Календарь развития ребенок 1 месяца. Различные фазы сна. Почему много плачет

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Читать еще:  Медосмотр ребенка в 1 месяц. Детский врач: расписание посещений

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Основы физиологии детского сна

Для того, чтобы принимать правильные решения, очень важно обладать максимально полной информацией о предмете интереса. Воспитание детей, а тем более коррекция привычек сна — это та зона, которая особенно требует определенных знаний. Это важно для того, чтобы родители могли быть уверенным в своем выборе той или иной техники, не сдавались при первых же сложностях, а так же находили мотивацию продолжать в трудные моменты (сон случается ночью, и в 3 утра нужна вся сила воли, чтобы делать что-то правильно, а не быстро!).

Конечно, чтобы стать экспертом нужно потратить уйму времени, сил и где-то посвятить себя этому, но мы предлагаем вас сжатую версию основ о детском сне. В этом цикле мы кратко обрисуем, какой сон бывает, как он меняется и что важно для его полноценного развития у детей от рождения и до школьных лет.

В целом, сон у взрослых и у детей делится на поверхностный REM-сон (основная черта — быстрое движение глазных яблок), во время этой фазы мы видим сны, и Медленный сон (non-REM, отсутствие быстрых движений глаз). Нужно помнить, что спящий мозг, это вовсе не «отдыхающий» мозг, уровень активности разный, но работа идет беспрерывная. У взрослых и у детей во время сна обе фазы сменяют друг друга: сначала медленный, потом быстрый и снова по кругу. Зрелый мозг обычно распределяет фазы в следующем порядке: медленный (40-80 минут) — быстрый (12-25 минут). Чем ближе к утру, тем чаще происходит фаза быстрого сна. Между полными циклами (медленный-быстрый сон) почти всегда происходит частичное пробуждение. В это время взрослый может перевернуться, поправить подушки или одеяло, и без усилий провалиться в новый цикл сна. На утро мы этого даже не помним. Дети между циклами могут переворачиваться, плакать (от минуты до 10 минут), и если они не умеют самостоятельно засыпать — просыпаются окончательно.

Смена циклов за ночь может происходить до 12-15 раз. Вот где навык самостоятельного засыпания становится ключевым!

REM-сон — это относительно неглубокий сон. Мозг в это время очень активен и как бы дрейфует на поверхности сознания. Видимо, для того, чтобы «не перегружать систему» в это время наступает легкий паралич всего тела — двигаются только глазные яблоки, сердечная и дыхательная мышца. Во время REM-сна происходит сохранение и распределение новой информации в памяти. Именно поэтому важно, чтобы у детей были полноценные циклы быстрого сна, с их помощью они лучше учатся, быстрее запоминают новое. Новорожденные (до 3-4 месяцев с момента предполагаемой даты родов) спят хаотично, в отличие от взрослых у них может преобладать быстрый сон (ну очень многому нужно научиться!), с него может начинаться цикличность и он занимает больший процент в общем времени сна.

non-REM (медленный сон) — это сон, который сам по себе имеет 4 этапа. Предназначение этой фазы — регенерация тканей, рост, формирование новых неврологических связей. Первые два этапа — относительно неглубокий сон, проснуться от него можно даже при небольшом окружающем шуме. Последующие два этапа характеризуются погружением в глубокий сон. В этот период человека очень трудно разбудить, а если это и удается, то он будет дезориентирован. Так же в этом отрезке происходят приступы лунатизма, разговора во сне.

Дневной сон у детей

В зависимости от возраста, количество отрезков дневного сна у детей меняется: к 4 месяцам складывается 3-4 отрезка, к 6 остается 2-3, а к 18 месяцам большинство детей спят один раз в день. Между двумя и четырьмя годами регулярный дневной сон и вовсе пропадает. Отмечу, что сон в разное дневное время не одинаков. Первый утренний сон становится как бы продолжением ночного и богат на сновидения. В это время продолжается сортировка и закрепление нового, познанного вчера. Обеденный сон — это более глубокий, в основном медленный сон. Сон в обед помогает ребенку расти в прямом смысле. Вечерний сон — это мостик, который помогает «дожить» до ночного укладывания без особого переутомления.

Читать еще:  Особенности организации режима самостоятельной деятельности и занятий. Методические материалы педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста". Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учё

Гормональная регуляция: как помочь малышу спать?

Вы, скорее всего, подозреваете, что сон, как и многие процессы в нашем организме, регулируется особыми химическими соединениями — гормонами. Нет, ни в коем случае не давайте гормоны ребенку только чтобы заставить его спать! Мудрый человеческий организм сам вырабатывает все, что ему нужно.

Биологически мы все запрограммированы спать, когда становится темно. Сигнал о наступившей темноте поступает из глаз в мозг и выделяется гормон мелатонин. Именно он нас «усыпляет» и помогает спать до рассвета. Нарушение выработки этого гормона у взрослых способствует удержанию лишнего веса (спите в темноте!). Этот гормон начинает вырабатываться у детей с 3-4 месяцев (или чуть позже у недоношенных), как раз с ним и связана глобальная перестройка сна у малышей этого возраста. Как мы можем это использовать?

  1. Во-первых.
    Постарайтесь избегать ночников в спальне, или сделайте их максимально тусклыми;
  2. Во-вторых.
    Ограничьте поступление света в комнату малыша на время, когда вы хотите, чтобы он спал — раннее утро, дневной сон и т.д.;
  3. В-третьих.
    За полчаса до укладывания, попробуйте приглушить освещение. Это даст ощущение «заката» мозгу ребенка, начнет выделяться мелатонин и ему будет легче уснуть.

Кортизол — еще один герой (вернее — антигерой) в нашей истории про сон. Это гормон стресса и выделяется он, когда мы устаем. Его задача взбодрить нас, дать прилив сил и энергии, открыть второе дыхание, когда основной заряд бодрости уже исчерпан. Неплохо, правда? В нашем случае — опасно. Если позволить утомленному малышу догулять до выброса кортизола, то уложить крошку будет очень сложно. Прилив новой энергии не позволит ему расслабиться и настроиться на сон, но при этом энергия эта заемная из глубоких запасников на экстренный случай. Растрата такой энергии утомляет ребенка в несколько раз сильнее. Кроме того, кортизол не так быстро выводится из организма. Поэтому даже если малыш заснул (и поверьте, вы на это потратите оооочень много сил), проспит он недолго. Не допускайте переутомления ребенка! Следите за временем и за признаками усталости, как только заметили — быстро укладываться!

Биологические ритмы и внутренние часы

Естественные биологические ритмы человека это сложная система.

В целях упрощения выделим несколько ключевых моментов:

  • В естественных условиях (без социальных ограничений вроде графика работы или расписания занятий) биологические часы идут по 24,8 часовому кругу. Это значит, что если процессом внутреннего времени не управлять, наш график будет постоянно смещаться, и в какой-то момент мы можем с трудом заснуть и в 2 ночи, а просыпаться будем к часу дня. Практический совет: следите за тем, чтобы время отхода ко сну на ночь и время пробуждения, приемов пищи были примерно одинаковы изо дня в день. Это поможет сохранить здоровый (и удобный!) распорядок в течение всего дня.
  • Управление биологическими часами происходит не только через социальные нормы (успеть на электричку в 7,15), но и через солнечный свет. Наш организм понимает, что начался день с появлением солнечного света и готовится спать с наступлением темноты. Практический совет: Помогите ребенку проснуться ранним зимним днем, включив яркий свет в его комнате. Настройте его на сон, приглушив освещение незадолго до укладывания.
  • Температура тела тоже реагирует на внутреннее время. Когда организм считает, что наступила ночь — он снижает температуру тела, а с приближением утра — поднимает ее. Практический совет: Если уложить ребенка во время такого снижения температуры он очень быстро заснет (снижение длится около 90 минут). Держите и комнату прохладной, чтобы температура воздуха не перегревала ребенка во время засыпания.
  • Существует «идеальное время» когда уложить ребенка спать днем легче всего. Соответственно возрасту, поэкспериментируйте в отрезки с 8-9 утра и с 12-13 дня. Для младших детей пробуйте более раннее время в отрезке, для старших — подвиньтесь к его концу. Эти отрезки тоже сопровождаются снижением температуры и достаточным, но не чрезмерным накоплением усталости.

В связи с тем, что организм в целом и биологические часы в частности хорошо поддаются тренировке, режим дня становится ключевым моментом. Соблюдение постоянных интервалов и периодичности действий (все в пределах разумного, мы ни в коем случае не призываем вас проживать день сурка!) помогут настроить организм и на своевременный сон. В зависимости от темперамента ребенка и мамы режим дня может быть достаточно жестким (для настойчивых, негибких, сложно адаптирующихся деток) или может допускать большой процент вариативности (это подойдет для гибких, адаптивных, контактных детей).

Помните, что во время праздников, поездок в отпуск или в гости к родным, режим начинает играть еще большую роль. Не только он поможет малышу легче уснуть и набраться сил на новые приключения, но и почувствовать себя более защищенно и уверенно в новой обстановке.

Циклы сна у детей до года

Фазы сна у грудничков отличаются от взрослых людей. При этом у младенцев и ребенка в 1 год они будут протекать по-разному. Объясняется это несовершенством головного мозга, что делает течение быстрой и медленной фаз специфичным.

Фазы сна у ребенка 1-3 месяцев

В период жизни с первого по третий месяц фазы сна грудничка становятся все более напоминающими паттерн сна (его периодичность в течение полных суток) взрослых людей. Взросление младенца происходит в индивидуальном режиме. При этом последний от возраста ребенка не зависит: изменения отмечаются как на втором месяце жизни младенца, так и в конце третьего.

Продолжительность фаз детского сна меняется следующим образом: уменьшается доля парадоксального (быстрого, сопровождающегося движениями глаз) периода и возрастает процент ортодоксального (медленного). Обусловлено это продолжающимся развитием мозга.

Кроме того, в этом возрасте у малышей отмечается изменение сценария сна. Теперь он начинается медленной фазой, которая переходит в быструю. Оба цикла длятся 40-50 минут. Затем ребенок просыпается. Это физиологическая особенность детского организма, поскольку малышу регулярно необходимо дать оценку своему состоянию: комфортно ли ему, хочется ли кушать, сухой ли подгузник.

Читать еще:  Развитие мышления 6 лет задания. Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста

Если раздражающие факторы отсутствуют, то кроха снова засыпает. В среднем это занимает одну-десять минут. Если что-то тревожит, младенец подает доступный сигнал – плач или всхлипывание.

Особенности течения сновидения грудничка в возрасте 1-3 месяцев:

  • после засыпания малыш сразу переходит в медленную фазу;
  • прохождение парадоксального периода сопровождается повышенной активностью – отмечаются движения ножками, ручками;
  • между сменами цикла – прохождением обеих фаз – малыш просыпается;
  • глубокий медленный период, в течение которого ребенок крепко спит и не реагирует ни на какие внешние раздражители;
  • уменьшение совокупного количества времени, затрачиваемого на отдых;
  • умение различать день и ночь.

Фазы сна у ребенка до года

Начиная с третьего месяца период бодрствования увеличивается, а фазы сна у ребенка становятся все более похожими на течение паттерна взрослого человека. Основным отличием становится длительность циклов. У малыша до года период занимает 45-50 минут.

Таблица продолжительности фазы быстрого сна у детей до года по месяцам:

Особенности сна у детей

Стадии сна у грудного ребенка развиваются по-разному: глубокая фаза возникает первой, потом идет поверхностная. В течение первых месяцев жизни циклы сна выражены недостаточно: отличаются неравномерной продолжительностью и более короткие. При этом разница между фазами месячного и годовалого ребенка значительна.

Малыш в течение первых десяти месяцев после рождения способен спать 20-40 минут. К норме это отнести нельзя, но и патологией подобная продолжительность отдыха не признается при условии, что по ночам кроха спит более спокойно.

Сон взрослого человека представлен четырьмя фазами, но у младенца он двухфазный. В первые 12 месяцев жизни ребенка типичное чередование глубокого и поверхностного. В течение первой части цикла мальчик или девочка полностью расслабляются, во второй – в результате повышения активности мозговой деятельности – ворочаются, совершают движения руками и ногами. Если его в этот период взять кроху на руки, чтобы переложить, или начать разговаривать слишком громко, то пробуждения не избежать.

Спокойная фаза длится не меньше 60 % от общей продолжительности отдыха, поверхностной отводится оставшееся время.

На протяжении двух-трех часов, в течение которых малыш отправляется в объятия Морфея, фазы меняют друг друга каждые 20-30 минут.

Пока ребенок совсем маленький, продолжительность периодов будет следующей:

  • до 6 месяцев – 50 минут (полчаса – глубокий и 20 – поверхностный, беспокойный);
  • 6-24 месяца – 70 минут.

По мере взросления ребенка к его двум фазам добавляются другие, характерные для взрослых людей.

Важно помнить, что как крепко бы ни спал малыш, глубокая фаза сменяется быстрой, беспокойной, поэтому разбудить его способен любой шорох. Что предупредить начало преждевременного периода бодрствования, необходимо:

  • создать тишину, предупредив проникновение в комнату уличного шума, выключить либо приглушить звук работающего телевизора;
  • убрать яркое комнатное освещение, ночью разрешается использовать тусклый ночник;
  • днем окна желательно закрывать плотными шторами, чтобы исключить доступ в помещение ярких солнечных лучей.

Общая продолжительность отдыха в течение суток зависит от возраста малыша.

  1. В первые две недели появления на свет новорожденный спит 20-22 часа с пробуждением каждые 3-4 часа для того, чтобы поесть.
  2. Следующие недели продолжительность отдыха снижается до 16-18 часов. Теперь младенец в период бодрствования не только ест, но и изучает окружающий мир.
  3. К завершению третьего месяца спит малыш 15-16 часов.
  4. С третьего по шестой месяцы период ночного отдыха уменьшается до 8-10 часов, но его общее время (вместе с дневным сном) составляет 15 часов.
  5. С шестого по девятый месяц жизни продолжительность суточного сна малютки уменьшается до 12 часов. Помимо ночного отдыха, в течение дня он нуждается в непродолжительном «тихом часе»: в утренние часы и после обеда.
  6. Детки после исполнения девяти месяцев отдыхают 10-11 часов, несколько из которых приходится на день. Режим сохраняется до исполнения 1 года

Дневной сон

Продолжительность дневного сна новорожденного в идеале должна составлять 9 часов. Ночью кроха спит 10-11 часов и просыпается только для кормления. Это усредненные нормы, поскольку малыш может практически совсем не спать в течение дня, но при этом не просыпаться по ночам для кормления.

Дневной отдых грудничка сегментарный. По мере взросления младенца необходимость в нем сокращается: в четыре месяца он спит три-четыре раза, в полугодовалом возрасте достаточно утреннего, обеденного и вечернего отдыха.

К полуторагодовалому возрасту малыши в течение дня спят не больше одного раза. На этом этапе, преодолев быструю фазу сна, ребенок может уйти в глубокий сон и проспать довольно долго.

Биологические ритмы

Сон младенца, как и все процессы жизнедеятельности, проходящие в организме крохи, подчинен определенной цикличности. Она носит название «биологические ритмы».

Учитывая сложившееся течение биоритмов, которые закладываются на стадии внутриутробного развития, можно выстроить максимально комфортный для младенца распорядок дня.

Рекомендации будут следующими:

  1. Момент пробуждения и засыпания должен быть приурочен к определенному времени.
  2. За координирование биоритмов во многом отвечает солнечный свет. Поэтому зимой, когда солнце встает поздно, для пробуждения в комнате нужно включать свет. Летом, напротив, закрывать шторы, чтобы лучи не будили малыша.

Это поможет «настроить» биологические ритмы и сократить активную фазу сна у новорожденных по отношению к глубокой.

Если малыш спит плохо

Если говорит о том, как продлить сон (фазы сна) у грудничков, необходимо разобраться, что мешает спать.

Причины нарушений сна у детей:

  1. Если малыш недостаточно спит в дневные часы, то к вечеру сильно переутомляется. Возбуждение мешает полноценно спать и ночью.
  2. Неполное удовлетворение потребностей. В первый 1 месяц жизни кроха может не реагировать на некоторый дискомфорт, но по мере взросления он будет просыпаться по ночам из-за голода, жары, слишком теплой одежды.
  3. Иногда ребенок плохо спит ночью, если в комнате слишком высокая температура воздуха. Чтобы малыш хорошо спал, помещение нужно регулярно проветривать.
  4. Помехой также становятся кишечные колики.

Продолжительность сна постоянно меняется, в частности, у новорожденных изменения происходят каждые 2 недели. Это необходимо учитывать. К тому же детки развиваются в индивидуальном ритме, касается это и паттерна ребенка. Но при наличии отклонений от усредненных показателей малыша нужно показать педиатру.

Источники:

http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://www.sleep-expert.ru/blog/nauka_sna/osnovyi_fiziologii_detskogo_sna/
http://infson.ru/deti/fazy-sna-u-grudnichkov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector