Методика раннего развития ребенка. Назначение методик индивидуального развития ребенка. Методика рисования Марии Гмошинской

Методика Марии Гмошинской «Грудничковое рисование»

Как научить грудничка рисовать?

В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования — пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры , написанные крошечными пальчиками. Врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых. Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Когда начинать рисовать грудничку?

Практика показывает, что начинать приобщение малыша к прекрасному следует именно с 6 месяцев, можно позже, но не раньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически. Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также к данному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познанию мира. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша. Приоритетом занятий рисованием должно быть желание гармоничного развития ребенка (интересного познания, организации интересного бодрствования), а не желание вырастить художника.

С чего начинать грудничковое рисование?

Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Подготовка рабочего инвентаря, рабочего места и одежды.

1. Рабочий инвентарь: Краска (в работе используются специальный вид краски, не вызывающий аллергии, пригодный для рисования ручками ребенка (а при желании — и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку — и творит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Эта краска не приносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик. Вот названия нескольких компаний — производителей, предлагающих ассортимент этих специальных красок: SES , Stilla . Бумага (в качестве полотна используется ватман, большой размер бумаги — раздолье для самовыражения малыша). Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита, и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него. Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления); идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком.

Местом для детской студии может быть любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей.

Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) — у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений, полученных за день.

2. Организация процесса рисования. Обязательно предупредите ребенка, что вы будете рисовать, а также поясните, что сначала нужно надеть специальную «одежду художников».

Для первых занятий достаточно использования двух цветов (краска находится в баночках-ведерках, комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте малышу возможность самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать . Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша.

Читать еще:  Разделение детей по родителям как такое возможно. Психологическая и педагогическая экспертиза. С какого возраста учитывается мнение ребенка в суде

После того, как ребенок уже познакомился с новым для него предметом ( краской), начните рисовать одновременно с ребенком, только на отдельном листе. Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.

3. Процесс детского рисования. Ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, «чваканье» при сжимании краски в ладошке. После шести месяцев чаще всего малыш уже понимает речь взрослого и значение действий. Рассказывайте ребенку, как называются предметы, которые вас окружают в процессе занятий, проговаривайте все его действия во время занятия и те цвета краски, которые малыш использует. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот объясняйте предназначение краски («рисовать, а не кушать»).

С ростом ребенка меняется «техника» рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, вызывающие еще больший восторг, приходят на смену активному размазыванию. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна — результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности.

Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок, впервые увидев краску, независимо от возраста вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.

4. Периодичность и длительность рисования. Творческое «пачкание» можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае, если ребенка что-то беспокоит). Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным «барометром» продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками — сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития «синдрома отмены» не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период. Творите на здоровье!

Мария Владимировна Гмошинская,
кандидат мед. наук, старший научный сотрудник
отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН

Статья предоставлена сайтом Раннее развитие детей

Методика рисования Марии Гмошинской

«Художники в памперсах» — так называется методика рисования, разработанная доктором медицинских наук и врачом-педиатром Марией Гмошинской. Из шедевров, которые создают груднички, делают выставки, и их работы сравнивают с техникой самих импрессионистов. Но для малышей важен не результат, говорят психологи и педагоги, а сам процесс. Поэтому методика Марии Гмошинской не призвана сделать из ребенка художника, но активно будет способствовать его гармоничному развитию практически с пеленок.

Читать еще:  Какими методами определяют пол ребенка по сердцебиению. Определение пола ребенка по его сердцебиению

Что может дать использование методики раннего рисования:

  1. Прежде всего, для грудничка рисование будет способствовать его эмоциональному, сенсорному и речевому развитию. Малыши любят рисовать, и в методике делается акцент на том, чтобы ребенок получал положительные эмоции. Кроме того, с помощью кисточек и краски постепенно малыш будет выражать свои чувства на бумаге, а цветом будет передавать свою радость или боль. Также ребенок будет непосредственно взаимодействовать с краской, трогать, мять и делать свои отпечатки, а это один из возможных вариантов сенсорного развития. Во время занятия рисованием развивается и речь ребенка: мама знакомит малыша с названиями цветов, общается и подбадривает его.
  2. Так как работа малыша заключается в движении руки и пальчиков, то рисование будет содействовать развитию мелкой моторики, а совместная работа будет укреплять связь между мамой и ребенком.
  3. Это одна из форм игры, возможность для мамы и малыша весело и интересно провести время.
  4. Развивается цветовосприятие ребенка, его память и воображение.

Как организовать занятия

Если вы решите заниматься по этой методике дома, то вам стоит запомнить основные правила организации занятий:

Приступать к рисованию можно с 6-7 месяцев. Главным критерием готовности является способность ребенка сидеть. Маме и папе совсем не обязательно уметь рисовать, главное желание — интересно провести время с малышом.

Для рисования с грудничком необходимо все необходимое подготовить заранее:

  • детская гуашь с пометкой «нетоксичная» или пальчиковые краски. Один из возможных вариантов — самим сделать такую краску. Для начала достаточно двух цветов, новые следует вводить постепенно. В целях безопасности вода не используется;
  • ватман или кусок обоев для детей до года, так как обычный лист А4 для них не подходит из-за плохо развитой координации движений;
  • кисточки (до года могут не понадобиться);
  • хорошо освещенное место. Организовывать занятия можно на полу или за маленьким столом. Предварительно застелить клеенкой;
  • старая одежда для малыша, а с года можно приобрести специальный фартук для творчества;
  • малыш должен пребывать в хорошем настроении.

Занятие рисованием начинается с того, что мама говорит малышу, чем они сейчас будут заниматься, и одевает его в специально приготовленную для этого одежду (можно оставлять и в одном подгузнике). Малыш сам решает, с каким цветом он будет взаимодействовать и как. Однако при попытках попробовать краску маме надо отвлечь его и рассказать о том, что краску не кушают, ею рисуют. При первом знакомстве с краской ребенок в большинстве случаев будет изучать, с чем он имеет дело и свои ощущения от нового опыта. Сначала будет мять ее в ручках, хлопать, размазывать по бумаге и себе. Потом он будет учиться смешивать цвета, заинтересуется отпечатками на бумаге своих ручек и пальчиков. Если ребенок не заинтересовался красками, мама может на своем примере показать, что делать с краской или окунуть в нее пальчик малыша и провести по бумаге.

Во время творчества грудничка мама берет на себя роль активного наблюдателя, а значит, поддерживает и хвалит, но не вмешивается и не указывает, как правильно рисовать. Хорошо, когда ребенок видит, что маме интересно, она рядом и увлечена, но при этом дает ему определенную свободу действий. Можно поощрять и хвалить карапуза, проговаривать, что он делает и что использует. После того, как ребенок освоится с новой для него игрой, мама тоже может присоединиться к рисованию, но на отдельном листе бумаги.

Важные правила:

  1. Первые занятия длятся не больше 5 минут. Однако длительность занятий определяется интересом ребенка. Если вы видите, что он стал отвлекаться, разбрасывать краски — прекращайте рисование и переключитесь на другой вид деятельности. Со временем малыш будет намного дольше проводить время за рисованием.
  2. Заниматься надо в первой половине дня, чтобы избежать перегрузок для ребенка, и при дневном свете.
  3. Систематичность занятий. Не прерывайте их на длительный период. Для грудничков это может быть 1-2 раза в неделю.
  4. Не жалейте бумаги. Из полученных рисунков можно сделать первый альбом малыша.
Читать еще:  Избалованный ребенок как исправить ошибки. Избалованные дети: как вырастить ребёнка, не разбаловав его? Дети не видят реальной жизни

Рисуем пальчиками. Метод Марии Гмошинской

Гарантированный ответ в течение часа

Она утверждает, что раннее творчество стимулирует гармоничное развитие маленького человечка, и заниматься рисованием с ребенком можно уже с полугодовалого возраста. В это время здоровый ребенок, как правило, уже может хорошо сидеть. К этому же возрасту у ребенка появляется неудержимая тяга к познанию окружающего мира. Но, принимаясь за рисование, следует учитывать, что в этом возрасте познание действительности осуществляется посредством тактильного контакта с предметами. Т.е. надо быть готовыми к тому, что на первом занятии малыш попробует краску на ощупь, возможно даже и на вкус. Но этого не следует опасаться, краски для младенческого творчества не нанесут особого вреда ребенку. Они не вызывают аллергию, легко смываются с его кожи и одежды.

К первому занятию надо приготовиться особенно тщательно. Необходимо выбрать время в первой половине дня, когда ребенок расположен к общению, подготовить место для «художника в памперсах». Можно даже застелить пол полиэтиленовой пленкой. Приготовить лист бумаги, размер может быть любым, но желательно все-таки подобрать лист не меньше формата А-4. Возможно, родителям захочется сохранить ранние рисунки своего чада. В этом случае можно взять рулон недорогих обоев и постепенно разматывать его для рисования.

Не следует ожидать, что ребенок сразу окунет указательный пальчик в краску и начнет рисовать профиль любимой мамы. Скорее всего, он первым делом испачкает свою одежду. Но если педагог или родители покажут ему, как надо рисовать, и объяснят, для чего нужны краски, то он, подражая им, сделает первую кляксу своей ладошкой уже на 3-4-ом занятии.

На первом занятии рисованием достаточно использовать 1-2 цвета. Надо предоставить малышу возможность самому выбрать цвет. А самое главное, набраться терпения и не вмешиваться в начало творческого процесса. Лучшее, что может сделать педагог на этом этапе – занять позицию наблюдателя, а после завершения первого занятия не забыть похвалить малыша. И не стоит искать в первых кляксах скрытого смысла, подвергать рисунки психологическому анализу, ведь малыш просто играет красками.

Продолжительность первого занятия должна быть небольшая, возможно, оно продлиться меньше 3-х минут. Лишь к году при регулярных занятиях продолжительность занятий рисованием увеличится до 20 минут.

Что касается периодичности, то заниматься рисованием с малышом первого года следует не чаще одного – двух раз в неделю. Малыш сам покажет родителям, когда следует прекращать занятия. Если рисование надоест, то у ребенка испортится настроение, он начнет разбрасывать баночки с красками. Это верный сигнал к завершению. Не стоит заставлять ребенка рисовать насильно, продлевая занятия различными уловками.

Пальчиковое рисование оказывает очень большое положительное влияние на развитие малыша, способствует развитию речи и устойчивости психики. Работа с красками развивает цветовосприятие и память. Целью ранних занятий рисованием должно стать гармоничное развитие ребенка, творческое восприятие окружающего мира, а не стремление родителей сделать из своего ребенка художника.

Итак, методика Марии Гмошинской заключается в следующем:

  • занятия рисованием с малышом можно начинать с полугодовалого возраста;
  • продолжительность первых занятий не должна превышать 3-х минут;
  • периодичность занятий – 1-2 занятия в неделю, нельзя прерывать занятия на более продолжительный срок;
  • проводить занятия надо в первой половине дня в хорошо освещенном помещении;
  • родителям не стоит вмешиваться в процесс рисования.

Советуем также прочитать статью о пользе рисования для детей и их психологического развития.

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Metodika-Marii-Gmoshinskoj-Grudnichkovoe-risovanie/
http://www.podelkidetkam.ru/metodika-risovaniya-marii-gmoshinskoj
http://puzkarapuz.ru/content/40

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector