Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития. Что должен уметь ребенок в полтора года

Содержание

1,5 года ребенку: развитие, рост, вес, словарный запас. Что должен уметь ребенок в полтора года

Все родители следят за развитием и взрослением своего ребенка, он с каждым годом становится все интереснее. На втором году жизни малыши уже постигли основные азы мироздания, они умеют сидеть, стоять и ходить. Теперь родителям остается только помочь ребенку развиться интеллектуально и физически, чтобы он стал полноценным членом общества.

Основные показатели физического развития малыша

Один из основных моментов, который беспокоит родителей, – тот ли вес имеет ребенок в полтора года? Возможно, он ниже нормы или, наоборот, слишком большой. На этот вопрос достаточно тяжело ответить, так как не существует норм, нарушение которых свидетельствует о каких-либо проблемах. Существует лишь таблица ориентировочных размеров для малышей и их веса:

Данные Российских медиков

Окружность головы, см

Окружность груди, см

Окружность головы, см

Окружность груди, см

Как видно из таблицы, показатели развития ребенка в 1,5 года достаточно варьируются, то есть нет четких рамок. Считается, что вес и рост малыша во многом зависит от генетической предрасположенности, поэтому посмотрите на себя, если у родителей рост под 2 метра, то, скорее всего, что и ребенок будет высоким.

По статистике, на втором году жизни детки «вытягиваются» от 10 до 13 см, а прибавляют в весе до 4 кг. Именно второй год от рождения характеризуется изменениями в пропорциях тела, оно вытягивается, и размер головы уже соответствует росту.

В 1,5 года развитие ребенка характеризуется улучшением координации, малыш уже начинает бегать, так как нервная система активно развивается.

За какими показателями должны следить родители?

Несмотря на то что не существует строгих показателей роста и веса, все же родители обязаны с первого года жизни прослеживать, как они меняются. На первом году жизни рост и вес определяется каждый месяц, на втором году показатели уже можно «снимать» 1 раз в квартал. Помимо данных таблицы можно использовать формулы для расчета оптимального веса и роста ребенка.

для деток обоих полов

Формулы можно использовать, пока ребенку не исполнится 7 лет. Естественно, что полученные данные будут субъективными и могут иметь большие отклонения от описанных норм.

Когда необходимо беспокоиться?

Рассчитав показатели своего ребенка в полтора года и получив значения, отличающиеся от общепринятых, родители начинают сразу же волноваться. Но для начала необходимо учесть некоторые факторы:

  • какой рацион соблюдала мама в период вынашивания плода;
  • как она питалась в период лактации;
  • в какой срок родился ребенок.

Это не исчерпывающий перечень факторов, влияющих на развитие малыша.

К тому же есть показатели отклонения от нормы, которые могут стать причиной обращения к врачу:

  1. Для мальчиков предусмотрено, что их рост может отличаться от нормы на 7 см, как в меньшую, так и большую сторону, для девочек это 6 см.
  2. Для девочек предусмотрено отклонение в весе на 3 кг, как со знаком плюс, так и минус, для мальчиков – 2,5 кг.

Если отклонения в росте, весе ребенка к 1,5 годам слишком большие и выше предусмотренных, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы выяснить причины таких изменений в развитии. Если же отклонения минимальные и четко прослеживается наследственный фактор, то, скорее всего, беспокоиться не стоит.

Что делать родителям для правильного развития малыша

Естественно, что ребенка необходимо приучать к самым элементарным правилам:

  • сформируйте у малыша «правильные» вкусовые пристрастия;
  • обеспечьте правильное и сбалансированное питание;
  • ребенок должен соблюдать режим дня;
  • развивайте физические возможности;
  • приучайте к занятиям спортом и закаливанию.

Естественно, контролируйте себя и соблюдение правил малышом, которые вы пропагандируете ему.

Питание и режим дня

Уход за ребенком в полтора года уже намного проще, он уже, как правило, спит только один раз в день, по 2-3 часа. Если же малышу по прежнему требуется больше времени для сна, то не стоит спешить и приучать его к другому режиму. Все изменения в жизни должны происходить плавно и комфортно.

На ночной сон у детей уходит 10-11 часов, а период активности увеличивается до 5-6 часов.

Питание ребенка в полтора года должно быть с перерывами в 3-4,5 часа, то есть 4 раза в день. Завтрак не должен быть позднее, чем через 1,5 часа после того, как произошло пробуждение. Последний прием пищи, перед сном, не позднее, чем за час.

Психическое и эмоциональное развитие

Именно на втором году жизни у малыша два основных желания:

  • удовлетворить свои собственные желания;
  • общение, в особенности с мамой.

Малыш в 18 месяцев стремится найти ответы на все вопросы и на самый главный — «почему?». Помимо этого, развитие у ребенка в 1,5 года на пике активности. Малыш уже называет всех членов семьи, спокойно воспроизводит звукоподражательные слова, «му-му» (корова), к примеру, и прочие. Может произносить не полностью слово, а только начальные слоги, ударные, кошка – ко.

В этом возрасте детки делятся на два типа, одни предпочитают существительные, а другие глаголы. Все зависит от его естественного окружения. Существительные из уст малыша могут обобщать множественные предметы, связанные родовыми признаками. «Ням-ням», может означать, как желание кушать, так и стол, ложку.

Не стоит бояться звука «ы», сопровождающего указание пальца на конкретный предмет. Это ребенок делает очередное открытие и просто спрашивает: «Что это такое?». Он уже понимает, что это за предмет, но не может выговорить слово, поэтому лучше назовите предмет, на который указывает ваше чадо.

В среднем в полуторагодичном возрасте крохи активно используют порядка 20 слов, в пассивном словаре у них примерно 250-300.

Читать еще:  Почему ребенок 3 х месяцев. Третий месяц жизни ребенка: развитие, психология, игры, речь и слух, прогулки, уход

Также уже замечено, что так называемые «молчуны» начинают говорить чуточку позже, но словарный запас и чистота речи у них отменная. Мальчишки по обыкновению начинают говорить позже девочек.

Отношение к окружающему миру

Дети в 1,5 года отдают предпочтение всему яркому. Красивую и яркую одежду они готовы постоянно демонстрировать взрослым. Им нравятся игрушки, и неважно, какого они качества, главное в большом количестве и красочные.

Малыши к 18 месяцам ведут себя очень деловито и достаточно спокойно. Уже нет страха перед внезапными звуками, которые беспокоили в младенчестве. Теперь звонок по телефону его не пугает, он знает, что никакой опасности нет. Хотя по-прежнему неизвестные люди и нестандартные ситуации заставляют спрятаться за маму.

Кроха уже прекрасно различает близких людей, воспринимает родственников и лиц, которые часто появлялись дома. Однако если пришли гости, то первые минуты встречи с ними требуют обязательного присутствия мамы. Родители уже могут постепенно знакомить ребенка с новыми людьми, можно отправить малыша на развивающие занятия, определить в детский садик, но если придется лечь в больницу, то определение в стационар будет проводиться только с мамой или папой.

Детки в 1,5 года четко копируют поведение родителей, максимально им подражают. Поэтому родителям необходимо быть ответственными и следить за своим поведением. Хотя уже начинают самостоятельно играть, не только копировать поведение мамы, когда она кормит ребенка, но и придумывать другие действия, то есть играют самостоятельно, «включая» фантазию.

Эмоции дети еще не умеют скрывать, если какое-либо действие не получается, то они искренне огорчаются, и, скорее всего, откажутся от задуманного.

Развитие ребенка в 1,5 года уже позволяет ему ярко выражать свои эмоции. Однако из-за малого словарного запаса кроха еще не может высказать свой гнев, поэтому размахивает ручками и ножками, валяется на полу, кричит. В этом случае не должно быть никаких мер воспитательного характера, это не истерика, а попытка донести информацию о своей неудовлетворенности. Успокоить можно только лаской и вниманием, переключив малыша на другие вещи.

Малыши в этом возрасте уже выражают интерес друг к другу, но не ищут дружбы и партнера по игре. Для каждого из них в мире есть только один главный человек – это он, поэтому кроха не поделится своими игрушками с другим, а только попытается отнять чужую. Никаких мер против «жадности» не требуется, это нормальное эмоциональное состояние и с возрастом пройдет.

Физические навыки в 18 месяцев от рождения

Многих родителей беспокоит вопрос о том, что должен уметь ребенок в полтора года. По правде говоря, уже многое:

  • прямо и ровно ходить, с легкостью огибать все предметы, встречающиеся на пути;
  • не должен практически спотыкаться;
  • смотреть себе под ноги;
  • понемногу бегать;
  • обладать ловкостью, играя с мячиком, подбрасывать его вверх, вниз, бросать вперед;
  • сидеть на корточках;
  • свободно открывать межкомнатные двери.

В быту детки уже проявляют определенные навыки, они уже пьют самостоятельно из чашки и практически ничего не проливают. Уже не надо никого кормить из ложки, в особенности, получается кушать аккуратно, когда полужидкая или жидкая пища. Крохе не нравится собственный неопрятный вид. И естественно, что должен уметь ребенок в полтора года – проситься на горшок.

Именно на полуторагодичный возраст приходится резкий скачок интеллектуального развития, малыш буквально как губка впитывает всю информацию. Он уже прекрасно различает предметы, после того как их покажут. Прекрасно различает геометрические фигуры, уже не путает кирпичик и кубик. Может уже собирать несложные конструкции, используя отверстия сортера, собирает пирамидки из предметов, объединенных родовыми признаками. Используя карандаш или фломастер, рисует прямые линии, овалы и зигзаги. Игры для детей в 1,5 года уже должны усложняться, чтобы они позволяли развить сообразительность. К примеру, малыш должен научиться доставать какой-либо предмет, используя другой.

Легкие тесты в домашних условиях

Проверить развитие ребенка можно при помощи несложных тестов:

  1. Покажите несколько фотографий или картинок разных животных, малыш должен назвать большую половину из них, или хотя бы сымитировать их звуки.
  2. Определить, насколько ребенок понимает слова, можно, задавая вопросы, по типу «Где лежит машинка?» или «Где стоит стол?». Он уже должен четко называть наименование предмета и указывать на место, где расположен предмет.

Для любых родителей их дети самые лучшие и гордость всей жизни. Поэтому любите малышей, отдавайте им душу, занимайтесь их развитием.

Что должен уметь каждый ребенок в полтора года: критерии развития, игрушки и развивающие игры в 1 год 6 месяцев

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону “взрослых”, однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа – это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: каким должен быть здоровый режим ребенка в 1 месяц?). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Читать еще:  Что нужно делать чтобы легче родить. Как легко родить первого ребенка: рекомендации будущим мамам

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.

Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: как научить собирать пирамидку из колец ребенка?).

В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой – они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» – он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

Развитие детей в возрасте полутора лет

В полтора года развитие ребенка переходит на новый этап: кроха начинает пользоваться усваиваемой ранее информацией, учится не только наблюдать и запоминать, но и сравнивать, анализировать, воспроизводить. Очень часто родители считают приоритетным в этом возрасте именно физическое развитие, отодвигая на задний план развитие нервно-психическое, которое гораздо важнее.

Как должен развиваться малыш в 18 месяцев, что он уже умеет в этом возрасте, на что стоит обратить особое внимание? Об этом ниже.

О физических особенностях полуторагодовалого ребенка

В полтора года дети в большинстве своем свободно ходят без помощи взрослых и не используя опору. Малыши в 18 месяцев не просто умеют быстро и уверенно ходить – они с легкостью поднимаются и спускаются по ступенькам, садятся, если нужно, на корточки, наклоняются, чтобы что-то поднять с пола, не теряя равновесия, с легкостью меняют направление ходьбы или бега.

Естественно, что к этому времени у детей все еще сохраняется определенная неуклюжесть — они могут упасть на ровном месте, также быстро подняться и побежать дальше. Особенность этого возраста — притупленное чувство самосохранения. Малыши не понимают и не хотят понимать, что окружающий мир — это не только приключения и забавы. Они упрямо следуют туда, куда им запрещают, взбираются на опасные возвышения – буквально каждый день подвергают себя риску.

Родителям важно понять, что 18 месяцев — это возраст, когда любопытство для ребенка на первом месте. И в их задачу входит обеспечить для крохи безопасное времяпрепровождение. Ни в коем случае нельзя оставлять в зоне его доступа электроприборы, колющие, режущие предметы и, конечно, бытовую химию. Помните о том, что в полтора года малыш негативно реагирует на запреты, не запоминает указаний родителей. Чтобы исключить травмы, нужно просто окружить малыша комфортом и подходящими для его маленьких исследований условиями.

Малыши начинают вести себя активнее не только в знакомой домашней обстановке, но и на прогулке, на детских площадках. Порой не отдавая себе отчета в собственных действиях, 18-месячный исследователь мчится к качелям, на горку, залезает на самые высокие лестницы. Для этого возраста такое поведение абсолютно нормально. Жажда новых впечатлений и ощущений у крохи на порядок сильнее инстинкта самосохранения. Так же, как и дома, на улице родителям нужно будет подстраховывать малыша, деликатно уберегая его от падений и травм.

Читать еще:  Методическая разработка упражнения и игры для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста". Игра как способ избавления от страхов в дошкольном возрасте

Особенности нервно-психического развития в год и 6 месяцев

В полтора года ребенок становится особенно общительным, причем богатство его словарного запаса здесь не имеет особого значения. Кроха уже умеет налаживать контакт не только с родителями, но и с другими взрослыми, встречающимися на его пути. Для него становится жизненно важно, чтобы его поняли, поэтому, если этого не происходит, малыш искренне расстраивается.

В 18 месяцев у ребенка можно стимулировать творческое развитие. Он с удовольствием приобщается к:

Кроха пробует танцевать под знакомые мелодии, подпевает песням и старается вместе с мамой заканчивать строчки знакомых стихов. Кстати, если малыш не очень любит чистить зубы, одеваться или раздеваться, забавные стихи и потешки помогут скрасить нелюбимые процедуры и настроить его на позитивный лад.

Детские врачи настоятельно рекомендуют в присутствии ребенка включать только легкую, позитивную негромкую музыку. Особенно хорошо дети в этом возрасте воспринимают музыку на основе звуков природы, а также классическую и инструментальную. Прослушивание такой музыки позитивным образом влияет на нервно-психическое развитие детей, успокаивает и поднимает им настроение, стимулирует речь.

Многочисленные исследования в этой сфере лишь подтвердили тот факт, что детям в этом возрасте нельзя слушать музыкальные произведения «тяжелых» направлений, вроде рока или металла. Не следует приучать кроху и к современной эстраде, где как текст, так и музыкальное сопровождение оставляют желать лучшего.

В полтора года дети проявляют активный интерес к ярким иллюстрациям в книжках, слушают то, что им читают родители, запоминают детали. Выбирайте для детей этого возраста книжки в твердом переплете, яркие, большие, с крупным шрифтом и короткими рифмованными строчками, совпадающими с изображениями на страницах.

Игровая деятельность полуторогодовалого малыша

В 18 месяцев ребенок уже играет в более сложные игры, используя сразу несколько игрушек. Например, он может с удовольствием нагружать и разгружать самосвал кубиками, укладывать пупса спать, лечить его от болезней, играть с детской посудкой. В полтора года дети продолжают использовать в игре мяч и игрушки на колесиках, пробуют складывать самые простые пазлы, осваивают игрушки-вкладыши.

На этой же стадии происходят определенные изменения и в эмоциональном состоянии ребенка. Теперь для того, чтобы чувствовать себя абсолютно счастливым, ему недостаточно быть сытым и сухим. Малышу действительно важно в этом возрасте получать удовлетворение от усвоения новых навыков. Пробуя использовать новую игрушку, кроха отчаянно надеется на положительный результат искренне расстраивается, если у него что-то не получается.

Определенные изменения можно наблюдать и в процессе общения крохи с окружающими. Малыш становится не таким стеснительными и пугливым, спокойно идет на контакт, чувствует себя уверенно в комфортных для него ситуациях.

Чем отличаются в полтора года мальчики от девочек?

К 18 месяцам разница в характерах у мальчиков и девочек становится ощутимой. Детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обратить внимание на следующие вещи. Мальчику, например, крайне необходимо ощущать постоянную поддержку родителей, которые позволят ему исследовать окружающим мир и проявлять самостоятельность. Постоянная опека и запреты воспринимаются мальчиками в полтора года как недоверие, сомнение в их навыках и способностях.

А вот родителям девочек 18 месяцев от роду нужно, наоборот, постараться быть постоянно рядом, показывая свою любовь. Малышки в этом возрасте особенно чувствительные, они уверены, что любовь — это не что иное, как ласка и забота, в которых они так нуждаются.

Физиологические и речевые навыки малышей

Что же умеет делать ребенок в полтора года? На самом деле, большая часть физиологических навыков, приобретенных к этому возрасту, являются результатом развития координации движений, мелкой и крупной моторики. Нормально развивающийся малыш в полтора года, как правило, уже умеет:

  • быстро ходить и бегать в разных направлениях;
  • спускаться и подниматься по ступенькам;
  • обходить, перелезать или переступать препятствия;
  • играть с мячом (ловить, бросать, пинать);
  • передвигаться по неровной плоскости;
  • садиться на скамейку или стул без помощи взрослых.

Развитие речи у ребенка к полутора годам вступает в новую стадию. В словарном запасе ребенка уже содержится не менее десяти слов, он учится составлять простые фразы из нескольких слов, пока не используя склонения. В это время происходит активное пополнение пассивного словаря, который обязательно будет использован несколькими месяцами позже, когда малыш научится выговаривать большую часть слов.

О проявлении умственного роста малыша в полтора года могут говорить следующие новые умения:

  • малыш различает цвета, по требованию может принести игрушку определенного цвета;
  • обобщает предметы по признаку;
  • различает геометрические формы предметов;
  • рисует на бумаге вертикальные и горизонтальные линии;
  • листает страницы в книгах, подражая взрослым во время чтения;
  • собирает пирамидки в хаотичном порядке;
  • строит башни из нескольких кубиков;
  • делает «куличики» из песка.

Естественно, что это лишь часть всех навыков, свидетельствующих, что умственное и физическое развитие ребенка идет своим чередом. Некоторые родители настолько активно занимаются с детьми, что в полтора года они уже знают цифры, половину алфавита и с десяток простых иностранных слов. Развивая малыша таким образом, нужно помнить о том, что излишний напор может вызвать у него обратную реакцию — нежелание узнавать и запоминать что-то новое.

Бытовые навыки и эмоциональный фон

В полтора года ребенок достаточно развит физически и психически, чтобы освоить целый ряд полезных бытовых навыков. Кроха спокойно и уверенно ест ложкой, пока еще зажимая ее в кулаке, пьет из обычной чашки, не разливая жидкость, пользуется трубочкой для сока.

Малыши в этом возрасте пробуют одеваться и раздеваться без помощи взрослых, вполне способны самостоятельно справиться с непростыми элементами одежды, если их не торопить и не укорять.

Особенность малышей в этом возрасте — желание помогать взрослым. Ребенок с большим удовольствием принимает участие в уборке дома, предлагает свою помощь маме или бабушке на кухне.

Эмоциональное развитие в полтора года протекает особенно интересно. Дети чувствуют настроение близких и пытаются его скопировать, перенося эмоции на игрушки. Пока еще малыши эмоционально неустойчивы, у них быстро меняется настроение – это нормально.

Родителям нужно понимать, что неожиданные слезы или приступы радости у малыша —это всего лишь особенность его эмоционального развития в 18 месяцев. А их задача — постараться оградить ребенка от упреков, насмешек и злобы окружающего мира, окружив заботой, лаской и любовью. Дети с благодарностью воспринимают похвалы и действительно очень зависят от одобрения взрослых, а тем более родителей, которых они возводят на почетный пьедестал главных людей в своей жизни.

Источники:

http://www.syl.ru/article/325140/goda-rebenku-razvitie-rost-ves-slovarnyiy-zapas-chto-doljen-umet-rebenok-v-poltora-goda
http://vseprorebenka.ru/razvitie/vozrast/chto-dolzhen-umet-v-1-5-goda.html
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/1/razvitie-detej-v-vozraste-polutora-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector