризное чадо, от всех ошибок, а, наблюдая, как бы со стороны, минимизировать их масштабность.

Несколько советов по воспитанию «трудных» детей

Очень многие родители, в погоне за какими-то трудными психологическими приемами, теряют очень важный момент воспитания любого ребенка – это умение общаться с ним.

Психологами доказано, что время, проведенное именно с родителями, максимально благоприятно сказывается на развитии и становлении маленькой личности.

Общение должно присутствовать везде и всегда – на прогулке в парке, по дороге домой, за домашними делами или во время прочтения книги. Чем больше ребенок будет ощущать родительскую заботу, ласку и любовь, тем у него в дальнейшем больше шансов вырасти здоровой личностью, как эмоционально, так и психологически.

Чтобы между родителем и ребенком возникала привязанность и уважение, они должны проводить, как можно больше, времени вместе. Впоследствии, вам будет намного проще достучаться до своего малыша, показать ему, где он не прав и где ему следовало бы поступать иначе.

Кстати, не забывайте показывать своему чаду собственные эмоции, если вам что-то не нравится, не обязательно хвататься за ремень, рукоприкладство вообще не панацея, попробуйте объяснить в спокойном и рассудительном тоне, что конкретно вам не по душе. Есть еще один интересный прием в воспитании – это просьба.

Попробуйте договориться с ребенком о конкретной ситуации, попросите его, чтобы он поступил по-вашему, обязательно объясните, почему так будет лучше, а не иначе. И, последнее, что нельзя забывать – это дисциплина, без нее все-таки никак, ведь проказнику всегда интересно, где же ее грань.

Трудный ребенок

В понятие о трудном ребенке вкладываются разные смыслы: ученые причисляют к ним детей одаренных, педагоги — гиперактивных, неуправляемых детей, а родители — любого ребенка, воспитывать которого им трудно. Родители не понимают своих детей, потому что ожидают от них совершенно другого поведения. И становятся такие дети для своих родителей непонятными, неуправляемыми, трудными.

Относитесь к ребенку как личности

Не стоит сильно переживать, если ваше чадо делает не совсем то, чего вы от него ожидаете. И «переделывать» ребенка под себя – большая ошибка. Не забывайте о том, что ваш ребёнок имеет право на собственные мысли, решения и действия.

В шестом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» вы узнаете о том, как важно позволить малышу быть личностью.

Позвольте ребенку принять ваши чувства

Дайте почувствовать своему ребенку, что вы любите его, невзирая на его упрямство, дерзкое поведение и ужасные поступки. Как бы вам не хотелось заставить ребенка что-либо сделать, как бы вы не возмущались его отказом вам помочь, помните: перемены в его поведении возможны лишь в том случае, если вы найдете в нем единомышленника. Оскорбляя и требуя послушания, вы тем самым вызываете в нем чувство обиды и унижения, что еще больше усложнит ваши отношения. Выражая свое негодование его поведением, старайтесь не принижать человеческое достоинство и самолюбие ребенка.

Ограничения – во благо

Четко формулируйте свои пожелания, правила поведения и неукоснительно придерживайтесь их. Правила должны быть жесткими и последствия за их нарушения четко сформулированными. Вы также должны быть последовательны в своих обещаниях и решениях.

Пытайтесь понять своего ребенка

Свои волнения и тревоги дети не всегда умеют объяснить, поэтому свои чувства зачастую выражают своим поведением. Постарайтесь разобраться в причинах плохого поведения ребенка. Одной из причин плохого поведения ребенка может быть стрессовая ситуация, которую он пытается преодолеть. Родителям следует помочь устранить причину детских переживаний и научить ребенка преодолевать трудности. Будьте терпеливы и ставьте перед ним небольшие и достижимые цели. Поведение нельзя изменить в одночасье. Радуйтесь маленьким победам.

Читать еще:  Наш ребенок сам решит, мальчик он или девочка! Воспитание мальчика. Роль папы и мамы

Может быть, проблема в вас?

Иногда причиной конфликта с ребенком могут оказаться ваши проблемы. Посмотрите на себя со стороны. Чаще всего раздражение бывает вызвано нашим отношением к себе, к сложившейся вокруг вас ситуации, а не к ребенку. Попытайтесь понять мотивы своего отношения к ребенку и сделайте правильные выводы.

Говоря «нет», держите слово

Всем известно, что дисциплина должна быть всегда и во всем. Однако, столкнувшись с отпором со стороны ребенка, родители часто забывают о ней. Вот несколько советов управления непослушными детьми:

  • Отделяйте проблему от личности ребенка. Прежде чем добиться взаимопонимания, ребенок должен знать, что вам не нравится его поступок, а не он сам.
  • Спокойно, уверенно, но твердо скажите ребенку, что вы считаете недопустимым в его поведении. Объясняете ребенку, что вы ждете от него.
  • Когда ребенок постоянно отказывается что-то делать, спорит с вами, повторяйте свой приказ или предупреждение снова и снова.
  • Пытайтесь решать проблемы в духе сотрудничества. Договоритесь относиться друг к другу с уважением.

Если ваш ребенок не поддается контролю – не отчаивайтесь. Практически все дети готовы к сотрудничеству, когда их понимают и ведут с ними диалог. Только обращение к личности ребёнка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет родителям найти подход к «трудному» ребёнку. Всё в ваших руках!

К сведению родителей:

В шестом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» вы узнаете о том, как важно позволить малышу быть личностью.

В седьмом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» Я-родитель рассказывает о том, что значит быть терпеливыми родителями почему так важно проявлять сострадание.

Герои четвертого выпуска программы «Мы-родители» рассказывают, что каждый ребенок уникален, и как важно разговаривать с детьми.

Календарь событий

18 Октябрь 2019

В Уфе пройдет Городской слет выпускников интернатных учреждений

27 Сентябрь 2019

В центре «Семья» пройдет тренинг для родителей «Если что, я с тобой»

23 Сентябрь 2019

Приглашаем взрослых на обучение

16 Сентябрь 2019

В школу с удовольствием!

Объявление

Как справиться с «трудным» поведением приемного ребенка

«Трудное» поведение ребенка – это поведение, с которым взрослым сложно смириться, и которое непросто исправить. Подобное поведение приемных детей имеет ряд особенностей, и в зависимости от них нужно выбирать тактику воспитания.

Приемный родитель – это больше, чем родитель. Человеку, взявшему на себя ответственность за воспитание и судьбу маленького человека, который чаще всего имеет за плечами непростой жизненный опыт, необходимо обладать не только качествами, полезными для любого кровного родителя, но и особыми способностями, знаниями и умениями. Без этого любой приемный ребенок окажется не просто «трудным», а фатально невыносимым.

Как распознать «трудное» поведение

В первую очередь приемному родителю необходимо уметь распознавать, в чем же, собственно, «трудность» тех или иных действий ребенка, и кому оно может нанести вред – родителю, окружающим людям или самому ребенку. Ведь зачастую взрослый из-за непонимания причин детского поведения может считать «трудными» реакции ребенка, адекватные ситуации или его состоянию.

Несколько причин «трудного» поведения ребенка, когда его родителю необходимо просто определить их, не списывая всё на «гены» или плохое воспитание:

• ребенок вынужден поступать определенным образом из-за неких обстоятельствами или из-за других людей;

• родитель может быть сам раздражен – поведение ребенка может не вкладываться в его понятия о нормальном поведении детей, их возрастных и иных особенностей;

• ребенок может быть болен или иметь нарушения в развитии и психики, не позволяющие ему вести себя так, как от него ожидают.

«Трудное» поведение приемных детей имеет ряд особенностей. В зависимости от них и нужно выбирать тактику взаимодействия с ребенком.

Необходимые навыки

Приемному родителю, чтобы справиться с предстоящими сложностями, нужно обладать незаурядными качествами.

Уметь правильно определять свои чувства и удерживать их в рамках. Это очень пригодится в тех случаях, когда ребенок совершает что-нибудь неординарное и способен вывести из себя почти любого. Когда ребенок, провоцирующий взрослого на раздражение и агрессию, наталкивается на невозмутимость и спокойствие, это обескураживает. Дальше управлять таким ребенком становится проще. При этом рациональный родитель всегда найдет способ объяснить свое спокойствие так, чтобы ребенок не воспринял это как игнорирование.

Читать еще:  Проект доброта вокруг нас ". Сочинение на тему "что такое добро" для детей школьного возраста

Говорить об эмоциях и чувствах с ребенком – полезное умение в воспитании ребенка с травмированной эмоциональной сферой. Если донести до ребенка свои переживания, их причины и то, как удалось с ними справиться, то и ребенок постепенно найдет контакт со своим противоречивым внутренним миром.

Способность к анализу и самоанализу. Все наши действия – результат каких-либо внутренних побуждений. Если человек голоден – он будет искать пищу, если страшно – ищет способы избавления от страха. Всё то же происходит и с детьми: их поведение обусловлено их потребностями. Только вот у приемных детей эти потребности не всегда просто распознать.

Проанализировать непонятное, а подчас пугающее поведение ребенка и увидеть за ним его неудовлетворенные потребности – значит уже сделать важные шаги на пути исправления «трудностей» поведения.

Уважать границы и соблюдать правила необходимо сначала взрослым, чтобы показывать пример детям. Однако не все взрослые и не всегда придерживаются определенного режима, и сами зачастую поступаются своими же принципами. Тем не менее от детей они требуют послушания: вовремя ложиться, по команде обедать, проявлять самостоятельность и не нарушать запретов. Если же родитель сам демонстрирует выдержанный ритм жизни и уважение к правилам, нормам и законам, ребенок охотнее присоединится к нему.

Пример для подражания

Родителям нужно и должно уметь дать корректную оценку проступку ребенка. Но одной оценки мало для исправления. Привычка вести себя определенным образом не исчезает вдруг, ведь там, в прошлой жизни, это работало. Понимания данный факт, есть смысл показывать на личном примере те формы поведения, которые приняты, и которых ожидают от ребенка. Дети довольно гибки и перенимают привычки легче, чем взрослые.

Там, где личный пример невозможен или недопустим, полезно выбрать и разобрать примеры из жизни других людей, например героев художественных произведений. Выбрать удачный пример для совместного с ребенком разбора поведения – тоже искусство.

Родителю «трудного» ребенка очень пригодится разумное использование приемов поощрения и наказания. Наказание – конструктивный инструмент, когда оно соразмерно проступку: учитывает особенности ребенка и не травмирует провинившегося. Это может быть лишение запланированного развлечения или посильное участие в исправлении причиненного ребенком ущерба.

Не следует бояться перехвалить. Успехи ребенка в изменении его поведения обязательно должны быть отмечены равноценным поощрением.

Навыки общения

Ответственность за выстраивание диалога с ребенком лежит исключительно на взрослом, и никак иначе. Для этого может быть полезен весь спектр навыков общения.

Умение устанавливать контакт должно быть, наверное, более высокого уровня с «трудным» ребенком, чем с остальными «правильно воспитанными» людьми. И этот контакт потребуется устанавливать не единожды.

Активное слушание – ряд приемов, помогающих наладить с собеседником доверительную беседу. Начиная с кивков и поддакивания во время выслушивания и заканчивая переформулировкой высказываний собеседника.

Чем лучше родитель умеет слушать ребенка, тем быстрее они поймут друг друга и тем больше шансов на то, что ребенок захочет радовать значимого для него взрослого своим поведением.

Умение договариваться, поддерживать разговор – это не торги, не перебранка и не обмен обвинениями и угрозами, на которые «трудный» ребенок будет постоянно подталкивать взрослых. Это именно тот навык, который поможет уйти от общения, заводящего семью в тупик.

Устанавливать и удерживать границы – это распределение ответственности за общение. У каждого человека есть границы своего личного пространства, своих прав и обязанностей по отношению к другим. Когда эти границы намеренно нарушают, необходимо восстанавливать справедливость, пусть даже этими «нарушителями» являются дети.

Если ребенок хамит своим родителям или ворует у них, то замалчивать такое недопустимо. Границы нарушены – есть почва для начала переговоров и поиска решений. Родитель, умеющий спокойно выяснять причины, побудившие ребенка к нарушению, поговорит с ним и найдет то наказание, которое снизит у ребенка желание повторять проступок, но при этом не травмирует его.

Сложно переоценить умение обращаться за помощью и грамотно использовать рекомендации специалистов. Родитель может многого не знать и не уметь. Но если он обратится за советом к компетентному специалисту, успех в воспитании ребенка любой степени «трудности» гарантирован.

Источники:

http://brjunetka.ru/kak-nayti-podhod-k-trudnomu-rebenku/
http://www.ya-roditel.ru/rabota-trudnymi-detmi/
http://opekaufa.ru/novosti/2068-kak-spravitsya-s-trudnym-povedeniem-priemnogo-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector