Как вырастить гения или развиваем способности ребенка с пеленок. Сенсорное воспитание — это необходимый элемент гармоничного развития детей

Содержание

Как вырастить гения.

Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
( «К истории» Лев Озеров)

Гений – это человек, который внес большой вклад в культурно-историческое наследие человечества. Как говорят: его имя осталось в истории. Правда, чаще всего признание гения происходит посмертно… Хорошо про это еще в 1859г. писал Н. Огарев в стихотворение «Юноше»:

«…Будь тверд в борьбе и смерть встречай спокойно

Не злобствуя и зная наперед:

Народы все, помимо всех уроков,

Сперва казнят, а после чтут пророков…»

Правда, представителям точных наук (математика, физика, химия, биология и др.) повезло больше: гениев признают при жизни.

В современной науке до сих пор нет четкой границы между одаренностью, талантом и гениальностью. В Большой современной энциклопедии С.Рапацевич талант и одаренность рассматривает как синонимы, а в Педагогическом словаре Б.М. Бин-Бада талантливые дети=одаренным детям. Даже выступая 12 апреля 2016г. на конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» профессор, доктор психологических наук Щебланова Е.И. не внесла ясность в этот вопрос. В.Е.Пешкова определяет гениальность как наивысшую ступень одаренности [7]. Еще А. Шопенгауэр писал: «… талант достигает той цели, которую никто не может достичь, в то время как гений достигает цель, которую никто не мог увидеть».

Отсюда возникает сложный вопрос: нужно ли вообще выращивать гения? Если нужно, то как эффективно это сделать? Кто должен этим заниматься?

Обучаясь в университете в 90-х годах прошлого века, нас учили, что надо создавать условия для развития творческого потенциала всех детей. Чтобы каждый ребенок был гармонично развит, реализовал себя. Это достаточно большая и трудоемкая работа [4]. Ведь она включает в себя (упрощенная схема):

  • Диагностическое обследование, которое должно выявить творческий потенциал каждого ребенка,
  • Разработку индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка,
  • Реализацию индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка,
  • Мониторинг эффективности индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка,
  • Коррекцию индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка… и далее движение идет по спирали (как по кругу, но с расширением и подъемом).

    У многих родителей возникает вопрос: Когда начинать воспитание гения? Сразу же вспоминается диалог А.С. Макаренко с родителями семидневного малыша: в воспитании вы опоздали на 7 дней… Специалисты перинатальной педагогики рекомендуют воспитывать ребенка внутриутробно. И сегодня уже не редкость мамочки, на больших животах которых прикреплены наушники, вещающие нерождённым деткам классическую музыку, сказки и др. для скорейшего развития. Они торопятся! А как же, ведь Масару Ибука написал, что «после трех уже поздно»[6]… Его книгу прочитали многие. Как жаль, что только специалисты знакомы с другой книгой – «Ещё не поздно» российских ученых О.М. Дьяченко и Н.Е.Вераксы! Они утверждают, что можно начинать в любом возрасте (правда, скорость будет уже другой, да и усилий приложить надо больше) [3]. Еще Ж.Пиаже писал о том, что детские вопросы (а они появляются у ребенка в 3 – 4 года), их любознательность лежит в основе познавательного развития, креативности.

    Времена меняются… Сейчас газеты, журналы, Интернет пестрят объявлениями педагогов, психологов желающих помочь воспитать «гения с пелёнок». Если у родителей есть такая возможность, то с их ребёнком занимаются специалисты. Но неужели ранним развитием занимаются только в богатых семьях? Да, но только в семьях, богатых на любовь, душевную теплоту и внимание. На сегодняшний день существует огромный выбор методик, книг по воспитанию и развитию детей раннего возраста, но не все они могут идеально подойти вашему ребёнку. Каждый отдельно взятый маленький человечек – личность, индивидуальность. Соответственно, подход также должен быть индивидуальным. Для начала лучше прочитать и осмыслить идеи разных авторов, а затем творчески их сочетать. Поначалу никто не знает, какое занятие даст наибольший толчок для развития малютки. Наблюдайте, экспериментируйте, ищите ключик к талантам своего малыша.

    Непосредственный контакт взрослого и ребёнка даёт последнему больше возможностей для приобщения к культурно-историческому наследию человечества. Общение с родителями даёт возможность ребёнку почувствовать себя признанным, неповторимым, что, в свою очередь, гарантирует более успешное общение в социуме.

    Что предлагают сегодня для развития маленьких гениев? Можно купить книгу Тони Бьюзена «Умные родители – гениальный ребенок» и действовать по предложенному алгоритму [2]. Хороший вариант, апробированный временем и в разных странах. А можно изобрести что-то свое (ведь каждый ребенок индивидуален). Тогда родителям надо познакомиться с тем, что уже накоплено человечеством по проблеме воспитания и обучения гения. Вот на выбор несколько ведущих методик, их характерные особенности и ключевые моменты учебной программы:

  • Методика Бориса и Лены Никитиных – упор на физическое развитие грудничка и стимуляцию хватательного, шагового и плавательного рефлексов, закаливание, массаж, занятия на домашнем спорткомплексе. Деткам постарше – игры-головоломки для развития логического и образного мышления. Они предложили понятие НУВЭРС – необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей.
  • Методика Глена Домана – Доман считал, если не давать нервным клеткам мозга подпитки, они отмирают. Поэтому 20-30 минутные уроки математики, чтения и энциклопедических знаний нужны с пелёнок.
  • Методика Марии Гмошинской – грудничковое рисование-экспромт съедобными красками (пальчиками, ладошками, кисточками…), акварелью, фломастерами.
  • Методика Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому» — основной принцип методики. Развитие моторных и сенсорных навыков. Ребенок сам изучает созданную для него среду, а вы помогаете.
  • Методика Штайнера (вальдорфская) – отрицание ранней интеллектуальной нагрузки Развитие через творчество, ремесла, подражание, игру. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам.
  • Методика Сесиль Лупан – адаптация разных методик под конкретного ребёнка. Обучение через практику, постоянное общение, рассказы в картинках об окружающем. Домашние энциклопедии.
  • «Складовые кубики» Н. Зайцева… и др.

    Можно долго перечислять. Совсем не обязательно следовать какой-то одной методике. Вы можете объединить наиболее приемлемые для вас и вашего ребёнка моменты нескольких понравившихся методик. Но жить по методике круглые сутки не обязательно. Да, Мария Монтессори обходила вниманием сказки, в её методике их нет, но кто мешает вам любить читать и рассказывать крохе сказки? Точно также погружение в творчество по Штайнеру не означает, что нельзя подпитывать мозг крохи конкретными знаниями: к примеру, чертить пальчиками на бумаге геометрические фигуры, рассматривать на прогулке формы листочков, искать красные и жёлтые цветочки на клумбах… В первую очередь необходимо следить за гармоничным развитием ребёнка – это первостепенная задача для родителей [5].

    Означает ли то, что если заниматься с ребёнком с пелёнок, то он обязательно станет гением? Да, если вам удастся угадать склонности и интересы малыша и будете их развивать усиленно, но не вопреки детской природе и здоровью. Не стоит зацикливаться на чём-то одном – давайте ребёнку возможность развивать свою Вселенную в разные стороны. Дайте ребенку полноценно прожить каждый день своего счастливого детства!

    Таким образом, для выращивания гения важно, чтобы основные факторы (семья, школа, социальное окружение) действовали в едином направлении. Образовательная среда должна быть насыщенной. Чрез общение с ребенком шло присвоение им культурно-исторического опыта человечества. Слабое звено в этой триаде – социальное окружение (социум) – оно, как правило, не организовано вокруг гениального ребенка оптимально.

    Читать еще:  Сценарий рождественские святки для второй младшей группы. Развлечение в детском саду в младшей группе «Рождественские колядки. Рождественские колядки для детей

    Да и школа подкачала… Ученые утверждают, что современная школа оказалась без программа по развитию одаренности [1]. На данный момент нет психологических диагностических методик, с помощью которых можно надежно построить психологический прогноз относительно последующих интеллектуальных достижений ребенка, т.к. «зона отдаленного интеллектуального развития» шестилетнего ребенка (в 8 – 9 классах) практически не предсказуема. Часто отличники начальной школы в старших классах превращаются в троечников… Немаловажную роль играет и педагогический коллектив (об этом можно много писать). Одна установка учителя на одаренность детей его класса чего стоит!

    Выращивая рассаду, мы не тянем ее за листочки, а создаем благоприятные условия (свет, вода, питательные вещества). По аналогии с растениями надо обогатить среду обитания детей, предоставить им больше возможностей, верить в их индивидуальность… Одаренные дети «выигрывают», попав в качественную образовательную среду. Школа должна быть антропоцентричной и раскрывать индивидуальность каждого ученика [8].

    Можно дать примерные простые рекомендации родителям (не только по воспитанию гения, но и по воспитанию обычного ребенка):

  • Создайте условия для здорового образа жизни ребенка. Сюда входят: режим дня, правильное питание, физические упражнения, здоровый сон.
  • Развивайте в ребенке уверенность в себе: учитывайте его мнение, советуйтесь с ним, давайте возможность проявлять инициативу, чаще хвалите (за дело), просто любите его.
  • Создайте условия для адаптации ребенка в социуме, что подразумевает: благоприятную семейную атмосферу, обязательное посещение садика.
  • Выявите основные склонности и способности ребенка, его мозга: проведите нейропсихологическое обследование, которое выявит все сильные и слабые стороны ребенка, способности его мозга. Развивайте сильные стороны: кружки, секции, дополнительные занятия, посещение выставок, лекций, чтение книг на интересующую тему. Приветствуется совместный интерес и труд всех членов семьи в данной области.
  • Обязательно развивайте ребенка и в тех областях, в которых он не силен. Если нет слуха – не отдавайте его учиться игре на пианино, но пойте с ним хоть немного песенки. Личность должна быть гармонично развитой. Талант – это хорошая, отличная способность к чему-то одному (например, талантливый скрипач). А гениальность – это хорошие способности практически во всем.
  • Развивайте с самого детства познавательные функции ребенка. Давайте ему возможность все потрогать, собрать-разобрать, приветствуйте все его вопросы и с удовольствием отвечайте на них. Больше рассказывайте ребенку об окружающем мире, о животных. Так будет развиваться самое главное мышление – понятийное.
  • Обязательно развивайте и душу, и ум, и тело. Не останавливайтесь только на интеллектуальном развитии. Научите ребенка правилам вежливости и этикету. Учите его доброте: кормите птичек, помогайте бездомным животным. Посещайте театры, смотрите фильмы о красоте (не только природы, но и души человеческой). Научите ребенка чувствовать свое тело и заботиться о нем.

    Следуйте советам специалистов и тогда Вы вырастите настоящего Человека разумного, который будет развит во всех областях жизни и науки и сможет выбрать любой путь, ведь везде он будет успешен. «Не космонавт, не президент. Но уже звезда, готовая стать тем, кем захочет».

    Родителям (а именно на них ложиться большая часть работы по выращиванию гения) должны помнить три «кита», на которых держится система успешного воспитания – это Любовь, Похвала и Помощь. Но ведь все родители любят своих детей. Да, однако, не всегда они дают ребенку это почувствовать, а очень зря. Только купаясь в лучах родительской любви, дети растут здоровыми, спокойными, уверенными и успешными. Похвала тоже не должна быть редкостью – даже самые маленькие успехи заслуживают внимания и обязательно – одобрения. И это правило не только для родителей, которые хотят вырастить вундеркинда с пеленок.

    А вот помощь должна быть правильной: никогда нельзя бросать ребенка наедине с его проблемой, страхом, неудачей. Для малыша может быть одинаковой трагедией как боязнь темноты, так и не получившийся домик из кубиков. Не надо бросаться исправлять все за малыша, но помочь, подсказать, подбодрить – вот отличный стимул для малыша довести дело до конца и получить заслуженную похвалу.

    Итак, в конце повторим: для выращивания гения важно, чтобы основные факторы (семья, школа, социальное окружение) действовали в едином направлении. Образовательная среда должна быть насыщенной. Через общение взрослых с ребенком идёт присвоение им культурно-исторического опыта человечества.

    О клинических исследованиях

    Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

    Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

    Как их проводят?

    У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

    I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

    II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

    III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

    IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

    Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

    Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

    Преимущества и риски для участников. Плюсы

    • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
    • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
    • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
    • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

    При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

    • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
    • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
    • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.
    Читать еще:  Аппликации на тему весна пошагово. Аппликация весна" из цветных ладошек. идей поделок на тему "Весна" для детского сада

    Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

    Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

    Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

    Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

    Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

    Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

    Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

    Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

    Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

    Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

    Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

    После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

    Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

    Сенсорное воспитание — это необходимый элемент гармоничного развития детей

    В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

    Для чего нужно заниматься с маленькими детьми

    Сенсорное воспитание — это залог умственного развития малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

    Основными задачами сенсорного развития детей в дошкольном возрасте считаются:

    • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
    • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
    • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
    • привлечение пап и мам к процессу развития;
    • задействование иллюстрированных учебников;
    • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
    • составление картотеки игр по общему воспитанию.

    Подготовительные мероприятия

    Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

    • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
    • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
    • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
    • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
    • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
    • изготовление настольных и дидактических игр.

    С чего начинается сенсорное развитие

    Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

    • цветовая гамма;
    • конфигурация;
    • размер;
    • количество;
    • расположение в окружающей среде.

    Ознакомление детей с предметами

    В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

    • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
    • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

    В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

    Читать еще:  Занятия для детей в детском саду. План-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Конспекты занятий в детском саду для разных возрастных групп

    Занятия на развитие тактильных функций

    Органами осязания выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

    • лепка;
    • аппликация;
    • аппликационная лепка;
    • формирование из бумажек и конструктора;
    • рисование;
    • сортирование небольших предметов;
    • формирование фигурок из объектов разного рода.

    Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

    Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

    • подбор материалов для развития детей дошкольного возраста;
    • проведение диагностики степени развития сенсорики у малышей.

    Сенсорное воспитание — это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

    В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.

    Сенсорное воспитание детей раннего возраста — это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

    • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;
    • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
    • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;
    • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
    • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
    • побуждение к автономной и экспериментальной деятельности.

    Сенсорика у самых маленьких

    Сенсорное воспитание детей раннего возраста – это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

    Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

    • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
    • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
    • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
    • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
    • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
    • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

    Правильное развитие грудничков

    Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

    Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

    • Осязание — постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, которые можно начинать уже с трёх месяцев, ношение малыша на руках, совместные купания мамы и ребёнка.
    • Обоняние — ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого женщине не нужно использовать духи во время тесного физического контакта с ребёнком. По окончании шести месяцев необходимо давать деткам нюхать нерезкие и приятные запахи.
    • Зрение — не стоит слишком сильно приближать собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Необходимо показывать белые, черные и однотонные предметы уже с двух месяцев жизни, демонстрировать многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.
    • Вкусовые качества — после введения первого прикорма необходимо разнообразить меню.

    На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

    Развитие от года и до трех лет

    Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

    Ребёнок должен на протяжении этого времени:

    • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
    • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
    • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
    • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
    • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
    • танцевать под музыку.

    Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

    Дети от 4 до 6 лет

    Важнейшую роль даёт сенсорное развитие детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни — учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

    Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

    Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

    Подведем краткие итоги

    • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
    • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
    • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

    Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!

    Источники:

    http://www.b17.ru/article/54866/
    http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
    http://fb.ru/article/273286/sensornoe-vospitanie—eto-neobhodimyiy-element-garmonichnogo-razvitiya-detey

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector