Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. И веселым каждый день! Ребенок должен по инструкции

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

Принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Читать еще:  Пригласить животных на детский день рождения. Животные на праздник. Дрессированные животные для детей

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4. В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я. ».

Педразвитие

Автор: Основа Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ «Общеобразовательная школа интернат психолого–педагогической поддержки»
Населённый пункт: г.Мариинск Кузбасс
Наименование материала: Доклад по теме»Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжёлой отсталостью»
Тема: «Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
Дата публикации: 27.04.2019
Раздел: начальное образование

МКОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-

педагогической поддержки» г. Мариинск

Доклад на МО учителей начальных классов

Тема: «Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой

учитель начальных классов

«Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой

Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей,

является развитие их потенциальных познавательных возможностей,

коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых

навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является

приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно

полезному труду и приобретение ими социального опыта.

У данной категории детей статические и локомоторные функции

развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются.

У них нарушена координация, точность и темп движений. У одних

двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений,

замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная

подвижность сочетается беспорядочностью, некоординированностью

движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на

формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений

пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании лен-

точек. Внимание отличается неустойчивостью и отвлекаемостью,

привлекается с большим трудом.

Детям имбецилам необходима коррекция мышления, памяти, речи, коррекция

физических недостатков, двигательной сферы, цветовосприятия,

пространственного восприятия. Важнейшим принципом в работе с этими

детьми является принцип практической направленности обучения.

Для этого применяются различные коррекционные упражнения.

Упражнения для развития моторики и внимания

Ребенок должен по инструкции:

положить на парту руки по очереди

поднять одну руку, другую

поднять руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает «направо»,

«налево», то – «на окно», «на дверь»);

показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга

пройти по начерченной линии (прямая, круг, кривая)

пройти, пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

нарисовать мелом или карандашом кружок палочку, крестик)

наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).

Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок

должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в

Упражнения для пальцев рук:

растопырить пальцы, сжать в кулак, разжать;

из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;

игра на пианино

скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;

перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;

Читать еще:  Поговорка без дружбы. Пословицы и поговорки о дружбе, друзьях и взаимопомощи для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть, как найти пословицы и поговорки о друзьях и дружбе для детей

собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку;

пересыпать крупу из одной ёмкости в другую

работа с сухим бассейном.

2. Упражнения для развития памяти и внимания

показывают картинку и убирают, ребенок называет, что видел.

ставят несколько предметов, один убирают, ребёнок говорит какого

— ударяют в ладоши или карандашом о стол, ребёнок должен повторить.

— показывают различные движения, ребенок должен повторить.

завязывают глаза, педагог прикасается к нему, ребенок должен определить,

к какой части тела прикасались.

3. Упражнения для различения цвета, формы, величины

Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики

(квадратик, круг, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме

Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она

убирается. Ребенок должен подобрать такую же.

Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.

Складывание различных пирамидок.

Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета.

Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу от меньшего, к

Выстраивание однородных предметов разного размера (грибочки,

лодочки, куклы и т.д.). Предлагают показать самую большую, самую

Раскладывание различных предметов резко контрастных цветов,

предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета.

Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски

бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы сделанные из пластилина.

4. Коррекционные упражнения для достижения

определенной быстроты движений

Эти упражнения целесообразно проводить с инертными,

Убрать со стола руки быстро, по команде.

Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону,

Быстро простучать по столу нужное количество раз.

Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и

Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет).

Быстро вытереть доску.

В быстром темпе называть показываемые предметные картинки,

различные предметы, игрушки, школьные принадлежности и т.д.

Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно

устраивать с ним соревнование «Кто быстрее».

5. Коррекционные упражнения для беспокойных детей

Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со

специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.

Посидеть, молча заложить руки за спину, обнять себя, погладить.

Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

Бесшумно встать и сесть.

Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.

Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

6. Работа по развитию здоровьесберегающих технологий.

эмоциональные разрядки и минутки покоя

специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз

профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья

подвижные игры на свежем воздухе.

Дети имбецилы быстро утомляются, устают, внимание их рассеивается,

поэтому надо чередовать активный и пассивный виды деятельности.

Можно предложить быстро поморгать 20-30 секунд, затем закрыть глаза и

посидеть спокойно одну минуту, откинувшись на спинку стула. Позу покоя

можно провести с использованием стихотворения, так как стихи

способствуют развитию памяти.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют,

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно —

Большое значение имеет применение на уроках физкультминуток.

Для того чтобы сохранить физическое и психическое здоровье необходимы

двигательные минутки, которые позволяют телу передохнуть и расслабиться,

прислушаться к себе и принести организму пользу. Вопрос о времени

проведения физкультминуток решается в зависимости от того, в каком

физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Рекомендуемая

норма: на 15 минут занятий по одной минуте из трех легких упражнений с 3-

4 повторами каждого.

Физкультминутку можно заменить специальной зарядкой для глаз:

— вращения для усиления кровотока в глазу

— само-массаж (зажмуривание, моргание)

— отдых глаз (закрыть и представить что-либо приятное)

— прикрыть глаза руками и представить черные предметы

— смотреть на зеленое

— посмотреть в окно одну минуту. Можно провести само-массаж ушей со

словами: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Необходимо обращать внимание на особенности физического развития.

Развитие мускулатуры влияет на умение держать карандаш, ручку, кисточку,

ножницы. Чтобы дети могли достигнуть тонкой моторной координации, их

руки нуждаются в постоянной тренировке. Руки и пальцы у детей быстро

устают, поэтому надо делать пальчиковую гимнастику. Можно делать массаж

пальцев, легонько разминая каждый сустав.

Вот несколько примеров физкультминуток с одновременным выполнением

действий и проговариванием рифмовок.

1. Поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье:

Опустить руки вниз ладонями горизонтально к полу, присесть и произнести:

«Я приветствую тебя земля»,

Вытянуть руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя вода»,

Поднять руки вверх: «Я приветствую тебя солнышко»!

Встаньте, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте

спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите ладони друг к

другу. Потянитесь всем телом вверх. Потягиваясь вверх, представьте крепкое,

сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм

наливается силой, бодростью, здоровьем.

3. Стрекоза. Представьте себя стрекозой.

Утром стрекоза проснулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась.

Три — прогнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Читать еще:  Интересные детские загадки. Советские загадки для детей: примеры

Над водою закружилась.

4.Мы осанку исправляем —

Спинки дружно прогибаем,

Влево, вправо мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

5. Насос (Наклоны в стороны с хлопками).

6. Пружинка (Приседания).

7. Попрыгунчик воробей (прыжки).

8.Это рука левая,

Это рука правая.

Правой рукой я пишу,

Левой я тетрадь держу.

9.Глазками я вижу,

Ручками я хлопаю,

Ножками я топаю.

Раз, два, три — хлоп

Раз, два, три — стоп.

Раз, два, три — топ

Раз, два, три — стоп!

11.Вот так я просыпаюсь,

Вот так я одеваюсь,

Вот так я умываюсь,

Вот так я чищу зубы,

Чтоб выглядеть на пять.

Вот так причёску делаю,

Я прыгаю и бегаю,

Наклоны вправо, влево,

Люблю я выполнять.

Вот так иду гулять.

Так же, очень важно поддерживать позитивное эмоциональное состояние

ребёнка. Для этого можно использовать картинки, карикатуры, вызывающие

положительный эмоциональный всплеск.

В заключение хотелось бы отметить, что выше, приведенные приёмы,

помогают сохранить детям здоровье, поддерживать их позитивное и

эмоциональное состояние, способствуют физическому и психическому

развитию ребёнка. Учителям и воспитателям необходимо, опираясь на

здоровые стороны детей, осуществлять коррекционно — педагогическую

Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
план-конспект по теме

Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Упражнения для развития моторики и внимания

1.Ребенок должен по инструкции:

  • протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает «направо», «налево», то — «на окно», «на дверь»);
  • показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга и т.д.);
  • нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, крестик) наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).

2.Упражнения для пальцев рук:

  • растопырить пальцы, сжать в кулак — разжать;
  • из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;
  • скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;
  • перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;
  • собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку.

3. Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в разных направлениях).
4. Ребенок должен:

  • пройти по начерченной линии (прямая, круг и др);
  • пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

Упражнения для развития памяти и внимания

1. Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел.
2. Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз.
3. Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4. Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
5. Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.

Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений

Эти упражнения целесообразно проводить с инертными, малоподвижными детьми.
1. Убрать со стола руки быстро по команде.
2. Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3. Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4. Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5. Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6. Быстро вытереть доску.
7. В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование «Кто быстрее». Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.

Упражнения для различения цвета, формы, величины

1. Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2. Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3. Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4. Складывание различных пирамидок.
5. Складывание матрешек.
6. Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7. Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8. Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.

Коррекционные упражнения для беспокойных детей

Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

1. Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.
2. Посидеть молча, заложив руки за спину.

3. Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

4. Бесшумно встать и сесть.
5. Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.

УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗИНОВЫМИ МЯЧАМИ НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606057/
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=14148
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/11/05/korrektsionnye-uprazhneniya

Ссылка на основную публикацию