Методы раннего развития ребенка. Основные этапы эмоционального развития ребенка. Развиваем таланты по методике Синити Сузуки

Методика Шиничи Сузуки

В ерите ли вы в то, что трехлетнего карапуза можно научить играть на скрипке? Нет, не пиликать, а именно играть! Наверное, немногие ответят на этот вопрос утвердительно. А вот уникальный музыкант и жизнелюб Шиничи Сузуки не только поверил в это, но и на практике доказал, что каждый малыш способен не только освоить сложный музыкальный инструмент, но и успешно обучаться другим действиям. Сегодня методика Шиничи Сузуки признана во многих странах и находит все больше последователей среди педагогов и родителей.

Происхождение методики Шиничи Сузуки

Сам Ш. Сузуки был сыном скрипичного мастера и с ранних лет был влюблен в музыку, которую с рождения слышал в своем доме. Он прожил почти век (ушел из жизни в возрасте 99 лет), оставив после себя тысячи учеников и Международную Академию Методики Шиничи Сузуки.

Этот яркий человек был знаком с великими людьми своего времени: А. Эйнштейном, скрипачом А. Могилевским, К. Клингером, у которого учился музыке более восьми лет. Все они потрясли его и повлияли на его мировоззрение и педагогические идеи.

В результате своих экспериментов по обучению детей разного возраста игре на скрипке Ш. Сузуки организует ассоциацию «Дошикай», где главной целью становится изучение природы таланта. В 1955 году свершилось уникальное событие: на праздничном концерте в Токио на удивление слаженно и виртуозно 1 200 маленьких музыкантов играли на скрипках, поражая воображение всех, кто это видел.

Этот незабываемый концерт стал началом широкого распространения методики Шиничи Сузуки в мире.

Суть методики Шиничи Сузуки

Автор верил, что талант дарован человеку от природы. Условия, в которые он попадает в детстве, уровень возможностей, которые ему предоставляются, – лишь фон, на котором ребенок развивается. Именно поэтому он старался заинтересовать своими открытиями в первую очередь, родителей, потому что только они могут поддержать своего малыша или не дать его таланту раскрыться.

В подтверждение своих слов он приводил простое, но очень показательное сравнение обучения родному языку. Он подчеркивал, что в любящей, добросердечной семье дети начинают разговаривать значительно раньше и лучше, чем в семьях, где сложные взаимоотношения, недостаток уважения и любви друг к другу.

Судите сами: первый лепет малыша, каждое новое слово, даже невнятно произнесенное, приводит в восторг любящих родителей. Им и в голову не приходит поругать его за то, что он путает звуки или говорит нечто нечленораздельное.

Дети стремятся общаться, и их речевые навыки укрепляются в детской среде.

Эти наблюдения Ш. Сузуки перенес на музыкальное образование. Он блестяще доказал, что у терпеливого и любящего педагога дети свободно «общаются» с инструментом, радостно извлекают из него чистые, как само детство, звуки.

Если обучать малыша на интересе, не по принуждению, то методика Шиничи Сузуки работает безотказно: дети учатся друг у друга, радуются собственным успехам и достижениям товарищей, вдохновляются той творческой средой, которую создает и поддерживает педагог.

Большое значение уделяет автор методики повторению. Это не значит, что учеба должна превращаться в муштру, когда ребенок, как солдатик встает «под ружье». Скорее его методы можно сравнить с действием гомеопатических препаратов: подаваемые в малых дозах, они производят колоссальный эффект. Так и занятия музыкой: понемногу малыш приобретает знания, опыт, навыки и незаметно становится настоящим музыкантом.

Пожелания Ш. Сузуки родителям

  • Окружите ребенка с рождения красивой музыкой. Пусть она станет его атмосферой, питающей эстетические чувства, которые только начинают пробуждаться
  • Если ребенок прислушивается, не отвлекайте его. Пусть он внимает музыке так же, как речи родителей
  • Станьте для малыша домашними учителями. Ш. Сузуки огромное значение придавал вовлеченности в процесс обучения родителей. Он считал, что без этого не может воплотиться ни одно, даже самое перспективное, начинание. Мамы и папы должны разделять склонности детей, подтверждать делом свою заинтересованность в их развитии
  • Внимательнее подбирайте репертуар. Каждое музыкальное произведение, сыгранное ребенком, должно его обогащать, способствовать росту его мастерства
  • Не торопите ребенка с игрой с листа. Всему свое время. Когда он хорошо научится читать, то будет делать это легко, но не раньше. Малыши могут интуитивно извлекать из инструмента звуки, находя благозвучные сочетания. Просто не мешайте им
  • Никогда не заставляйте ребенка играть на инструменте, если он не хочет! Только добровольно. Не превращайте занятия музыкой в наказание
Читать еще:  Карантин по контакту с ветрянкой. Что предпринимать, если отказались принимать ребенка из-за карантина по ветряной оспе? Как передается ветрянка

Одной из причин популярности методики Ш. Сузуки является ее простота и гуманистические идеи, положенные в ее основу. Этот удивительный человек на практике доказал, что любовь к ребенку может творить чудеса.

Методы раннего развития ребенка. Основные этапы эмоционального развития ребенка. Развиваем таланты по методике Синити Сузуки

Рада встрече с вами, дорогой читатель!

Сегодня хочу рассказать о великом талантливом японском педагоге Судзуки. Он прославился на весь мир тем, что его юные ученики трех, четырех лет играли легко и непринужденно на скрипке так душещипательно и прекрасно, что приводило к бурным овациям стоя. Ситини Судзуки методика признана мировой и применяется, как метод раннего развития во многих странах мира, в России же мало известна.

Как ему удавалось обучить такому великому и сложному мастерству столь юных особ?

Об авторе и его методе

Ситини Судзуки (годы жизни 1898—1998 гг.) известный японский скрипач и музыкальный педагог. Является автором всемирно известного уникального преподавания музыки, основатель Института воспитания талантов.

Родился и воспитывался в многодетной семье. Был одним из двенадцати детей. Его отец владел довольно крупным скрипичным заводом в Нагойе (Япония). В детстве часто работал и помогал отцу на фабрике, но скрипка его привлекала только как забава, серьезно он к ней не относился и заниматься не спешил.

Но однажды он услышал игру на скрипке российского исполнителя Миши Эльмана. Он играл не так как все, его игра заметно отличалась от всех остальных, где-то он брал более медленные темпы, чем и поразил Судзуки.

Тогда у него появилось желание самому научиться играть на скрипке и он стал подражать тому, что слышит. Затем он поехал в Германию и закончил Берлинскую консерваторию. После возвращения домой со своими братьями организовал струнный квартет и даже некоторое время гастролировал с концертами.

Начинает свою педагогическую деятельность: преподавал в музыкальной школе в Токио, а затем становится руководителем музыкальной школы.

Во время второй мировой войны фабрика отца была полностью уничтожена и его семья осталась без гроша. Тогда Ситини дает частные уроки скрипки на дому. И одним из его учеников становится сын знакомого, которому 3,5 года.

Работая с ребенком Ситини приходит в выводу, что любого ребенка можно обучить музыке или любому другому мастерству так же просто, как научить его своему родному языку.

Перед ним вдруг открывается простая и очевидная истина, что любой ребенок осваивает в течение первых двух лет язык той страны и тот диалект, на которой он воспитывается.

Любой детский мозг может освоить и применять любой другой язык на том же уровне, как и свой родной. Для этого конечно же нужна определенная среда, которая будет его стимулировать. Так родилась философия преподавания музыки Сиини Судзуки.

Ситини, как и многие учителя — самоучки в основном опирался на свой личный опыт, а не на какие-то исследовательские разработки, хотя и прислушивался к ним. Так например, контактировал и разделял точку зрения Глена Домана и их мнения сошлись на том, что маленькие дети обладают поистине огромным потенциалом.

Ученики Судзуки со своими миниатюрными скрипочками в 5 лет давали ошеломляющие концерты и безукоризненно исполняли Вивальди, Баха, Моцарта и их музыкальная техника была совершенна.

Многие были поражены, как ему удается так в совершенстве обучить маленьких детей великому искусству. Ведь даже взрослые, уже с огромным музыкальным стажем, не могли играть так легко и непринужденно.

Читать еще:  Почему у ребенка постоянно холодные ноги. У ребенка-подростка постоянно холодные руки, а ноги просто ледяные, но при этом ему не холодно. Что это за симптом? Причины «холодных рук»

Несмотря на восторженные отзывы, Судзуки не ставил перед собой целью вырастить гениального музыканта — «я просто воспитываю благородного и хорошего человека». Чтобы у него были чистые помыслы и благородное сердце.

У него на обучении были и больные дети, кто-то страдал разными недугами и музыкой и терпением он лечил их. Лечил их физически: путем ежедневных тренировок на музыкальных инструментах и духовно: вселяя в их сердца веру, надежду и лучик света.

Именно его учение заинтересовало М. Ибуку и дало толчок для развития.

Приципы воспитания Ситини Судзуки

Приведу здесь основополагающие принципы воспитания Ситини Судзуки без акцента на музыкальное развитие, которые можно применять не только к обучению музыке, но и любой другому мастерству. Все принципы он подробно описал в своей книге «Взращенные с любовью».

Когда ребенок только начинает учиться говорить обратите внимание на такие важные моменты:

  1. Чем раньше, тем лучше . Чем раньше вы начнете, тем лучше для любого обучения, не только музыке.
  2. Родители играют важную роль в любом воспитании, будь то музыка или спорт, творчество или что-либо еще. На примере музыки, Ситини говорил, чтобы обучить ребенка игре на скрипке, первые уроки даются для родителей, чтобы они его потом учили тому, что знают сами. Вселяли в ребенка свой энтузиазм, ходили с ним на занятия, делали домашние занятия, подбадривали, если что-то не получается, были опорой и поддержкой. Стимулировали в обучении. Ходили на выступления, лекции, концерты, тренировки и другие мероприятия. Это очень важно для ребенка. Именно внимание и участие в процессе родителей. И главное: нельзя заставлять ребенка насильно заниматься, вы должны мотивировать его.
  3. Роль музыки . Если даже ваш ребенок далек от карьеры музыканта и вы не планируете выходить на мировую эстраду, то применение музыки вам все равно не помешает, взять хоть к примеру эффект Моцарта. Подобные произведения вы можете прослушивать фоном, когда ребенок рисует или играет, но музыка оказывает свой магический эффект.
  4. Когда ребенок изучил одну пьесу, ему можно добавить еще одну. Но не забрасывать при этом первую. Теперь он будет работать с двумя пьесами и совершенствовать свое мастерство и закреплять таким образом пройденный материал.
  5. Память . Развивайте память. Отходите от ненужных записей и нот. Заучивайте стихи и больше читайте со свои ребенком, играйте в игры, которые способствуют развитию памяти. Ведь все ученики Ситини играли свои произведения по памяти, никогда не использовали ноты. Он говорил: «Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».
  6. Не стремитесь к воспитанию таланта или гения , дайте ребенку гармонию с самим собой и окружающим миром. А способности и таланты при этом сами раскроются, как молодой бутон ранним июньским утром.

Будьте талантливы во всем!

До новых встреч!

Пишите комментарии, что думаете по этому поводу.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити Сузуки – известный японский скрипач, талантливый педагог, основатель и президент всемирно известного Института воспитания талантов.

Синити считал, что музыкальный дар это не врожденный талант, а способность, которую можно развить, если с раннего детства целенаправленно заниматься с ребенком.

Сузуки прославился тем, что его, всего лишь трех-четырехлетние, воспитанники уже владели блестящей игрой на скрипке. Свои принципы и методы воспитания Синити Сузуки изложил в книге «Взращенные с любовью».

В ней он доказывает, что каждый ребенок рождается потенциально талантливым. В настоящее время методикой Сузуки пользуются десятки тысяч людей.

Принципы методики Сузуки:

• Талант, будь то в области музыки или в других сферах человеческой деятельности, не передается по наследству. Человек — дитя своего окружения.

• В каждом ребенке можно развить невероятные таланты, если этим заниматься с самого детства.

• Совместное совершенствование — залог радости и удовольствия для всех: детей, родителей, педагогов.

• Обучение игре на скрипке должно происходить в атмосфере великодушия, сотрудничества и радости.

• Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости.

• Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это означает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей натуры.

Читать еще:  До скольки лет выдают детское питание. Бесплатно социальный рацион полагается. Как получать бесплатное питание на ребенка

• Многократные повторения направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытия смысла музыки.

• Если ребенку «медведь на ухо наступил», т.е. он уже приобрел привычку неправильно воспроизводить, например, ноту «фа», ему нужно услышать правильное звучание «фа» столько раз, чтобы оно начало превалировать над неправильным. В результате ребенок обретет новое умение и у него разовьется музыкальный слух.

• Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же поддаются тренировке, как и любые другие способности.

• Сначала характер, потом способности. Задача родителей и педагогов — воспитывать в детях благородство духа, честность, прививать им высокие ценности.

• Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге.

• Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывается множество путей для развития

Дети — это продукт тренировки и окружающей среды

Даже соловьи не рождаются с готовой способностью петь свои несравненные песни. Необходим «учитель», которого подсаживают к ещё не оперившимся птенцам, живущим в домашних условиях.

В течение месяца птенцы прислушиваются к трелям своего «учителя» и усваивают его навыки. Каким певцом окажется птица в дальнейшем, определяется в первый месяц ее жизни.

И здесь не играет никакой роли, с хорошими или плохими способностями родился тот или иной птенец.

Если есть хороший учитель, то птенец в ходе своего развития воспринимает его опыт и начинает петь так же красиво. Однако, если подсадить к учителю птицу, выросшую в дикой природе, то, как показывает многовековой опыт, ничего подобного не происходит. Таков закон природы. Разве этот пример с соловьями не служит для нас ценным намеком в плане развития человеческого потенциала?

Игра на скрипке — это, прежде всего, игра

Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности – это идеальное время, чтобы развить музыкальность. Как же происходило обучение 3-4-хлетних детей игре на скрипке? Занятия должны быть основаны на добровольном желании ребенка. В первую очередь Сузуки учил играть на скрипке родителей, а ребенок только наблюдал и запоминал мелодию. Дома маме так же рекомендовалось повторять музыкальные упражнения. Таким образом, ребенок видел, как это интересно и увлекательно, и произносил магические слова: «Я тоже хочу». В следующий раз ребенок с особым трепетом приходил на свой первый урок.

Занятия бывали индивидуальными и групповыми. На групповых у ребенка была возможность поиграть рядом с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значение для обучения: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достичь их уровня.

Если же родители подходят к обучению ребенка игре на скрипке, как к его обязанности, а не игре, то вскоре он теряет интерес к занятиям.

Ребенок должен иметь возможность слушать записи скрипичных пьес и играть со скрипкой, как с игрушкой. Мама же, время от времени в непринужденной форме показывает своему ребенку, как правильно держать скрипку и смычок.

Профессиональному музыканту требуется три вещи:

1) тонкое музыкальное чутье,

2) высокое исполнительское мастерство,

3) хороший характер.

Синити Сузуки считал, что четырех-пятилетние дети обладают следующими особенностями, и хотел бы быть похожим на них:

• они не допускают даже мысли о том, чтобы предать себя;

• они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них;

• они умеют только любить и еще ничего не знают о ненависти;

• они любят справедливость и досконально выполняют все правила;

• они радуются жизни, и вся их жизнь наполнена радостью;

• они не знают страха и живут с ощущением безопасности

Источники:

http://sonyaclub.ru/metodika-shinichi-suzuki/
http://polonskaya-blog.ru/metod-sitini-sudzuki/
http://www.baby.ru/blogs/post/190119285-94793351/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector