Конспект занятия тема зима старшая группа. Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Зима

Содержание

Конспект занятия в старшей группе «Зима. Зимние приметы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

• Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

• Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

• Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

• Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

• Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья — зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

— Небо серое, солнце светит мало. Если светит — то не греет.

— Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

— Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

— Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

— Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

• Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

• Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

• Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

• Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» — это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

• Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

• Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Читать еще:  Кроссворды для детей. Кроссворды для детей Кроссворды для детей 12 лет с вопросами

• Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

• Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки — над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? — Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

— Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

— Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору) .

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Формирование познавательно – речевых и творческих способностей детейОбразовательные задачи:§ Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§.

Непосредственно — образовательная деятельность из цикла «Интегрированные занятия».

ЗИМНИЙ ГОРОДКонспект занятия для старшей группы Ход занятия: Воспитатель: Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.Пришла, рассыпалась, клокамиПовисл.

1.Дать представление о безопасном поведении в зимний период.2.Закрепит представления детей о зимних представлениях в природе.З.Развивать связную речь и состав.

В материале предоставлен конспект занятия для детей старшей группы «Зимние виды спорта».

Конспект занятия по силуэтной аппликации с элементами рисования.

Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «Ох, ты зимушка-зима»

— Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
— Какое сейчас время года?
Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река) Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю. Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
— Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Давайте мы с вами немножко поиграем.

Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).

Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
— Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки — серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят — все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка — это девочка (снегурка)
На снегу — то, посмотри? — с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
— Какие слова вы добавляли?
— На какое слово они все похожи?
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.

Читать еще:  Самые простые загадки для детей. Советские загадки для детей: примеры

Физминутка « Лепим снеговика» с музыкой
— Ребята, скажите, что вы любите еще делать во время прогулки? (дети называют)
— Сегодня мы с вами поговорим об одном из зимних развлечений. Послушайте внимательно загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки,
Руки — сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой? (Снеговик) (показать картинку с изображением снеговика).
— А как вы думаете, интересно лепить снеговиков?

Презентация «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года»
Воспитатель: Мы будем свами продолжать осваивать смешанную технику в рисовании- восковой мелок и акварель. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине — средний по величине, сверху — самый маленький — это голова; руки можно сделать из овалов .
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.
А сначала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Зима»
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Восковым белым мелком обводим контур снеговика, закрашиваем туловище, красным шапочку и морковку, коричневым ручки и можно нарисовать метелку. Голубой краской тонируем лист бумаги.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята расскажите вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось на нашем занятии?
— Что вызвало трудности?
— Чему научились?
— Что узнали нового?
Спасибо вам за занятие.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима»

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 18.01.2017

Статья просмотрена: 1302 раза

Библиографическое описание:

Карпова М. Г., Шабусова Л. С., Воронцова Т. А. Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1897/ (дата обращения: 14.10.2019).

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.

Образовательные: формировать умения детей отвечать на вопросы, составлять предложения; активизировать словарь по теме; совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающие: развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов и наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия:

(Раздается звон колокольчика. Дети встают в круг и держатся за руки, хором проговаривают):

Встанем рядышком друг с другом,

Скажем: «Здравствуйте!», — друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель предлагает послушать внимательно стихотворение автора И. Сурикова [3].

Белый снег, пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы — и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,

Снеговые горы строят ребятишки.

Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,

И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,

Не надули б снега вьюги и метели.

Он теперь покоен — все кругом укрыто,

И ему не страшен злой мороз, сердитый.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Воспитатель: Все верно, это стихотворение о зиме. Давайте вспомним приметы зимы?

(Дети называют приметы зимы).

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Мы будем превращать зимние слова в ласковые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам разгадать загадки о зиме [1].

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберет,

А потом земле усталой,

Бел, да не сахар,

На всех садится,

Никого не боится.

На ладошку водой.

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

И не снег, и не лед,

Читать еще:  Какой рост должен быть у ребенка. Периоды интенсивного роста детей: когда бывают скачки? Десятый месяц жизни ребенка

А серебром деревья уберет.

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала- сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

Словно белая звезда

Из серебряного льда,

На ладошке тает.

В шубу снежную одет,

То ли баба, то ли дед!

Нос — морковка, руки — палки,

И прическа из мочалки.

Лёгкий, белый, словно пух,

И похож на белых мух,

Он сугробом вырастает,

А в лучах весенних тает!

Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит,

На ветвях игрушки,

Бусы и хлопушки!

Эту девочку привёз

В гости к детям Дед Мороз.

Шубка, длинная коса,

Словно звёздочки глаза.

В длинной шубе дед седой

С длинной-длинной бородой.

К ёлке нашей в Новый Год

Он с подарками придёт.

Подвижная игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.)

На снегу-то, посмотри — С красной грудкой. (Снегири.)

Вот веселье для ребят — Все сильнее. (Снегопад.)

Рядом снежная фигурка — Эта девочка —. (Снегурка.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.)

С неба все скользят пушинки — Серебристые… (Снежинки.)

На поселке, на лужок все снижается… (Снежок.)

Воспитатель: Ребята, какие слова вы добавляли? Что общего между ними?

Упражнение «Подбери признак» (подбирать как можно больше прилагательных к

Зима (какая?) — холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная.

Снег (какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) — белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) — твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) — гладкий, блестящий, холодный, твердый.

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

—Мы с вами играли в разные игры, вам понравилось?

—Что больше всего понравилось вам делать?

—Может быть, у кого-нибудь были сложности при выполнении заданий?

  1. Гурина И. Новогодние загадки. — М.: Фламинго, 2013.
  2. Лазаревич А.Я., Степанов В., Сеф Р. С Новым годом! Зимушка-Зима! Стихи, песенки, загадки, пословицы, считалки, скороговорки. — М.: АСТ, 2014.
  3. Суриков И. Стихи детям. — М.: Эксмо, 2015.

Похожие статьи

педагог, ребенок, снег, зим, ежонок, предположение детей.

Воспитатель: — Вспомните, какие изменения происходят зимой в неживой природе? зим, зимний лес, Ребенок, музыкальный руководитель, снег, Ребята, минусовка песни, рука, какая зима, зима.

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Ребенок крутит снежный ком(картинка снеговик). Воспитатель: Что мы можем рассказать про снеговика (дети предлагают).

Основные термины (генерируются автоматически): зим, ком, Ребята, ребенок, упражнение, снежинка, картинка, задание, воспитатель, грустный смайлик.

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима».

Воспитатель: — Ни одно время года так ни волшебно, так ни сказочно, как зима. Зима украшает природу красивыми нарядами.

Основные термины (генерируются автоматически): зим, зимний лес, Ребенок, музыкальный руководитель, снег, Ребята, минусовка песни, рука.

Конспект комплексного занятия на тему: «Все мы очень любим. »

Дети: (варианты ответов — потому что сейчас зима). Снежная баба: А зима — это мое любимое время года.

Логопед: Снежок, снежинка, снеговик, снежная, Снегурочка, снегурка, снегопад, подснежник. Так что же общего в этих словах?

Комплексное занятие в младшей группе «Возвращение снежинок».

— они с нами строили снежные башни, делали куличики, лепили снеговика… Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили».

Основные термины (генерируются автоматически): Королев белых снегов, ребенок, снежинка, пальчиковая гимнастика, снег, зим, воспитатель, Ребята.

Сценарий КВН «Идет Волшебница-зима» | Статья в сборнике.

Передаем снежок и отвечаем на вопросы. «Снежинки». ‒ Зима какая? (снежная, вьюжная, холодная

Снеговик. Мы с подругой Катей. Ком большущий катим.

Основные термины (генерируются автоматически): какое время, VIII, зим, мороз, снег, III, VII, река, речевая игра.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

Но через какое-то время зима должна была прийти в этот лес и накрыть все вокруг белым пушистым ковром.

(Слышится шорох, воспитатель раскрывает снежный ком и показывает игрушечного ёжика).

Педагог: Без чего не бывает зимы? Дети: Без снега.

«В гостях у времен года». Конспект организованной.

Дети. Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков, снежные крепости.

Дети: Зима принесла снег, мороз, гололед, ветер и т. д. Воспитатель.

Воспитатель. Ребята, какое время года наступит после зимы?

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного.

Воспитатель: Поможем лесным жителям найти домики? Дети: Да. Лесовичок: Чтобы очутиться в моем волшебном лесу надо мою отгадать загадку. Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? Дети: Зимой.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/12/03/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-zima-zimnie-primety
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog63577/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-oh-ty-zimushka-zima.html
http://moluch.ru/th/1/archive/54/1897/

Ссылка на основную публикацию