Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит. Конспект нод по экспериментированию с магнитом для детей старшей группы

Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ — МАГНИТ»

Актуальность:

Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Цель проекта: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

— формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

— развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);

— расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

— поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап:

1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».

2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка методической литературы.

3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей

6. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

II. Основной этап:

1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

Разучивание стихотворения о магните.

3. Игра с игрушками «Бакуган».

4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

5. Проведение опытов с магнитами дома.

6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

7. НОД «Волшебный камень — магнит».

8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».

III. Заключительный этап:

1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.

2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

4. «365 научных экспериментов». 2010 г.

Поисково-познавательная
непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень — магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

Задает детям вопрос — «Куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными — исследователями.

Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.

Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.

— Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

— Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянная баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

— «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

(Демонстрация схемы через проектор).

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.

На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный — синий).

— Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Читать еще:  Песочная терапия упражнения для детей. Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома. Основные направления работы…………………………………………

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

— Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

— Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: — У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: — Магнит действует через стекло.

(Демонстрация схемы через проектор).

— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

— А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

— Какой можно сделать вывод?

— Магнит действует через картон.

(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

— Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы — подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.

Ребенок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. — Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

— Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками — магнитными играми.

— Предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями. Ждем от вас новых идей!

Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

Автор: Степанова Татьяна Алексеевна, воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Автор презентации:
Гришина Ирина Юрьевна
, учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.

Конспект НОД по экспериментированию с магнитом для детей старшей группы

Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с магнитом. Для детей старшей группы.

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью.

Утром рано проснулись,
Солнышку улыбнулись,
Мама в комнату войдет
Как только петушок споет.
— Что же надо маме тогда сказать?
— Спокойной ночи?
— С добрым утром, надо маме сказать
Доброго утра, папе пожелать.
Всему миру с утра
Мы желаем лишь добра!
С добрым утром!

Музыка утреннего приветствия переходит в песенку про фиксиков.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
ДЕТИ:- Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята к нам в гости пришел Нолик и что — то принес. Да ведь это театр, да не простой. Посмотрите. Персонажи в этом театре могут двигаться. Подумайте, с помощью чего я ими управляю? Почему они двигаются? (дети высказывают свои предположения). Если затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами.
ДЕТИ: С помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Обратите внимание, Посмотрите, к каждой фигурке прикреплена скрепка, а за картонной перегородкой находится магнит, стоит мне магнит отвести в правую сторону и фигурка последует за магнитом
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
— Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
— Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
— Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
— Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
— Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
— А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ: — Магнит может притягивать предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает? »
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:

Продолжите экспериментирование самостоятельно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: — Сила магнита не действует на стеклянные, деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — На какие предметы действует сила магнита?
ДЕТИ: — На железные предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
Проблемная ситуация:
ВОСПИТАТЕЛЬ: — У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
ДЕТИ: — Не притягивается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод: не все металлы притягиваются магнитом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах? В нашей лаборатории хранится все оборудование: инструменты, различные вещества. Скажите пожалуйста, в чем хранят свои инструменты фиксики? Как называется этот чудо ранец?
ДЕТИ: -Помогатор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно, Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).

Читать еще:  Что рассказать ребенку о рождестве. Рождество: история праздника для детей и взрослых с традициями, обрядами и обычаями

Музыкальная физминутка «Помогатор»

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Ребята, существуют магниты постоянные, временные и электрические. Постоянные магниты изготавливаются на предприятии. Их делают из сплава железной руды, которую добывают глубоко в земле. Руда обладает свойством притягивать железные предметы.
Временный магнит вы можете сделать сами. Для этого нужно взять любой железный предмет и приложить на некоторое время к магниту. И он приобретет магнитные свойства на время. Например, намагниченной отверткой удобно вкручивать шурупы, они не падают (показать на примере).

Опыт№2 « Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то — же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
— Почему скрепки не рассыпались?
— Почему так произошло?
ДЕТИ: — Они намагнитились (они превратились в магниты).
— Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Предлагаю этот эксперимент — Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — А вот электрический магнит работает благодаря электричеству. Поступает электрический ток, магнит работает, стоит электричество отключить, магнит теряет свои способности притягивать предметы. Сейчас (имя ребенка) вам покажет, как в домашних условиях можно сделать электрический магнит. Самим его делать нельзя, только ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Выходит ребенок с готовым магнитом, который сделал дома вместе с родителями и рассказывает.
РЕБЕНОК: — Нам понадобятся большой гвоздь, медная проволока в оплетке, батарейка (источник электрической энергии). Наматываем проволоку на гвоздь, витки делаем близко друг к другу, чтобы не было промежутка. Концы проволоки очищают родители от оплетки. Теперь присоединяем концы к батарейке и наш магнит заработал. Отсоединяем, магнит не работает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Давайте вспомним, какие бывают магниты?
ДЕТИ: — Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, магниты могут быть сильными и слабыми. Их сила определяется в зависимости от того какой вес они могут поднять. Наука не стоит на месте. Ученые создали неодимовый магнит. Эти магниты самые сильные на земле. Сейчас я вам это покажу. У меня есть два магнита одинакового размера. Один серебристого цвета — это неодимовый магнит, и магнит черного цвета – это обычный магнит. Перед вами гайка, которая по размеру больше наших магнитов. Как вы думаете смогут ли магниты ее поднять? (ответы детей). Проверяем! (неодимовый магнит поднимает, а простой магнит нет).
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ну, вот ребята, вы теперь знаете. Что магниты бывают…
Вывод: магниты бывают сильными и слабыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт — игра №3 «Поможем Золушке».
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (слайд).
ДЕТИ: — Золушка (слайд Золушка грустная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды (дети выходят.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: — У кого быстрее получилось перебрать крупу?
ДЕТИ: — У того, кто перебирал с помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (слайд Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
— Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? Ответ: Буратино

Опыт — игра №4 «Золотой ключик».
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
— На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
— Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения.
ДЕТИ: — Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит. Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
— Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
ДЕТИ: — Волшебная сила магнита действует даже в воде!
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?
— Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
ДЕТИ: — Магнитная азбука, магниты для доски.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах — магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Вентиляторы
• Магнитные замки

ВОСПИТАТЕЛЬ:- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
ДЕТИ:- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
— Не все металлы притягиваются магнитом.
— Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
— Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.
— Сила магнита действует через воду и стекло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Где используют магниты? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный лабиринт».
— Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
ДЕТИ: — До свидания!

Эту образовательную деятельность я проводила два года назад. Когда к ней готовилась, то сделала знаки для работы в центре экспериментирования. Надеюсь они кому нибудь пригодятся.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебный металл — магнит».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Читать еще:  Меню на детский день рождения 12 лет. Оформление детского стола на день рождения мальчика. Оформление угощений для детей

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников.

Предварительный просмотр:

Леонтьева Елена Викторовна

МБДОУ детский сад «Рябинушка»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебный металл — магнит».

— Познакомить детей с понятием «магнит»;

—Сформировать представления о свойствах магнита;

— Актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: «Ребята, к нам в группу пришла посылка. Интересно, от кого? Давайте откроем и всё узнаем. (Воспитатель открывает посылку, а там сундучок и диск, на диске изображены герои «Винтик» и «Шпунтик» из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»)

—Вы узнали, кто это? (Ответы детей)

— Как вы думаете, зачем они прислали нам посылку? (Ответы детей)

— Может ответ на диске? Я поставлю диск, и мы посмотрим, что же нам хотят сказать наши друзья»

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! В этом сундучке для вас сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом карта и волшебный предмет — магнит. Удачи вам, ребята!».

Воспитатель: Да, задачку загадали нам «Винтик» и «Шпунтик».

— А вы знаете, что такое магнит? (Ответы детей).

—Какой магнит? (дети рассматриваю магниты в руках)

Воспитатель: Магнит — это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, на карту, что бы мы ни чего не перепутали, нам надо идти по стрелкам. Отправляемся на поиски? (Ответы детей)

Основная часть: Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д. ).

Воспитатель: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Ответы детей). Давайте возьмём каждый по ключу и проверим, а вдруг ещё какой-нибудь притянется к магниту. (Дети «нет»). А почему? А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод делают дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и не притягиваются.

Воспитатель: Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.

А вот и второе задание. Опыт 2: на столе 2 стакана с водой, в них лежит по ключу.

— Ребята очень интересно, а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Предположения детей).

Воспитатель: А я вспомнила один интересный способ: если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду. Давайте проверим, что у нас получится. Хотите попробовать, достать железный предмет из воды? (ДА).

Посмотрите, у нас на столе два стакана. Они одинаковые? (Стеклянный и пластмассовый). В каждом стакане вода и ключ, при помощи магнита постарайтесь их достать. (Дети достают ключи).

Воспитатель: Какой можно сделать Вывод: магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду. Молодцы у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Опыт 3 Посмотрите , что вы видите на столе? (Ответы детей)

Воспитатель: кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать? (Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать, что нашли в песке). Молодцы, а теперь можно приступить к работе. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: У всех получилось, найти спрятанный предмет? (Дети перечисляют все предметы, которые они нашли с помощью магнита)

Какой можно сделать вывод? Все предметы в песке отыскали, а это значит, что магнитные силы свободно походят через песок. Но нам нужен ключ, берём его и отправляемся дальше.(Звучит музыка и воспитатель предлагает отдохнуть)

Музыкальная физминутка «Фиксики»

Опыт 4: ребята, 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание нам нужно разделиться на пары, и выполнить задание, которое называется «Проведи ключ по лабиринту»

Посмотрите, что мы будем делать (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

(Дети проводят ключ по лабиринту) У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения. Продолжаем движение по карте, по стрелкам. (Возвращаемся к сундучку).

Воспитатель: Ну, вот все задания выполнены, у нас все получилось.

-А знаете почему? (Ответы детей) Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Воспитатель: Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

-Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? (Ответы детей).

(На столе схемы ключей).

Воспитатель: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти ключ, который откроет сундучок. (Дети выполняют задание) Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовили «Винтик» и «Шпунтик». (Достают магнитный конструктор)

Да, действительно конструктор — то не простой, а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. Ребята, может вы знаете, где ещё используют магнит. (Ответы детей). Ребята, посмотрите, «Винтик» и «Шпунтик» нам ещё что- то хотят сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас, посмотрите, где ещё люди используют магнит».

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? Что вам понравилось? А что вы узнали сегодня нового о магните? А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.

Список использованных источников:

Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

Л.А.Королева «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные свойства воды» (образовательная область»Поознание» интеграция с образовательными областями «Коммуникация»,»Социализация»).

Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет доби.

Цель Программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:&middot.

Цель Программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:· Создать условия .

Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть .

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:ОбразовательныеРасширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойств.

Источники:

http://portal2011.com/volshebnyj-kamen-magnit/
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog59495/chudesnye-yeksperimentirovanija-s-magnitom.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/03/13/konspekt-nod-po-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию