Не более 10 месяцев. Дети должны уметь. Занятия с ребенком

Развивающие игры и занятия с ребенком в 10 месяцев: подбираем полезные игрушки для малыша

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: с какого возраста уже можно сажать ребенка в ходунки?). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов – это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу – прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут – постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: как проходит развитие ребенка в 1 месяц и что он должен уметь?).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 – 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: все о развитии ребенка в 11 месяцев). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение – будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую – малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате – младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика – например, погладьте младенца по головке – это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях – к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в “программу” попытки различения цветов и форм – сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 – 2 месяца – развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку – пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.

Читать еще:  Оформление Новогодней ёлки для детей дошкольного возраста. Рекомендации. Украшение детского сада на новый год своими руками с фото

Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой – тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя – пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака – это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик – пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Польза сказок для развивающих упражнений неоспорима. Читая малышу книжку – к примеру, «Репку», покажите ему, где баба, где дед, где кошка, где мышка, затем попросите его найти кошку или мышку. Ваш младенец начнет сопоставлять изображение с наименованием.

Обязательно пойте 10-месячному малышу детские песенки, а для облегчения восприятия текста сопровождайте куплеты жестами и мимикой соответствующего героя. Научите младенца играть на барабане и ксилофоне, покажите ему, как можно пританцовывать и хлопать в ладоши под музыку. Музыкальное воспитание должно начинаться с самого малого возраста – пусть у ребенка сызмальства развивается музыкальный слух.

Проводя с малышом достаточно много времени, вы получите желаемый результат. Человечек будет умнеть на глазах, поскольку все его существо стремится к познанию. Он познает мир во много раз быстрее взрослого, только помогите ему в этом.

Занятия с ребенком в 10 месяцев

Полезные советы

Ребенок в 10 месяцев любит частую смену занятий, причем игры должны проходить не только в стенах дона, но и за их пределами. Смена обстановки нравится малышам. Прогулки в супермаркет, в гости к бабушке или друзьям, поездки в транспорте полезны для ребенка и его мамы.

Родители должны уделять время играм с малышом, ведь они уже имеют определенную организацию и даже сценарий. Важно, чтобы оба родителя полноценно занимались ребенком, ведь у них разный подход к играм. Папы больше способствуют физическому развитию детей, а мамы больше уделяют внимание развитию их умственных способностей. Должно быть равноправное соотношение игр спортивного и интеллектуального характера.

Пора играть

Новое вокруг

На разные голоса. Поговорите с ребенком с разной интонацией, меняя голос. Для этого можно использовать трубку из картона. Вы можете произносить сами звуки и дать попробовать сделать это малышу.

«Звонкий» кубик. Склейте из бумаги несколько кубиков одного цвета и один другого, в который положите колокольчик или несколько монет. Посмотрите, как ребенок будет искать «звонкий» кубик, отличает ли он его по цвету.

Чудо-коробочка. Возьмите картонную небольшую коробку или смастерите ее сами. По обе стороны ее проделайте дырочки, чтобы смог пролезть пальчик ребенка. Внутри стенки короба обклейте разными на ощупь материалами. Предлагайте крохе засовывать пальчик в дырочку и ощупывать, что там внутри, описывайте его возможные ощущения (мягко, скользко, твердо и т.д.).

Тренируем слух. Вы можете спрятать механические часы или музыкальную игрушку, а малыш пускай ищет предмет, прислушиваясь к звуку. Это прекрасный способ тренировать орган слуха малыша.

Маленький музыкант. Возьмите пустую бумажную коробку или пластиковую бутылку и деревянную ложку. Покажите ребенку, как можно барабанить на таком «инструменте». Пускай теперь малыш сам попробует.

Катаем машинку. Покажите, что нужно делать, чтобы машинка катилась по полу. Ребенок быстро научит сам катать машинку.

Говорим по телефону. Разговор с ребенком по игрушечному телефону не только интересная, но и полезная игра, которая поможет развить речевой аппарат.

Развиваем координацию

Играем на улице. Находясь на прогулке, вы можете предложить ребенку собрать камешки, листики или палочки. Такая деятельность позитивно сказывается на двигательной активности, поможет развить осязание.

Отрываем полосочки. Приклейте полосы клейкой бумаги к поверхности стола, чтобы другой конец оставался свободным. Покажите ребенку, как можно их отрывать от стола.

Повторяй за мной. Родители всегда являются примером для подражания маленьких детей, поэтому им обязательно понравится эта игра. Выполняйте простые движения, и пускай ребенок повторяет за вами.

Равновесие и надувной круг. Надуйте круг для плавания и разместите его перед малышом. Предложите ему поставить на его поверхность несколько кубиков. Ребенок увидит, что это сделать не так просто, он получит начальное понятие о равновесии. Надувной круг также прекрасная игрушка для купания.

Дотянуться до игрушки. Ваш малыш начинает уже подыматься на ножки? Тогда дайте ему такое задание: на невысокий столик положите игрушки, которые он любит. Дотягиваясь до этих вещей, крошка будет тренировать свою ориентацию в пространстве.

«Нанизываем» игрушки. Пускай ребенок надевает на стержень от пирамиды различные пластиковые колечки, или используйте для этого палочку.

Три игрушки. Когда ребенок в каждой своей ручку уже держит по игрушке, попробуйте дать ему третью – как он выйдет из этой ситуации?

Принимаем решение

Группируем предметы. Малыш будет ориентироваться в размерах предметов, если ему предлагать сложить их друг в друга. Можно использовать, например, пластмассовые стаканчики, различные коробочки, которые отличаются своими параметрами.

Коробочки. Для этого занятия возьмите три коробочки: две круглые и одну квадратную. В последнюю положите печенюшки на виду у малыша, и попросите ребенка их отыскать.

Наполняем пустое. Дайте ребенку пустую банку из-под кофе, коробочку от крупы или пластиковую бутылку. Пускай малыш попробует самостоятельно наполнить их, скажем, прищепками.

Ищем фото папы. Когда папа не дома, малыш скучает за ним. Вы можете поиграть с его фото – прячьте, а ребенок пускай ищет. Помогайте крохе, давая подсказки.

Достань игрушку. Поместите небольшую игрушку в коробку или пакетик. Малыш должен достать ее. Так вы сформируете у ребенка понятия «внутри», «снаружи».

Тянем за шнурочек. Привяжите к игрушке шнурок и пускай малыш, сидя на своем стульчике тянет за шнурок и достает ее.

Ежедневные дела

Пора кушать

Пустые коробочки. Тара от различных продуктов (коробочки, баночки) может стать прекрасным строительным материалом. Вы можете вместе с ребенком строить дома и мостики, а также их бурять.

Свой склад. На кухне освободите ящичек или полочку в тумбочке, чтобы малыш мог слаживать свои «кухонные» принадлежности для игр.

Как взрослый. Вы можете приставлять детский стульчик к общему столу, так ребенок будет чувствовать себя полноценным членом семьи. И пускай пока еда будет лететь под стол или рассыпаться по нему, но дружная семья вместе за одним столом.

Читать еще:  Магнолия из гофрированной бумаги. Мастер-класс скрапбукинг моделирование конструирование мк цветка а-ля магнолия" бумага клей. Для изготовления ветки магнолии вам понадобится

Купаемся.

Пена и пузыри. Это прекрасные игры во время купания. Вы можете вместе с ребенком делать пышную пену в ванночке или дуть мыльные пузыри.

Выполняем задание. Задавайте малышу простые задания: «помой ножки», «намыль животик». Малыш будет доволен такой самостоятельностью.

Дождик. В ванной запросто можно организовать дождь: в пластиковой бутылочке проделайте дырочки, наберите в нее воду. Малыш будет наливать в нее водичку, а она будет выливаться через отверстия – такой вот «домашний дождик».

Пора отдохнуть

Сказочные тени. Вы можете устроить настоящий театр с помощью небольшого фонарика. Выключите свет, положите или поставьте фонарик на стол и с помощью рук изображайте различные фигуры. Такое представление может заменить сказку на ночь.

Современная сказка. Вы можете включить диск на проигрывателе со сказками. Также сейчас на рынке продается множество игрушек, которые рассказывают сказки. Когда малый начнет засыпать – сбавьте звук.

Развивающие занятия с детьми 10 месяцев

Развивающие занятия с детьми 10 месяцев

Речевое развитие
Учить ребенка:
• Запоминать названия предметов, животных (лошадка, корова, петушок) и частей их тела (гребешок, хвост, грива, рога).
• Понимать значение слов, обозначающих размер (большой, маленький); цвет (красный); форму (шарик, кубик, кирпичик); действия (постучи, позвони, спрячь, погладь, открой, закрой, разбери, поставь, прокати, подними).
• Следить за движениями губ взрослого, повторять уже знакомые и новые («му», «ку-ка-ре-ку», «и-го-го») слоги.
• Соотносить слова с соответствующими игрушками, действиями, пытаться повторить их.
• Пользоваться жестами, мимикой для изображения действий.

Физическое развитие
• Укреплять мускулатуру рук, ног, спины, живота, стоп.
• Развивать равновесие, умение управлять своим телом, тренировать вестибулярный аппарат.

Сенсорное развитие
Развивать любознательность, исследовательские навыки, наблюдательность. Развитие руки. Учить ребенка:
• Совершенствовать точность движений рук: собирать пирамидки из 3-4 колец; строить башенки из 3-4 деталей; вкладывать мелкие предметы в узкие отверстия.
• Извлекать звуки ударом палочки по барабану, металлофону, ксилофону; выполнять вращательные движения кистями рук; загибать пальцы в кулак и разгибать их.
• Различать мягкие и твердые предметы.

Слуховое восприятие
• Продолжать знакомить со звучанием барабана, металлофона, ксилофона, фортепиано, ансамбля струнных инструментов.
• Развивать чувство ритма.

Зрительно-ориентировочное восприятие
• Развивать зрительное внимание, упражнять в его устойчивости и продолжительности. Учить следить взглядом за перемещением предметов.
• Отличать красный цвет от остальных цветов.
• Совершенствовать умение различать большие и маленькие предметы.
• Развивать координацию зрительного восприятия и движений рук.

Примерный конспект занятия
Ход занятия
• Игра «Найди музыку».
Слушание русской народной мелодии «А я по лугу» (исполняется на металлофоне). Методика проведения такая же, как и ранее.

• Показ «Петушок» («Утро», муз. Г. Гриневича, ел. С. Прокофьевой).
Педагог показывает петушка (би-ба-бо).
Педагог. Посмотрите, кто к нам сегодня пришел! Петушок! Хороший петушок!
Гладит петушка, поет песенку.

Кто проснулся рано? Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Касается гребешка.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!»
Делает движения головой петушка, как будто он говорит.
Кто еще лежит там на боку?
«Ку-ка-ре-ку!» (говорком).

Обращается к любому ребенку.
Погладь петушка, он хороший. Где у петушка гребешок? (Рукой ребенка прикасается к гребешку.) Вот гребешок! А где глазки? (Ребенок показывает.) Вот глазки! Правильно, молодец! А как кричит петушок? Ку-ка-ре-ку. Скажи «ку-ка-ре-ку».

Хвалит ребенка, пытающегося по-своему сказать это. Обращается так же к другому ребенку. Поет песенку еще раз и поочередно обращается к другим детям.

• Упражнение «Колокольчик» (сл. М. Чарной).
Педагог (звенит колокольчиком, привязанным к палочке). Динь-динь-динь! Вот как колокольчик звенит!

Раздает детям колокольчики, затем поет песенку, сопровождая слова движениями. Мамы выполняют движения руками детей.

Колокольчик зазвенел,
Звенит колокольчиком, потряхивая им.
Звонко песенку запел.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Звонко песенку запел.
Прячет колокольчик в руку, держа палочку в другой руке.
Колокольчик не звенит,
В кулачке он крепко спит.
Баю-бай, баю-бай,
Слегка покачивает руками перед собой.
К кулачке он крепко спит.
Обращается к ребенку.
Спрячь колокольчик в кулачок. Тихо, тихо… Спит колокольчик!
Просыпайся поскорей,
Звенит колокольчиком.
Зазвони нам веселей!
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Позвони нам веселей!
При повторении движения выполняют другой рукой.

• Танец «Ай-да» (cл. Г. Ильиной).
Мама с ребенком становятся лицом друг к другу, держась за руки и поставив ноги шире плеч.
Ай-да, ай-да,
Ай-да, ай-да,
Раскачиваются с ноги на ногу. Чтобы малыш понял движение, нужно слегка потянуть его в сторону за одну руку, потом за другую.
Быстро ножки топотали (2 раза),
Мамы быстро притоптывают ногами, дети смотрят.
Детки весело плясали!
Ай!
Быстро прячут руки детей им за спину.
Спрятались ручки! Нет ручек. Где наши ручки? (Показывают.) Вот они, ручки!
Танец повторяется еще раз. Постепенно от занятия к занятию дети осваивают движения, исполняют их ритмично, что доставляет им большую радость.

• Упражнение «Плывет, плывет кораблик» (сл. С. Маршака).
Педагог раздает детям маленькие пластмассовые лодочки. Мама руками ребенка обхватывает лодочку. Педагог произносит слова и показывает движения.
Плывет, плывет кораблик,
Слегка наклоняет руки то в одну сторону, то в другую, выполняя вращательные движения кистями.
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
На следующих занятиях повторяют движения с лодочкой, а затем складывают руки детей «лодочкой», положив в них маленькую игрушку: матрешку, зайца, собачку и т. д.

• Упражнения на сенсорное развитие.
1. У взрослого три красных и три синих шарика. Перед ребенком ставят два стаканчикакрасного и синего цвета. Просят найти красный стаканчик. Затем дают два шарика – красный и синий, предлагают взять красный, положить его в красный стаканчик. Хвалят. Синий шарик откладывают в сторону. Повторяют еще два раза. Когда в стаканчике оказывается три красных шарика, хвалят ребенка: «Молодец, все красные шарики сложил в красный стаканчик». Подвигают к ребенку синие шарики: «А теперь остальные шарики сложи в другой стаканчик». Затем все шарики выкладывают в маленькую миску и просят достать по очереди сначала все красные, а потом другие.
2. Взрослый просит ребенка поставить кубик на кубик, затем рукой малыша сверху ставит треугольную призму. «Вот какой домик построил! Молодец!» Дома, построив с ребенком такой домик, мама может спрятать за него маленькую игрушку и спросить: «Кто в домике живет?» или «Кто за домиком спрятался?» Затем показать игрушку: «Зайка в домике живет!»

• Физические упражнения.
1. «Подними колечко». Наклоны с прямыми ногами при поддержке мамами за колени.
2. Ходьба по доске шириной 25 см при поддержке за обе руки.
3. Присаживание при поддержке за одну руку.
4. Ходьба по поролоновой и «колючей» дорожкам.
5. Упражнения на гимнастических мячах или массаж в сухом бассейне.

• Слушание классической музыки.
Л. Боккерини. «Менуэт» (первая часть).

Беседа
«Роль жестов в развитии речи. Чтение сказки „Курочка Ряба“

Ребенок уже многое понимает, но пока не умеет выразить это словами. Использование жестов дает ему возможность активнее общаться. Дети, использующие жесты, раньше начинают говорить. Жесты должны быть простыми, понятными и всегда обозначать одно и то же, например птичку – помахать руками, как крылышками; пить – поднести кулачок ко рту и причмокивать губами и т. д. Кроме жестов, используемых в быту, возможно и „рассказывание“ сказок с помощью жестов.

Читать еще:  2 эксель какой размер. Переводим женские размеры Россия – США. Детский размер «М» - это какой? На какой рост ребенка

Читая с малышом сказку, например „Курочку Рябу“, попутно комментируем, обращаемся к ребенку, задаем вопросы. „Жили-были дед и баба. Покажи, где дед? Дотрагиваемся рукой ребенка до изображения деда.) Вот дед. А где баба? Вот баба. (Показываем.) И была у них курочка Ряба. Где курочка? Как курочка говорит? Ко-ко-ко. Вот курочка. (Показываем.) Снесла курочка яичко. Где яичко? Вот яичко. (Можно дать ребенку в руки предварительно сваренное вкрутую, желательно теплое, куриное яйцо. Он может постучать им по столу, разбить скорлупу.) Да не простое, а золотое. (Маленьким детям непонятно слово “золотое», оно не имеет для них никакой ценности, поэтому можно слово «золотое» дополнить словом «красивое».) Дед бил, бил, тук-тук-тук (стучим кулаком по столу, побуждаем ребенка сделать то же самое), не разбил. Баба била, била, тук-тук-тук (стучим), не разбила. А мышка… Где мыш-ка? (Показываем.) Мышка бежала, топ-топ-топ-топ-топ (переставляем пальцы по столу), хвостиком махнула. Яичко упало – бух! (делаем жест рукой вниз) и разбилось (разводим руки в стороны ладонями вверх -«нет яичка».) Дед плачет: «А-а-а-а!» (трем кулаком глаза или закрываем лицо руками). Баба плачет: «У-у-у-у!» (повторяем жест). А курочка кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не плачь, дед, не плачь, баба (гладим рукой ребенка их изображение, „жалеем“ их), снесу я вам яичко простое, не золотое». (Показываем яичко на картинке.)

Описание игр и упражнений для детей 10 месяцев

• Игра «Найди музыку». Слушание мелодии «А я по лугу» на ксилофоне.

• Показ «Лошадка».
Педагог держит игрушечную мягкую лошадку, поет песенку, показывая, как лошадка скачет.

Гоп, гоп, конь живой
С настоящей головой,
С настоящей гривой.
Ах, какой красивый!
Чок и чок, чок и чок,
Брызжут искры из-под ног.

Педагог (подносит лошадку к детям). Вот какая грива у лошадки (показывает), погладьте ее. А вот у лошадки хвостик. Лошадка говорит: «И-го-го». Вот как лошадка скачет (показывает).
Поет песенку еще раз.
На следующих занятиях, спев песенку, просит детей показать гриву, хвост у лошадки, а также глаза, уши, ноги, спрашивает, как лошадка говорит.

• Показ «Корова» (сл. 0. Высоцкой, муз. М. Раухвергера).
Педагог показывает детям мягкую игрушечную корову, поет песенку.

Ходит, бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного.
Ване и Танюшке
Даст по целой кружке.
Всем достанется
И коту останется.
Говорит корова: «М-у-у,
Молочка кому-у?»

Педагог. Как говорит корова? Му-у. Просит детей повторить, хвалит тех, кто пытается. Вот какая корова. Где у коровы рога? Вот они (прикасается рукой ребенка к рогам). Где у коровы глаза (уши, рот)? (Дети показывают самостоятельно.) А вот хвост (показывает). Повторяет песенку еще раз.

• «Привет, ладошка!» (русская народная потешка).
Обе руки ребенка мама своими руками сжимает в кулаки.
Утро настало, солнышко встало.
Правую руку малыша взрослый поднимает вверх, держа ее за кисть.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Выделяет указательный палец на правой руке ребенка и все последующие действия с пальцами левой руки выполняет им.
Вставай, Большак,
Распрямляет большой палец левой руки малыша.
Вставай, Указка,
Распрямляет указательный палец.
Вставай, Середка,
Распрямляет средний палец.
Вставай, Сиротка,
Распрямляет безымянный палец.
И ты, крошка Митрошка!
Распрямляет мизинец.
Привет, ладошка!
Мама машет раскрытой ладошкой ребенка из стороны в сторону.
Повторяет потешку, поменяв руки. Сна-чала действия выполняет мама руками малыша, потом ребенок пытается сделать это сам.

• «Орешек» (сл. А. Головчак).
Мамы катают своей рукой маленький грецкий орех по ладони малыша.
Мой орешек покатился
Прямо по дорожке,
Вверх-вниз по ладони.
Покружился, покружился
Круговые движения.
На моей ладошке.
В кулачок орешек прыг!
Мама своей рукой сжимает руку малыша с орехом в кулак.
Притаился озорник.
Где орешек? Покажись!
Кулачок мой, разожмись!
Разжимает кулак ребенка, показывает ему орех.
Вот орешек! Нашелся!

• Упражнения на сенсорное развитие.

1. Взрослый строит башенку из деталей лего (или другого конструктора) круглой или квадратной формы. Просит малыша разобрать ее. Хвалит ребенка. Потом просит собрать башенку.

2. К году малыш должен различать три объемные формы (попарно): шарик и кубик, кубик и кирпичик. Взрослый дает ребенку в большой миске по три шарика и кубика одного цвета, маленькую миску для шариков и прямоугольную корзинку для кубиков. Говорит: «Возьми шарик, положи в миску. Возьми кубик, положи в корзинку». Хвалит.

3. Мама дает ребенку в мешочке три кубика и три кирпичика, говорит: «Что там? Достань». Называет то, что достает ребенок: «Это кубик, это кирпичик». Когда он вынет все детали, раскладывает их на коврике перед малышом, просит: «Возьми кирпичик, поставь на другой кирпичик. Молодец! Возьми еще кирпичик, поставь на кирпичики». Если нужно, поправляет ребенка: «Нет, это кубик, вот кирпичик». Хвалит.

4. Из картона вырезают кружок, в котором проделывают отверстия, чтобы получилась «пуговица». Взрослый вставляет в отверстие счетную палочку. Показывает ребенку: «Вставляю, вынимаю». Просит его: «Вставь». Если ребенок справился с задачей, говорит: ‘Тяни». Ребенок вытягивает палочку с другой стороны.
Повторяют упражнение.

5. Мама дает малышу круглую коробочку с 3-4 счетными палочками, просит его: «Открой». Если нужно, показывает: «Открываю, закрываю». Палочки при открывании высыпаются. «Собери палочки в коробочку, закрой».

6. Взрослый дает ребенку матрешку, в которой спрятана самая маленькая матрешка (не следующая по размеру). Говорит: «Открой!» Если малыш не может открыть, показывает: «Открываю, закрываю. Открой». Когда ребенок откроет матрешку и достанет маленькую, взрослый закрывает большую матрешку, ставит обеих матрешек перед ребенком и спрашивает: «Где большая? Открой. Возьми маленькую, положи в большую матрешку, закрой. Нет маленькой матрешки. Где она?» Повторяет упражнение. Хвалит малыша.

7. Дети в клеенчатых фартуках сидят на руках у мам. Каждому ребенку дают картонный лист с «лужицами» безвредной краски красного, синего, зеленого и желтого цвета. Дети пальцами размазывают краски, наблюдая за изменениями цвета.

• Физические упражнения.
К описанным выше упражнениям на каждом занятии добавляется одно новое.

1. Мама и ребенок стоят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый говорит малышу: «Покажи, какой ты большой». Осторожно тянет его за руки вверх. «Вот какой большой!
А теперь покажи, какой зайка (любая игрушка) маленький (присаживается и тянет ребенка за руки вниз). Маленький зайка».
Повторяет те же действия, читая стихотворение Н. Пикулевой.
Вот какие мы большие,
Поднимает руки ребенка вверх.
Не малюсенькие,
Приседает вместе с ребенком, показывая руками низко над полом.
Вот такие, вот такие,
Встает, поднимая руки малыша вверх.
Воттакусенькие.

2. Дети с помощью мам поднимаются и спускаются на одну ступеньку (прямоугольную призму). На следующих занятиях учатся подниматься и спускаться по деревянной лесенке из трех ступенек при поддержке за обе руки.

3. Малышам дают мячики диаметром 5-7 см, говорят: «Брось мячик!» Ребенок должен не просто отпустить мячик, а сделать замах, бросить (желательно каждой рукой). Не важно, что мяч упадет у ног ребенка, важно само движение. Можно помочь ребенку, действуя его рукой.

4. Сидя на крупных надувных игрушках, пружинят, удерживают равновесие.

5. Ребенок идет (в мягких пинетках или носках) по ребристой доске при поддержке за обе руки.

Источники:

http://vseprorebenka.ru/razvitie/igry/s-rebenkom-10-mesyacev.html
http://aababy.ru/stati/zanyatiya-s-rebenkom-do-goda/zanyatiya-s-rebenkom-v-10-mesyacev
http://www.baby.ru/blogs/post/21628542-452068/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector