Кукушка краткое содержание ненецкая сказка. Кукушка (Немецкая сказка): Сказка. Вопросы по сказке
Содержание
- 1 Кукушка краткое содержание ненецкая сказка. Кукушка (Немецкая сказка): Сказка. Вопросы по сказке
- 1.1 Энциклопедия сказочных героев
- 1.2 четверг, 9 августа 2018 г.
- 1.3 Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс
- 1.4 Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
- 1.5 Предварительный просмотр:
- 1.6 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 9 августа 2018 г.
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Кукушка» и их характеристика
- Мать. Бедная женщина, работящая и ответственная. Заболела и была брошена детьми.
- Четыре сына, четыре брата. Легкомысленные, жестокие, глупые, безжалостные.
План пересказа сказки «Кукушка»
- Мать и четыре ее сына
- Неслухи
- Мать болеет
- Никто не идет за водой
- Дети играют
- Превращение
- Полет кукушки
- Погоня братьев
- Заключение.
Кратчайшее содержание сказки «Кукушка» для читательского дневника в 6 предложений
- У бедной женщины росло четыре непослушных и ленивых сына
- Женщина заболела и слезно просила принести ей воды.
- Сыновья не пошли за водой, а пошли играть
- Старший сын увидел, как мать превратилась в кукушку и полетела
- Погнались дети за матерью, умоляли вернуться
- Улетела кукушка и не воспитывает больше своих детей.
Главная мысль сказки «Кукушка»
Надо слушаться родителей и помогать им.
Чему учит сказка «Кукушка»
Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.
Отзыв на сказку «Кукушка»
Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.
Пословицы к сказке «Кукушка»
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Жалей отца с матерью,других не найдешь.
Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит.
На своего ребенка кому пожалуешься.
Самая больная рана от своего дитяти.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кукушка»
Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей. Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили.
Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить.
А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.
Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали.
Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток — клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.
Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает.
Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают.
А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется.
Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.
А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.
Незнакомые слова из сказки «Кукушка»
Малица — длинная одежда с капюшоном и оленьих шкур.
Чум — жилище северных народов.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Кукушка»
Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс
Класс: 2
Цели и задачи урока:
– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.
Оборудование: учебник Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.
I. Организационный момент.
Проверка организации рабочих мест.
II. Речевая гимнастика. (Слайд 1, Приложение1)
а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.
б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):
в) Работа с чистоговорками.
Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.
г) Работа над скороговоркой (прочитать “глазками”, прочитать быстро, с ?, с!).
Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)
III. Повторение изученного.
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками — кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать – тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо, вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)
– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.
(Участвуют 3 учащихся.)
На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.
Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.
Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.
Солдат (заходя в комнату).
А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?
Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего
Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.
Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.
Старуха. Разве сможешь?
Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.
(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)
Очень!
Только соли
Нет совсем.
Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.
Солдат (солит, пробует, хвалит).
Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.
Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком пшена.)
Как считаешь, хватит столько?
Хватит! Будет в самый раз.
(Добавляет в котел пшено, пробует. )
Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!
Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.
Солдат (добавляет масло, помешивает).
Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.
(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть кашу.)
Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.
IV. Сообщение темы урока.
– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.
Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)
Чум – палатка, крытая шкурами.
Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 21, 22, 23, 24)
– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)
1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
3-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.
4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись. (Приложение 3)
(Слайды 25, 26, 27, 28) Обмен впечатлениями.
VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.
Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку. (Приложение 4)
VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию. (Слайд 29)
– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите. (Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)
– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”
Чему учит нас эта сказка?
– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?
Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.
XII. Домашнее задание. (Слайд 31)
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”
Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему по развитию речи:
«Пересказ ненецкой сказки Кукушка»
г. Санкт — Петербург
Тема: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, находить в них подтексты и узнавать новое, ранее неизвестное.
Обучающие задачи: расширять знания детей о народах Севера, об их нравах и обычаях.
Развивающие задачи: развивать внимание, связную речь, мышление, познавательную активность.
Воспитательные задачи: воспитывать положительные нравственные чувства: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желания помочь, утешить.
Предварительная работа: просматривание презентации «Условия жизни людей на крайнем Севере».
Оборудование: использование интернет-технологий – видео о птице кукушке, о народности ненцы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I. Слайд кукушка и загадка.
Глаз чужих я не люблю,
За собой всегда слежу,
Скрытно очень я живу,
Детками не дорожу,
Если яйца я снесу,
В дом чужой их отнесу,
Тут же быстро улечу.
О ком идет речь?
Читаю текст ненецкой сказки «Кукушка» (прилагается).
Дети, как можно озаглавить прочитанный текст? (дети предлагают).
Это – ненецкая сказка «Кукушка».
Все ли вам понятно в этой сказке?
- Что вы знаете о ненцах?
- Где живет этот народ?
- Как называется их жилище?
- Какую одежду они носят?
- Чем они занимаются и их одежда (чум, пимы, малица, наперсток).
А теперь давайте попробуем пересказать эту сказку:
- Каждый человек по очереди по предложению
- Попробовать от первого лица (мы жили в чуме..)
После пересказа ответы на вопросы:
- Почему женщина заболела?
- Как дети заботились о больной матери?
- Почему мать превратилась в кукушку?
Игра: «Угадай сколько?»
Читаю предложение – дети называют из скольки слов состоит предложение.
II. Даются картинки по сказке – дети составляют свое предложение.
Мы знаем любое предложение состоит из слов, а из чего состоит слово (слоги).
Игра: «Хлопни в ладоши» (сколько слогов, столько и хлопков).
Мать превратилась в кукушку, а как будут называться ее дети?
Кукушка – кукушонок (ед.ч.) – кукушата (мн.ч.)
Сова – совенок – совята
Журавль – журавленок – журавлята
Снегирь – снегиренок – снегирята
Прочитав сказку «Кукушка» и загадку о кукушке, что вы можете о ней сказать, какая она? (хитрая, вредная).
Краткий пересказ (три предложения) сказки.
Скажите, кого вам жаль в этой сказке?
Как вы думаете, справедливо наказаны дети?
Игра: «Цветы слова» (слова – антонимы)
Вокруг каждого листа выкладываются цветы слова и в конце открываются портреты.
А теперь мне хочется спросить у вас, чему вас научила сказка? Скажите, могли бы вы рассказать эту сказку от первого лица? Если да, то расскажите. Если нет, то объясните почему? (не все согласятся оказаться в роли неблагодарных детей).
Вывод: в жизни бывает по-разному. Среди хороших поступков могут быть и плохие, но мы с вами должны иногда и в плохом пытаться находить что-то хорошее. Оно всегда есть, пусть даже мало. В защиту кукушки мы можем сказать, что прежде чем подложить свои яйца в чужое гнездо, она смотрит, чтобы они не отличались от лежащих уже в гнезде яиц. И потом издали она наблюдает за судьбой своих яиц. А еще она поедает волосяных гусениц, от которых могли бы погибать деревья. Другие птицы их не трогают, так как боятся. Поэтому о кукушке сегодня в ее защиту можно сказать, что она заботливая и трудолюбивая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это подборка ненецких народных сказок для чтения дошкольникам. Сегодня заметила: дети внимательно, сосредоточенно слушают эти необычные сказки, много интересного уз.
Игра-драматизация на макете «Север». Старшая группа.
Нравственное воспитание. «Мама — слово святое».
Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа.
Ненецкий язык, песни, игры, декоративно-прикладное искусство и др.-часть культуры ненецкого народа.
В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково.
Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования.
Источники:
http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post49.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643911/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/04/04/pereskaz-nenetskoy-skazki-kukushka