Коллекции в детском саду старшая группа. Коллекционирование деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую. Коллекционирование как средство развития исследова

Коллекционирование

Елена Скрипкина
Коллекционирование

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего – либо, имеющего определенную ценность для ребенка.

Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире;

• Формированию, развитию и поддерживанию мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, классификация и т. д. ,

• Развитию речи и коммуникативных навыков (ребенок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослыми, так и со сверстниками.

Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребенка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. Причем если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить следующее: в них практически нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, при этом хорошо просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки и пр., девочки – заколки, тряпочки. Пузыречки и т. д.).

В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы, что связано с появлением первых проявлений индивидуальных познавательных предпочтений детей.

В старшем дошкольном возрастес развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных «Экспонатов» коллекции, обобщение на темы, заданные предметом коллекции.

Надо отметить, что многие детские коллекции относятся к такому виду профессионального коллекционирования, как аналогофилия. Например, кошки – фотографии с кошками, открытки с кошками, пазлы с кошками, игрушечные кошки на разных материалах, книги о кошках и пр.

Однако встречается и коллекционирование однородных материалов и объектов. Это может быть собирание фигурок из киндер – сюрпризов (киндерфилия); коллекционирование вкладышей, оберток от конфет, наклеек от жевательных резинок (гумофилия, собирание значков (фалеристика, открыток (филокартия, карманных календариков (филотаймия) или магнитов на холодильник (мемомагнетика, коллекционирование природных материалов, экспонатов флоры и фауны. В детской жизни встречаются такие коллекции, которым, возможно, и не дано еще название в мире взрослого коллекционирования. Это коллекции бумаги, ниток, заколок и т. д.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребенка – дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно – действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.

Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы, книги и журналы.

Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми). Сюда относятся детские рисунки, коллажи и даже книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебирания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.

Детские коллекции представлены двумя основными формами:

Индивидуальные Коллективные

определяются разными мотивами, поэтому в соответствии с мотивацией можно условно выделить несколько видов коллекций:

• Эмоционального потрясения (очень понравилось что – то. Произвело неизгладимое впечатление) – эмоциональные коллекции;

• Появление познавательного интереса – познавательные коллекции;

• Социальной потребности – социальные коллекции. Инициатором выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.

Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5-7 лет. Акцент на старший дошкольный возраст связан с тем, что именно в данной возрастной группе сверстник становится значимой фигурой в жизни ребенка. С ним он выстраивает не только эмоциональные контакты (построенных на симпатиях, совместных играх, но и содержательные контакты (построенные на совпадающих познавательных предпочтениях и интересах). В связи с этим коллекционирование начинает играть роль как в познавательном развитии, так и в социальном. Благодаря коллекционированию дети имеют возможность на определенном содержании объединяться в разные группы: друг с другом (от двух – трех детей до всей группы, с педагогами, с родителями.

Читать еще:  Новогодние раскраски для детей 3 лет. Скачать мега-раскраску “Новый год”

Главное – эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы с ними, ориентированностью детей в содержании представленных коллекций, интересом к ним и использованием в свободной самостоятельной деятельности

Эмоциональные коллекции

отличаются активным началом и быстрым угасанием. То и другое напрямую связано с протеканием конкретной эмоциональной реакции на что-либо. Например, ребенок побывал с родителями на выставке кошек. После этого много делится впечатлениями со всеми, начинает собирать открытки, фотографии, календарики с изображением кошек. Но по мере удаления события в прошлое эмоции гаснут, и интерес к собранному пропадает.

Взрослым надо с пониманием, спокойно относиться к подобному проявлению познавательной активности ребенка. Не стоит упрекать его и насильно удерживать в содержании, к которому пропал интерес. К тому же обычно ребенок к моменту угасания интереса к одному содержанию загорается другим. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию на период ее действия, закрепить в сознании и душе ребенка состояние радости и удовлетворения от собственного процесса познания (это означает: рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему; разумно пополнять коллекцию; обращаться к прошлому опыту; переводить собранный материал в действенный, продуктивный план).

Познавательные коллекции

отражают устойчивые познавательные предпочтения и интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции более устойчивы по тематике. Радость открытой связаны с углублением, расширением конкретной темы.

Социальные коллекции

форма проявления социальных потребностей ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него появляются симпатии к определенным сверстникам, стремление общаться именно с ними, желание завоевать их признание, уважение и дружбу.

Один из путей развернуть сверстника к себе- начать собирать такую же коллекцию, как и он. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами и др. при этом происходит взаимообогащение как социальной. Так и познавательной сферы детей.

Коллекционирование как одно из направлений формирования познавательной активности дошкольников Одним из направлений формирования познавательной активности старших дошкольников является коллекционирование. Коллекционирование – одно.

Фотоотчет «Коллекционирование» Интересный вид работы- коллекционирование. Ведь собирательство развивает в ребенке интерес, бережливость, речь, стремление, больше узнать.

Коллекционирование декоративных тарелок. Фотозарисовка Всем приятного времени суток! Наверняка, каждый из вас в детстве занимался коллекционированием. И не только в детстве, ведь коллекционирование.

Коллекционирование ключиков и историй к ним История коллекционирования в нашей группе началась с первого сувенирного ключа очень красивой формы, мы с ребятами решили коллекционировать.

Коллекционирование-эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического.

Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование». Коллекционирование Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание.

Мое увлечение — коллекционирование ангелочков В день светлого праздника Пасхи захотелось написать о чем-то светлом и духовном. Я уже в течении нескольких лет собираю ангелочков. Какая-то.

Проект: «Коллекционирование с детьми 1 младшей деревянных игрушек.» Проект: «Коллекционирование с детьми 1 младшей деревянных игрушек. » «Дети охотно всегда чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а.

Увлечение детей-коллекционирование лошадок Лошадь, природы создании чудесное, С тобой единение чувствую тесное… Четыре копыта, подковы несущие, Мягкие губы, сахар берущие… Глаза лошадиные.

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР старшего возраста

Алла Грацкая
Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР старшего возраста

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста.

Грацкая Алла Анатольевна,

Грацкая Анна Валерьевна,

Плытникова Ольга Анатольевна.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.

Читать еще:  Правила закаливания для детей

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. (Википедия).

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».

Коллекционирование – эффективный метод работы с детьми.

1) Это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт;

2) В детях всегда заложена страсть к собирательству;

3) Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения;

4) Коллекционирование приучает детей к аккуратности, усидчивости, развивается любознательность, расширяет кругозор, творческий потенциал, обогащает внутренний мир, улучшает характер;

5) Расширяется круг общения детей, повышается авторитет среди сверстников, формируется уверенность в своих силах.

Виды интегрированной деятельности, реализуемые в коллекционировании.

— Коммуникативно – познавательная;

— Изобразительно – познавательная;

Познавательно – игровая;

Познавательно – трудовая;

Наша работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.

Цель: изучение жизни динозавров на земле.

1) Выяснить из научных (энциклопедий) источников, кто такие динозавры и когда динозавры жили на планете.

2) Найти факты, подтверждающие существование динозавров.

3) Изучить группы динозавров

4) Изготовить макет «Мир динозавров».

Мотивационно – целевой этап.

В «Центр познания» внесли энциклопедию «От тираннозавра до лягушки». Во время рассматривания выяснилось, что у детей возникло много вопросов

относительно того, кто такие динозавры? Как выглядела Земля, когда жили динозавры? Откуда мы знаем о динозаврах?

Удивительные, ужасные, тяжеловесные ящеры… Примерно так можно перевести с греческого языка название группы древних пресмыкающихся. Много – много миллионов лет назад животные и растения были совсем другими. Птиц не существовало вовсе, а млекопитающие, да и то мелкие, встречались очень редко. Самой многочисленной группой животных, заселивших всю сушу, были динозавры. Они жили на Земле, когда еще не было людей. Трудно даже представить, насколько многочисленными и разнообразными были динозавры, хозяйничавшие в этом мире. Длина тела динозавров составляла от 20 см. до 30 м. Одни динозавры передвигались на двух ногах, другие – на четырех. Некоторые из этих древних рептилий были безобидными растительноядными гигантами, другие – свирепыми хищниками.

На данном этапе, мы, педагоги обеспечивали позитивный настрой детей на совместную деятельность и осознание каждым ребенком, что ему предстоит делать. При знакомстве со стимульным материалом дети принимали решение о своем участии в создании коллекции.

Проектировачно — организационный этап.

На данном этапе мы, педагоги сформулировали образовательные задачи, отбирали содержание заданий, определили способы их предъявления. Подготовили место для размещения готовой коллекции.

Содержательно – деятельный этап.

На данном этапе мы с ребятами выяснили, что все знания о динозаврах получены благодаря изучению окаменелостей учеными. По найденным окаменелостям ученые – палеонтологи способны восстановить внешний вид динозавров и понять, как выглядели динозавры и как был устроен их организм. Рассматривая картинки, читая энциклопедии, ребята выбрали представителей травоядных и плотоядных динозавров, составили таблицу, краткое описание и их изображения нашли с помощью родителей в сети интернет. На данном этапе дети вели раскопки, находили скелет динозавра,

изучали энциклопедии, изготовили макет «Мир динозавров», лепили и рисовали динозавров, придумывали сказки о них, разделили на группы плотоядные и травоядные динозавры.

Родители подготовили небольшие презентации для детей.

Темы презентация были таковы:

— Как выглядели яйца динозавров?

— Как динозавры заботились о своем потомстве?

— Голоса и окраски динозавров.

— Как вымерли динозавры?

Оценочно – рефлексивный этап

Подведение итогов, оформление и презентация коллекции.

Итогом деятельности является созданная коллекция, которую дети презентовали родителям в «День открытых дверей». Данная работа завершилась публичным докладом, то есть небольшим рассказом о своей коллекции. Вместе с детьми мы подвели итоги, подчеркнули позитивные моменты, озвучили результаты. Во время презентации все зрители смогли свободно подойти к коллекции, познакомиться с экспонатами, выразить своё мнение.

В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:

Читать еще:  Новогодняя вечеринка дома. Новогодняя вечеринка для детей

— Коммуникативная: дети задавали познавательные вопросы, аргументировали свою точку зрения, готовили доклады, придумывали загадки, сказки.

— Социальная: дети взаимодействовали друг с другом.

— Информационная: получали информацию из разных источников и делились ею.

— Деятельная: подбирали материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали, участвовали в раскопках (игры с песком).

— Собрана коллекция динозавров и книг о динозаврах.

— Изготовлен макет «Мир динозавров».

— Дети получили знания о жизни динозавров.

— Начали собирать информацию для книги «Эпоха динозавров».

— Хотим подробнее изучить, какие динозавры жили в триасовом, юрском и меловом периодах.

Коллекционирование деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВероника Батманова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Коллекционирование деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую.» — Транскрипт:

1 Коллекционирование деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность.( википедия)

2 Виды коллекционирования: Монеты, денежные знаки, ценные бумаги Военная тематика Почтовая и печатная продукция Предметы искусства, антиквариата и личного быта Техника Филолидия (различной упаковки крышки, этикетки) Коллекционирование природных материалов, экспонатов флоры и фауны Модели, игрушки Коллекционирование брелоков Коноклефилия или Копоклефилия Коллекционирование магнитов на холодильник Коллекционирование пластиковых карт Мылофилия (коллекционирование мыла) Шандалофилия (коллекционирование свечей) Стилофилия (письменные принадлежности) Филоботия (коллекционирование обуви) и другое.

3 Анализ программ: Авторы программы Истоки считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В Программе обучения и воспитания детей в детском саду под ред. Васильевой, в разделе культурно-досуговая деятельность, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства). В программе Детство обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

4 Коллекционирование –эффективный метод работы с детьми Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску, во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей, в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.

5 Три этапа приема коллекционирования 1 этап – адаптация приема коллекционирования: — накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; — включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми Формы работы с детьми и родителями: -анкетирование родителей — консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию — встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей) — посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города

6 2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций: -организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования; — побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; Формы работы с детьми и родителями: — организация мини лаборатории в группе — чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов — индивидуальные беседы с детьми по интересам

7 3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей — привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей Формы работы с детьми и родителями: -организация выставок коллекций детей и родителей в детском саду

8 что могут делать родители в детском саду: — читать детям рассказы, сказки, истории; — оформлять выставку коллекций своего ребенка или собственную выставку; — собирать природные материалы для коллекций детей: камешки, семена, раковины и т.п.; — рассказать о семейной коллекции.

9 Взаимодействие с семьей Создание папки-передвижки Проект: праздник — создание и защита альбома, макета, плаката, детской энциклопедии Выставка рисунков по теме Праздник Фотовыставка

10 Создание условий для самостоятельной деятельности детей Книжный уголок : Предметные картинки по теме. Художественные произведения по теме. Энциклопедии Центр сюжетно-ролевых игр : создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Центр продуктивной деятельности : подборка материалов для изготовления водоёмов, камней, фильтров; подборка материалов для коллективной работы по теме.

11 Главные аспекты КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТАКТА КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ И ПАТРИОТИЗМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ИГРА КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК РЫНОЧНАЯ НИША

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/kolekcionirovanie-367909.html
http://www.maam.ru/detskijsad/kolekcionirovanie-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnoi-aktivnosti-u-doshkolnikov-s-onr-starshego-vozrasta.html
http://www.myshared.ru/slide/542755/

Ссылка на основную публикацию