Мультфильмы для детей – польза или вред? Современные мультфильмы: польза или вред

Мультфильмы для детей: польза или вред?

В се мы слышали, что долго смотреть телевизор не стоит, что надо как-то ограничивать время, проведённое малышом у экрана, но всё это зачастую забывается, когда очередная серия развивающего мультфильма даёт папе и маме несколько минут покоя или помогает накормить или одеть сопротивляющегося ребёнка. Но чего может стоить минутная «победа» в борьбе за тишину для неокрепшего организма и психики?

Начнём с того, что зрительный аппарат новорождённого устроен совсем не так, как у взрослого. После рождения зрение малыша непрерывно развивается: устанавливаются прочные связи с мозгом, глаза «обучаются» восприятию цветов, геометрических форм, глубины и отдалённости предметов, и только к четырём годам достигается максимальная острота зрения. Мерцание экрана и быстро сменяющие друг друга картинки вызывают повышенную нагрузку на неокрепший зрительный аппарат малыша, что впоследствии может привести к снижению остроты зрения и цветоощущения, а также к дискоординации глазных яблок.

«Последняя проведённая мной диспансеризация детей в возрасте десяти лет показала, что примерно 30% детей, заканчивающих начальную школу, поставлен диагноз «миопия начальной стадии», который ещё несколько десятилетий назад ставился лишь двум-трём ученикам из класса, – говорит врач-педиатр первой квалификационной категории Анна Николаевна Тренина. – Решающую роль в ухудшении здоровья ребят, несомненно, играет неумеренное увлечение телевизором, планшетом, компьютером и играми на телефоне, которыми мамы и папы зачастую занимают детей даже самого раннего возраста».

Действительно, ухудшение зрения – это одна из проблем современного общества, в котором глаза являются важнейшим и самым доступным инструментом для учёбы, работы и развлечений. Всемирная организация здравоохранения также не обошла стороной эту проблему и дала чёткие рекомендации о том, в каком возрасте и сколько можно смотреть телевизор:

· дети дошкольного возраста могут смотреть подходящие по возрасту мультфильмы около 30 минут в день;

· дети в возрасте 7-11 лет могут провести у экрана не более 1 часа в день.

«Для этого есть веские причины, – объясняет психолог и сооснователь проекта «Дом на дереве» Екатерина Аксёнова. – В возрасте до трёх лет у ребёнка активно формируется восприятие и внимание – те функции, которые станут основой для развития более сложных навыков в дальнейшем. Каждый этап развития малыша характеризуется какой-либо ведущей деятельностью. Так, в период до года ведущая деятельность – эмоциональное общение с близкими людьми, прежде всего, с мамой. С года до трёх кроха начинает познавать мир через активное взаимодействие с предметами вокруг себя, и в это время малыш ещё не может самостоятельно направлять своё внимание. Для ребёнка 1-2 лет, к примеру, характерна следующая ситуация: увидел муравья, смотрит за его передвижениями, вдруг встретилась кошка, он забыл про муравья и пошёл за кошкой, споткнулся о камень, забыл о кошке и т.д. Если же в раннем возрасте ребёнку предлагаются мультфильмы и прочие видеоматериалы, в том числе якобы развивающие и предназначенные для детей «0+», они полностью завладевают им. При этом деятельность в виде просмотра не является ни ведущей, ни активной, а, значит, не способствует нормальному образованию необходимых нейронных связей».

Помимо очевидных проблем, возникающих у детей при просмотре телевизора, отмечаются также тесно связанные негативные последствия такого поведения. «Если говорить о том, как изменилось детское здоровье за последние десятилетия, то нельзя не отметить возросшее количество детей, которым поставлен диагноз «эпилепсия». Если ещё двадцать лет назад данное заболевание было обусловлено перенесённой черепно-мозговой травмой или органическим поражением головного мозга, то в настоящее время бывает очень сложно установить причинно-следственную связь, приведшую к развитию эпилепсии. В 2016 году на курируемом мной участке проживает уже три малыша от трёх до пяти лет, которым поставлен диагноз «идеопатическая эпилепсия», то есть эпилепсия, не обусловленная каким-либо очевидными факторами. Было бы неправильно утверждать, что именно неумеренное увлечение средствами мультимедия привело к развитию заболевания, но исключить такого варианта всё же нельзя. К счастью, не все дети, смотрящие мультфильмы, подвержены развитию этого тяжелого заболевания, но приведённые факты говорят о том, что неограниченный просмотр видеоматериалов детьми младшего возраста вызывает огромную нагрузку как на зрительный аппарат, так и на центральную нервную систему», – отмечает врач-педиатр Анна Николаевна Тренина.

Ответ прост – спрос рождает предложение. Многие родители убеждены, что для того, чтобы их ребёнок стал успешным человеком, необходимо с младенчества начинать учиться. Цвета, буквы, цифры и все остальные знания должны быть освоены ещё до того, как малыш начнёт уверенно бегать. Именно поэтому появилась целая индустрия «развивающих» мультфильмов, которые выполняют сразу же две функции: транслируют какую-либо обучающую информацию и на определённое время занимают детское внимание. Таким образом, совесть родителей остается чиста: ребёнок не просто смотрит в монитор, оставляя при этом родителя на некоторое время в покое, но и получает какую-то обучающую информацию.

Но так ли это на самом деле, можно ли обучаться посредством мультиков и чего здесь больше: вреда или пользы? Психолог Екатерина Аксёнова категорична: «Обучение посредством мультиков до достижения ребёнком трёх лет несёт скорее разрушительный характер для развития. Какие-либо навыки или умения невозможно получить из пассивной деятельности. Своевременный показ качественного и соответствующего возрасту мультфильма может быть хорошим дополнением тому, что малыш узнал из своей активной деятельности. Например, с 3 до 7 лет ведущей деятельностью ребёнка является игра. И здесь уже определённые персонажи и их действия могут служить для этой игры материалом, когда идёт не просто копирование, а творческая переработка полученной информации».

Бывает так, что родители осознают всю мнимую пользу и реальный вред раннего демонстрирования мультфильмов, но, сталкиваясь с некоторыми проблемами в поведении своих детей, к примеру, нежеланием есть или одеваться, часто слышат такой совет: «Включи мультик, и всё станет проще!».

Юлия Карпова, мама Ивана (1,5 года), поделилась своей проблемой: «У нас никогда не было проблем с одеванием. Сын терпеливо относился к одеванию рубашек, кофт, куртки, но в последнее время, как только речь заходит о прогулке, Ваня начинает вырываться, убегать и всеми силами мешать его одеть. Одна моя подруга посоветовала на время одевания включать мультфильм. Но я сама практически не смотрю телевизор, а тем более не хочу включать что-то такому маленькому ребёнку. Я бы хотела понять, насколько обоснованным может быть такой метод?».

Вот, что по этому поводу говорит психолог проекта «Дом на дереве» Екатерина Аксенова: «Если даже не затрагивать тему возрастного ограничения, стоит отметить, что кормление и одевание являются не просто механическими действиями, а важными социальными актами родителя по отношению к ребёнку. Через эти процессы выражается любовь и забота. При этом здорово, когда это происходит при полном эмоциональном контакте и сопровождается положительными эмоциями. И если эти процессы не сложились, то сопровождение мультфильмами лишь очень временно облегчит жизнь родителю, а далее повлечёт за собой серьезные последствия, такие, как нарушение пищевого поведения и уменьшение ресурса самостоятельности. Ребёнок в этих процессах стимулируется внешним средством – мультфильмом. Мотивация из внешней во внутреннюю почти не переходит. Значит, эти процессы с большой долей вероятности будут затруднительны и неприятны для ребёнка и впоследствии. В таких случаях родителям нужно искать другие альтернативные способы, которые смогут улучшить процесс изнутри, а не снаружи».

Нарушения пищевого поведения и их последствия волнуют также и врачебное сообщество: «Ко мне на приём стали всё чаще приходить родители с детьми, страдающими в той или иной степени избытком массы тела. Конечно же, длительное нахождение перед монитором или телевизором не может считаться основным фактором, способствующим излишнему набору веса, но, несомненно, практически в 90% случаев, лишний вес является следствием гиподинамии, неизбежно сопровождающей чрезмерное увлечение различными гаджетами», –говорит Анна Николаевна Тренина.

Но что делать родителям, дети которых уже настолько прочно связали свою маленькую жизнь с телевизором или компьютером, что ограничение в их использовании вызывает бурю протеста, а нередко и настоящую истерику? На этот счёт Екатерина Аксёнова советует следующее: «Если уже наблюдается истерика, это означает, что образовалась зависимость. Первое, что должны сделать родители – чётко и строго до начала просмотра договориться, сколько мультиков будет сейчас смотреть ребёнок. Здесь главное, чтобы малышу был понятен смысл «сколько», чтобы он смог посчитать или как-то ещё понять, когда просмотр будет закончен. Если малыш ещё не пользуется часами, то не стоит ему называть время в минутах, лучше в количестве мультиков. Очень важно, чтоб помимо телевизора, у ребёнка были какие-то увлекающие его альтернативные игры или дела. Если у него не сформирован самостоятельный навык занять себя, невозможно просто сказать ему: «Иди и займись чем-то». В такой ситуации нужна активная помощь родителя, который организует игру или другую активную деятельность. При уже случающихся истериках не стоит надеяться на мягкое решение проблемы, всё равно первое время ребёнок не будет принимать новый распорядок. Это важно понять, чтобы помочь ему пережить этот переход к более независимой жизни, к более свободному вниманию и собственной активной деятельности. Потребуется терпение со стороны родителей. И, несомненно, принесёт значимые плоды в будущем».

Читать еще:  Аппликация из листьев на тему осень" в школу и для детского сада. Поделки аппликации своими руками из сухих осенних листьев. Составление аппликаций из сухих листьев

Однако по достижению ребёнком возраста трёх лет, перед нами возникает ещё одна проблема: как из всего многообразия мультипликационной продукции, выбрать то, что подходит именно вашему малышу? Екатерина Аксёнова поясняет: «При выборе мультипликационного фильма родители должны, прежде всего, сами быть в курсе содержания мультфильма. Простые мультфильмы для ребят от трёх лет построены на эмоциях, в них почти нет слов, а смысл происходящего понятен по бессловесным выражениям эмоций: жестами, междометиями, восклицаниями. Героями таких мультфильмов чаще всего выступают животные, образы которых наиболее понятны для ребёнка младшего дошкольного возраста. Отличный пример – мультфильмы, снятые по сказкам Сутеева. Взрослея, малыш учится понимать всё более сложные обороты речи и более глубокий смысл происходящего на экране, может увидеть подтекст и оценить юмор. Очень важно смотреть мультфильмы вместе с ребёнком, тогда будет гораздо понятнее, как и что он воспринимает, в какой мере и как понимает. Родитель сможет снять лишнее напряжение, обсудив что-то после просмотра мультфильма, будет понимать степень чувствительности или особые темы напряжения ребёнка».

Мультфильмы: польза или вред

Мультфильмы — одно из любимых детских развлечений. Все дети без исключения любят их смотреть, ну а для взрослых порой это единственная возможность занять ребенка на некоторое время. Однако некоторые мультфильмы у родителей вызывают сомнения в их безопасности для ребенка. Попробуем разобраться в этом вопросе.

По своему замыслу мультфильм предназначен для развития сознания ребенка, воспитания и обучения. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.

Но все ли родители, включая своему ребенку тот или иной мультфильм, задаются целью развития, воспитания или обучения? Мама включает мультфильм для того, чтобы спокойно выполнить какие-то дела по дому, приготовить ужин; папа – «посидеть» в Интернете, почитать журнал, не отвлекаться от управления автомобилем; старший брат или сестра – да просто потому, что с младшим не так интересно проводить время. Взрослые включают ребенку мультфильм при любом удобном случае, часто не преследуя никаких воспитательных или развивающих целей, а порой даже предварительно не просматривая и не зная о чем он, что может привести к весьма нежелательным последствиям, поскольку просмотр мультфильмов зачастую становится неконтролируем и нецеленаправлен.

Очень часто современный ребенок может проводить наедине с мультфильмами по несколько часов в день, которые заменяют дошкольнику читаемые ему взрослыми сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой, совместные игры со старшими. Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус. Американской академией ребенка и юной психиатрии был проведен эксперимент с шестилетними детьми. Детям дали возможность смотреть мультфильмы в течение трех часов — с 9 до 12. В этот период исследователи наблюдали, как изменяется их поведение в результате просмотра мультфильмов. Большинство детей не ели и не пили в течение этого времени, их поведение не изменялось, только время от времени они меняли свое положение, пересаживаясь с одного места на другое. Мимика лица зачастую изменялась, в какой-то момент они выглядели серьезными, иногда улыбались, а иногда задумывались. После трех часов просмотра мультфильмов в поведении детей была выявлена закономерность — ребенок начал вести себя, как персонаж из мультфильма, он начинал кричать, воображал себя героем мультфильма. Ребенок считал, что такое поведение правильно, и что так и должно быть. Он не мог увидеть границу между реальностью и вымыслом. Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они — реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи — лесные чудища. Прочитать — значит понять, увидеть же — значит поверить в реальность происходящего по ту сторону «голубого» экрана. Эксперимент показывает, что дети, когда они подвергаются воздействию мультфильмов, также пытаются проецировать аналогичное мультипликационным героям поведение, в том числе и агрессивное поведение – драки, жесты и мимику и даже сквернословие. В результате длительного просмотра ребенок теряет социальное взаимодействие, его внимание сосредотачивается на мультфильме.

Признаком современной семьи, где есть ребенок, является наличие в доме большого количества DVD-дисков с мультфильмами различного жанра; мультфильмы «закачены» на все имеющиеся гаджеты – планшеты, смартфоны, домашние кинотеатры, автомобильные навигаторы и медиа-устройства, настольные компьютеры. О постоянном наличии мультфильмов в кинопрокате на любой вкус и цвет даже не стоит упоминать. Но проходят ли современные «шедевры» мультипликации соответствующий строжайший цензурный отбор как в советское время? Может ли не так давно принятый закон о цензуре в полной мере оградить ребенка от негативного эмоционального влияния (страха, агрессии, искажения ценностей и др.) некоторых современных мультфильмов?

Не все это знают, но в советские времена все мультфильмы проходили жесткий контроль, и каждый кадр рассматривался «под лупой», в том числе и с точки зрения его воздействия на ребенка. Позиции цензоров того времени кажутся небезусловными, а многие советские мультфильмы — слишком примитивными, ура-советскими или морализаторскими. И все же у советской анимации не отнять того, что она была комфортна для детской психики, учила прекрасному, доброму, вечному и порой оформляла эти уроки в самобытной авторской манере — просмотр мультфильма часто становился для ребенка первой встречей с искусством.

В последние два десятилетия ситуация изменилась. В настоящий момент отсутствуют научно обоснованные рекомендации по применению возрастных ограничений к мультфильмам, а также для отбора мультфильмов, созданных в целях воспитания и образования ребенка. Сегодняшняя западная мультипликация зачастую сделана дешево и халтурно, без всякого учета возможностей и потребностей ребенка. Да и нынешние российские мультипликаторы не всегда учитывают особенности детского восприятия. В результате дети получают несортированный поток анимационного зрелища, в котором жестокость уживается с сентиментальностью и дурным вкусом, ходульные сюжеты оформлены в безликой эстетике, а герои лишены даже намека на индивидуальность.

В 2012 г. детскими психологами был исследован воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве, как уже было отмечено, носили зачастую откровенно морализаторский характер. Современные же не отличаются строгой моралью. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. К примеру, такие мультфильмы как «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Дед Мороз и серый волк» призваны научить маленького ребенка личностным границам, дать конкретную позитивную установку «Моя дом – моя крепость». В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. (например, смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы («Шрек 3»); азартные игры на деньги, «выбивание» карточных долгов («Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), множественные сцены убийств, насилия и агрессии, («Реальные монстры», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек-паук», «Дикая семейка Торнберри», «Губка Боб квадратные штаны», «Как говорит Джинжер», «Эй, Арнольд», «Скуби Ду», «Том и Джерри» и др.). Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с «роботизированным ребенком», захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное «я», восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов.

Читать еще:  Колядки на рождество для детей короткие. Рождественские колядки для детей. Короткие, длинные, веселые, тексты колядок

Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая. Один из российских телеканалов снял фильм «Влияние мультфильмов на детей», в котором очень хорошо продемонстрировано искажение ценностей, в частности искажение образов-эталонов женщины и матери на примере Белоснежки и Феоны из Шрека. Девочки с малолетства получают сценарий женского поведения из таких мультфильмов и затем бессознательно или сознательно реализуют его в реальности. А этот сценарий – это набор качеств «истинной женщины»: агрессивность (в том числе и словесная), сексуальность (развязность, легкодоступность), эмоциональная холодность, цинизм. Образ женщины лишается романтики и тайн, идет наделение его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультфильмы — это целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Практически всегда эти интроекты завуалированы, разбавлены разноцветием сюжетно-ролевых ходов и вы не всегда их уловите, но они подобно 25-му кадру очень легко записываются нашим бессознательным, разрушая систему истинных ценностей.

Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») — невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») — назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») — самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») — трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») — эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведения. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Причем подробности такого поведения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.

Эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие. Тот же Шрек — разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя, а смурфики, бакуганы или гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами? Героями же практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам.

Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого, в современной анимации часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой. Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.

Однако на сегодняшний день помимо старых, добрых советских мультфильмов выпускается еще множество развивающих и обучающих мультфильмов для детей (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы, или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит важные и актуальные для ребенка образы и переживания. Но самое главное — никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается!

Польза и вред мультфильмов для детей дошкольного возраста
материал на тему

Мультики любят и дети, и взрослые, но первые обычно видят в них лишь благо, а вторые нередко безосновательно ищут в них зло.

Безусловно, мультфильмы могут нести в себе и вред, и пользу для ребенка. Но что именно он в итоге получит от просматривания таких видеороликов, почти целиком зависит от родителей, особенно когда речь идет о самых маленьких телезрителях.

Детские мультфильмы: польза

Нельзя говорить, что мультики вредны. Они могут оказывать мощное положительное влияние на ребенка, если тот, конечно, каждый день гуляет, много двигается, занимается уроками (школьными или развивающими занятиями), общается со сверстниками и проводит время со своими родными, а не только просиживает у экрана.

При правильно организованном режиме и осознанно подобранном репертуаре мультфильмы способны стать мощным лементом воспитания и развития малыша:

1. В первую очередь это просто интересно и занимательно, и хороший добрый мультфильм может стать неплохим способом проведения досуга малыша.

2. Далеко не всегда родители уделяют достаточно времени общению с малышом, и он нередко черпает новые слова и сразу же пытается понять их значение из мультиков. Даже детки постарше частенько узнают из мультфильмов новые и неизвестные некоторым взрослым (не то, чтобы детям) термины и факты.

3. Разнообразные герои, занимательные сюжеты и места их происшествий расширяют кругозор и знания ребенка. Из мультфильмов он может узнать много нового и интересного, что пригодится ему не только в школе, но и в личной жизни.

4. Мультфильмы могут стать способом коммуникации с другими детьми, ведь им всегда будет что обсудить, если вкусы детей совпадут.

5. Просматривая мультики, ребенок невольно становится виртуальным соучастником описываемых событий, примеряет на себя разные социальные роли, дает оценку главным героям и их поступкам.

6. Мультфильмы заставляют думать, искать следственно-причинные связи, делать логические выводы и даже фантазировать, додумывать.

7. Можно даже сказать, что малыш получает определенный жизненный опыт из мультиков: он узнает, что дорогу можно переходить только в безопасных специальных местах, что играть с огнем нельзя, что обижать других — некрасиво, а помогать взрослым и заботиться о слабых — хорошо и благородно.

Кроме того, пользу от мультфильмов изымают и взрослые: пока ребенок увлечен просмотром, мама может, к примеру, отдохнуть или похлопотать по дому. Порой телесеанс способен успокоить, угомонить разбушевавшегося ребенка, переключить его внимание, отвлечь.

Чтобы мультфильмы для детей приносили пользу, они должны соответствовать возрасту и интересам ребенка, как и длительность их просмотра. По возможности всегда следует предварительно просматривать мультфильм самому, чтобы иметь понятие о главных героях и смысловой нагрузке конкретного видео. Нельзя допускать, чтобы ребенок смотрел телевизор очень близко, и лучше исключить телесеансы, по меньшей мере, за два часа до отхода ко сну, так как и мелькание изображения на экране, и некоторые сюжеты мультиков перевозбуждают нервную систему маленьких зрителей.

Мультфильмы для детей: вред

Мы плавно перешли к тому, что мультфильмы могут быть не только полезными. Вероятный вред можно условно разделить на физиологический и эмоционально-психический.

Что касается физического здоровья ребенка, то на первый план выходит нагрузка на глаза и позвоночник. Если ребенок смотрит телевизор очень долго, очень близко, и особенно если качество изображения при этом плохое, то не просто сильно устают глаза, но также портится зрение. Есть мнение, что детям до 3 лет лучше смотреть черно-белое видео, которое не так сильно напрягает глаз.

Нужно следить за громкостью звука, чтобы она не превышала нормы. Между прочим, иногда в детских передачах и мультфильмах звучат прямые призывы сделать звук погромче или сесть поближе к экрану: все это должны контролировать родители, а страшим детям можно объяснить, чего делать ни в коем случае не следует.

Неудобные, нефизиологические позы могут приводить к искривлению позвоночника, нарушению плечевых суставов и прочим заболеваниям.

Читать еще:  Закономерности роста и развития детей. Факторы, определяющие особенности роста и развития ребенка

Головные боли, усталость, повышенная раздражительность и возбудимость тоже могут быть следствием длительных просмотров мультиков. Помимо этого, ребенок черпает из них не только хорошие воспитательные качества, но и плохие: агрессию, ненависть, зависть, корыстолюбие, ощущение безнаказанности и прочие.

Психологи говорят, что некоторые мультфильмы способны не только нарушить или замедлить, но даже остановить развитие ребенка. И это касается в равной степени как содержания, таки графики/анимации. Зрительные образы воздействуют очень сильно.

Между тем, многие педагоги уверенны, что очень часто вред мультиков преувеличен. Если подходить к этому вопросу с умом и наблюдать за реакцией своего ребенка во время и после просмотров, то из мультфильмов можно изъять немало пользы. Чтобы предупредить вредное влияние мультфильмов на психику и характер ребенка, обсуждайте с ним увиденное.

Какие мультфильмы посмотреть?

Многие мамы задаются вопросом, какие мультики включить ребенку. Выбрать очень непросто, поэтому они обращаются за советами к более опытным родителям. Но здесь практически все зависит именно от ребенка: его интересов, мировоззрения, а также обязательно — от возраста. Что нравится и подходит одним деткам, то может оказаться недопустимым для других. Вы должны выбрать любимые детские видео вместе.

Из наиболее часто рекомендуемых другими мамами — «Лунтик», «Маша и Медведь», «Смешарики», из старых — «Фунтик», «38 попугаев», «Винни Пух», «Ну, погоди!», «Карлсон», «Маугли», «Дюймовочка», «Котенок по имени Гав», «Мороз Иванович», «Простоквашино», «Умка», «Бременские музыканты». Вообще, музыкальные мультфильмы относятся к особой категории и даже запоминаются лучше. Однако еще раз акцентируем на том, что все очень индивидуально.

Напоследок хочется сказать, что современное новое подрастающее поколение коренным образом отличается от всех предыдущих. Оно живет в совершенно другом мире и времени, и старые добрые советские мультфильмы для наших детей становятся все менее актуальными и интересными. Это не говорит о том, что дети или мультики плохие. Просто нужно принять как данность, что все меняется. И качественно новые мультфильмы пишутся для качественно других детей. Пусть многие детские психологи выступают категорически против современных мультфильмов, но и среди них есть хороший продукт. Главное, подобрать подходящий именно для Вашего малыша. Будьте готовы, что он многое из увиденного решит применить в собственной жизни, так что лучше все же найти время, чтобы подобрать репертуар для своего телезрителя.

Предварительный просмотр:

Мультики любят и дети, и взрослые, но первые обычно видят в них лишь благо, а вторые нередко безосновательно ищут в них зло.

Безусловно, мультфильмы могут нести в себе и вред, и пользу для ребенка. Но что именно он в итоге получит от просматривания таких видеороликов, почти целиком зависит от родителей, особенно когда речь идет о самых маленьких телезрителях.

Детские мультфильмы: польза

Нельзя говорить, что мультики вредны. Они могут оказывать мощное положительное влияние на ребенка, если тот, конечно, каждый день гуляет, много двигается, занимается уроками (школьными или развивающими занятиями), общается со сверстниками и проводит время со своими родными, а не только просиживает у экрана.

При правильно организованном режиме и осознанно подобранном репертуаре мультфильмы способны стать мощным лементом воспитания и развития малыша:

  1. В первую очередь это просто интересно и занимательно, и хороший добрый мультфильм может стать неплохим способом проведения досуга малыша.
  2. Далеко не всегда родители уделяют достаточно времени общению с малышом, и он нередко черпает новые слова и сразу же пытается понять их значение из мультиков. Даже детки постарше частенько узнают из мультфильмов новые и неизвестные некоторым взрослым (не то, чтобы детям) термины и факты.
  3. Разнообразные герои, занимательные сюжеты и места их происшествий расширяют кругозор и знания ребенка. Из мультфильмов он может узнать много нового и интересного, что пригодится ему не только в школе, но и в личной жизни.
  4. Мультфильмы могут стать способом коммуникации с другими детьми, ведь им всегда будет что обсудить, если вкусы детей совпадут.
  5. Просматривая мультики, ребенок невольно становится виртуальным соучастником описываемых событий, примеряет на себя разные социальные роли, дает оценку главным героям и их поступкам.
  6. Мультфильмы заставляют думать, искать следственно-причинные связи, делать логические выводы и даже фантазировать, додумывать.
  7. Можно даже сказать, что малыш получает определенный жизненный опыт из мультиков: он узнает, что дорогу можно переходить только в безопасных специальных местах, что играть с огнем нельзя, что обижать других — некрасиво, а помогать взрослым и заботиться о слабых — хорошо и благородно.

Кроме того, пользу от мультфильмов изымают и взрослые: пока ребенок увлечен просмотром, мама может, к примеру, отдохнуть или похлопотать по дому. Порой телесеанс способен успокоить, угомонить разбушевавшегося ребенка, переключить его внимание, отвлечь.

Чтобы мультфильмы для детей приносили пользу, они должны соответствовать возрасту и интересам ребенка, как и длительность их просмотра. По возможности всегда следует предварительно просматривать мультфильм самому, чтобы иметь понятие о главных героях и смысловой нагрузке конкретного видео. Нельзя допускать, чтобы ребенок смотрел телевизор очень близко, и лучше исключить телесеансы, по меньшей мере, за два часа до отхода ко сну, так как и мелькание изображения на экране, и некоторые сюжеты мультиков перевозбуждают нервную систему маленьких зрителей.

Мультфильмы для детей: вред

Мы плавно перешли к тому, что мультфильмы могут быть не только полезными. Вероятный вред можно условно разделить на физиологический и эмоционально-психический.

Что касается физического здоровья ребенка, то на первый план выходит нагрузка на глаза и позвоночник. Если ребенок смотрит телевизор очень долго, очень близко, и особенно если качество изображения при этом плохое, то не просто сильно устают глаза, но также портится зрение. Есть мнение, что детям до 3 лет лучше смотреть черно-белое видео, которое не так сильно напрягает глаз.

Нужно следить за громкостью звука, чтобы она не превышала нормы. Между прочим, иногда в детских передачах и мультфильмах звучат прямые призывы сделать звук погромче или сесть поближе к экрану: все это должны контролировать родители, а страшим детям можно объяснить, чего делать ни в коем случае не следует.

Неудобные, нефизиологические позы могут приводить к искривлению позвоночника, нарушению плечевых суставов и прочим заболеваниям.

Головные боли, усталость, повышенная раздражительность и возбудимость тоже могут быть следствием длительных просмотров мультиков. Помимо этого, ребенок черпает из них не только хорошие воспитательные качества, но и плохие: агрессию, ненависть, зависть, корыстолюбие, ощущение безнаказанности и прочие.

Психологи говорят, что некоторые мультфильмы способны не только нарушить или замедлить, но даже остановить развитие ребенка. И это касается в равной степени как содержания, таки графики/анимации. Зрительные образы воздействуют очень сильно.

Между тем, многие педагоги уверенны, что очень часто вред мультиков преувеличен. Если подходить к этому вопросу с умом и наблюдать за реакцией своего ребенка во время и после просмотров, то из мультфильмов можно изъять немало пользы. Чтобы предупредить вредное влияние мультфильмов на психику и характер ребенка, обсуждайте с ним увиденное.

Какие мультфильмы посмотреть?

Многие мамы задаются вопросом, какие мультики включить ребенку. Выбрать очень непросто, поэтому они обращаются за советами к более опытным родителям. Но здесь практически все зависит именно от ребенка: его интересов, мировоззрения, а также обязательно — от возраста. Что нравится и подходит одним деткам, то может оказаться недопустимым для других. Вы должны выбрать любимые детские видео вместе.

Из наиболее часто рекомендуемых другими мамами — «Лунтик», «Маша и Медведь», «Смешарики», из старых — «Фунтик», «38 попугаев», «Винни Пух», «Ну, погоди!», «Карлсон», «Маугли», «Дюймовочка», «Котенок по имени Гав», «Мороз Иванович», «Простоквашино», «Умка», «Бременские музыканты». Вообще, музыкальные мультфильмы относятся к особой категории и даже запоминаются лучше. Однако еще раз акцентируем на том, что все очень индивидуально.

Напоследок хочется сказать, что современное новое подрастающее поколение коренным образом отличается от всех предыдущих. Оно живет в совершенно другом мире и времени, и старые добрые советские мультфильмы для наших детей становятся все менее актуальными и интересными. Это не говорит о том, что дети или мультики плохие. Просто нужно принять как данность, что все меняется. И качественно новые мультфильмы пишутся для качественно других детей. Пусть многие детские психологи выступают категорически против современных мультфильмов, но и среди них есть хороший продукт. Главное, подобрать подходящий именно для Вашего малыша. Будьте готовы, что он многое из увиденного решит применить в собственной жизни, так что лучше все же найти время, чтобы подобрать репертуар для своего телезрителя.

Источники:

http://lucky-child.com/blog/multfilmy-dlya-detey-polza-ili-vred/
http://www.b17.ru/article/13957/
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/28/polza-i-vred-multfilmov-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector