Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения. Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения и пространственной ориентировки, путешествие к коту леопол»

Содержание

Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей».

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей».»

Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей».

Предлагаю вашему вниманию занятие по зрительному восприятию для детей младшей группы с нарушением зрения. Занятие по развитию восприятия сенсорных эталонов, с использованием игровой мотивации. Конспект занятия будет интересен учителям — дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Коррекционно-образовательные задачи:
1.Обобщить знания детей о сенсорных эталонах, учить использовать имеющиеся знания на практике: цвет, форма (круглая), величина.
2. Формировать у детей зрительные и тактильные способы обследования предметов, развивать систему «глаз-рука», зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Развивать фантазию, творческие способности.
Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения:(хорошо-плохо, добро-зло).

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, релаксация.
Материал: Раковина, жемчужина на ниточке, аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, песни «Доброта», картинки из серии «Хорошо-плохо»), учебное пособие «Полянка добра и зла»

Тифлопедагог: Ребята, вы любите мечтать?

Ответы детей: Да….

Тифлопедагог: Закройте глаза и представьте, что сейчас лето и мы находимся на берегу моря, светит солнышко и слышится плеск морской волны …(аудиозапись).

А теперь откройте и посмотрите вокруг! Дети находят раковину, в которой лежит бусинка на ниточке.

Тифлопедагог: Ой, ребята, что это мы нашли?

Ответы детей: Раковина, а в ней жемчужина.

Тифлопедагог: 30 лет и 3года пролежала она на пустынном морском дне. А когда она очутилась на берегу, то почувствовала, что она так одинока! У нее нет здесь друзей, и она не хочет покидать свою раковину. Ребята, давайте подарим бусинке свои улыбки, покажем ей, что мы рады ее видеть! (тренинг эмоций).

Дети дарят жемчужинке свои улыбки, и она покидает раковину.

Тифлопедагог берет за ниточку бусинку и держит на уровне глаз детей ,слышится аудиозапись с голосом Бусинки:

33пустынных года я на дне морском лежала.

Все грустила и грустила, ничего не замечала.

Но увидев лица ваши, взгляд на них свой задержала!

Потому что в них улыбка, словно лучик засияла!

Дети рассматривают бусинку, играют с ней, подставляя свои ладошки, закрывают глаза, бусинка приветствует каждого. Дети наощупь определяют, что она холодная, гладкая, круглая по форме. Открывают глаза и с помощью остаточного зрения называют цвет, блеск и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, бусинка рада, что встретилась с вами. Я думаю, что мы сможем ей помочь обрести много новых друзей. Давайте нарисуем их, таких же кругленьких, но разных по цвету. Ведь она об этом так мечтает!

Дети садятся за столы, делают пальчиковую гимнастику «Замок»:

На двери весит замок, кто открыть его бы смог?

Покрутили, потянули и открыли!

Дети с помощь внутренних трафаретов, обводят круг, закрепляя при этом его свойства: он круглый, у него нет углов. Для штриховки предлагаются карандаши разного цвета, дети самостоятельно выбирают тот, который им больше нравится.

Тифлопедагог: Какого друга вы подарите бусинке и как его назовете?

синий — воздушный шарик.

красный — Синьор Помидор

оранжевый — Солнышко, апельсин

Повторяют правила «Волшебного Карандашика» — правила правильной штриховки: штриховать в одном направлении, не оставляя белых просветов, не выходить за контур и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, совсем недавно у вас были одинаковые кружки, но с помощью «Волшебного карандашика», и умелых ручек, они превратились в разноцветные кружки, по форме очень похожие на нашу бусинку.

Мы старались, мы трудились, глазки наши утомились.

Пальчики гулять пойдут — наши глазки отдохнут!

Далее проводится зрительная гимнастика:

Вышли пальчики гулять, чтобы глазкам помогать — имитация игры на фортепиано.

«Что делать?»- отдыхать!

Руками глазки прикрываем и тихонечко моргаем! — прикрываем ладошками глаза,моргаем

Руки вверх подняли, опустили вниз – смотрим глазами вверх, вниз, не поднимая и не опуская при этом голову

За работу принялись!

Читать еще:  Второй ребенок

Дальше дети дорисовывают фломастерами: глазки, носик, ротик своим героям.

Тифлопедагог: Ребята, смотрите, какие чудесные получились друзья для нашей Бусинки. И как она рада своим новым друзьям! ( Бусинка начинает качаться на ниточке)

Ой, ветерок уносит нашу Бусинку, скорее за ней! Дети берут свои работы и идут за тифлопедагогом и Бусинкой, находящейся у нее в руке.

Тифлопедагог: Ой, ребята, Бусинка не хочет лететь дальше, она остановилась. Давайте подуем на нее, может ветерок ослаб.

Далее дыхательная гимнастика:

Дуем тихо, тихо, а потом, вздохнув — сильней, сильней!

Тифлопедагог: Не летит наша Бусинка, что же случилось с ней?

Не хочу лететь дальше, не дуйте на меня.

Чудесная полянка взгляд мой привлекла.

Но не та поляна Грусти и Зла,

А другая зеленая поляночка — Добра!

Тифлопедагог: Ребята посмотрите, здесь две полянки: Добра и Зла. Полянка Добра — зеленая, здесь растут цветы, поют птички, находятся сюжетные картинки с добрыми поступками из серии «Хорошо-плохо». На полянке Зла: сухие деревья, сухая трава, нет птиц и цветов, картинки с плохими поступками детей. Наша Бусинка хочет остаться на полянке Добра со своими друзьями. Давайте попрощаемся с ними. Дети прощаются с Бусинкой и ее друзьями.

Бусинка благодарит детей за помощь: Вы помогли мне найти новых друзей и сами стали моими друзьями.

Тифлопедагог: Почему Бусинка выбрала полянку Добра?

Тифлопедагог:Посмотрите, на полянке Добра нас ждет угощение. Дети находят корзинку с Чупа-чупсами, звучит песня «Доброта». Видите, ребята, если делать добро, оно всегда вернется добром! Ведь нет ничего дороже дружбы, ценнее доброты! Вы все молодцы, спасибо вам.

Дети уходят в группу, рассказывая друг другу, какого цвета им досталось угощение, какого вкуса и запаха. Но главное, что они сделали доброе дело — это выше всех похвал!

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения

Юлия Алейникова
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения

Тема: «Волшебные конверты».

Форма проведения: подгрупповая.

Цель: Развитие зрительного восприятия.

1. Формировать умение локализовать геометрические фигуры в заданной последовательности. Упражнять зрительную память.

2. Формировать умение видеть расположение предметов на картине: узнавать, называть и показывать, объяснять пространственное расположение по признаку удаленности в пространстве.

3. Закреплять умение передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, читать схемы пути.

4. Закреплять знания о системе и взаимосвязи цветов спектра, представления о теплых и холодных цветах.

5. Развивать зрительные функции различения, фиксации при обучении рассматриванию картины, пониманию заслонённости одного предмета другим.

— Сегодня у нас особенное занятие, у нас присутствуют гости. Я приготовила вам конверты — сюрпризы с заданиями, но они спрятаны в группе, их нужно найти. Для этого я вам раздам схемы группы. Они укажут вам путь к заданию. Мы повернемся в одном направлении, возьмем наши схемы, на них красным отмечен конечный путь, там, где спрятаны конверты. Итак, в путь.

Дети, держа в руках схемы группы, ищут задание.

— Подойдите ко мне ребята, покажите, что вы нашли. Молодцы, все справились с заданием. Конверты – необыкновенные на них цифры определенного цвета. Чтобы открыть этот конверт, нам нужно получить этот цвет из других. Но вы должны мне помочь, я совсем забыла, какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета.

Показ больших конвертов – цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый). Если вы затрудняетесь, я дам вам подсказку прочту стихотворение:

Зеленого цвета нигде не нашел ты?

Это не страшно, не унывай.

Возьми из коробки синий и желтый

И поскорей аккуратно смешай.

Как получить оранжевый цвет?

В этом секрет особого нет.

Способ прекрасный и ясный –

Смешайте желтый и красный.

Как получить фиолетовый цвет?

Даём вам простой и хороший совет:

Добавили к синему красного цвета вы –

И получили цвет фиолетовый. Автор: Леонид Яхнин — «Разноцветные советы».

Получаем цвета – проверяем.

— Молодцы, ребята, все цвета мы получили и теперь наши конверты откроются.

— В каждом конверте задание для всех ребят. Посмотрим, что приготовлено в первом. Там разноцветные светофильтры и маленькие конверты. Я назову вам цвет, вы должны получить его самостоятельно.

Похвалить детей.

— Теперь переходим ко второму конверту. Открываем его, достаем наши подкладки — полоски и плоскостные геометрические фигуры.

Первое задание – выложить геометрические фигуры по готовой схеме. Детям предлагается схема, состоящая из семи фигур (круг, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, овал, треугольник,которые выкладываются в соответствии со схемой.

Второе задание – зрительный диктант. Тифлопедагог показывает ряд геометрических фигур, в которых присутствуют и фигуры, не вошедшие в наборы для детей (многоугольник, полукруг, треугольник другого вида). Дети должны пропустить эти фигуры, а ряд составить из имеющихся у них геометрических фигур по показу.

Третье задание — перепутанные фигуры. При наличии схемы, тифлопедагог просит закрыть глаза и меняет местами геометрические фигуры. Детям нужно найти несоответствие и вернуть все на свои места.

Четвертое задание — упражнение на зрительную память. Дается уменьшенная схема из пяти фигур. После времени, отведенного на запоминания, детям предлагается выложить фигуры по памяти.

Читать еще:  Как развить эмоциональный интеллект у ребенка и зачем это нужно? Эмоциональный интеллект и его развитие у детей

Зрительная гимнастика:

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

Теперь переходим к нашему третьему заданию.

— Какое время года? Правильно зима. Я приготовила вам волшебное объемное панно, состоящее из прозрачных картинок. Сейчас мы с вами его рассмотрим. Начнем с заднего плана — это фон нашего панно. В каких цветах оно выполнено (белом и синем). На фоне много белого снега, а на горизонте синее небо, по нему плывут облака. Зимой преобладают холодные тона. Следующая наша картинка, которую я наложу на наш фон — это лес, он тоже расположен вдалеке. Тот, что зеленый — это хвойный лес, коричневый — лиственный лес. Почему зимой он не зеленый? (Правильно — листья зимой облетели с деревьев, а стволы деревьев коричневые, а хвойный лес – это лес из ёлок и сосен, у них вместо листьев – зеленые хвойные иголки). Это был задний план, на нем все маленького размера, если подойти к этому лесу ближе, он станет больше, а если вплотную, он будет выше вас, как обычный лес, где деревья намного выше людей. На следующей картинке средний план, на нем зеленая елка и дерево в снегу. Эти деревья не такие большие, как на самом деле, что говорит о том, что они удалены и находятся на определенном расстоянии. Чем дальше находиться предмет, тем он кажется нам меньше. Средний план мы видим намного лучше, он ярче и четче, чем предметы на заднем плане. Чем дальше предмет, тем он кажется менее красочным. И, наконец, передний план. На нем расположен снеговик, он большой, расположен в самом низу картины и это значит, что он находиться близко от нас.

— В следующем конверте приготовлены необычные картинки. Они прозрачные, но на концах черные отметки – это граница картинки. Этот ограничитель поможет вам не ошибиться при сборе изображения. Все части, этого маленького панно, накладываются друг на друга до получения на них изображения ёлочки. Ёлка разделена на части, нужно подумать и собрать её из 3 прозрачных картинок и фона. Первая нижняя картинка — это фон. Вверху на нем солнце и облако – это ориентир верха. Посередине линия горизонта. Собираем снизу: ствол, большой и пушистый низ ёлочки, средняя часть и верхушка дерева.

— И, наконец, мы дошли до 4 конверта.

Каждый ребенок получает контур, состоящий из точек.

— Ваша задача, понять, что изображено на рисунке, взять фломастер, соединить точки, создать контур. Затем заштриховать получившуюся фигуру в одном направлении. Далее из предложенных схем, выбрать схему — соответствующую данному рисунку. Детям предлагается четыре изображения: ёжик, белка, заяц, собачка.

Похвалить детей за правильные ответы и хорошую работу.

Циклограмма работы педагога-психолога ДОУ «Детский сад №36» комбинированного видаЧелышевой Алёны Андреевны (Февраль 2013 День недели Время Содержание работы Пн 15.00-15.30 Подготовка.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».

Овчинникова Людмила Валерьевна

учитель-дефектолог первой кв. категории

Санкт-Петербург 2018 г.

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра»

Цель: Развитие пространственной ориентировки в макро- и микроплоскости.

  • развивать умение ориентироваться от себя по направлениям вперед-назад, направо-налево;
  • развивать умение ориентироваться относительно предмета (располагать предметы в названных направлениях: справа, слева, за, перед);
  • развивать зрительное восприятие (целостность восприятия изображения цифры «4»);
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию: развивать сопряженные движения глаза и руки;
  • активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора, аккомодации;
  • развивать тактильное восприятие (умение пройти лабиринт, самостоятельно определяя руками направление движения).
  • закреплять графический образ цифр в пределах от 1 до 5;
  • упражнять в словесном обозначении направлений движения.
  • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности
  • совершенствовать навыки самоконтроля
  • совершенствовать способность понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
  • игровая технология;
  • технология обучения с использованием пособия «Пертра»;
  • здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Методы и приёмы:

  • словесные, наглядные, практические, игровые методы;
  • наглядно-зрительные, вопросы, наглядно-слуховые, тактильные приемы.
  • пособие «Пертра»
  • схема дороги формата А4
  • лист с изображением четырёх схем дороги
  • макет города цифр
  • тактильные дощечки
  • тренажер «Попади в кольцо»
  • разрезная цифра «4» на каждого ребёнка
  • разноцветные, картонные цифры «3» разные по размеру
  • контуры цифр от 1 до 5
  • деревянные цифры от 1 до 5
Читать еще:  Как питается ребенок в утробе матери? Женское здоровье

Тифлопедагог: «Ребята, пройдите по цветным следам и я покажу вам город Цифр».

Введение в тему занятия.

Дети подходят к макету города.

Тифлопедагог: «Посмотрите внимательно, вы видите цифры? Я тоже их не нашла. Цифры спрятались, но если мы выполним несколько заданий, то обязательно их найдем. Готовы?»

Игра «Цветные клетки».

Тифлопедагог предлагает детям встать на клетки заданного цвета.

Тифлопедагог: « Ребята, стойте ровно, смирно как солдаты и слушайте мои команды. Я скажу куда вам двигаться, чтобы дойти до места, где спряталась первая цифра». (Дети выполняют задание по индивидуальным инструкциям две клетки вправо, одна клетка назад и т.д.).

Таким образом, дети доходят до клеток, где под резиновыми ковриками лежат конверты (в них разрезная цифра «4»).

Тифлопедагог: «Подойдите к столам и соберите первую цифру, которую вы нашли» (после выполнения задания детям выдается одна цветная цифра «4»).

Игра «Выложи дорогу по схеме» (пособие «Пертра»)

Тифлопедагог: «Перед вами схема дороги, используя элементы из коробки, сделайте такую же дорогу».

Дети выполняют задание. Далее прокатывают машинки по дороге, называя направление движения.

Тифлопедагог просит детей закрыть глаза и переворачивает поле с дорогой, меняя таким образом дорогу. Остальные дети также прокатывают машинку по дороге, называя направления движения.

Тифлопедагог просит детей закрыть глаза и переворачивает поле с дорогой, возвращая её в исходное положение.

Игра «Найди схему»

Тифлопедагог ставит на подставке лист бумаги, где на зелёном фоне изображены четыре различные схемы дороги.

Тифлопедагог: «Перед вами четыре схемы дороги, найдите ту, по которой вы построили эту дорогу». Дети находят и показывают правильную схему.

Тифлопедагог вновь обращает внимание детей на поле пособия «Пертра» и просит одного из детей вынуть квадрат, который находится в нижнем правом углу, там дети находят следующую цветную цифру «2».

Зрительная гимнастика «Метка на стекле».

Дети, не снимая очков, смотрят обоими глазами на метку (оранжевые смайлики) 2-3 секунды, затем переводят взор на объект вдали на 1-2 секунды, после чего поочередно переводят взгляд то на метку, то на объект.

Игра «Тактильные дощечки»

Тифлопедагог: «Пора отправляться дальше на поиски цифр. Садитесь за столы. Каждому из вас я дам вот такие дощечки, на них нанесена дорога. Ваша задача: пройти по дорожке и найти цифру. Но сделать это нужно пальцами рук с закрытыми глазами. Я поставлю ваши руки на начало пути. Какую поверхность вы ощущаете? (холодную, гладкую, круглую). Дорога по которой движутся ваши пальцы какая на ощупь? (шершавая, пушистая, ровная, ребристая)».

В конце лабиринта дети находят и узнают цифру «1». (После чего получают цветную цифру «1»).

Игра «Попади в кольцо».

Тифлопедагог: «Подойдите к столу, я хочу проверить вашу меткость. Нужно попасть в кольцо указкой, не задевая краев кольца».

Дети выполняют задание по инструкции педагога: попади в кольцо, которое расположено ниже всех остальных, которое висит между красным и зелёным кольцом, между белым и черным, попади в желтое кольцо.

Игра «Найди цифру»

Тифлопедагог: «Закройте глаза. Я подскажу какую цифру мы будем сейчас искать. (тифлопедагог стучит 3 раза по столу) Сколько раз я постучала? Значит мы будем искать цифру «3». Посмотрите на стены кабинета, где то там спряталась цифра «3»».

После того как дети находят все цифры, расположенные на стенах кабинета, тифлопедагог выдает им цветную цифру «3».

Игра «Построй дорогу по словесной инструкции»

Тифлопедагог: « Подойдите к столу. С помощью вот таких флажков вы построите дорогу и найдете последнюю цифру. Я обозначу начало дороги красным флажком. Флажок можно повернуть в разные стороны (направо, налево и т.д.) слушайте внимательно и поворачивайте свой флажок в ту сторону, которую я назову».

Дети получают по три флажка и составляют дорогу по инструкции, выставляя свои флажки по очереди.

Тифлопедагог поворачивает поле с дорогой, таким образом, что дети узнают цифру «5».

Тифлопедагог выдает цветную цифру «5».

Игра «Совмести по контуру».

Тифлопедагог: « Ребята, выбирайте любую цветную цифру. Чтобы они смогли заселиться в дома, нужно каждой цифре найти её контур и совместить цветное изображение с контурным».

Дети выполняют задание и получают соответствующую деревянную цифру.

Игра «Посели цифру в дом».

Тифлопедагог: « Каждая цифра живет по своему адресу. Цифра «1» живет в доме справа от дерева, цифра «2» в доме, расположенном за деревом, цифра «3» в доме, который стоит справа от самого высокого дома, цифра «4» живет слева от дерева и цифра «5» в доме, который находится перед деревом». (Дети размещают цифры в домах соответственно инструкции).

Молодцы ребята! Теперь это настоящий город цифр. Вспомните, какие задания вы выполнили, чтобы найти цифры? Какие задания вам понравились больше всего? Спасибо вам за помощь.

Источники:

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt_korriektsionnogho_zaniatiia_po_zritiel_nomu_vospriiatiiu_dlia_dietiei_
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-korekcionogo-zanjatija-po-razvitiyu-zritelnogo-vosprijatija-dlja-detei-s-narushenijami-zrenija.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/11/27/konspekt-nod-po-razvitiyu-prostranstvennoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector