Медлительный ребёнок. Медлительность и лень ребенка, как бороться с медлительностью ребенка

Медлительный ребенок: причины и советы родителям медлительных детей

«Давай поскорее, а то мы опять опоздаем в садик!» – упрашивает мама, а малыш продолжает медлить. Это проблема знакома многим взрослым. Кто-то заставляет детей закончить завтрак или одевание, подгоняя их обидными словами и даже подзатыльниками. Другие же переделывают все сами, оставляя в покое копушу. Как помочь медлительному ребенку и раздраженной мамочке?

Чтобы подобрать правильный подход к решению, необходимо понять причины этой неторопливости. И не всегда они находятся на поверхности. Проблема чаще всего замечается родителями в дошкольном детстве, хотя первые признаки возможно отследить уже в младенческом возрасте.

Такая особенность может вызвать отставание в учебе и формировании навыков, низкую концентрацию внимания и рассеянность, ощущение вины из-за регулярных замечаний и, как итог, неврозы. Поэтому выявление источника нерасторопности следует доверить неврологу, психологу или педиатру.

Откуда берется медлительность?

  • Иногда это происходит на фоне продолжительной болезни. После восстановления и повышения иммунитета темп деятельности ребенка восстанавливается.
  • Она может возникнуть из-за органической патологии мозга, ставшей следствием неблагоприятной беременности, сложных родов или рождения недоношенного младенца.
  • Часто излишняя «заторможенность» является всего лишь периодом нормального развития. В ранние годы (от 1,5 до 3-х лет) для детей характерно несовершенство мелкой моторики. Их пальчики не справляются с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков.
  • Переучивание левшей на правшей также находится в списке факторов, способствующих замедлению протекания психических процессов.
  • Флегматик – классический пример копуши. Он не переносит спешки, рассудителен и основателен. Не любит новшеств, выбирает проверенные и привычные приемы. Побудка и сборы становятся для взрослых настоящим испытанием.
  • Понижение общей активности зачастую связано со стрессовой ситуацией – переездом, разводом, переходом в новое учебное заведение, домашними конфликтами. Детская психика попросту не справляется с повышенной нагрузкой.
  • Неспешность – еще одна форма манипулирования взрослыми в семье с авторитарным типом воспитания, жесткими требования, строгими наказаниями и непрерывным контролем. Таким способом чадо скрыто протестует против многочисленных поручений и приказов.

Советы родителям медлительных детей

Итак, для изменения ситуации в лучшую сторону в некоторых случаях достаточно наладить отношения между домочадцами, подождать, пока он подрастет, или провести витаминную терапию, чтобы способствовать скорейшему выздоровлению. Сейчас давайте обсудим, что же делать, если кроха неспешен от природы, и это никоим образом не связано с воспитанием в семье.

Что нужно делать?

  1. Приобретите песочные часы, которые наглядно демонстрируют, как утекает время. Предложите чаду одеваться или кушать, пока не закончится песок. С помощью подобного устройства он самостоятельно научится следить за скоростью своих действий и будет стараться заканчивать все дела побыстрее.
  2. Иногда сын или дочка впадает в ступор из-за сложности с переключением на другую деятельность. Давайте им немного времени на подготовку: «Поиграй с конструктором еще пять минут, а потом мы поужинаем и почистим зубы». Предупреждение подготовит их к следующему заданию.
  3. Большинство ребятишек чувствует себя спокойнее, если у них есть четкий распорядок суток. Дошкольникам, еще не умеющим читать, полезно иметь график с фотографиями, который покажет последовательность действий: умывание, одевание, завтрак и т. д. Так вы сможете значительно снизить количество напоминаний, да и ребенок почувствует себя увереннее.
  4. Развивайте подвижность нервной системы через ежедневную работу. Это может быть бег, пальчиковая гимнастика, катание на велосипеде, упражнения со скакалкой. Для пущего эффекта переходите от медленного ритма занятий к быстрому.
  5. Уделяйте особое внимание адаптационным этапам в образовательных учреждениях, потому что таким детям присущ страх всего неизвестного. Обязательно расскажите педагогам о психологических качествах будущего воспитанника.
  6. Планирование – один из лучших методов борьбы с нерасторопностью крохи и своим раздражением. Если у школьника утренний туалет занимает, кажется, половину дня, приготовьте его одежду вечером и убедитесь, что его рюкзак собран и ждет хозяина у двери. Уменьшите хаос, и ваше эмоциональное состояние также придет в норму.
  7. Установите четкие временные ограничения для вашего школьника на определенный вид деятельности. Например: «Дима, у тебя есть 20 минуток на то, чтобы пообедать». Через 15 минут сдержанно напомните, что прием пищи скоро закончится.
  8. Если ребенок испытывает трудности к школе, не успевая усвоить учебный материал, следует помогать ему дома. Разбирайте и повторяйте все, что он проходит на уроках. А еще лучше – идти вперед на несколько тем, чтобы поспевать за мыслями учителя.
  9. Постоянно оказывайте нерасторопным детям ненавязчивую поддержку, проявляя неподдельный интерес. Они очень часто неуверенны в собственных умениях и силах, а также ощущают чувство вины за свою медлительность.

Чего нельзя делать?

  1. Не награждайте оскорбительными прозвищами. Фразы «копуша», «канительщик», «за смертью посылать» больно ранят ваше чадо. Обращайтесь к нему так, словно он уже почти все делает в положенный срок (или, по крайне мере, старается).
  2. Никогда не сравнивайте медлительных малышей с их более активными сверстниками. Проводите аналогию с их прошлыми результатами: «Теперь ты кушаешь гораздо быстрее!»
  3. Воздерживайтесь от участия в соревновательных играх. Поверьте, это не принесет крохе удачи, ведь он болезненно переживает любую неудачу.
  4. Твердо усвойте, что неторопливость – не вина, а особенность маленького человечка, так что окрики, а тем более тумаки не ускорят его действия.
Читать еще:  Почему месячный ребенок постоянно срыгивает. Ребенок срыгивает – что необходимо делать родителям

Однако не стоит думать, что неторопливый ребенок вырастет неудачником. Помните о возрастном компенсировании и о том, что в ваших силах помочь ему адаптироваться к бешеному ритму окружающего мира. А психологи утверждают, что именно из флегматичных крох чаще всего получаются невозмутимые и целеустремленные люди.

Почему некоторые дети медлительные?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Медлительный ребенок

Как быть с медлительным ребенком в школе и дома

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.

Он флегматик

Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.

Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?

1. Включаем таймер

Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».

Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.

Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.

2. Обгоняем школу!

Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.

В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.

«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.

Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

Читать еще:  Как сделать паровозик из картона своими руками для детей. Как сделать паровозик из картона своими руками

Он отвлекается

Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?

Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.

Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.

Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Его что-то тревожит

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.

Он озабочен другой проблемой

Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.

Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки.

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.

Очень медлительный ребёнок. Что делать?

Как быть с детской медлительностью?

Родителей очень медлительного ребёнка нетрудно узнать, если увидеть сцену его подъёма и одевания или если посмотреть, как родители пытаются заставить такого ребёнка делать уроки. Постоянные фразы родителей, наподобие таких: «Давай быстрее, поторопись!», «Что ты копаешься? Мы опаздываем!» «До чего же ты медлительный! И в кого же ты такой?» указывают на детскую медлительность.

При этом, нетерпение взрослых растёт, их голос звучит всё громче и громче, но на медлительного ребёнка не оказывает почти никакого влияния. Он только опускает голову и замыкается в себе, действуя, при этом, всё медленнее и медленнее. Такие ежедневные сцены негативно влияют на отношения матери и ребёнка в семье. Напряжённость между ними растёт, и учащаются семейные конфликты, причём, связанные не только медлительностью ребёнка, но и с другими ситуациями.

Читать еще:  Какое успокоительное средство лучше для детей до года. Обзор успокоительных средств для детей от года и грудничков

Причины медлительности у ребёнка

Причины такого нарушения поведения у детей обусловлены их физиологией, а не скверной чертой характера, как считают многие папы и мамы. Причины медлительности у детей такие же, как и причины детской гиперактивности, о которых мы говорили на соответствующей странице. Поэтому, не надо расценивать медлительность как проявление капризов или упрямства у ребёнка. И поэтому, не надо пытаться искоренить эту особенность ребёнка, да это и не получится. Как вы сможете искоренить часть физиологии малыша? Вы же не пытаетесь изменить цвет глаз или волос у него только потому, что другой цвет вам кажется более удачным.

Когда такие дети идут в садик, то, как правило, доброжелательны по отношению к другим ребятам и ведут себя очень спокойно. Они спокойно могут играть одни. Больших и шумных компаний они не любят. Также они не любят совместных игр и боятся участвовать в соревнованиях. А на занятиях в садике или школе пытаются остаться в тени и стараются отвечать только в том случае, если перед ними ответили уже несколько человек. Но, при этом, у них есть собственное мнение и они могут его отстаивать.

С детьми общается хорошо, любят помогать другим детям. Но, в ситуации, когда требуется быстрое принятие решения и скорейшее действие, они не могут сориентироваться и перестают действовать, вообще. На любую критику или замечание реагируют таким же образом.

Детская медлительность часто раздражает родителей

Если медлительный ребёнок растёт в семье энергичных родителей, то ситуация ещё больше может усугубиться. Родители стремительные, быстрые и детская медлительность дли них — как кость в горле. Их страшно раздражает ребёнок и его долгое раздумье над теми вещами, которые кажутся им элементарными. И, естественно, они пытаются перевоспитать своего ребёнка. И начинают они с того, что пытаются устроить соревнования с другими детьми по любому поводу: кто быстрее пообедает или кто раньше оденется дома, в гостях или в детском садике.

Такой метод даёт обратный эффект. Как мы уже говорили, такой ребёнок не любит соревнований, не хотят в них участвовать. Поэтому, в присутствии родителей они становятся ещё более медлительными и неповоротливыми, начинают избегать общества сверстников.

Медлительным и задумчивым детям требуется другая помощь. Им необходимо ненавязчивое участие о сочувствие, т.к. такое дети нерешительны и часто совневаются в своих решениях. Поэтому, своим поведением родители должны чётко показывать, что ребёнок всё делает правильно и у него всё хорошо получается.

Как бороться с медлительностью у ребёнка?

Медлительного ребёнка не стоит подгонять, ругать за неверные действия и решения, т.к. он может отказаться дальше что-нибудь делать. Необходимо понимать, что их психофизические особенности таковы, что им требуется время для составления плана действий. Этим они отличаются от гиперактивных детей, которые начинают действовать сразу, не имея никакого плана в голове, т.к. не способны логически его составить (об этом мы говорили на странице о гиперактивных детях). Именно поэтому задумчивым детям требуется какое-то время, чтобы осмыслить задание, выстроить логическую цепочку действий по его выполнению и приступить к его выполнению. При этом, можно сделать вывод, что такой подход наиболее грамотен и совершенен и он свидетельствует о более развитом мышлении ребёнка, чем считают его родители.

Возьмём пример: перед ребёнком стоит задача определить, какая из двух линий (прямая или зигзагообразная) длиннее. При этом, ребёнку даётся какой-либо мерительный шаблон для измерения. Подвижный и непоседливый ребёнок повертит мерку в руках, посмотрит на линии и сразу же скажет: «Прямая больше, это сразу видно». Но так кажется только на первый взгляд. А медлительный ребёнок будет долго на линии смотреть и о чём-то рассуждать про себя, не трогая мерки. Затем, медленно и нерешительно он приложит мерку по разу к прямой и кривой линиям, ещё подумает и, не замеряя линии до конца, сделает верный вовод о том, что ломаная линия больше.

Очень часто у родителей не хватает времени и желания ждать, пока их ребёнок думает. Они хотят видеть конкретные действия по решению задачи и его бездействие их раздражает. И начинает требовать поэтапное решение от ребёнка. Конечно, для большинства детей — и обычных, и гиперактивных, пооперационных способ решения задач проще и доступнее, поэтому он является преобладающим методом обучения и в школе и в садике. Но для этого ребёнка такой метод является неподходящим.

Эти «тупые копуши» применяют более продвинутый и совершенный способ решения задач. Они в уме прокладывают весь путь к решению задачи и только потом начинают действовать. Т.е. целью их действия становится конечный результат, а не промежуточные. Тогда как остальные дети решают задачу пооперационно. Т.е. их действия, как раз, направлены на получение промежуточных результатов и только потом, через них, они приходят к конечному результату.

Конечно, медлительные дети тоже ошибаются, несмотря на то, что выбрали верный путь решения. В этом случае им необходима помощь взрослого, при этом, обязательно взрослый человек должен связывать каждое своё действие с конечной целью.

Понятно , работа с такими детьми требует от родителей, воспитателей и учителей немало терпения. Медлительных детей приходится стимулировать, чтобы они перешли от молчаливого созерцания к практическим действиям и результату. Следует помнить, что обучение должно происходить с учётом особенностей психического развития таких детей.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Источники:

http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/medlitelnyiy-rebenok-prichinyi-i-sovetyi-roditelyam-medlitelnyih-detey.html
http://www.7ya.ru/article/Medlitelnyj-rebenok/
http://mirvsemye.ru/medlitelnyi-rebenok-chto-delat.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector