На третьем году жизни. Третий год жизни ребенка — развитие. Кризис трех лет

Кризис 3 лет у ребенка

Содержание

Как определить кризисный период, типичные проявления кризиса 3 лет, как помочь ребенку его пережить и чего родителям делать не стоит

Как распознать кризис 3 лет?

Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».

Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.

Зачем нужен кризис 3 лет?

Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Нельзя предсказать заранее, сколько точно продлится кризис. Обычно он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, особенно если на него наложились другие стрессы. Это может быть переезд, выход в садик, появление младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-то из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в один день, поведение других меняется постепенно. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит проконсультироваться с детским психологом. Но необходимо помнить, что отношение родителей во многом определяет сроки кризиса. Поддерживайте малыша, демонстрируйте свою любовь и понимание, и тяжелый период гарантированно сократится.

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность. Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю.

Читать еще:  Ребусы для детей 4 5 лет. Ребусы для детей с картинками

Чем ярче у ребенка был кризис 3 лет, тем легче пройдет его подростковый возраст.

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Кризис трех лет у ребенка: краткое описание, как проявляется, как пережить

Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена деятельности ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему кризиса одного года, это сложный кризис.

Суть кризиса

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться самосознание, Я-концепция и самооценка. Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Особенности раннего детства

Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение мотивов, дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

Читать еще:  Пословицы на тему важность дружбы. Пословицы и поговорки о дружбе, друзьях и взаимопомощи для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть, как найти пословицы и поговорки о друзьях и дружбе

В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются страхи. Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием способностей восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и гиперопека, стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

  • усваивает свой пол и особенности социальных ролей;
  • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются стереотипы);
  • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

Главная особенность этого этапа взросления – эгоцентризм. Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

  • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
  • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Рекомендации родителям

Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается воля.

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Кризис 3-х лет

Знаменитый кризис трех лет впервые описан Эльзой Келер в работе “О личности трехлетнего ребенка”. Ею выделены несколько важных симптомов этого кризиса (таблица 3).

Перечисленные симптомы “вращаются” вокруг выделения ребенком своего “Я”, с одной стороны, и изменения социальной ситуации – с другой. Это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.

Таблица 3. Симптомы кризиса трех лет (по Э. Келер)

Читать еще:  Прикольная лотерея для корпоратива. Шуточная лотерея на Новый год: правила, подготовка и примеры игры. Лотерея для детей

Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, приобретает характер тенденции к самостоятельности; стремления действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выражение в словах “Я сам” и проявляется не только в отделении себя от своих действий, но и к отделению себя от взрослого. Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым “Я хочу”.

Тенденции к немедленному осуществлению действий с предметами в раннем детстве связаны с расширяющейся активностью и безудержной исследовательской деятельностью. Многократное несовпадение тенденций к действию с реально проводимыми ребенком действиями приводит к выделению этих тенденций, к превращению их в собственные желания ребенка, могущие не совпадать с желаниями взрослого. Возникновение личных (собственных) желаний перестраивает действие, превращая его в волевое. На этой основе открывается возможность для соподчинения желаний, а следовательно, и борьбы между ними. Это же становится предпосылкой для широкого развития в следующем возрастном периоде – дошкольном возрасте – творческих типов деятельности, в которых ребенок идет от собственного замысла к его реализации.

На границе раннего детства и дошкольного возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются.

Л.И. Божович отмечала, что в период кризиса трех лет наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между “хочу” и “надо” ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения.

Таким образом, раздвоение личности может иметь свой источник уже в конце раннего детства, и игнорирование этого факта грозит в последующих возрастах усилением разрыва между знанием норм и правил поведения и непосредственным желанием их выполнять. А это, в свою очередь, может в дальнейшем отрицательно сказаться на нравственном развитии ребенка и гармоническом строении его личности.

Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде “системы Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.

Основная стратегия поведения взрослых: сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе.

1. Если ребенок с чем-то не справляется, не давать отрицательной оценки личности: “неумеха”, “разиня” – это больно ранит самолюбие ребенка.

2. Постоянные упреки подавляют его инициативу, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность.

3. В случае неудачи необходимо подбодрить ребенка, внушить уверенность в свои силы. Например: “Ты уже так много умеешь делать”, “Я уверена, что и этому ты научишься”, “Смотри как это делается”, “Попробуй еще раз”.

4. Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Например: “Эх ты, у тебя не полу-чается, а вот Вова давно это умеет делать”. Дети очень ревниво относятся к похвале взрослым сверстников.

5. Не вступайте в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим. Нужно помочь ребенку справиться с самим собой; нужно чаще давать ребенку право самому выбирать, что и как он будет делать. Например: “Ты с правой или левой ноги будешь надевать колготки?”. И ребенок серьезно примет собственное решение.

Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во “взрыве” прежней социаль-ной ситуации развития. Д.Б. Эльконин проследил этапы развития, приведшие к этому “взрыву”. Вначале предметное действие ребенка было “мое”, но такое же, какое выполнял и взрослый. Затем ребенок “увидел” за вещью человека, а за своими действиями действия взрослого, что, в частности, выражается в назывании ребенком себя в третьем лице (“Оля взяла ложку”). Это, в свою очередь, влечет за собой выделение своего “Я”. Основное новообразование – появление у ребенка
“Я – сам”, следствием чего становится распад прежней социальной ситуации “МЫ”.

Итак, кризис трех лет – это кризис социальных отношений. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а начинают выступать как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Отделение ребенка от взрослого создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

Источники:

http://agulife.ru/calendopedia/krizis-3-let
http://psychologist.tips/2824-krizis-treh-let-u-rebenka-kratkoe-opisanie-kak-proyavlyaetsya-kak-perezhit.html
http://studopedia.ru/8_95813_krizis—h-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector