Консультация на тему: Консультация для педагогов Формы и методы работы с детьми «. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду

Консультация как одна из форм работы с педагогами

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Для повышения эффективности я предлагаю вначале «мозговой штурм». Это может быть или терминологический диктант, или использование перфокарт, или «педагогических ситуаций» и т.д. Терминологический диктант помогает педагогам быстро «погрузиться» в тему. Вспомнить специальную терминологию, чёткие определения тех или иных понятий. Педагогические кроссворды, головоломки позволяют им вспомнить термин, расширить кругозор, улучшить быстроту реакции, тем самым влияют на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Разработанные мною головоломки располагаю по-разному, в виде: «Лесенки-чудесенки», «Умного квадрата». Для этого заранее заготавливаются тесты-опросники, которые сразу же и проверяются. Если воспитатель не справился с заданием, т.к. не владеет понятиями, то после консультации у него есть вторая попытка его выполнить. За несколько минут можно проверить знания педагога по любой методике, применяя перфокарты. Воспитателям предлагаю несколько вариантов ответов на вопрос. Правильность выбора ответа он проверяет с помощью наложения разноцветных шаблонов на карточку. Эффект «мозгового штурма» виден педагогами сразу.

Большой эмоциональный отклик вызывают «педагогические ситуации», которые разыгрывают коллеги. Это позволяет увидеть себя, свою деятельность со стороны и сделать правильные выводы. Оценивая героев сценки, педагоги опираются на свой педагогический, житейский опыт, знания и интуицию.

Следующим активизирующим моментом являются практические задания, такие как составление графических моделей двигательной активности детей, подбор наглядного материала к лексической теме. Например, «Сервировка стола в разных возрастных группах», позволяет проверить теоретические и практические знания педагога, как он формирует у детей культурно-гигиенические навыки и организует работу дежурных. Такие задания можно применять в начале, в середине и в конце консультации. После «мозгового штурма» можно переходить к информационной части.

Интересной оказалась для педагогов и консультация – проект. Так, например, при проведении консультации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» был применен поисковый метод. Была сформулирована проблема «Перспективы духовно-нравственного воспитания детей». Воспитатели выдвинули разные гипотезы:

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:

  • яркие народные традиции и ценности;
  • яркие факты исторического прошлого России;
  • целенаправленное использование музыкального репертуара;
  • дополнительное образование (кружок «Зернышки»);
  • методы и приёмы, направленные на духовно-нравственное воспитание;
  • осуществление педагогического сопровождения семей.

В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:

  1. Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
  2. Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
  3. Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.
Читать еще:  Может ли ребенок в 4 месяца. Физиология ребенка и ее особенности. Умственное и эмоциональное развитие малыша

В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.

Но часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения. Например, при изучении документов «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» рациональнее обеспечить каждого педагога копиями этих материалов, чтобы разбирать все пункты документа, знакомить с правилами и сроками проведения аттестации, с порядком работы аттестационной комиссии, отвечать, в ходе изучения документа, на возникшие вопросы.

Регулярно организуя консультации на основе изучения методической литературы, заранее составляю план беседы, продумываю вопросы, чтобы рассмотреть изучаемую тему со всех сторон. Предполагаю какие ошибки, трудности могут испытывать педагоги. Эта форма консультации носит название эвристической беседы, например, консультация по теме «Организация детской исследовательской деятельности». Многие опытные педагоги отмечали, что ребенок вовлечен в исследовательский поиск постоянно, поэтому взрослые должны ему помочь в проведении детских исследований. Чтобы сделать это конкретно и правильно, я с педагогами изучила статьи А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», затем предложила всем ответить на вопросы: «Что входит в полный цикл исследовательской деятельности?», «Какие темы исследований могут быть?», «Как их оформляют?», «Перечислите «цепочку» методов исследования», «Что обозначают эти карточки?», «Для чего они нужны?»

Насколько понятна методика, стало ясно из проведенного тренировочного занятия. Нашими трудностями стали: умение увидеть проблему, задать вопросы и выдвигать гипотезы. Отметили, что детям трудно дается наблюдение («смотрят и не видят»), умение делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по вопросам, которые вызывают у них наибольший интерес. Эти консультации я назвала «точечные». Они проводятся внепланово и индивидуально с каждым педагогом по его проблемам и вопросам. Для проведения таких консультаций я стараюсь привлекать опытных педагогов и руководителей методических объединений детского сада. Это консультации-беседы: «Ваш вопрос – наш ответ» Для молодых педагогов мною проводятся консультации: «Как пользоваться материалами методического кабинета?», «Работа по самообразованию», «Планирование воспитательно-образовательной работы».

После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.

Так воспитатели обсуждали тему: «Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада». Во время вступительного слова определили проблему: необходимо найти такие методы, приемы, формы обучения дошкольников, чтобы они обеспечивали развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Данная проблема обсуждается не один год, но так и не был найден универсальный «рецепт» создания индивидуальной образовательной траектории. Целью нашей встречи стал поиск такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка, прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение. Мы вместе попытались найти решение этой проблемы. Для этого предложила обсудить общие вопросы к дискуссии:

  1. Созданы ли в ДОУ условия для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада?
  2. Какие существуют трудности в реализации индивидуальной образовательной траектории?
  3. Как может быть решена эта проблема?
  4. Что для этого нужно?
  5. Назовите пути для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
  6. Как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией?
  7. Как осуществить принцип индивидуализации развивающей среды?
  8. Как организовать работу с одаренными детьми?
  9. Необходим ли «паспорт» сопровождения ребенка?
  10. Какова роль педагога в реализации индивидуальной образовательной траектории?

Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.

Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Консультация для педагогов ДОУ «Планирование воспитательно-образовательной работы»

Предпросмотр страницы №1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Подготовил: старший воспитатель Смолина О.В.

В деятельности каждой дошкольной организации можно выделить ряд обязательных документов, которые составляют нормативную базу планирования:

• Образовательная программа дошкольного образования;

• Годовойплан работы дошкольного учреждения;

План работы каждого педагога ДОУ.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы –отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.Планирование– заблаговременное определение порядка, последовательности осуществлениявоспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективностьвоспитательно-образовательной работы в целом.

План работы каждого педагога является обязательным и важным отчетным документом, в котором отражается последовательность организациивоспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в конкретной возрастной группе. При планировании воспитатель руководствуется режимом дня и расписанием образовательной деятельности. Без написания плана педагог не имеет права приступать к работе с детьми. Одним из важнейших условий составленияплана является его согласованность с годовымпланом работы ДОУ. Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать,планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы.

Читать еще:  Что должен уметь ребенок 9 месяцев мальчик. Физическое и эмоциональное развитие девятимесячного ребенка

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми состоит из четырех этапов:

• 2-я половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени:

По содержанию утренний отрезок времени включает:

• беседы с детьми,

• рассматривание предметов и

• индивидуальнаяработа с детьми;

• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальнаяработа с детьми по различным видам деятельности. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическомувоспитанию(стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми,воспитатель указывает конкретно имена техвоспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа. Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарныхпланах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях МДОУ»

Формы и методы работы с деть дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях МДОУ»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях МДОУ»

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

прогулка, которая состоит из:

— наблюдений за природой, окружающей жизнью;

— труда в природе и на участке;

— самостоятельной игровой деятельности;

дежурство детей по столовой, на занятиях:

— труд в уголке природы;

Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги;

В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

 сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Работа в детском саду ведется по следующим направления:

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

Рассмотрим формы и методы работы с детьми в новых условиях по всем направлениям развития личности ребенка.

Обновление содержания образования требует от педагогов:

— применения новых современных форм работы с детьми;

-интегрированной образовательной деятельности;

-проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду) ;

-игровые обучающие ситуации;

-творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

Читать еще:  Что должен 10 месячный ребенок. Игры и занятия с малышом. Игры на развитие интеллекта малыша

Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.

Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые мы применяем на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты

нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Используем мы в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка — этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.

Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей. Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.

Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии – мощный фактор повышения качества экологического воспитания.

Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.

Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.

Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:

1. Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;

2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков,

3. Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.

С введением нового ФГОС с своем ДОУ мы стали широко использовать такой метод работы с детьми как путешествие по «реке времени» (представление об историческом времени — от прошлого к настоящему). Его еще можно назвать «методом каталога».

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).

Требования ФГОС ДОУ к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623335/
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/planirovanie/308545-konsultacija-dlja-pedagogov-dou-planirovanie-
http://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-na-tiemu-formy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector