Какие занятия позволяют детям развивать усидчивость? Детское развитие: как развить усидчивость у ребенка

5 способов повышения усидчивости у детей

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

Читать еще:  Рекомендации родителям как развить внимание у детей". Как развить внимание у ребенка

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

Развиваем усидчивость у ребенка
консультация на тему

Вниманию родителей предлагаются несколько правил для развития усидчивости у ребенка

Предварительный просмотр:

Развиваем усидчивость у ребенка

Ребенок ни минуты не сидит на месте, шустрит и не дает покоя домочадцам. Поздравляем! Вы – родитель активного ребенка. Безусловно, в активности ребенка нет ничего плохого – ребенок растет, развивается и познает мир с утроенной энергией, однако к школе нужно успеть развить в нем усидчивость . Усидчивость ребенку нужна ровно настолько, чтобы он смог спокойно вписаться в процесс обучения, и чтобы учеба в дальнейшем доставляла ему если не радость, то удовлетворение.

Главные помощники и образцы для подражания – это мы с вами – родители. Так вот, чтобы понять, как правильно развивать внимание и усидчивость, нужно знать этапы психологического развития ребенка и особенности занятий с ним в этот период. Ведь очевидно, что урок для ребенка в 1,5 года и для ребенка в 4 года должен быть построен совершенно по-разному.

Основа основ развития усидчивости

Позволю предложить вам несколько правил для развития усидчивости у ребенка:

1. Всему основа Интерес . В любом возрасте. Механизм развития усидчивости строится так: Интерес – Внимание – Усидчивость.

2. Идите за ребенком, предоставьте ему свободу , пусть сам решит, сколько времени он готов потратить на то или иное предложенное ему занятие. То есть от вас должна исходить идея игры (придумывать игры нужно еще ребенка научить), а он решит, интересно ли ему в данный момент играть.

Пример: моя дочь в 1,8 года увлеклась пальчиковыми играми, показывает дом из ладошек и кукукает из него. У нас есть набор пальчиковых игр, которые она проделывает с удовольствием – они у нее хорошо получаются, постепенно стараюсь предложить новую потешку-упражнение. Сначала смотрит, иногда пробует повторить, если не получается, говорит мне «Все,» и бросает это занятие. После нескольких повторений в разные занятия новой потешки, постепенно к ней привыкает, и начинает хорошо изображать. Скорость определяет ребенок, я лишь подстраиваюсь.

Как вы понимаете, что чем больше потешек мы разучили, тем дольше наше занятие. Хотя есть предпочтения, любимые и нелюбимые потешки.

3. Откуда брать занятия с ребенком? Актуально смотреть по возрастам, какие умения ребенок осваивает в данный момент. Занятия должны быть разносторонними. Например, спортивные, музыкальные, на речь, на мелкую моторику, ролевые игры, помощь маме по хозяйству, взаимодействие с другими детьми.

4. Не все сразу. Если вам понравилась игра, а ребенок отказался играть в нее, то просто предложите ее позже – еще не время.

Пальчиковые игры я начала еще в 1,1 год, только вот ребенок не оценил. Вернулись мы к этой теме только в 1,8 года и ей понравилось.

5. Примите и поймите, что есть занятия, которые ребенок так и не полюбит . Не всем дано стать музыкантами или художниками. Моя дочь не любит рисовать карандашами, например.

6. Занятие должно соответствовать возрасту и развитию ребенка . Как бы вам ни было приятно похвастать перед другими мамами, что ваш ребенок начал говорить (петь, танцевать) раньше всех, но у каждого ребенка свой ритм развития. Одни лучше развиты физически, другие творчески, третьи умственно. Конечно, мы говорим не о явных отклонениях в развитии, а о нормальном среднестатистическом ребенке.

Вот какие этапы развития ребенка дошкольного возраста приводит Мария Монтессори:

От рождения и всю жизнь – развитие речи

От рождения до 3 – сенсорное развитие, тактильные ощущения

От рождения до 1,5 – познание окружающего мира через движение

От 1,5 до 3 – развитие устной речи

От 1,5 до 4 – развитие мускульной координации

От 2 до 4 – забота о порядке в окружении и обязанности

Читать еще:  Детский развивающий центр для детей от года. Центры раннего развития

От 2 до 6 – музыкальное развитие

От 2,5 до 6 – утонченность чувств

От 2,5 до 6 – развитие социальных манер

От 3 до 6 – восприятие влияния взрослых

От 3,5 до 4,5 – письмо

От 4 до 4,5 – развитие тактильного чувства

От 4,5 до 5,5 – чтение

7. Приобретите мебель для занятий с ребенком . Как приятно будет ребенку сидеть за столиком и стульчиком подходящего для него размера. Это может быть дополнительным фактором для усидчивости,

8. Коллектив в помощь. Позовите в гости подругу или друга вашего ребенка одного с ним возраста (чем младше ребенок, тем точнее должен совпадать их возраст). Проведите занятие для них обоих. Иногда дети не хотят что-то делать только вместе с взрослым, однако соглашаются делать за компанию с другими детьми.

Ходите на развивайки. Там вам не придется заботиться о том, чем заняться с ребенком. И коллектив ровесников вам будет обеспечен.

9. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка.

Оказывается, не все так просто, и рекомендации по продолжительности занятий детей прописаны в СанПиН 2.4.1.1249-03 (затрагивает деятельность дошкольных учреждений)

Ребенок может высидеть в неделю:

1,5 – 3 года – 10 занятий по 8-10 минут (одно занятие утром, одно занятие вечером)

4 года (четвертый год жизни) – 11 занятий не более 15 минут

5 лет (пятый год жизни) – 12 занятий не более 20 минут

6 лет (шестой год жизни) – 15 занятий не более 25 минут

7 лет (седьмиой год жизни) – 17 занятий не более 30 минут.

В середине занятия делают физкультминутку на не меньше, чем 10 минут.

Обращаю ваше внимание, что количество занятий максимально допустимое. Меньше можно, больше нельзя. Не перегружайте нервную систему ребенка.

Конечно, у каждого ребенка есть своя сущность и вы никогда не сделаете ребенка спокойным, если ему этого не дала природа, однако скорректировать его поведение и развить в нем усидчивость вам вполне по силам. Надеюсь, вам поможет наша статья в вашем бравом деле. Удачи!

10 эффективных упражнений для развития усидчивости у детей

Прошлая публикация была посвящена вопросу, что делать родителям, если ребенок неусидчивый и мало какие дела доводит до конца. Сегодня предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят.

  1. Собираем пазлы, плоские или трехмерные. Первые пазлы делаются для деток старше года своими руками. Понадобится крупная картинка на белом фоне, наклеенная на картон и разрезанная на две, а после три и четыре части. Трехлетки уже справляются с 24-мя элементами и более – при условии, что изображенное на пазлах им нравится. Предлагать следующий уровень сложности стоит чуть раньше, чем имеющийся будет выполняться на автомате. Объемные пазлы – чудесный вариант для семейного досуга, но тут дошколятам без помощи родителей не обойтись. Если даже на упаковке красуется «5+», это вовсе не значит, что задача посильна пятилеткам. Это всего лишь показатель уровня безопасности игрушки.

  1. Раскрашиваем карандашами, мелками или красками. Фломастеры не упоминаю потому, что они не предназначены для закрашивания больших областей (разве что маркеры-выделители с плоским стержнем). А законченная картина непременно должна иметь фон и даже рамочку. Если неба или зелени слишком много, ребенок может утомиться расцвечивать его карандашиком. Тогда можно вспомнить приятный старый способ: при помощи лезвия подтачиваем грифель цветного карандашика до получения пыли, которую потом растираем по бумаге кусочком ваты. Эффектно, красиво, сравнительно быстро. Даже если ребенок отказывается завершать свою или вашу совместную художественную работу, сделайте это за него. Как правило, малыши с удовольствием сидят рядом и наблюдают. А еще невольно запоминают, что и это дело было доведено до финала.

  1. Готовим еду вместе с малышом. До начала кулинарного процесса стоит поинтересоваться у ребенка, хотел бы он принять участие в приготовлении конкретного блюда. И желательно, чтобы дошколенок был постоянно занят и ему не приходилось скучать без дела, пока мама, к примеру, порежет овощи. Для домашней книги рецептов можно сделать несколько пошаговых фотографий, тогда ребенку проще следить и удерживать внимание. В финале непременно благодарят помощника и ненавязчиво проговаривают все пройденные этапы: овощи очистили, измельчили, высыпали в салатник, перемешали, приготовили заправку, полили салат, убрали грязную посуду – можно кушать. Польза от совместного кухонного творчества будет только в случае обоюдной заинтересованности.

  1. Читаем длинные, но очень интересные сказки. С четырех лет деткам предлагают длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Когда произведение ну совсем скучно для ребенка, придется искать другое. А если маленький читатель одобрил, но все равно периодически отвлекается – самое время тренировать усидчивость. Только не окриками и ультиматумами вроде «Или ты сядешь спокойно, или я не буду больше читать». Лучше поработать над собственным голосом, интонацией, добавить, где уместно, смех или слезки – внимание детки будет приковано. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание страницы, прочитанной вчера. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.
Читать еще:  Летний сад раскраска для детей. Картинки для детей на тему “Лето” для занятий в детском саду и дома

  1. Не забываем о поделках из бумаги, пластилина, природных материалов. По собственному замыслу или образцу из журналов можно создавать интереснейшие поделки. Послужит результат семейного труда не только в качестве декорации, но и как игрушка. Например, городок из картона, который получится выстроить в детской комнате в буквальном смысле за один вечер. Если вместо цветного картона взять обычный белый, то здания сумеет раскрасить и сам юный архитектор.

  1. Ищем отличия между двумя картинками. Интереснейшее и полезнейшее занятие, которое можно выполнять с листа или на компьютере. Но недостаточно просто сказать: «Здесь пять отличий, давай отыщем их все». Чтобы цель была наглядна, а ребенок не отчаялся раньше времени, лучше написать цифры от одного до пяти и зачеркивать их или же загибать пальчики. При этом важно проговаривать найденные отличия, развернуто комментировать: «На правой картинке у лисенка хвостик поднят, а на левой опущен». Со временем ребенок тоже научится давать подробные объяснения. Если по каким-то причинам такие задания ребенок воспринимает холодно, попробуйте найти изображения по теме, ему интересной. Не так важно, машинки это будут, принцессы или здания.

  1. Собираем украшения своими руками. Работа с нитками, леской, бисером, застежками и прочими элементами бижутерии всегда кропотлива и обязывает к усидчивости, аккуратности. При помощи станка для бисероплетения ускорится создание браслетов и иных плоских украшений, что очень порадует девочку. Для пробных изделий подойдут крупные бусинки, потом постепенно мама будет приобретать более мелкие, усложняя процесс и развивая в любимой дочке дефицитную усидчивость.

  1. Конструируем вместе с ребенком по образцу или произвольно. Конструкторов сейчас тьма-тьмущая. Пластмассовые, деревянные, магнитные, мягкие – угодить при желании удастся любому ребенку. Готовые наборы от «Лего» и других брендов, с одной стороны, делают игру более увлекательной: получаются правдоподобные и эффектные композиции. Но с другой стороны, они ограничивают работу детского воображения. Чаще всего малыши обходятся собранными предметами и не выстраивают новые, несмотря на совместимость конструктивных элементов. Выбор за родителями, а мы напомним, что конструирование – великолепное занятие для тренировки усидчивости.

  1. Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы. Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности. Только подходит оно деткам, не имеющим привычки пробовать на зуб все подряд. Иначе бдительной маме придется беспрерывно одергивать малыша, то и дело пытающегося горошину съесть. Ясно, что в подобной ситуации формировать усидчивость бесполезно. В качестве игрового материала удобны нут, фасоль, гречневая крупа, чечевица, россыпь мелких макарошек. Как емкости для сортировки можно взять небольшие баночки от детского фруктового пюре или даже пластиковую палитру для красок. Бусины и стеклянные камешки интересно сортировать по форме, размеру, цвету. Начинают обычно с одного параметра, постепенно усложняя задачу.

  1. Играем со счетными палочками. Буквы, числа, геометрические фигуры, дорожки для гоночных машинок, контуры домиков – из одного-двух наборов палочек выкладываются целые композиции. При помощи пластилина можно создавать даже объемные предметы: будки для маленьких собачек, пирамиды. Увлекательные и сравнительно долгие занятия обещают специальные альбомы, выпущенные издательством «Мозаика-синтез»: «Палочки-выручалочки» из серии «Маленький художник» и «Волшебные палочки» из серии «Это может ваш малыш». Пособия недорогие, качественные, красочные. Обычно дети за один присест проходят всю книжку (10 заданий). Помимо усидчивости, игры со счетными палочками способствуют развитию воображения, пространственного мышления и тренировке пальчиков. Аналогичные занятия можно проводить, используя зубочистки. Конечно, возраст маленького ученика должен быть старше трех лет.

Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень острожными с ярлыками «непоседа» и «неусидчивый ребенок».

Источники:

http://nii-evrika.ru/5-sposobov-povysheniya-usidchivosti-u-detej/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/09/29/razvivaem-usidchivost-u-rebenka
http://mamere.ru/article/10-effektivnyh-uprazhneniy-dlya-razvitiya-usidchivosti-u-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector