О влиянии компьютерных игр на психику человека. Нейропластичность, мозг ребенка и компьютерные игры

Компьютерная грамотность с Надеждой

Заполняем пробелы – расширяем горизонты!

    CompGramotnost.ru » Компьютер и здоровье » О влиянии компьютерных игр на психику человека

О влиянии компьютерных игр на психику человека

Уже не секрет, что существует влияние компьютерных игр на психику человека. Игры – неотъемлемая часть природы. Многие высшие животные, у которых есть так называемое свободное время (не все звери его имеют), играют в игры. Будь то детеныши животных или же взрослые особи во время брачного периода.

Люди тоже играют в игры, но в меньшем масштабе. Разумеется, для детей нормально играть в игры, так они познают мир. Для взрослых тоже приемлемо играть в игры, например, во время заигрываний с противоположным полом.

Но есть игры, которые могут негативно сказываться на человеческой психике. К таким играм можно отнести игры с человеческими судьбами, актерская деятельность или компьютерные игры.

Актеры, вживаясь в роль, перенимают какие-либо черты своего персонажа. У каждого актера есть свое амплуа (те роли, которые у него получаются лучше всего). И частое перевоплощение в какого-либо персонажа или в какой-либо тип персонажей, иногда влечет за собой неминуемое изменение личности. Актеру все сложнее и сложнее будет выходить из образа и, рано или поздно он может потерять себя, либо стать одним из таких персонажей. Правда, это не касается высокопрофессиональных актеров, которые легко перевоплощаются и легко возвращаются обратно из любого образа.

Игра с людьми влечет за собой еще меньше хорошего, чем игра на сцене. Ведь тогда человек чувствует свою власть, чувствует безнаказанность. Такие люди не считают других людей равными себе, и, в конечном итоге, остаются единоличниками.

В чем причины увлеченности компьютерными играми?

Так какое все это имеет отношение к компьютерным играм? Самое что ни на есть прямое. Играя в какую-либо игру, человек принимает образ своего персонажа, вживается в этот образ. Тогда он может влиять на события игрового мира так, как ему заблагорассудится.

У человека появляется иллюзия власти, иллюзия, что силен именно он, а не его персонаж, которым он управляет с помощью мышки, клавиатуры, игровых приставок и т.п. И бывает этот человек в образе своего персонажа гораздо чаще, чем любой актер надевает эту маску. И влияет на других персонажей он гораздо чаще, чем любой манипулятор дергает за свои ниточки.

Человек, имея такое могущество в виртуальном мире, уже перестает нуждаться в мире физическом, в мире реальном, где зачастую этот человек не бывает столь могущественным, счастливым и успешным. И то время, которое этот игроман проводит в реальном мире, он пребывает в предвкушении возвращения в виртуальный мир.

Не всегда играть в компьютерные игры люди начинают от хорошей жизни. Часто игроками становятся несчастные, одинокие или просто слабые люди. Виртуальный мир дает им те возможности, которых их лишила природа или общество. В виртуальном мире слабые люди бьют все возможные рекорды, а социальные изгои ведут за собой целые нации. И таким образом повышают свою самооценку, самоутверждаются, достигают несбыточных в реальной жизни целей.

Играя в компьютерные игры, зачастую человек пытается уйти от проблем, которые преследуют его в жизни. И чем больше на человека давит окружающий мир, чем больше он не согласен со сложившимся статусом кво, тем глубже он уходит в мир виртуальный.

Поэтому, чтобы избавиться от влияния компьютерных игр на психику, необходимо сначала разобраться в том, что же побудило человека пристраститься к ним. Нужно помочь человеку разобраться в себе. И тогда он сможет стать более сильной личностью, и избавиться от навязчивого желания укрыться в виртуальном мире.

Читать еще:  Как исповедоваться детям в первый раз. Как приготовить ребенка к первой исповеди

Есть ли грань между развлечением и зависимостью?

Далеко не все так печально выглядит в игровой индустрии вообще. Нельзя утверждать, что все игроки в компьютерные игры являются изгоями или неполноценными людьми. Конечно, нет.

Но, согласитесь, что если неплохой сотрудник задерживается на работе почти до полуночи для прохождения следующего уровня очередной игры, в то время как дома его ждет семья и трое маленьких детей (сама это наблюдала), то это уже не есть норма, и требует срочной коррекции.

Для тех же, кто относится к играм на компьютере, как к неплохому средству развлечения, не мешающему ни работе, ни личной жизни, ни общению в реале, игры на компьютере есть неплохой способ отдыха.

Главное, не стать игроманом уже по медицинскому определению, когда под этим термином подразумевается поведение пациента, аналогичное наркомании или алкоголизму и курению. Грань проходит именно здесь, или пользователь игр остается обычным человеком, или он порой незаметно для себя преступает черту, и становится потенциальным пациентом, который самостоятельно без посторонней помощи не может справиться с этой проблемой.

Можно ли «бросить» играть в компьютерные игры?

Итак, компьютерные игры довольно быстро перестали быть безобидным хобби, превратившись в опасную зависимость, не менее разрушительную, чем алкоголь и наркотики. Вот только если борьба с алкоголизмом длится десятилетиями и определенный опыт и набор лечебных методов наработан, то с игровой зависимостью все сложнее.

Это новая проблема для общества, которую непросто осознать: ну и что, что человек приходит после работы и сразу садится за компьютер, а на самой работе спит, потому что до пяти утра играет? Не пьет же он! Опять же дома находится.

И не страшно, что подросток неделями не выходит во двор погонять мяч, предпочитая виртуальные баталии – ведь вместо этого он мог бы, не дай бог, колоться в подворотне! А кто сказал, что пребывание в нарисованных, виртуальных мирах менее опасно? Пока по сложившемуся общественному мнению влияние компьютерных игр на психику человека особой опасности не представляет.

Кстати, а почему все время «он»? Да потому, что пока еще малый процент женщин приобретает такую специфическую зависимость – они скорее будут помогать близкому человеку от нее избавиться. Например, ненавязчиво отвлекать его от происходящего на экране просьбами о помощи по дому.

Если это одна из первых стадий игровой зависимости, то желание почувствовать себя самым сильным и умелым в реале, а не в виртуале, да еще получить похвалу от любимого человека, точно перевесит. И даже если после этого храбрый рыцарь домашнего очага снова отправится клацать мышкой и бить по клавиатуре, цель сбить настрой будет достигнута. Незаметная регулярность таких просьб при большом терпении может превратить зарождающуюся зависимость от компьютерных игр в милое хобби.

Она же легко может представить реальную жизнь как игру, присваивая своему настоящему герою очки и помогая двигаться от уровня к уровню. Он и сам не заметит, как скоро станет играть в реальные «гонки» со своим сыном. А чтобы прокачать силу, она вместе с ним пойдет на беговую дорожку или в тренажерный зал.

Занятия спортом, кстати, затягивают не хуже компьютерных игр. Так что существует риск, что в скором времени «истребитель всякого зла» всерьез займется здоровым образом жизни.

Вообще, любое другое увлечение способно перебить тягу к компьютерной игре. Если вставать в шесть утра на пробежку или потеть в зале очень не хочется, можно попробовать достичь 90-го «левела» (уровня) во владении фотошопом или освоить программирование на «Питоне», выучить китайский язык (разумеется, сгодится и английский язык) или пойти на курсы интуитивного рисования.

Занятия полезные, уровни мастерства в них имеются – через некоторое время бывший заядлый геймер поймет, что участвовать в выставках не менее интересно, чем отрубать головы злодеям, порожденными чужой фантазией.

В конце концов, всегда можно доучиться до того, чтобы участвовать в разработке столь любимых игр, стать программистом (разработчиком) игры, дизайнером или администратором-модератором в службе поддержки игры.

Иногда полезно разъяснить геймеру, что победить железный компьютер невозможно. Пройдя очередной уровень, после него появится следующий, еще более сложный уровень. Именно этим непрерывно озабочены разработчики и сотрудники техподдержки игр.

Читать еще:  Страшная история с хорошим концом для детей. Короткие страшилки — жуткая история

Да-да, есть у многих игр техподдержка, там работают неплохие программисты и не только программисты, они этим живут, на этом зарабатывают. Как и в алкоголе, кто-то его делает и неплохо живет, а кто-то его потребляет и потом мучается (хотя бы головной болью).

Важно понимание того, что компьютер не является аналогом человека по интеллекту. И программное обеспечение, несмотря на красивые, почти реальные картинки, близкие к реальности действия – это все виртуальный мир, живущий по придуманным алгоритмам. Эти алгоритмы не есть аналог человеческого мышления.

Нет таких механизмов или программ, которые могут стоять на одной ступени с человеком. Несмотря на все усилия кибернетики как науки и прикладных дисциплин, позволяющих создавать компьютерное «железо» и «софт».

А что такое победить неживую материю, мыслящую примитивнее человека? Разве в этом предназначение каждого из нас?! Да, компьютер намного примитивнее самого простого человека, ибо он мыслит в категориях команд для процессоров. А мышление человека до сих пор остается загадкой, но совершенно очевидно, что наш мозг намного сложнее и эффективнее любой современной «железки».

Поэтому людям должно быть интереснее жить среди людей и общаться с людьми, используя компьютеры и гаджеты лишь как удобное и часто незаменимое в наше непростое и бурное время средство передачи информации.

Ну, а компьютерные игры имеют право на существование, как и многое другое, что нас окружает. Как когда-то дети и взрослые любили обычные, привычные игрушки, так и в наше время никто им не запрещает играть в компьютерные игры. Главное, чтобы это не заслонило им реальную жизнь.

Влияние видеоигр на психику: обзор исследований.

Несмотря на кажущуюся логичность утверждения о том, что игры с большим количеством насилия, например, повышают уровень агрессии, научные исследования показывают противоречивые результаты. То же и с влиянием на поведение, и на здоровье. Также очень много исследований в последнее время о позитивных эффектах от компьютерных игр, СМИ их с удовольствием цитируют. Хотя мета-анализ результатов большого массива исследований по этой теме (например, тут http://www.soc.iastate.edu/sapp/videogames1.pdf, правда старенькое, 2001 года), позволяют делать вывод, что пока связь «насильственных» игр и агрессии у геймеров большинством исследований все-же подтверждается, некоторые ученые с этим совершенно не согласны. Привожу обзор некоторых исследований.

Не влияют даже на уязвимых подростков
Можно часто услышать мнение о том, что компьютерные видеоигры, такие как Mortal Combat, Halo и GTA способствуют тому, что подростки становятся более жестокими. Однако целый ряд ученых не смогли установить такой взаимосвязи. Авторы одного из исследований не нашли подобного влияния даже у уязвимых подростков. Кристофер Фергюсон и Шерил Олсон исследовали 377 детей из разных этнических групп, которые имели клиническую картину с повышенными показателями депрессии и дефицита внимания. Исследователи не обнаружили никакой связи между игрой и правонарушениями или преступлениями, фактами издевательств у детей с подобными проблемами. Боле того, на нескольких детей с данными диагнозами видеоигры оказывали небольшое успокаивающее действие.
http://www.christopherjferguson.com/Clinically%20Elevated.pdf

Вызывают повышение уровня агрессии
Исследование университета штата Огайо, подтвердило то, что те, кто играет в видеоигры могут воспринимать мир более пугающим и опасным, что в свою очередь может провоцировать повышенный уровень агрессии. Участниками эксперимента стали 70 студентов-старшекурсников. В течение трех дней часть из них по 20 минут ежедневно проводила, играя в агрессивные боевики с высокой долей насилия, такие как Call of Duty 4 и Condemned 2, а остальные такое же время играли в более спокойные игры.

Сразу после окончания сеанса игры участникам эксперимента предлагали прочитать начало некого рассказа и предложить дальнейшее развитие сюжета и действия главного героя. Выяснилось, что у тех студентов, которым достались более жестокие игры, ответы носили более агрессивный характер.
http://researchnews.osu.edu/archive/violgametime.htm

Вызывают краткосрочные изменения в работе головного мозга
Исследование группы ученых Университета Индианаполиса показало: при использовании какого-либо типа насильственных видеоигр наблюдаются определённые краткосрочные эффекты работы головного мозга, в отличие от ненасильственных, но захватывающих игр.

Согласно выводам ученых, компьютерные игры оказывают непродолжительное влияние на функции мозга, повышая активность тех областей, которые отвечают за эмоциональное возбуждение, агрессию и удовольствие в частности, миндалин (corpus amygdaloideum), и снижая активность в префронтальной области коры (сortex praefrontalis), которая связана с управлением, сосредоточенностью и концентрацией. В исследовании принимали участие 44 студента, отобранные случайным образом, которым предлагалось играть в насильственные или не-насильственные компьютерные игры в течение 30 минут, а затем проводилось МРТ-исследование работы головного мозга.
http://www.dailymail.co.uk/news/article-420218/Violent-video-games-make-children-lose-self-control.html
http://www.sosparents.org/DailyTech%20-%20Study_%20Violent%20Video%20Games%20Affect%20Brains.pdf

Читать еще:  Новогодние игры и конурсы для детей. Новогодние игры и конкурсы

Совместное прохождение игры помогает социальному взаимодействию…
В исследовании участвовало 199 студентов колледжа, им предложили поиграть в игру Halo 2 — сюжетный экшн-шутер от первого лица. Группам участников предложили соревноваться друг с другом прямо — кто сможет убить соперника большее число раз, чем соперник убьет его, непрямо — кто сможет за данное время пройти большую часть игры, проходить игру вместе, или просто играть в игру без определенной цели — контрольная группа. Как выяснилось, пары игроков, которые играли в игру вместе, проявили также и большую склонность к совместному выполнению заданий и в реальной жизни.

«Влияние компьютерных игр на психику подростков преувеличено»

Возрастной психолог Тимур Мурсалиев помогает родителям понять своих детей. На этот раз мы попросили его объяснить, каково влияние компьютерных игр на психику подростков.

В компьютерные игры сегодня регулярно играют от 60 до 90% подростков. Многие родители в растерянности, ведь они уверены, что активная виртуальная жизнь мешает учебе, тормозит развитие социальных навыков и, главное, что игры с элементами насилия заражают подростка своей жестокостью.

«Исследования опровергают эту зависимость, — объясняет возрастной психолог Тимур Мурсалиев. — Большинство школьников, погружаясь в виртуальный мир, забывают о реальности. Азартно расстреливая 50 противников в минуту, подросток отдает себе отчет в том, что его враги — пиксели, они нарисованы. Невозможно научиться убивать человека, расстреливая пиксели. Подростку может быть интересно провести виртуальную операцию и посмотреть, что у человека внутри. Но так же увлеченно он разбирал в детстве машинку, желая понять, как она сделана.

Ролевые игры развивают социальные навыки, игры-стратегии тренируют способности к анализу

По-настоящему агрессивное поведение подростка в реальной жизни — это симптом его внутреннего неблагополучия, а «стрелялки» и прочие «экшны» привлекают его как раз тем, что позволяют расслабиться, выплеснуть агрессию социально приемлемым способом. Злые выходки — повод не выключить компьютер, а задуматься о том, что происходит у него в душе, в его отношениях со сверстниками и в вашей семейной жизни».

Влияние компьютерных игр может быть вполне позитивным. Многие игры — если им посвящать ограниченное время — полезны для формирования разных умений. Так, ролевые игры (например, Baldur’s Gate) развивают социальные навыки, игры-стратегии (Heroes 3 или Warcraft) тренируют способности к анализу, а «стрелялки» (Quake или Counter-Strike) отрабатывают навык работы в команде, тактические решения и реакцию. Игры-симуляторы (гонки, полеты на самолетах, как «Ил-2» или NFS) расширяют кругозор и помогают разобраться в технике, логические игры развивают пространственное мышление.

Узнайте больше

На сайте Фонда развития интернет родители могут найти самую полную подборку научных исследований по теме «Дети и интернет», комментарии ведущих российских психологов, а также записаться на консультацию к специалистам.

«Контролировать отношения подростка с интернетом сложно, — признает Тимур Мурсалиев. — Тем более не стоит ставить пароли на компьютер, запрет только повышает его притягательность. Старайтесь договариваться — как о времени, проводимом за игрой, так и о выборе игр с соблюдением возрастных ограничений (сегодня они указаны на всех лицензионных версиях).

Предлагайте подростку то, что близко вам самим, но в то же время проявляйте интерес и уважение к его увлечению. Для сына или дочери будет счастьем поделиться с вами своими знаниями, рассказать про игры и сайты. Потратьте время и силы, разберитесь, узнайте, поймите. Это успокоит вас, даст тему для общения с ребенком и по-настоящему с ним сблизит».

В чем причина агрессии ребенка?

Постоянно ожидая нападения от других, дети становятся более агрессивными. Результаты исследования, длившегося четыре года.

Самоценность: как научиться быть собой

Для человека важно внутреннее ощущение своей ценности, не зависящее от внешних факторов. Лишь обретя его, можно стать собой.

Источники:

http://www.compgramotnost.ru/computer-i-zdorovye/vliyanie-kompyuternyh-igr-na-psihiku
http://e-greenberg.livejournal.com/30723.html
http://www.psychologies.ru/articles/vliyanie-kompyuternyih-igr-na-psihiku-podrostkov-preuvelicheno/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector