Образовательный проект в старшей группе. Права ребёнка. Педагогический проект «Права ребенка» Проект выполнила воспитатель подготовительной группы Канищева М.А

Образовательный проект в старшей группе. Права ребёнка

Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свет.
Этот образовательный проект предназначен для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности , защита прав детей.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. С наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Встает вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать их.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
При разработке непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные качества ребенка психологическая готовность ребенка к новому виду деятельности. Предлагается примерный тематический план на год, где планирование и организация занятий позволит приобщить к делу каждого ребенка и родителя , активно включая их в педагогический процесс.

Актуальность:
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме: « Закон – это то , что не мешает , а помогает гражданину жить , поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.» Мы должны научить малышей их отстаивать, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми.

Цель: Формировать у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развивать уважение и терпимость к другим людям и их правам.

Задачи:
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях: родителями, педагогами и детьми.
Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового сознания.
1. Тематические НОД

2. игры
3. Беседы
4. Досуги
5. Разгадывание ребусов, кроссвордов
6. Выставка книг.
7. Самостоятельная деятельность
8. чтение художественной литературы.
Работа с родителями.
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
1. Анкетирование на тему «Знаете ли вы права ребенка?»
2. Консультации.
3. Беседы
4. Групповые родительские собрания.
5. Стенд « Права ребенка»
6. Ширма « Правовой ликбез»

5. Составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Разработать конспектов НОД.
7. Довести до родителей важность этой проблемы

Художественная литература для детей
1. А. Лопатина ,М. Скребцова «Права детей в сказках , рисунках и вопросах.»
Москва 2008г.

Читать еще:  Российский флаг для раскрашивания. Флаг России – раскраска для детей. Что развивает раскрашивание картинок

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26,27 (1). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 28 (1 а). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15.. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Сайт для воспитателей детских садов

Проект «Ваши права, дети!»

(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).

Вид проекта: информационно — образовательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный, годовой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта: права ребёнка.

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

  • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
  • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» — сироты при живых родителях.
  • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
  • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
  • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта:

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта:

  • Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
  • Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
  • Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
  • Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
  • Коллективная реализация проекта, презентация.
Читать еще:  Картотека игр для детей второй младшей группы. Подвижные игры для детей в младшей группе детского сада

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

  • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
  • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

  • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Анализ, оценка совместной работы.
  • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • Презентация проекта «Ваши права, дети!»

Проект «Мои права»
проект (подготовительная группа) на тему

Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека: с правом на жизнь, на имя, на воспитание в семье, на любовь, на защиту, на заботу, на помощь, на жилище, на питание, на друзей.

Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; развивать творческое мышление, воображение при сотрудничестве друг с другом, родителями, воспитателями; совершенствовать коммуникативные навыки.

Предварительный просмотр:

Проект «Мои права»

Подготовили воспитатели: Мещанинова Т.В.

Название проекта: «Мои права»

Участники проекта: дети 2 подготовительной группы, воспитатели группы,

Сроки реализации: с 08.12-. по 12.12. 2014г.

Необходимо раскрыть взрослым важные документы о правах ребенка и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок — равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. Поэтому с дошкольного возраста нужно воспитывать у детей уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим, закладывать основы правового воспитания.

Дать детям общее представление об их правах; формировать основы правовых знаний.

Задачи проектной деятельности:

Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека: с правом на жизнь, на имя, на воспитание в семье, на любовь, на защиту, на заботу, на помощь, на жилище, на питание, на друзей.

Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; развивать творческое мышление, воображение при сотрудничестве друг с другом, родителями, воспитателями; совершенствовать коммуникативные навыки.

Активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.

План реализации проекта

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришло письмо от профессораЗнайки. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! В нашем Солнечном городе все малыши и малышки живут в уютных домах на красивых улицах. Они очень любят заниматься, петь, танцевать, дружно играть. Живут они так счастливо потому что, у каждого из них есть права. Они хотели бы, чтобы и вы узнали о своих правах. Помогут вам в этом знаки-символы. А еще мы обязательно приедем к вам в гости. Желаем вам удачи! »

Читать еще:  Дети индиго - кто они такие, современные и знаменитые дети индиго. Магазин умный ребенок

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

А вот и знаки-символы. Ребята, вы хотели бы узнать, что они обозначают?

Каждый символ-знак обозначает одно из прав ребенка. Рассмотрите их внимательно.

3. Формулировка задачи.

Мы с вами постепенно познакомимся со всеми правами и приготовим альбом «Мои права» из рисунков, стихотворений и рассказов.

4. Планирование деятельности.

«В гостях у Конвенции»

«Мы танцуем» (рисование)

«Радужный хоровод» (лепка коллективная)

Чтение художественной литературы «Гуси-лебеди» рус. нар.сказка

«Что такое право?»

«Какие на свете были имена?»

«Что может быть важнее жизни?»

«Поговорим о здоровье.»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»

«Праздники в детском саду»

«Любимые места отдыха саратовцев»

«Что умеешь делать сам»

«Все люди на большой планете, должны всегда дружить»

«Что означает твое имя»

«О вежливом отношении к членам семьи»

«О заботе взрослых членов семьи о детях»

«Обязанности детей в семье»

«О семейных праздниках и традициях»

«Где работают взрослые члены семьи? »

с мальчиками «Где и когда они могут поступать, как настоящие мужчины? ,с девочками «Как они помогают мамам, бабушкам».

«О вредных и полезных привычках»

«Осанка – красивая спина»

«Подружись с зубной щеткой».

«Кто заботится о тебе в детском саду»

«Правила поведения в детском саду»

«Назови друга ласково», «Назови свое взрослое имя», «Цепочка имен», «Назови имена, отчества своих родных», «Мой первый документ – свидетельство о рождении».

Чтение художественной литературы:

— стихотворения об именах детей группы

— сказка «Похищенное имя»,«Добрый волшебник»,«Зарядка и Простуда», «Как кот Федот Иру развеселил».

-Г. Остер: «Котенок по имени Гав», «Шарик».

-А. Барто «Как Вовка бабушек выручал».

-В. Осеева «Печенье», «Сестры».

— чтение и заучивание пословиц, стихотворений о семье.

-загадки о вредных и полезных привычках.

-чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим? », «Я хочу быть здоровым», «Чистим зубы».

-Шалаева Г. П «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

— рисование «Мое имя»,«Моя семья».

-изготовление сувениров и открыток для родных и друзей.

-конструирование из строительного материала «Наш детский сад».

— стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

-этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).

Решение проблемных ситуаций:

— «Кто виноват? », «Странная девочка» (обсуждение поступков героев произведений и составленных ситуаций) .

— «В гостях», «Мы дежурим», «Детский сад»

— в медицинский кабинет

— рассматривание с детьми «Свидетельства о рождении».

-консультация «Права ребенка», «Как открыть ребенку свою любовь», «Четыре заповеди мудрого родителя».

-беседы: «Обязанности ребенка дома», «Чего у ребенка больше прав или обязанностей? », «Какие права вам труднее всего выполнять? »

Изготовление альбома «Мои права».

1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ, 2005.

2. Корепанова М. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — М., Баласс, 2004.

3. Соловьева Е. В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М. : АРКТИ, 2005.

4. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

5. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка.

Музыкальная познавательная программа предполагает участие в ней детей и их родителей. Направлена на совместное обучение правилам дорожного движения, включает стихи, веселые игры , .

Проектная работа по правам ребенка в подготовительной группе.

Конспект занятия. Подготовительная группа.

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности.

определить наличия у детей умений и навыков безопасного поведения на дороге; закрепить знания детей о ПДД, умения составление творческого рассказа по картине, не отступая от заданной темы; развивать т.

Источники:

http://kladraz.ru/blogs/oksana-sergena-vasileva/proekt-malenkim-detjam-bolshie-prava.html
http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/13058-proekt-vashi-prava-deti.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/30/proekt-moi-prava-0

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector