«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы. Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Образовывать имена существительные множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: ведущая, дети старшего — подготовительного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть.

Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Основная часть.

Ведущая: В народе говорили:

— Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

— Не заковать реку без Демьяна!

А теперь с помощью мнемотаблиц вы сами составите поговорки.

(Дети вместе с ведущей составляют поговорки).

— Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

— Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:

— Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что «Кузьминки – по осени поминки».

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды);
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь);
  3. Землю красит солнце… (а человека труд);
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем);
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт);
  6. На печи заседать… (хлеба не видать);
  7. Труд человека кормит… (а лень портит);
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).

Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

Читать еще:  Кленовые листочки из картона своими руками. Как сделать листья своими руками? Отличные идеи для детей

Ответы детей: заготовка овощей.

Песня «Вот какие кочаны»

Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей: капуста.

Ведущая: Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»

(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)

Одна капуста — много капусты

Один кочан – много кочанов.

Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра:

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

— Мы капусту рубим, рубим.

— Мы морковку трем, трем.

— Мы капусту солим, солим.

— Мы капусту жмем, жмем.

— В бочку плотно набиваем

— И в подвалы составляем.

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха».

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Заключительная часть.

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Ответы детей: о Кузьминках?

Ведущая: Какого числа отмечался этот праздник?

Ответы детей: 14 ноября.

Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?

Ответы детей: Кузьма и Демьян.

Ведущая: молодцы детушки, все запомнили.

Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.

Сценарий фольклорного праздника для подготовительной группы «Кузьминки»

Елена Кустова
Сценарий фольклорного праздника для подготовительной группы «Кузьминки»

«Кузьминки».

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы

Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории

Кустова Елена Владимировна.

Кириллов Вячеслав Юрьевич.

Дата проведения: 23 ноября 2018 г.

Место проведения: МБ ДОУ «Яшкинский детский сад»

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре, народным традициям.

-Знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками;

— Развивать речевую активность детей; нравственные и эстетические качества, коммуникабельность;

— Способствовать хорошему настроению;

— Воспитывать чувство гордости за русский народ, формировать патриотические чувства.

Участники: дети подготовительной к школе группы, ведущий, гости.

Материалы и оборудование: деревянные ложки –10 шт. ; клубочки ниток – 5 шт., туесок для скороговорок, русские народные костюмы по количеству детей; русский народный костюм для ведущего (взрослый, интерьер русской избы.

Место проведения: групповая комната.

Ход праздника.

На середину зала выходит девочка в русском народном костюме.

Тара- тара- та-ра-ра,

Идут девки со двора.

Песни петь да плясать —

Зиму радостно встречать!

Звучит русская народная мелодия

Ведущая: (обращается к гостям)

Рады видеть вас у нас в гостях! Ждёт нас праздник радостный по обычаю старинному Кузьминками называется.

Входят две девочки (Ульяна Б. и Катя З.) обращаются к гостям:

— Здравствуйте, гости дорогие!

(У каждой кулечек с крупой, которую они высыпают в чугунок.)

Читать еще:  Модульное оригами собачка схема. Оригами собака — инструкция как сделать и схемы сборки для детей и взрослых

Ведущая предлагает гостям присесть:

— Проходите, присаживайтесь! У нас каждому гостю место найдется!

Входят два мальчика (Леша П. и Захар Д.)

— Туда голуби летают, где их привечают.

Варя К.: Давно вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Входят остальные дети, сначала девочки, за ними мальчики, рассаживаются на лавочке.

Проходи, честной народ,

Не пыли дорожки.

Добры гости идут,

Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси с 14 ноября начинаются первые зимние праздники. Самый первый – Кузьминки. Это праздник мастеров — кузнецов Кузьмы и Демьяна. Отсюда и название праздника.

Входят два «кузнеца» Богдан Г. и Ваня А.

Песня «Во кузнице»

Катя З. (кланяется)

Батюшки Кузьма, Демьян,

Скуйте нам свадебку!

До седой головушки,

До долгой бородушки!

Алеша П. берет ее под руку и отходит, садятся в сторонке на лавочке.

Праздник этот ремесла,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья.

Как этот праздник наступает

Весь народ гулять идёт.

Очень весело с задором,

Песни русские поёт!

Песня:»Летели две птички» Соло Алеша П.

Парни наши мастера,

Ловко правят все дела,

Но и девочки под стать.

Ни в чём не станут уступать.

А как шили-вышивали.

Так и песню напевали

Пели, правда, от души –

Больно песни хороши!

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «НА КУЗЬМУ — ДЕМЬЯНА»

1. На Кузьму- Кузьму-Демьяна (2)

На Девичий праздник (2)

2. Выпадала пороша (2)

3. Как по этой пороше (2)

Шёл Ваня хороший. (2)

4. Не путём, не дорогой (2)

Чужим огородом. (2)

5. Ой, чужим огородом (2)

Ходимой тропою. (2)

6. На Кузьму- Кузьму-Демьяна (2)

На Девичий праздник (2)

Алеша П.: (приплясывает)

Эй, девчоночки – подружки,

Эй, ребята – молодцы

Не пора ли поплясать

Свою удаль показать.

Ставим ножку на носок.

А потом на пятку.

Станем «Русскую» плясать,

А потом вприсядку!

А сейчас мы проверим мастерство и ловкость наших красавиц.

Ведь «с детства не научишься – всю жизнь намучишься».

Ну-ка, кто хочет своё умение показать?

Как песню мы начнём спевать,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы петь да плясать,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Ведущая: Понятно задание?

ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»

Ведущая: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?

Песня «Ой, ниточка тоненькая»

Ведущая: А сейчас и с мальчиками поиграем в шуточную игру.

Мальчики становятся в полукруг. Один ребёнок впереди, изображая «горшок», садится по-турецки, лицом в центр круга. Сзади «горшка» стоит ребёнок, изображающий продавца. В центре круга водящий — «покупатель». В это время «продавец» хвалит свой товар, громко выкрикивая. Водящий — «покупатель», выбрав «горшок» начинает диалог с продавцом.

Водящий: Почём горшок?

Продавец: По денежке.

Водящий: А купить — то можно?

Продавец: Да покупай.

Водящий: А сколько стоит?

Продавец: Да пять рублей.

Водящий: Есть такие деньги.

Дети разбегаются в разные стороны, обегая круг. Кто первый подбежит к «горшку», тот выигрывает.

Ведущая: Пошутили, посмеялись и хватит. Теперь бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

(Достает из корзинки скороговорки)

1. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

2. Дали Клаше каши с простоквашей.

Ела Клаша кашу с простоквашей.

И для гостей званых да почётных, мы тоже приготовили скороговорки.

(Подходит к гостям)

Кто из вас говорить скороговорки горазд?

Туесок мой открывайте,

Да скажите веселей.

(педагоги достают из туеска записки-листочки со скороговорками).

1. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

2. Несёт сено Сеня в сени

Спать на сене будет Сеня.

3. Мамаша Ромаше

4. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

Ай да молодцы! Славно у вас получается.

А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ!

1. Деревянная подружка

Без неё мы как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

От зари и до зари

Да притопну ножками!

Развесёлый у нас будет

Танец с ложками.

(мальчики берут ложки с подноса)

Ведущая: Не заскучали, гости дорогие? Послушайте – ка наши частушки!

ЧАСТУШКИ сл. Л. Волокитиной

1. Девки, пойте, девки, пойте, (вместе)

Веселитесь от души.

Хороши Кузьминки наши,

И мы тоже хороши.

2. Не хотели мы плясать, (вместе)

Стояли и стеснялися,

А Кузьма заиграл-

Мы не удержалися.

3. А у нас во дворе (Мальчики)

А я с печки босиком-(Девочки)

4. По деревне мы шли (Мальчики)

И Кузьму увидели.

Читать еще:  Рассказы небылицы для детей. Стихи-небылицы

Под кустом сидел и плакал (Девочки)

5. Я плясала в три ноги, (Девочки)

Оглянись – ка ты назад- (Мальчики)

Сапоги твои лежат.

6. Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души-

Хороши частушки наши?

И мы тоже хороши!

Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением славным.

Чай горячий – наша сила,

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Дети прощаются с гостями.

«Капустинская вечеринка». Сценарий фольклорного развлечения для детей подготовительной группы Зал оформлен в стиле русской избы: печь, сундук, прялка, кровать, лавочки, самотканые коврики, половики, на столе стоит самовар и т. д..

Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе «Осенние посиделки» «Осенние посиделки» (фольклорный праздник в подготовительной группе) Зал украшен в русском народном стиле. Интерьер русской избы: печка,.

Сценарий фольклорного праздника к 8 Марта для детей подготовительной группы Сценарий фольклорного праздника к 8 Марта для детей подготовительной группы. Дети забегают в музыкальный зал под песню «Ах, вы сени, мои.

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки-осени поминки» для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Диканова. Сценарий праздника.

Сценарий фольклорного праздника «Спасибо тебе, осень» для подготовительной к школе группы Сценарий фольклорного праздника «СПАСИБО ТЕБЕ, ОСЕНЬ» для подготовительной к школе группы. Под русскую народную мелодию «Ой, вставала.

Сценарий фольклорного праздника «В гости пришли матрёшки» для детей средней группы Рекомендации: Этот сценарий можно использовать на день Матери. 8 Марта, на Масленицу, заменив или добавив стихи, соответствующие сезону.

Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе, посвященного Дню матери Сценарий фольклорного праздника, в подготовительной группе посвященного «Дню Матери». Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие.

Сценарий русского обрядового праздника «Кузьминки»

В данном сценарии представлен русский обряд «Кузьминки».

Содержимое разработки

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Варга Л.Н. педагог-организатор

В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.

Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.

В данном сценарии представлен русский обряд «Кузьминки». Кузьминки (Курьи именины) — день народного календаря славян, отмечаемый 14 ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомесленника. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки на три дня снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили. Нередко ремесленники и девушки обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением.

Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.

В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: /См. Приложение 1/ набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

Цель: Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником «Кузьминки».

воспитание уважение к русской народной культуре;

воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

создание условий для развития творческих способностей школьников.

Возраст: младший школьный возраст

Реквизит: макеты стен дома, стол, лавки, кухонная утварь, дрова 2-3 шт.; прялка, 2 клубка пряжи, спицы, пяльцы для вышивки, игла, нитки мулине, лента, вышитые полотенца, лапти, 4русских народных костюма, костюм курицы, домотканые дорожки для лавочек и для пола, веник; самовар, блюдо, баранки, конфеты, фрукты, горшок с маслом, бочонок с медом.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/09/13/stsenariy-folklornogo-prazdnika-kuzminki
http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklornogo-prazdnika-dlja-podgotovitelnoi-grupy-kuzminki.html
http://videouroki.net/razrabotki/stsienarii-russkogho-obriadovogho-prazdnika-kuz-minki.html

Ссылка на основную публикацию