Массаж для детей до года: основные правила проведения. Массаж в детской практике массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста Особенности выполнения детского массажа

Массаж в детской практике Массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% от веса тела, в то время как у взрослого – около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Из-за несовершенства развития ЦНС движения ребенка в возрасте 1,5 – 2 месяцев беспорядочны. Он не может самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении. Руки и ноги практически не разгибаются и прижаты к телу, пальцы рук сжаты в кулачки (гипертонус мышц сгибателей, проходит к 3 – 4 месяцам).

С рождения младенец наделен двигательными рефлексами, называемыми безусловными. Двигательные рефлексы тесно связаны с врожденными кожными рефлексами. На раздражение различных участков кожи организм ребенка реагирует соответствующими движениями. Например, ступни ребенка прикасаются к опоре и он начинает переставлять ножки, делая движения, похожие на шаги.

Если к стопам лежащего на животе ребенка прикоснуться ладонью, он начинает отталкиваться от нее ножками, стараясь ползти. Эти безусловные рефлексы сохраняются недолго и уже к 3 — 4 месяцам они утрачиваются. На протяжении всей жизни действует спинной рефлекс Галанта, при котором происходит изгибание тела в ответ на поглаживание кожи вдоль позвоночника.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа. Массаж положительно влияет на эмоции и развитие речи ребенка.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ а организме ребенка. Поколачивание снижает возбудимость ЦНС, улучшает работу внутренних органов.

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц сгибателей добавляют приемы разминания

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Массаж детей в раннем возрасте (до года)

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека (рис. 51).

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма не одинаковы в различные периоды жизни детей. Это определяет особенности возрастной реактивности. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка!

Рис. 40.Топография основных точек (а — вид сзади, б — вид сбоку).

а: 1 — точки латеральной области предплечья; 2

затылочная область; 3 — точка продолговатого мозга; 4

задняя область шеи; 5 — межлопаточная область; 6 — мышца—

разгибатель позвоночника; 7 — крестцовая область; 8

тыльная область большого пальца; 9 — тыльная область пальцев;

10 — задняя область колена; 11 — нижнелопаточная и

поясничная область; 12 — подвздошный гребень; 13 — точка

намикоши; 14 — ягодичная область; 15 — задняя область бедра;

16 — задняя область голени; 17 — подошвенная область.

б: 18 — висок; 19 — височная область; 20 — грудинно-

ключично-сосцевидная область; 21 — боковая поверхность шеи;

22 — надлопаточная область; 23 — боковая область плеча; 24

точка напикоши; 25 — латеральная область бедра; 26

латеральная область голени; 27— область пятки; 28

латеральная область лодыжки

Рис. 41.Топография основных точек для надавливания (в — вид

I — точки области носа; 2 — задняя область плеча; 3 — область

живота; 4 — передняя область бедра; 5 — передняя область

колена; 6 — латеральная область голени; 7 — голеностопная

область; 8 — точки тыла стопы; 9 — точки пальцев стопы; 10

Читать еще:  Рождественские колядки для детей, короткие и веселые. Прикольные рождественские колядки для взрослых и детей (текст)

точки лобной области;

II — область глазницы; 12 — точки скуловой области; 13

передняя шейная область; 14 — область груди; 15 — точки

дельтовидной мышцы; 16 — медиальная зона предплечья; 17

точки ладонной области; 18 — ладонная область пальцев; 19

медиальная область бедра; 20 — область внутренней лодыжки;

21 — точка области грудины

Рис. 42.Положение пальцев при проведении массажа

Рис. 43.Точки для надавливания при стенокардии

Рис. 44.Точки для надавливания Рис. 45. Точки для надавливания при

при простатите морской болезни

Рис. 46.Точки для надавливания при мигрени

Рис. 47.Точки для надавливания при бронхиальной астме

Рис. 48. Точки для надавливания при фронтите, гайморите

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, кожа у них часто инфицируется и легкоранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника.

Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23—25% веса тела, в то время как у взрослого — около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличается «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легкоранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Рис. 50.Точки для надавливания при колитах (запорах)

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физического развития, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. Его реакция на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание — вызывают повышение мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово- и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризме) — после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Рис. 51.Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и тканей. Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к воздействию массажа. Капиллярная сеть кожи сильно развита, и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать ряд правил:

1. Массажные движения производят по ходу сосудов — от периферии к центру.

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении ребенка лежа на столике или на диване. Прямые лучи света не должны попадать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются приемы .похлопывания, поколачивания в области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста: острые инфекционные заболевания; рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии; различные формы геморрагического диатеза; паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению; врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации; гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста. Температура в комнате с хорошей освещенностью — не ниже 22—24°С. Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений. Стол, на котором проводится массаж, покрывают одеялом и чистой пеленкой. Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ. После массажа ребенка нужно одеть в теплое сухое белье для сохранения тепла. Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1—1,5 ч, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должан отдыхать.

Продолжительность массажа 5—7 мин.

Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле. Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред.

Техника выполнения массажа. Массаж можно начинать с 2— 3-недельного возраста. Положение ребенка: лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки — на животе (рис. 52).

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук добавляют растирание мышц — сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием. При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляется кольцевое растирание.

Поглаживание ног проводится в положении лежа на спине. Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава. При массаже правой ножки ее держат правой рукой, а массируют левой. Движения повторяют 5—8 раз.

Массаж стоп. Ножку ребенка кладут между большим и указательным пальцами левой руки массажистки. Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения. После трех месяцев включают похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка. Движения повторяют 3—7 раз.

Читать еще:  Соединение по цифрам для детей распечатать. Рисование по точкам

Поглаживание рук проводится в положении ребенка лежа на спине, ножками к массажистке. При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка его приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу. При массаже левой руки ребенка

Рис. 52.Массаж детей в раннем возрасте: 1 — поглаживание спины

тыльной поверхностью кисти; 2 — растирание основанием

ладони мышц спины; 3 — поглаживание грудной клетки

ладонной поверхностью кисти; 4 — поглаживание косых мышц

живота; 5 — разминание подушечками больших пальцев мышц

ног; 6 — вибрация вдоль позвоночника (рефлекторное

разгибание позвоночника); 7 — поглаживание (растирание)

ладонной поверхностью ноги; 8 — поглаживание живота

ладонной поверхностью кисти; 9 — растирание стопы двумя

руками; 10 — поглаживание (растирание) руки ладонной

поверхностью кисти; 11 — похлопывание стопы; 12

растирание мышц спины

положение рук у массажистки меняется. Движения повторяют 6—8 раз.

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине. Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностями кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов. Затем производят поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника. После этого осуществляют растирание косых мышц живота, при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно. Движения повторяют 3—5 раз.

Поглаживание спины. Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют. Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти. Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой — придерживают ножки ребенка.

После того как ребенку иснолнится три месяца, используют приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растираниевыполняют так же, как и поглаживание, но более энергично. Можно производить кольцевое растирание, обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой). Круговые движения производят вверх к паховой области. При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой — массируют. Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки. Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками двух—четырех пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминаниевыполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц. При выполнении разминания ноги ее помещают в левую руку, а правой производят массаж. На конечностях можно выполнять разминание «щипцы», при этом мышцы массируют с одной стороны большим пальцем, а с другой — двумя—четырьмя пальцами и производят щипцеобразные массажные движения сверху вниз, то есть от лучезапястного сустава к плечевому, и от голеностопного сустава к тазобедренному. Разминать можно и кончиками двух—четырех пальцев по кругу, зигзагообразно. На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками.

Похлопывание.Данный прием можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев. Похлопывание особенно показано при гипотрофии.

Вибрация.Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно. Движения должны быть мягкими, без надавливаний. Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать «вилку» из указательного и среднего пальцев. Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцами. Повторить 3—5 раз. Заканчивают массаж поглаживанием.

Стоит ли делать массаж грудничкам до года?

Для детей до года гимнастика и лечебный массаж – обязательные составляющие развития. Первый год жизни – главный, ребенок знакомится с мамой и папой, окружающим миром, учится общаться, познает мир в его проявлениях. Перед родителями часто встает вопрос – что делать для развития малыша в этот период, и какие процедуры необходимы. Нужен ли лечебный массаж малышу или нужна гимнастика, сколько сеансов требуется.

Общие сведения о процедуре

Массаж помогает развиваться неокрепшим мышцам, нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой системам. Важно при выборе техники знать тонкости детской процедуры. Для детей техника схожа с техникой для взрослых, но не все приемы показаны для первого года жизни, не все из них можно делать. А те, которые показаны, выполняются мягко и нежно. Значение имеет решение о том, какой тип массажа нужен детям – лечебный или общий. Кто выполнит процедуру – массажистка или сами родители. Когда начинать? Будет ли гимнастика дополнением к общему курсу оздоровления? Среди обилия литературы и видео подчас сложно разобраться. С помощью видео уроков намного проще понять массажные техники, чем просматривая печатную литературу. Видео позволяет рассмотреть каждое движение специалиста, чтобы потом с точностью повторить его.

Общие требования для детей до года:

  1. начинать сеансы с 1,3–2 месяцев, выполнять ежедневно, через 45 мин. после еды или за 35 до нее, перед сном процедура не рекомендуется, длительность массажа за один сеанс 7–10 мин.;
  2. комнату заранее проветрить, следить за микроклиматом (температура не ниже +22 градусов), в жаркое время года проводить процедуру без одежды, в холодное – прикрыть малыша;
  3. освободить руки от часов, колец и браслетов. Нагреть руки, надеть свободную одежду;
  4. сначала найти взаимопонимание с ребенком, следить за его реакцией, если малыш недоволен, процедуру не делать;
  5. мягкие движения выполнять по ходу сосудов, обходя зоны печени, почек и половых органов;
  6. нельзя проводить массаж для нездоровых детей.
Читать еще:  Умные игрушки для детей от 6 лет

Массаж и гимнастика детям до года

Гимнастика и массаж – неотъемлемые части здорового образа жизни и воспитания, необходимые ребенку до года. Гимнастика развивает детские мышцы и выполняется вместе с массажем и с принятием водных процедур.

Главная задача гимнастики для детей – расслабление мышц, стимулирование ребенка совершать самостоятельные движения. Гимнастика призвана развивать умелость рук, что позволит ему вести активный образ жизни.

Гимнастика развивает и крупную мускулатуру. Все требования для массажа, подходят и для выполнения гимнастических упражнений. В Интернете доступны видео уроки, которые помогут подробно разобраться в хитростях процедуры.

Гимнастика для детей делится на развивающую координацию, равновесие и дыхание:

  • пассивные упражнения, применяются только с 3 месяцев – рассчитаны на естественные движения, сгибания и разгибания. Массажист помогает малышу делать естественные движения;
  • упражнения, основанные на безусловных двигательных рефлексах; к четырем месяцам ребенок начинает изгибаться на животе, поднимает и вытягивает головку вперед, совершать данные движения ему помогает массажист;
  • активно-пассивные упражнения – присаживание, потягивания за кисти рук, поддерживание под мышки, легкие раскачивания.

Лечебный массаж

Лечебную процедуру детям обязательно назначает врач. Часто назначения делают детские хирурги, ортопеды и невропатологи. Массаж для детей в период до года помогает при косолапости, сколиозе, плоскостопии (опорно-двигательный аппарат); бронхите, рините и некоторых заболеваниях кишечника и нервной системы.

Есть и противопоказания для детей до года – острые вирусные заболевания, воспаления кожи и лимфатических узлов, артрит, туберкулез, грыжи и т.п. Лечебный массаж должен делать специалист, обладающий необходимыми знаниями физиологии малыша. Для проведения процедуры приглашают профессионального массажиста с опытом работы. Родителям лучше присутствовать во время сеанса, чтобы произошел контакт с чужим человеком.

Кремы и присыпки часто применять не рекомендуется, так как они забивают поры нежной кожи. В крайнем случае, если кожа слишком сухая, рекомендуется смазать ее вазелином.

Помогает лечебный массаж при пупочной грыже. Массажист легкими круговыми движениями в одну сторону, а потом в другую, поглаживает животик, переходя постепенно к пощипываниям. Косолапость излечивается сеансами массажа. В этом случае применяются растирания и разминания. Растирают кожу подушечками пальцев от позвоночника к бедрам или от них к пяткам. Разминают кожу энергично, при этом внимательно наблюдая за реакцией малыша. Если он почувствовал неприятные ощущения и заплакал, нужно перейти к поглаживаниям или прекратить процедуру.

Общий массаж

Проведение процедуры доступно для мам и пап, она полезна для поднятия настроения ребенка, заставляет жизненные органы работать в полную силу. Чтобы эффективно сделать общий массаж, нужно знать правила. С правилами удобно ознакомиться на сайтах, где представлены видео уроки.

Удостовериться, что в помещении отсутствуют сквозняки. Привести в порядок руки, они должны быть чистыми и теплыми, ногти коротко подстриженными. Следить за движениями рук – легкими, поглаживающими. Каждый прием нужно делать 3–5 раз.

  1. Ноги. Выполняют скручивания и поглаживания. Начинают со щиколотки: двумя пальцами разминают голеностопный сустав. Переходят к коленям, аккуратно разминают суставы. Чтобы помассировать тазобедренный сустав, малыша нужно слегка поднять и начать вращать согнутую ножку в колене. В конце сеанса помассировать ступни – спиралеобразными движениями пальцев.
  2. Живот. Живот ребенка поглаживают ладонями по часовой стрелке. Ножки лучше приподнять во время процедуры, тогда животик естественно прогнется. Если малыш не против процедуры, то можно несильными движениями пальцев помассировать область пупка. С каждым движением необходимо увеличивать диаметр.
  3. Грудь. Грудь малыша массируют от ее середины к плечам, совершая расправляющие движения. Совершают и диагональные поглаживания от груди к плечу. Надавливать сильно ни в коем случае нельзя, каждую сторону массируют поочередно.
  4. Руки. Массаж рук делают, перевернув ребенка на бок. Руки аккуратно скручивают, кисти несильно массируют косточками пальцев. Локти тоже не оставляют без внимания, сгибают и разгибают руки, встряхивают их, качая из стороны в сторону.
  5. Спина. Нервные окончания, отходящие от позвоночника, отвечают за функции организма. Массирующие движения помогают ребенку успокоиться, расслабиться и заснуть. В то же время, есть правило – сам позвоночник массировать нельзя! Нажимая, поглаживать спину, переходя на область ног, при этом рекомендуется делать легкие пощипывающие движения. Следующий прием – согнуть ноги малыша и легко притянуть их к попке. Руку малыша нужно притянуть к ноге. Сделать «лодочку», перевернуть ребенка на живот и соединить у него за спиной ручки и ножки.

Школа Ирины Красиковой

Знаменитая книга о детском массаже, автор которой Ирина Красикова, вышла еще в 2000 году, но и сейчас пользуется популярностью. В ней Ирина доносит до родителей идею о том, что наряду с воспитанием и кормлением, ребенку необходимо правильное физическое развитие. Нужно помочь малышу развиваться физически, а массаж для детей как раз – подспорье для мам и пап.

В книге автор подробно анализирует психоэмоциональное состояние малыша, в соответствии с которым предлагает разработанные комплексы. Представлены комплексы упражнений для здоровых детей, с особенностями развития, а также недоношенных. Методики, которые разработала Ирина Красикова, основаны на исследованиях старейших российских педиатров: А.Ф. Турра, К.Д. Губерта и др. Не забыта и детская гимнастика, упражнения, подходящие малышам до года, также можно отыскать в издании. Книга снабжена иллюстрациями.

Ирина Красикова представила видео уроки. Видео ролики разбиты на части тематически – для грудничков, для недоношенных, отдельно есть видео по методикам массажа различных частей тела.

При выборе решения о том, делать ли оздоровительные процедуры ребенку, какие лучше, самостоятельно или с помощью профессионала, часто нужна консультация педиатра. Он подскажет, какая гимнастка подойдет малышу до года, какие сеансы массажа, сколько по времени их рекомендовано выполнять, расскажет о нюансах лечебных комплексов.

Источники:

http://studfiles.net/preview/6218816/
http://studopedia.ru/13_71789_massazh-detey-v-rannem-vozraste-do-goda.html
http://lecheniedetej.ru/lfk-i-massazh/massazh-do-goda.html

Ссылка на основную публикацию