Недоношенный ребенок. Этапы выхаживания недоношенных детей. Недоношенные дети: выхаживание и вскармливание в первые дни жизни

Система выхаживания недоношенного ребенка начинается с первых часов его жизни и состоит из трех этапов

I этап – интенсивная терапия в родильном доме.

Цель: сохранить жизнь ребенка.

Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются в родильном зале. Все манипуляции проводятся в условиях, исключающих охлаждение ребенка (температура воздуха не менее 25 о С, влажность 55-60%, пеленальный стол с источником лучистого тепла).

Важное условие успешного выхаживания недоношенного ребенка – дополнительный обогрев с момента рождения!

— Сразу после извлечения головки отсасывание слизи из полости рта и верхних дыхательных путей (для предупреждения аспирации).

— Прием ребенка в теплые, стерильные пеленки.

— Повторная санация трахеобронхиального дерева.

— Затем голову и тело ребенка бережно вытирают пеленками. Мягкое (щадящее) поглаживание головы, туловища, конечностей является одним из методов тактильной стимуляции дыхания, в ответ на эти манипуляции, как правило, увеличивается частота и глубина дыхания.

— При рождении ребенка в состоянии гипоксии, в вену пуповины вводят смесь, включающую 10% раствор глюкозы, раствор кокарбоксилазы, 5% раствор аскорбиновой кислоты, 10% раствор глюконата кальция.

— После первичной обработки и перевязки пуповины ребенка с массой более 2000 г, завернутого в пеленки и байковое одеяло, помещают в кроватку при Т о окружающей среды 24-26 о С, т.к. он в состоянии сам поддерживать нормальный температурный баланс.

— Дети с массой более 1500 г выхаживаются в специальных кроватках «Бебитерм» с обогревом и дополнительной оксигенацией (Т о воздуха в палате вначале 26-28 о С, затем постепенно снижается до 25 о С, по показаниям подается теплый, увлажненный кислород, концентрация в пределах 30%).

— Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500г и менее, а также детей, находящихся в тяжелом состоянии, помещают в кувезы (аппарат, внутри которого автоматически поддерживается определенная Т о С – от 36 о С до 32 о С). В кувезе ребенку обеспечивается оптимальный температурный режим (ректальная температура у ребенка поддерживается в пределах 36,6 о -37,1 о С).

Влажность воздуха в кувезе в первые сутки должна составлять 80-90%, а в последующие дни – 50-60%. Уровень оксигенации подбирается индивидуально – концентрация кислорода должна быть оптимальной, при которой исчезают цианоз кожи и слизистых оболочек, брадипноэ, апноэ, пониженная двигательная активность. Но не рекомендуется поддерживать концентрацию кислорода более 38% из-за возможности токсического воздействия его на ЦНС, легкие и сетчатку глаз. Смена кувеза и его дезинфекция проводятся каждые 2-5 дней (повышенная Т о и влажность создают благоприятные условия для быстрого размножения патогенных микроорганизмов). Длительное пребывание ребенка в кувезе нежелательно. В зависимости от состояния ребенка оно может составлять от нескольких часов до 7-10 дней.

На 7-8 сутки недоношенного ребенка перевозят в специализированных машинах и в кувезах из родильного дома в отделение для выхаживания недоношенных детей.

II этап – наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

Цель: удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенных детей.

Основные задачи:

— Оказание высококвалифицированной медицинской помощи;

— Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики;

— Создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание и оксигенация);

— Обеспечение адекватным питанием;

— Обучение родителей приемам выхаживания ребенка в домашних условиях.

Ребенка в отделении переводят из кувеза в кроватку с обогревом только в том случае, если это не приводит к изменению его состояния (Т о тела, окраска кожных покровов и т.д.). Если ребенок в кроватке плохо «удерживает» температуру тела, применяется дополнительное согревание с помощью резиновых грелок (от одной до трех с Т о воды 60 о С, размещая две по бокам и одну в ногах на расстоянии ширины ладони от тела ребенка). Как только ребенок начинает сам «удерживать» Т о тела в переделах 36,5-37 о С, количество грелок постепенно уменьшают. Необходимо помнить, что неумелое согревание ребенка может привести к его перегреванию или переохлаждению.

При проведении оксигенотерапии необходимо обеспечить оптимальную концентрацию кислорода. Рекомендуется газовая смесь, содержащая не более 30% кислорода, продолжительность оксигенации подбирается индивидуально. Смесь должна быть увлажнена до 80-100%, подогрета до 24 о С. Оксигенотерапия может проводиться с помощью носовых катетеров, канюль, маски или кислородной палатки.

Рациональное вскармливание, адекватное состоянию ребенка, является одним из важнейших условий полноценного развития недоношенных детей. Оптимальной пищей для недоношенного ребенка является женское грудное молоко, поэтому необходимо приложить все усилия для максимального сохранения грудного вскармливания. Основными принципами вскармливания недоношенных детей являются осторожность и постепенность. Выбор способа кормления зависит от гестационного возраста ребенка. Важно следить, чтобы ребенок во время кормления не переутомлялся, не срыгивал, не аспирировал пищу.

Способы кормления:

— Недоношенных детей с большим сроком гестации, при выраженности сосательного, глотательного рефлексов и удовлетворительном сосании, можно начать кормить через 3-4 часа после рождения из груди или из бутылочки. Для профилактики переутомления целесообразно применять накладки на соски матери, а при кормлении из бутылочки – использовать мягкие соски с отверстием, адекватным сосательным усилиям ребенка.

— При выраженности глотательного рефлекса и отсутствии сосательного, ребенка можно кормить с ложечки.

— При отсутствии грудного молока у матери, можно применить специализированные адаптированные смеси в течение первых 2-3-х месяцев.

— Детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель кормят через назогастральный или орогастральный зонд. Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2-х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно, с помощью стерильного шприца, капельницы или специального шприцевого перфъюзора.

— Глубоко недоношенным детям с дыхательными расстройствами, нарушением кровообращения, угнетением ЦНС назначается парентеральное питание. В первый день жизни они получают 10% раствор глюкозы, со второго дня переводят на 5% раствор глюкозы с добавлением аминокислот, электролитов, калия, витаминов, микроэлементов, жировых эмульсий.

Читать еще:  Игры на день влюбленных для детей. Игра «Разбитое сердце»

Медикаментозное лечение:

Лечение недоношенных детей проводится с учетом их анатомо-физиологических отклонений. Отклонения, не выходящие за рамки «физиологических», не нуждаются в медикаментозной коррекции. Для предупреждения и лечения некоторых патологических состояний (ГБН, дистресс-синдром, пневмония и т.д.) применяется патогенетическая терапия.

При проведении лечения недоношенных детей, особенно с низкой массой тела, необходимо соблюдать тактику двигательного покоя. Чрезмерная стимуляция таких детей в первые дни и недели жизни, интенсивная и инфузионная терапия (без автоматических дозаторов) могут привести к ухудшению состояния. Количество внутримышечных инъекций должно соответствовать возможностям ребенка. Нельзя вводить при внутримышечной инъекции больше 0,5 мл раствора лекарственного препарата. Преимущественное место введения – средняя треть наружно-боковой поверхности бедра.

Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара:

— Масса тела должна быть не менее 2500 г при постоянной положительной динамике.

— Способность удерживать постоянную температуру тела.

— Наличие выраженных физиологических рефлексов.

— Устойчивость всех жизненно важных функциональных систем.

III этап – динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра и медицинской сестры. На следующий день после выписки из стационара участковый педиатр и медицинская сестра посещают ребенка на дому. Учитывая, что третий этап выхаживания недоношенного проходит в семье, основная часть забот и ответственности ложится на родителей ребенка.

Создается индивидуальная программа реабилитации, и планируются сестринские действия после выяснения уровня подготовленности семьи к уходу за недоношенным ребенком, их возможностей нести большие физические, психические и материальные затраты, психоэмоционального состояния матери, отношения каждого члена семьи к ребенку, уровня знаний о проблемах недоношенных детей, возможном прогнозе.

Необходимо объяснить родителям, что при создании ребенку оптимальных условий жизни в семье и обеспечении хорошего ухода, уже к концу первого года жизни малыш сможет догнать своих сверстников в физическом и умственном отношении (исключение составляют глубоко недоношенные дети).

Индивидуальная программа реабилитации в условиях детской поликлиники.

Цель: Разработать индивидуальную реабилитационную программу, направленную на обеспечение жизненных потребностей недоношенного ребенка, при условии взаимодействия врач – медицинская сестра – родители ребенка.

Задачи:

— Оценка состояния физического и психического здоровья ребенка.

— Оценка состояния соматического и психического здоровья матери.

— Оценка социально-экономических условий жизни семьи.

— Обучение членов семьи правилам ухода, организации рационального режима и питания, методам закаливания, адекватного воспитания.

Содержание индивидуальной программы реабилитации:

1. Постоянный контроль весоростовых показателей.

2. Ежемесячная оценка физического и психоморного развития.

3. Регулярная оценка функционального состояния органов и систем (кожи, слизистых, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха и т.д.).

4. Контроль и коррекция питания ребенка соответственно функциональным возможностям и возрасту.

5. Своевременная профилактика рахита, анемии.

6. Обучение и консультирование родителей по вопросам закаливания.

7. Обучение родителей комплексам массажа и гимнастики.

8. Вакцинация по индивидуальному календарю прививок.

9. Осмотр ребенка педиатром и специалистами (офтальмологом, отоларингологом, невропатологом, ортопедом, стоматологом) в декретированные сроки и по показаниям.

10. Лабораторные исследования анализов крови, мочи в декретированные сроки и по необходимости.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Недоношенный ребенок. Этапы выхаживания недоношенных детей. Недоношенные дети: выхаживание и вскармливание в первые дни жизни

· Обучить родителей технике проведения гигиенической ванны (температура в помещении не ниже 25 о С, температура воды 38-38,5 о С, затем температуру воды постепенно снижают до 37-36 о С, а со второго полугодия – до 34-32 о С), Гигиенические ванны проводятся ежедневно, вначале их продолжительность 5-7 минут, постепенно она увеличивается.

· При раздраженной коже обучить родителей проведению лечебных ванн с настоями череды, шалфея, ромашки, зверобоя.

· Одежда недоношенного ребенка должна быть из мягких, тонких натуральных гигроскопических тканей, без грубых швов, рубцов, пуговиц. Одежда должна быть многослойной, а пеленание – свободным.

· Выкладывание на живот необходимо проводить с первого дня пребывания ребенка дома. Выкладывать рекомендуется на жесткую поверхность 3-4 раза в день перед кормлением.

· Тренирующие методы закаливания (снижение температуры воды, контрастное обливание после купания, воздушные ванны) начинают применять в зависимости от степени зрелости, индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка. Воздушные ванны начинают проводить с 1,5-3-х месяцев по 1-3 минуты 3-4 раза в день, постепенно увеличивая время до 10-15 минут в сочетании с поглаживающим массажем. С 4-х месяцев можно вводить и другие элементы закаливания.

· Поглаживающий массаж начинают с 1-1,5 месяцев, с 2-3-х месяцев постепенно вводят другие приемы массажа – растирание, разминание, пассивные движения рук. Для улучшения психомоторного развития ежедневно проводят массаж и гимнастику кистей рук, а с 8-9 месяцев, для стимуляции развития речевых центров и координации мелких движений, ребенку предлагают игры с мелкими предметами. Необходимо обучить родителей выполнению всех приемов массажа и проведению игр.

Обучить родителей технологии психоэмоционального общения с ребенком:

· На ранних этапах выхаживание недоношенного ребенка непосредственно на груди матери («метод кенгуру»), лишь на непродолжительное время ребенок помещается в кроватку.

· В последующем необходимо убедить мать чаще брать ребенка на руки, прикасаться к нему, используя язык телесного общения, постоянно общаться и разговаривать с ним ласковым голосом, тихо напевать ему песенки

Помочь родителям реально оценивать физическое и психическое развитие ребенка, принимать его таким, какой он есть, увидеть его достижения и перспективы.

Посоветовать родителям поддерживать в семье атмосферу эмоционального комфорта, своевременно уходить от напряженности, избегать бурного проявления эмоций, активно взаимодействовать друг с другом, уделять ребенку как можно больше внимания, подбирать игрушки и игры по возрасту, постоянно заниматься с ним.

Познакомить родителей с особенностями физического и нервно-психического развития недоношенного ребенка:

· Большая потеря первоначальной массы тела (9-14%).

· Низкая прибавка массы тела в первый месяц жизни. Последующая ежемесячная прибавка массы тела до года в среднем должна быть больше, чем у доношенных детей.

· Ежемесячная прибавка роста у недоношенных детей больше, чем у доношенных (в среднем она составляет 2,5-3 см).

· Окружность головы в первые 2 месяца больше окружности груди на 3-4 см, к концу 1-го года жизни окружность головы равна 43-46 см, окружность груди 41-46 см.

· Прорезывание зубов начинается позднее, чем у доношенных детей (в среднем в 8-10 месяцев).

· Появление психомоторных навыков на первом году жизни может задерживаться (зрительное и слуховое сосредоточение, целенаправленные движения рук, способность сидеть, стоять, ходить, говорить), особенно у детей с массой тела при рождении от 1000 до 1500г (на 2-3 месяца), от 1500 до 2000г (на 1,5 месяца).

Читать еще:  Как надо ухаживать за ребенком. Температурный режим и влажность воздуха. Вот что вы можете увидеть

· Большинство детей с массой тела при рождении 2500г догоняют своих доношенных сверстников к году, а глубоко недоношенные дети сравниваются с ними к 2-3 годам.

Недоношенные дети: уход в роддоме

Ваш ребенок родился раньше положенного срока. Он выглядит намного меньше своих сверстников, появившихся на свет вовремя. Ваше сердце может сжаться от страха, когда вы впервые увидите его. Как же обращаться со столь крохотным и беззащитным созданием?

Акушеры-гинекологи знают: акушерскую помощь недоношенным детям следует оказывать очень бережно, чтобы не травмировать их и не оказывать давления на голову. После отделения от матери их переносят на заранее подготовленный согретый пеленальный стол, под лучи электрического рефлектора. Все манипуляции первого туалета производят осторожно, но быстро и четко. Затем ребенка заворачивают в теплые, стерильные пеленки, в одеяло с грелкой или помещают в согретый переносной кувез и доставляют в палату для недоношенных детей. Из одежды таким крохам сразу после рождения особенно подходят мягкие фланелевые кофточки с капюшоном и длинными рукавами. На голову и ножки рекомендуется сразу же надеть шапочку и носки.

Не все дети, рожденные раньше «официального» срока, непременно попадают в отделения, специализирующиеся на выхаживании недоношенных. Принимая решение о необходимости помещения родившегося раньше срока малыша в отделение реанимации или интенсивной терапии новорожденных, врачи учитывают не только его гестационный возраст (срок беременности, в который малыш появился на свет), но и соотношение веса и роста, наличие проблем с дыханием, врожденных аномалий или пороков развития, заболеваний, особенно инфекционных, и многие другие факторы.

Если, по мнению врачей, состояние новорожденного не представляет угрозы его жизни и здоровью, ребенка выписывают домой в обычные сроки.

Если требуется реанимация.

Итак, первый возможный этап выхаживания детская реанимация. В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного (например, если недоношенный ребенок не в состоянии самостоятельно дышать), он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями — по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких.

Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу — подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками — через зонд — тонкую трубочку, введенную в желудок.

В кувезе поддерживается постоянная температура (ведь опасность представляет не только переохлаждение, но и перегрев) и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов малыш подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, а также вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги.

Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд. Дети, родившиеся преждевременно, подвергаются опасности развития различных осложнений, большинство из которых при современном развитии неонатальной реанимации можно предотвратить или вылечить. Например, в легких, как известно, происходит важнейший для человеческой жизни процесс — газообмен: кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ — из крови в воздух. Отвечают за это крохотные пузырьки, оплетенные сетью капилляров, — альвеолы. Вещество, противодействующее спадению альвеол в легких во время выдоха, так называемый сурфактант, образуется лишь на 22-24-й неделе беременности, поэтому глубоко недоношенные дети нуждаются во введении искусственно синтезированного сурфактанта. Таких примеров можно привести множество.

Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети также помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода.

Метод «кенгуру»

Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, а это достигается методом «кенгуру». Этот метод выхаживания недоношенных детей впервые был применен в тех бедных и слаборазвитых странах, где по чисто экономическим причинам не было средств обеспечить всех недоношенных детей кувезами, оснащенными оборудованием для поддержания постоянной температуры.

Суть метода состоит в том, что ребенок выхаживается, находясь в непосредственном контакте с кожей матери, — у нее на груди и животе. Мама надевает свободную, расстегивающуюся спереди одежду, а на ребенка надеты подгузник и иногда — шапочка. Малыш помещается между грудями, одежда застегивается во избежание потери тепла. Температура малыша контролируется медицинской сестрой или мониторами.

Исследования показали, что материнское тепло прекрасно согревает ребенка и температура его тела поддерживается на должном уровне. Дыхание также становится более правильным и стабильным, так же как и сердцебиение, и насыщение крови кислородом. Мало того, кожа новорожденного заселяется микрофлорой матери, что способствует процессам выздоровления. К этому методу выхаживания можно перейти, когда при относительно удовлетворительном состоянии малыш все еще нуждается в искусственной терморегуляции и наблюдении за сердцебиением и дыханием.

В крупных родильных домах для недоношенных детей выделяют отдельные палаты, специально оборудованные и обслуживаемые наиболее квалифицированным персоналом. Там, где нет возможности выделить отдельную палату, перегородками отделяют наиболее хорошо освещенную и проветриваемую часть детской комнаты, которую утепляют и соответствующим образом оборудуют. Температура воздуха поддерживается в пределах 23-27°С, а в кроватке — 25-30°С. Рядом с ребенком под одеяло для точного контроля кладут термометр.

Первое кормление недоношенного ребенка обычно начинается через 6-8 часов после рождения. Частота и методы кормления определяются в соответствии со степенью недоношенности и другими индивидуальными особенностями.

Как выглядит недоношенный малыш

Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Телосложение его весьма своеобразно: голова относительно велика, черепные швы часто открыты, малый и боковой роднички имеют большие размеры. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы.

Недоношенный новорожденный отличается рядом анатомических особенностей: вес его обычно ниже 2500 г; рост менее 45 см, а окружность головы, наоборот, на 3-4 см превышает окружность груди. Поэтому голова кажется большой по сравнению с туловищем, швы и роднички (малый — в области темени и большой — надо лбом) — широкие; уши очень мягкие и плотно прилегают к черепу; кожа тонкая, обильно покрытая пушком, особенно на лице, щеках, лбу. Подкожножировой слой выражен незначительно. У глубоко недоношенных детей подкожный жировой слой полностью отсутствует. Тонкий голос, иногда подобный писку, является следствием недоразвития голосовых связок. Пупок расположен низко. Стенки сосудов бедны эластическими волокнами, вследствие чего во время родов могут возникать внутричерепные кровоизлияния.

Читать еще:  Опыты для детей: урок магнетизма. Цикл опытов на тему: «Магнит

Физиология недоношенного

Поскольку срок внутриутробного развития недоношенных детей был меньше, им необходимы индивидуальное питание, теплота и защита, приходящие извне. У малышей может быть не полностью развита способность сосать грудь, и потому иногда первое время их приходится кормить через зонд или даже внутривенно. Кроме того, у них меньше уровень глюкозы в крови из-за незрелости печени. Иммунная система этих детей слаба, поэтому их часто помещают в специальный инкубатор, где они защищены от инфекции и получают необходимое тепло. Иногда им требуется искусственное дыхание, поскольку в их легких не хватает поверхностно-активных веществ (сурфактанта), облегчающих поступление воздуха. В этих случаях проводят вентиляцию легких. Безусловные рефлексы у недоношенных детей слабы и угасают очень быстро, а у глубоко недоношенных часто отсутствуют, в том числе даже жизненно важные рефлексы — глотания и сосания. Мышечный тонус может быть снижен (в этом случае малыш расслаблен, лежит с раскинутыми ручками и ножками) или, наоборот, повышен (ручки и ножки прижаты к туловищу, с трудом распрямляются). Вследствие незрелости центра терморегуляции недоношенные не могут поддерживать температуру тела на должном уровне, поэтому они легко охлаждаются и даже не реагируют подъемом температуры на инфекционные заболевания. Дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, нервная и другие системы у них недоразвиты (по сравнению с доношенными младенцами) и имеют ряд особенностей, которые определяют течение заболеваний у этой группы детей. Зрительная система созревает примерно между 22-й и 34-й неделями беременности, поэтому поначалу недоношенные малыши проводят очень мало времени с открытыми глазами и не фокусируют взгляд. К 30 неделям периода внутриутробного развития они уже реагируют на яркий свет, моргая или зажмуривая глаза, а при мягком освещении открывают глаза, рассматривают окружающие предметы и фокусируют на них взгляд, правда, фокусировка взгляда занимает у них больше времени, чем у доношенных детей.

Поведение недоношенных несколько отличается от поведения остальных новорожденных: у них более глубокий сон, меньшее количество движений, сниженная общая двигательная активность, тонкий однообразный крик, они чаще испытывают отрицательные эмоции и выражают недовольство.

Незрелость систем организма, вообще характерная для новорожденных, у недоношенных выражена особенно резко и особенно медленно ликвидируется. Так, нарушения теплорегуляции являются следствием недоразвития регулирующих тепло центров и большой потери тепла.

Известно, что относительная поверхность тела (на единицу массы) у недоношенных больше, чем у доношенных детей. Некоторую роль в большой потере тепла играет отсутствие подкожножирового слоя, а также недостаточность окислительных процессов и обмена веществ в целом. Поэтому недоношенных детей следует особенно оберегать от охлаждения, перегревания, внезапных и резких колебаний окружающей температуры.

Дыхание у недоношенных более учащенное, поверхностное, неритмичное. Приступам асфиксии (острой кислородной недостаточности вследствие остановки дыхания) особенно подвержены дети весом до 2 кг: при различных манипуляциях (пеленании, кормлении), а иногда и в состоянии покоя ребенок вдруг перестает дышать, синеет и в таком состоянии может оставаться в течение нескольких секунд. Затем чаще всего он самостоятельно возвращается в обычное состояние. В противном случае ему требуются искусственное дыхание либо растирание грудной стенки, вдыхание кислорода, а может быть, даже горячая ванна (температура воды — до 39-40°С). Если такие явления наблюдаются, малыша надо обязательно показать врачу. Часто в таких случаях его на какой-то период помещают в специальную кроватку с регулируемой температурой и подачей кислорода для создания комфортных условий жизни, необходимый ему для более успешного прохождения периода адаптации к окружающему миру после рождения.

Пищеварительная система недоношенного ребенка также пока работает не в полную силу. Может отмечаться слабость сосательных движений из-за незрелости сосательного рефлекса, а это составляет одну из главных трудностей вскармливания такого новорожденного. Важно знать, что иммунитет (защитные силы) к инфекции у недоношенных детей, как правило, снижен. Поэтому они легко подвержены любым вирусным инфекциям (например, гриппу), пневмонии, септическим заболеваниям. Следовательно, недоношенного ребенка надо беречь от каких бы то ни было контактов с другими людьми, ведь сейчас его судьба полностью зависит от степени незрелости, условий внешней среды, бережного ухода и питания.

«Тепличные условия»

Сохранение оптимальной температуры помещения в первые дни жизни крайне важно не только для выживания, но и для дальнейшего полноценного развития недоношенных новорожденных, который позволяет еще недостаточно зрелому организму противостоять агрессивному воздействию внешних факторов среды, в связи с тем, что возможности терморегуляции ограничены. Обусловлено это относительно большей поверхностью кожных покровов в сравнении с массой тела, что приводит к значительной потере тепла. Недостаточность развития подкожного жирового слоя в сочетании с выраженной сетью сосудов кожи также способствует усиленной теплоотдаче. Потому недоношенные дети легко охлаждаются, а излишнее внешнее согревание быстро приводит к перегреванию, что создает определенные трудности в процессе ухода за ними. Данное обстоятельство послужило поводом к разработке систем медицинской техники, которые могли бы моделировать тепловой комфорт внешней среды, сравнимый с «материнским теплом», столь необходимым недоношенному ребенку для созревания.

В родильных домах и отделениях для недоношенных детей в специальных детских стационарах используют кувезы. Простейший из них имеет вид открытой сверху ванны с двойными стенками, между которыми циркулирует горячая вода (ее температура до 50-60°С). Новейшие модели имеют электрический нагрев воды с регуляцией ее температуры и влажности воздуха и с автоматической подачей кислорода.

Инкубаторный (кувезный), с индивидуальным микроклиматом метод выхаживания является наиболее эффективным. Он характеризуется созданием физиологических условий с первых минут внеутробного существования. В кувезе поддерживаются оптимальная температура и влажность. Это позволяет уменьшить энергетические затраты ребенка на сохранение температуры тела, потерю жидкости через кожу и при дыхании.

Сроки пребывания в кувезе зависят от массы тела при рождении, зрелости и общего состояния ребенка. Дети с малой степенью недоношенности находятся в кувезе 2-4 дня или несколько часов, глубоко недоношенные дети с массой тела до 1500 г — 8-14 дней, а с массой до 1750 г — 7-8 дней.

Источники:

http://studopedia.ru/2_61704_sistema-vihazhivaniya-nedonoshennogo-rebenka-nachinaetsya-s-pervih-chasov-ego-zhizni-i-sostoit-iz-treh-etapov.html
http://studfiles.net/preview/4167635/page:6/
http://www.7ya.ru/article/Nedonoshennye-deti-uhod-v-roddome/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector