Норма у ребенка в 3 месяца. Общие упражнения для развития и массаж. Развитие органов чувств

Массаж и гимнастика для ребенка 3-4-5 месяцев: общеукрепляющие упражнения для грудничка с видео-уроками

Новорожденные развиваются очень быстро, поэтому с первых месяцев нужно добавлять новые элементы в гимнастику и массаж. К возрасту 3-4 месяца детишкам уже многое интересно, они хотят общаться, поэтому массаж и гимнастика являются важным моментом не только для физического развития, но и для психического. Примерно в 3-х-месячном возрасте у детей снижается тонус мышц на ногах и руках, поэтому движения становятся немного более осознанными и точными – это значит, что в гимнастику можно добавить пассивные упражнения. Малыш пока не сможет их делать сам, но с помощью взрослых справится. Кроме того, занятия могут быть более длительными, постепенно усложняться, массаж становится интенсивнее.

Зачем заниматься с грудничком?

Сеансы массажа с маленькими детьми – замечательная возможность проявить заботу о своем чаде, дать ему возможность почувствовать вашу любовь, а также ощутить себя заботливым родителем. У таких занятий есть еще и конкретные задачи. Цели массажа и гимнастики у грудничков:
(подробнее в статье: как проводится гимнастика для грудничков в 2 месяца?)

  • нормализация тонуса мышц;
  • развитие умелости ручек;
  • развитие навыков в изменении положения тела.

Чтобы добиться результатов, нужно общаться с малышом, разговаривать с ним, вкладывать ему в ручку подходящую игрушку, делать различные массажные и гимнастические движения по возрасту. Обязательны движения, основанные на рефлексах, пассивные упражнения, а также сопровождающиеся легким встряхиванием.

Доктор Комаровский очень рекомендует такие занятия, в своих видео он подробно рассказывает о приемах массажа ребенку 3 месяцев и более старшим деткам (подробнее в статье: видео-уроки по массажу для новорожденных).

Когда и где лучше заниматься?

Чтобы получить максимально возможную пользу от занятий, следует правильно выбрать время. Удобно проводить сеансы между кормлениями, ближе к следующему из них. По рекомендациям доктора Комаровского идеальное время – вечером перед принятием ванны. Малыш не будет отяжелен питанием, он окажется еще достаточно бодрым. Заниматься непосредственно перед сном не стоит, так как это возбуждающе действует на организм – ему будет труднее уснуть.

Сеансы зарядки и общего массажа с грудничками в 3 месяца проводят в обычной комнате. Ее следует заранее проветрить, наиболее подходящая температура 20-22 C. Грудничка кладут на удобный стол, подложив пеленку или полотенце. Малыш может быть совсем раздет или одет в очень легкую распашонку.

Занятия в 3-4 месяца

Общеукрепляющий массаж ребенку в 3 месяца сделать несложно, нужно соблюдать простые правила и выполнять все движения плавно и спокойно. Не должно быть резких движений, нельзя дергать ребенка за ручки и ножки. Если он не в настроении, то нужно либо отложить ненадолго занятие, либо отвлечь его ласковым разговором, яркой игрушкой. Чаще всего дети с удовольствием откликаются на массаж и гимнастику, которые делает мама или кто-то из близких людей. В этом возрасте необходимо добавлять новые движения и в каждодневные занятия.

Примерный план занятия

  • массаж рук;
  • «боксирование»;
  • массаж ножек;
  • переступание;
  • сгибание-разгибание ног;
  • «кучер»;
  • массаж животика;
  • уголок;
  • переворот на животик;
  • «плавание»;
  • массаж спинки и ягодичек;
  • симуляция ползания;
  • покачивание на мяче.

Массаж ручек, ножек, туловища, ягодиц выполняется так же, как и в более раннем возрасте. Животик массируется по часовой стрелке. Остается актуальным покачивание на мяче на животике и на спинке. Сейчас мы расскажем о новых упражнениях и движениях, которые будут полезны ребенку.

Новые упражнения

  • «Боксирование» выполняется, когда ребенок лежит на спинке. Взрослый вкладывает в его ладошки свои большие пальцы и придерживает за кисти. Взрослый сгибает и разгибает ручки, как бы подражая движениям боксера. Движения должны быть плавными, но интенсивными, чтобы грудничок поворачивался с боку на бок. Делается 5-6 повторов каждой рукой – это упражнение укрепляет мышцы рук и плеча.
  • Переступание выполняется, когда малыш лежит на спинке. Сначала взрослый берет ребенка за щиколотки и, сгибая его ножки в коленях, прижимает стопы к столу. После этого ножки малыша нужно сгибать и разгибать таким образом, чтобы имитировать шаги по столу. Необходимо выполнить 4-5 повторений.
  • Упражнение по сгибанию-разгибанию ножек выполняется вместе и поочередно в положении лежа на спинке. Взрослый берет малыша за колени так, чтобы большие пальцы оказались сверху. Спокойно сгибаем обе ножки одновременно, разводя колени и слегка нажимая на животик. После этого ножки разгибаем. Если ребенок не захочет разгибать ножки, можно их слегка встряхнуть, чтобы расслабить мышцы. Далее выполняем то же самое, только поочередно каждой ногой.
  • При выполнении «кучерских движений» большие пальцы взрослого вкладываются в ладони ребенка, кисти слегка придерживаются. Разводим ручки в стороны, затем сводим их, перекрещивая на груди. Левая и правая руки оказываются сверху поочередно. Повторяется 5-6 раз в медленном темпе.
  • Упражнение «уголок» укрепляет мышцы передней стенки живота. Нужно поднимать ножки ребенка, лежащего на спинке, до вертикального положения. Ноги должны быть выпрямленными, но если тонус мышц еще высок и ножки выпрямляются с трудом, немного их встряхните. После подъема ноги медленно опускаются до горизонтального положения.

Упражнения для тела

  • Повороты со спинки на животик пока выполняются с помощью взрослого. При этом происходит не только укрепление некоторых групп мышц, но и обучение грудничка переворачиванию. Повторять его нужно по 2-3 раза. Указательный палец левой руки взрослого вкладывается в ладошку ребенка, кисть придерживается. Правой рукой сгибаем ножку ребенка и поворачиваем вправо таз. Он рефлекторно повернет голову и верхнюю часть туловища вправо. Придерживая за руку, мы слегка помогаем грудничку повернуться, но немного придерживаем его на боку для тренировки мышц. Также выполняется переворот на животик через другой бок.
  • «Плавание» выполняется в положении лежа на животике. Ноги малыша слегка приподнимаем левой рукой, а правую заводим под животик. Немного приподнимаем ребенка над столом и держим несколько секунд. Данное упражнение полезно для укрепления мышц спины.
Читать еще:  Развитие ребенка с 6 месяцев. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Занятия в 4-5 месяцев

Зарядка и укрепляющий массаж в 4 месяца дают возможность ребенку равномерно развивать мышцы, учиться ощущать свое тело и управлять им. Малыши такого возраста уже могут опираться на ножки при поддержке под мышки, они с удовольствием начинают подпрыгивать. На пятом месяце детки уже опираются на ладошки, когда лежат на животике – это позволяет им наблюдать за окружающим миром и получать больше информации. Они уже сами начинают переворачиваться на бок, потом на животик (см. также: видео о том, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину).

Примерный план занятия

  • массаж рук;
  • «кучер»;
  • массаж ног;
  • «бокс»;
  • разведение и сведение ног;
  • массаж живота (подробнее в статье: массаж живота новорожденному в домашних условиях);
  • присаживание за ручки;
  • переворот на животик;
  • массаж спины и ягодичек;
  • «плавание»;
  • ползание на животике;
  • круги руками;
  • сгибание и разгибание ног.

Новые движения

  • Разведение и сведение ног малыша производится в положении лежа на спине. Ноги ребенка согнуты в коленях и бедрах. Взрослый их придерживает за голени. Ножки разводятся в стороны, а затем сводятся вместе. Выполняется 4-6 раз.
  • Присаживание за ручки полезно для мышц шеи и пресса. Его нужно выполнять осторожно, чтобы малыш при опускании не ударялся затылком. Сажать ребенка в таком возрасте еще не стоит, поэтому только приподнимаем его за ручки и мягко опускаем обратно на стол. Опуская, укладываем его не на спинку, а на бочок, попеременно на левый и правый.
  • Для стимулирования ползания ребенка укладывают на живот . Взрослый обхватывает ступни малыша, сгибает и разгибает его ножки, имитируя движения ног лягушки. Когда вы сделали несколько повторений, нужно оставить ноги согнутыми и дать возможность малышу оттолкнуться самостоятельно. Чтобы ему было интересней, положите недалеко впереди яркую игрушку. Когда ему удастся оттолкнуться, он немного продвинется вперед, после чего снова согните ножки и дайте возможность самому оттолкнуться.
  • Еще одно новое движение «круги руками» . Ребенок лежит на спине, держится ручками за большие пальцы взрослого. Взрослый выполняет круговые движения руками ребенка: сначала в стороны, затем к голове и потом вперед и вниз. Движения выполняются плавно, спокойно. Делается два круга в одну сторону, затем два круга в другую сторону. Упражнение подходит только тем детишкам, которые уже усвоили «бокс» и «кучер».

Помните, что дети постоянно растут и развиваются – это значит, что им необходимо регулярно увеличивать нагрузку. Если очевидно, что некоторые упражнения малышу еще не по силам, не стоит форсировать события. Скорее всего, через некоторое время малыш освоит все движения.

Особенности детского массажа первого года жизни

Дата публикации: 28.10.2014 2014-10-28

Статья просмотрена: 3721 раз

Библиографическое описание:

Разсадкина Т. Ю. Особенности детского массажа первого года жизни // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 155-157. — URL https://moluch.ru/archive/77/13261/ (дата обращения: 28.10.2019).

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Ключевые слова: массаж, приемы, ребенок, развитие, комплексы, гипертонус.

«Здоровье — это драгоценность, и притом, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Это достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы. Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются своего рода фундаментом физического развития.

Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы, следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Комплексы ЛФК и массажа должны быть составлены таким образом, чтобы учесть все тонкости психомоторного развития малыша. Комплекс ЛФК включает в себя упражнения, которые базируются на врождённых рефлексах, упражнения активные и такие, которые делают с помощью взрослого (пассивные).

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5–2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25–30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. В светлой, хорошо проветренной комнате, температура воздуха не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Рассмотрим пять основных этапов развития ребёнка:

1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ: В первый месяц жизни ребенок называется новорожденным, т. е. этот период длится со дня рождения до месяца. ребёнок адаптируется к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

2. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ: Данный возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.

ОТ 1,5 до 3 МЕСЯЦЕВ

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает. Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей. Необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

К числу врождённых рефлексов относятся; ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). Важно выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз. У детей до 2,5–3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже подошвы стопы, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. Рефлекторное упражнение для стоп. При спинном рефлексе Галанта — происходит разгибание мышц позвоночника. Покачивание в позе «эмбриона» благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день (можно использовать надувной мяч большого размера). «Ходьба» — рефлекторное упражнение, при выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору.

Читать еще:  Сказка волшебная дудочка читать текст онлайн, скачать бесплатно. Читать сказку волшебная дудочка онлайн бесплатно

Активизация различных ручных умений. Постепенно ребенок учится владеть своими руками, увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Во — время массажа важно акцентировать внимание на каждый пальчик, на отведение большого пальца и ладошку малыша. Разминание пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке — это стимулирует работу речевого центра. Тактильного воздействия на органы осязания дает импульс в моторные центры Брокка и Вернике, которые расположены в головном мозге, что способствует благоприятным условиям для дальнейшего развития речи, а так же мышления, т. к. эти две психические функции взаимосвязаны.

Очень важно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка во время проведения сеанса массажа. Для этого следует общаться с ребенком, ласково с ним разговаривать, хвалить, что способствуют достижению лучшего результата.

ОТ 3-х ДО 4 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.

Обучение навыкам изменения положения тела, действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза. Можно применять упражнения для нижних конечностей и проводить пассивные движения для рук.

ОТ 4-х ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Массажные приемы должны постепенно усложняться.

Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию. Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально.

Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре), можно включать ритмическую музыку.

ОТ 6 ДО 10 МЕСЯЦЕВ

Если к шести-семи месяцам ребёнок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Благодаря ползанью укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. Следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать. Все упражнения сопровождаются краткими, отчётливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т. д. Во время гимнастики желательно использовать простейшие предметы (кольца, палочки), яркие музыкальные игрушки.

ОТ 10 МЕСЯЦЕВ до года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию- когда малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия, предложите подлезть под невысокий столик, стул и тому подобное, заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребёнка забираться на диван, кресло и так далее, спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время, это игра, игра весёлая и увлекательная, активно участвуйте в ней, придумывая новые задания, станьте сами ребёнком хоть ненадолго. Но первое время ребёнок часто падает, падение — неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

1. Массаж и гимнастика для детей / Красикова И. С. — М.: Корона-Принт, 2002. — 246 с.;

2. Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. — Л., 1990. — С. 104–131.

3. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974.

4. Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966.

5. Большой справочник по массажу — Васичкин В. И. — Практическое руководство. Изд. Эксмо, 2004–448 с

ЗНАЧЕНИЕ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка, особенно рожденного преждевременно. От того, как он сумеет приспосо­биться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как спра­вится с нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гар­мония последующего его развития. Необходимо помнить, что на первом году жизни организм ребенка пластичен, обладает большими потенци­альными возможностями к восстановлению поврежденных или задер­жанных в своем развитии функций органов и систем.

Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни основывается на физиологических особенностях организма этих детей: недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, не­зрелость его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся услови­ях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуля­ции). В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выра­женные безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут наблюдаться нарушения сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается), повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность.

В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирус­ным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разрабо­тана с учетом их физиологических особенностей, а также данных совре­менной науки о нормализации важнейших функций организма вслед­ствие оздоровления психики и нервно-мышечного аппарата.

Читать еще:  Что положено на молочной кухне ребенку. Какие документы нужны для получения детского питания

Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление, закаливание и своевременное правильное развитие организма ребенка. Весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, поворо­ты, сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение, слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат).

Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует на­чинать рано — с 2-3-недельного возраста. Подход к выбору характера упражнений, приемов массажа должен быть индивидуальным, береж­ным, с учетом возраста ребенка, его развития, массы тела при рождении.

Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного. Эти упражнения активные, они более щадящие, чем пассивные, т. е. упражнения, которые взрослые про­водят сами, например, сгибая и разгибая ноги ребенка.

Методика включает в себя: 1) лечение положением; 2) лечебную гим­настику; 3) приемы классического и точечного массажа. Эти методы могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (по­очередно). Преимущественное использование того или другого метода определяется как состоянием здоровья ребенка, так и его заболеванием, а также тренированностью организма в процессе занятий.

Лечение положением — это приемы, способствующие правильному положению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различны­ми укладками и упражнениями.

В лечебную гимнастикувходят упражнения, основанные на безус­ловных рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при помощи взрослого, т. е. пассивные упражнения.

Классический массажвыполняется посредством следующих приемов — поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы.

Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим.

Точечный массаж осуществляется одновременным надавлива­нием и вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексоген­ные зоны тела ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мыш­цах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц— стимулирующий метод. Мед­ленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастаю­щим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослабле­нием воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц — тормозной метод.

Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режим­ных моментов. Отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день. Возможно проводить занятия с ребенком несколько раз в день (4-6), но понемногу, по 5 минут каждое занятие. Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя делать массаж и гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветрен­ной, температура воздуха в ней 20-24° С. В теплое время года лечебную физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с 5-6-ме­сячного возраста — на свежем воздухе.

Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики следует постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень важно, чтобы не переутомлять ребенка.

Признаки утомленияпри занятиях гимнастикой и массажем: недо­вольство ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им уп­ражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность).

При появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в занятиях.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечеб­ной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приема. Упражнения надо чередовать в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям. Прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их по­массировать. В середине комплекса производится массаж спины, а затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы спины. Перед упражнениями в положении лежа на спине проделывается массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажно­го приема 0,5-1-2 минуты.

Пока ребенок не привык к колебаниям температуры, не следует об­нажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой. Так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела ребенка в это время следует прикрыть пеленкой и, наоборот, не снимать распашонки, занимаясь ногами. Лишь когда ребенок привыкнет к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его полностью. Таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с про­цедурой закаливания воздухом.

Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и по­вторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движе­ний, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отды­ха, дыхательными упражнениями.

Для лучшего контакта с ребенком во время занятий нужно исклю­чить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других людей, громкую музыку, обилие игрушек. Все внимание родителей, проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. При этом упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым обращением к ребенку или звучанием тихой, мелодичной музыки. С 3-4 ме­сяцев жизни надо приучать ребенка к речевым указаниям (например, возьми погремушку, кольцо»), с 8-9 месяцев стараться вызвать по слову взрослого самостоятельное исполнение ребенком ряда упражнений. Таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения, способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигатель­ных умений.

Достижения ребенка при выполнении упражнений следует учитывать и поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами. Даже если ребенок не поймет их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери или отца. Обращенная к ребенку речь имеет и другое, не менее важное, значение. Четкая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом на­зываемой игрушки, действием руки ребенка, например, захватывающей эту игрушку, подготавливает его к произношению первых слогов и слов.

Чтобы заинтересовать ребенка, при проведении гимнастики надо ис­пользовать игрушки. Например, чтобы повернуться и захватить игрушку, ребенку необходимо выполнить определенные движения. Игрушки долж­ны быть разных цветов, формы, звучания.

Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит от разных причин: степени психофизического развития ребенка, его воз­можности усвоить упражнения комплекса.

Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу на следующий, более сложный комплекс, помимо возраста ребенка, явля­ется его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности).

Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической на­грузкой необходимо делать постепенно, путем введения в старый комп­лекс нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего комплекса, и лишь через некоторое время полностью заменять упражне­ния предыдущего комплекса упражнениями нового.

Источники:

http://vseprorebenka.ru/razvitie/fizicheskoe/massazh-3-4-mesyaca-rebenku.html
http://moluch.ru/archive/77/13261/
http://studopedia.ru/13_154119_znachenie-massazha-i-gimnastiki-dlya-nedonoshennih-detey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector