Одаренный ребенок. Лекция на тему: «Современные подходы к вопросу одарённости у детей. Одаренные дети страны

Современные подходы в работе с одаренными детьми

Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества.

Одаренные дети с раннего возраста настойчиво тянутся к знаниям. Один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течение которого 2-3 летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. К 3-4 годам они умеют читать, считать, хорошо двигаются, увлекаются разными умственными или творческими занятиями. С поступлением в школу таких детей, обнаруживается, что некоторые из них в умственном развитии уже далеко от своих ровесников.

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

«Если не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души,
то мы обязаны находить и поддержать одаренного человечка …»

Один из российских учителей

Мой опыт показывает, что всех одаренных детей можно разделить на три категории:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда вывод — выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

В концепции нашей школы мы придерживаемся следующего определения одаренности.

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Мы разделяем мнение большинства ученых о том, что существуют определенные виды одаренности:

1. Интеллектуальная одаренность — дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

2. Творческая одаренность — подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

3. Социальная одаренность — характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность. Современная педагогика классифицирует одаренность в зависимости от направления деятельности – это практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.

Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А также создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся на всех ступенях обучения:
При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Формы работы с одаренными учащимися начальной школы:

  • творческие мастерские (в начальной школе);
  • кружки по интересам.

Средняя ступень – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.

Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене:

  • Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня.
  • Участие в предметных неделях.
  • Элективные курсы.
  • Исследовательская деятельность.
  • Научно-практические конференции.
  • Работа по индивидуальным планам.
  • Предпрофильная подготовка.
  • Развитие и обучение одаренных обучающихся.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:

1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.).

2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость).

3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).

Работу с одаренными детьми строю на следующих принципах:

  • принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
  • принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для себя, с учетом особенностей младшего школьного возраста, я выбрала стратегию обогащения обучения, что предполагает использование активных форм организации обучения таких, как:

— Интернет-форумы-олимпиады (Совенок, Меташкола, Уникру, Кенгуру, Медвежонок, Зимние интеллектуальные игры, Игры разума)

— Система творческих конкурсов (Совенок)

— Творческие проекты (систематические творческие проекты по предметам после изучения разделов)

— Детские научно-практические конференции и семинары (НПК школьная, городская, республиканская, региональная)

— Заочные олимпиады, проекты, конкурсы (Совенок Россия)

— НОУ – планирую, после создания

— тематические конкурсы, выставки;

— смотры художественной самодеятельности;

— спортивные соревнования разных уровней;

— индивидуальные творческие задания;

— экскурсии в музеи, театры, на предприятия, достопримечательности, природу;

Читать еще:  Логические вопросы для 6 лет. Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста

— мастер-классы: силами родителей, работников музеев (Литературный, Радуга);

— социально значимые акции.

Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для полного раскрытия таланта ребенка, необходимы новые технологии в образовании.

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии – это:

  • ИКТ-технологии;
  • технология проектной деятельности;
  • игровые технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология коллективной творческой деятельности;

Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:

1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

4. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.

Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

Любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость одаренных детей. Стремление к творческой деятельности. Повышение самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося при организации учебного процесса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

одаренный учебный творческий познание

Одаренный ребенок — это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.

Можно выделить три подхода по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей в зарубежных странах:

1. Создание специальных государственных программ и образовательных учреждений для одаренных учащихся.

В США накоплен самый богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство образования и науки, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации.

В Австрии, во всех округах страны действуют программы для одаренных учащихся. В них активно используются школьные и внешкольные ресурсы обогащения и ускорения, специализированные классы и школы и обширная сеть конкурсов и олимпиад. На уровне государственной программы зафиксирована необходимость в образовании для одаренных детей и специальной подготовки для учителей.

2. Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах.

Великобритания отличается тем, что не включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку учащихся в рамках обычных классов. В государственном образовании отсутствуют отдельные школы или классы для одаренных учащихся. Одним из важных принципов организации образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа получает финансы, которые должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся.

3. Частные школы для одаренных детей, школы при университетах.

В европейских странах, таких как Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Франция, а также в Швеции, Дании, Норвегии, одаренные учащиеся не упоминаются в законах о школьном образовании. В этих странах специальные школы и учебные программы для одаренных учащихся существуют только как частные образовательные инициативы или как учебные курсы в Центрах развития одаренности при Университетах.

К примеру, в Германии разработана летняя программа «Немецкая школьная академия» для одаренных учащихся, главной целью которой является создание атмосферы наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстниками с таким же высоким потенциалом и мотивацией.

В странах Юго-восточной Азии, таких как Китай, Корея. Таиланд и Сингапур нет специальных школ для одаренных детей. Но в этих странах при каждом университете существует школа, которая позволяет давать образование повышенного уровня.

Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Среди всех зарубежных стран наиболее широкий размах работы с одаренными детьми наблюдается в США. Можно отметить большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», «неградуированные классы», обучение в группах «смешанных способностей». Особое значение в образовании одаренных детей играют информационные технологии, поскольку с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности.

Читать еще:  Вытынанки новогодние птицы на окна. Шаблоны новогодних вытынанок на окна: сказка в каждом доме

В соединенных Штатах активно используют различные стратегии обучения одаренных детей, на основе которых осуществляется разработка специальных учебных программ. К основным стратегиям можно отнести: ускорение (раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, перепрыгивание через класс, обучение в профильных классах, обучение в частной школе); обогащение (более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам); междисциплинарное обучение (глобальный характер тем и проблем для изучения, высокий уровень насыщенности содержания).

Использование наставнических (менторских) программ является сегодня одним их наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся в США. Наставник выступает как советник и консультант, является моделью поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей. Менторство дает школьникам не только знания и умения, но и способствует развитию способностей к лидерству, умений социального взаимодействия, помогает устанавливать дружеские отношения со сверстниками, и благоприятствует творческим достижениям.

Россия вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью которой является создание государственной системы выявления, развития, поддержки одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности» , в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей.

Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных походов по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в России можно выделить:

1. систему дошкольных образовательных учреждений — детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников;

2. систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

3. систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

4. систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения).

Важно иметь в виду, что два последних подхода являются сегодня наиболее распространёнными. Они позволяют учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей. Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Выявление и общая оценка психологических особенностей одаренных детей. Методы педагогической поддержки одаренных детей. Проведение анализа практической реализации работы с одаренными и талантливыми детьми на базе дошкольного образовательного учреждения.

дипломная работа [65,9 K], добавлен 06.12.2015

Ознакомление с дидактическими основами развития одаренных школьников. Рассмотрение основных подходов к разработке концепции детской одаренности; анализ влияния генотипических и средовых факторов. Изучение процесса выявления и развития талантов у детей.

дипломная работа [959,7 K], добавлен 10.04.2014

Построение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе без учета индивидуальности ребенка. Жизнь одаренных детей в школе и проблемы их социализации. Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной работы с одаренными детьми.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 22.11.2014

Определение понятия одаренность и одаренный ребенок. Практические аспекты обучения и воспитания одаренных в условиях дополнительного образования детей. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми. Подготовка педагога для одаренных детей.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 02.04.2011

Рассмотрение понятия одаренности; методы ее выявления и диагностики. Личностные особенности детей-вундеркиндов. Ознакомление с принципами организации работы родителей с незаурядным ребенком. Рекомендации психологов по воспитанию одаренных детей.

курсовая работа [337,4 K], добавлен 28.04.2012

Понятие и типы детской одаренности, основные критерии и параметры ее оценки, принципы и подходы к диагностике. Формы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы, подготовка педагога. Психологические аспекты развития креативности.

дипломная работа [150,6 K], добавлен 08.06.2015

Понятие одаренности детей: жизнь в школе и проблемы социализации. Кризисы детской одаренности. Особенности обучения одарённых детей, основные задачи работы с ними. Пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей.

курсовая работа [76,5 K], добавлен 12.03.2012

Психолого-педагогические условия эффективного обучения одаренных детей в начальной школе. Подходы и методы диагностического исследования одаренности в младшем школьном возрасте. Выбор и апробация программы работы с одаренными детьми в начальной школе.

дипломная работа [450,8 K], добавлен 14.05.2015

Особенности одаренного ребенка, его повышенная умственная восприимчивость, тяга к умственным впечатлениям, постоянное проявление инициативы. Объективные и субъективные трудности у одаренных детей. Общая, специальная и потенциальная детская одаренность.

реферат [49,3 K], добавлен 07.06.2010

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства. Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Выявление музыкально одаренных детей и особенности взаимодействия с ними.

курсовая работа [81,7 K], добавлен 07.12.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Современные подходы развития одаренных детей

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Читать еще:  Физическое наказание ребенка: последствия для психики. Физическое наказание - влияние на психику ребенка. Психологические последствия насилия над ребенком

The problem of development and education of gifted children. Identification of gifted children. The role of project-based work with gifted children.

Решение проблем обучения и развития одаренных детей – социальный заказ, обусловленный особенностями современного этапа развития нашего общества. Федеральная целевая программа «Дети России», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», основные направления модернизации системы образования — все эти правительственные документы отражают необходимость работы в данном направлении.

Главная особенность подхода к обучению основана на интеграции ресурсов базового и дополнительного образования школьников. Другими словами, урочной и внеурочной деятельности. Происходит интеграция образовательных ресурсов в целях индивидуализации обучения и воспитания школьников. Сегодня создается много центров по работе с одаренными детьми, но нам приходится работать в рамках общеобразовательной школы.

Что же такое детская одаренность? Согласно «Рабочей концепции одаренности», предложенной группой российских психологов, одаренность определяется как системное и развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Особенности общеобразовательной школы таковы, что зачастую большее внимание на уроках уделяется слабым детям, а сильный ученик остается не удел. Большое педагогическое мастерство требуется учителю, чтобы не потерять одаренного ребенка. Но повышенное внимание к одаренному ребенку ни в коей мере не должно препятствовать развитию всех остальных детей на уроке.

Как выявить одаренных детей? Почти всегда «яркие звездочки» сразу выделяются в классе. С ними занимаются дополнительно, посылают на конкурсы и часто добиваются значительных вершин развития таланта. Однако наблюдения показали, что часто люди талантливые в детстве теряются во взрослой жизни, и наоборот, обычные в детстве ребята достигают огромных успехов в зрелом возрасте.

Нет такого диагностического показателя, который мог бы служить в качестве единого и абсолютно верного предсказателя будущих высоких достижений детей. Иначе все было бы слишком просто. Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение, по крайней мере, трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе. Не стоит угадывать будущих рекордсменов, направьте свои усилия на выявление детей, требующих уже на данном этапе своего развития особых условий воспитания и обучения для реализации своих высоких умственных возможностей и восприимчивости к учению.

Несмотря на то, что с одаренными детьми работать зачастую легко, есть трудности в их обучении. Они могут иметь слабые стороны, которые являются обратной стороной их достоинств (не любят рутинную работу; запоминают трудный материал, а легкий не могут; неорганизованны; не могут уложиться во временные рамки заданий; не признают авторитетов; могут иметь конфликты со сверстниками, учителями и родителями; отношение к нему как к «чудику» может заставить скрывать свой талант; они могут быть невнимательны к деталям). Эти сложности могут затруднять развитие детей в учебе и во взрослой жизни. Поэтому одаренность и успешность в учебе (как они традиционно понимаются) далеко не всегда совпадают.

Потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, осознании целостности собственного дара, независимости и признании очень велики и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не удовлетворяются. Учитель должен создать условия для развития одаренного ребенка. Если не сопровождать талантливого ученика, его талант постепенно теряется. Совместная деятельность учителя и ученика, работа по индивидуальным программам, тьюторское сопровождение — все это поможет в работе с одаренными детьми.

Современное направление модернизации образования требуют системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения. В этой связи, метод проектов является универсальным методом. Ему следует уделять большое внимание в работе с одаренными детьми. Возможность выбора тематики проектов, индивидуальная проектная деятельность, планирование работы и поиск новой информации помогут развивать детскую одаренность и культивировать его таланты. Исследовательская деятельность, решение проектных задач, самостоятельная и осмысленная оценка своей работы, являются основой проектного метода обучения и позволяют максимально развивать талант ребенка, не подавляя его индивидуальность. Кроме того метод проектов, является чуть ли не единственным методом, который позволяет учить детей – кинестетиков (воспринимающих информацию не столько через зрение и слух, сколько через тактильные ощущения). Им нужно сделать, чтобы понять.

«Талантливый человек талантлив во всем», и действительно мы наблюдаем картину, когда один ученик достигает высоких результатов в различных областях деятельности, участвует в олимпиадах по разным предметам, творческих конкурсах и достаточно успешно. В этом случае мы говорим об общей одаренности. Но зачастую, многие дети талантливы только в одной сфере деятельности, и если это заметить, то можно добиться хорошей динамики развития личности. Именно такого результата мы добились в работе с ученицей Ерченко Василиной. И хотя ярко выраженной общей одаренности у нее не было, проектная методика обучения, сопровождение ее с пятого класса, работа по индивидуальной программе, внеурочная деятельность, помогли ей добиться высоких результатов развития своего технологического таланта, и она сумела стать призером и победителем Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Одаренный ребенок должен быть мотивирован на развитие своего таланта. Технология сегодня не пользуется большой популярностью (к сожалению), поэтому одаренные дети выбирают для углубленного изучения более значимые, на их взгляд, предметы для получения дальнейшего образования. Олимпиады по технологии, конкурсы проектов (очные и интерактивные) — очень хороший стимул для развития одаренных детей, ведь мотивация имеет здесь не последнее место. Дети хотят побеждать, блистать и иметь материальное вознаграждение (что не маловажно). Формируется осознанность деятельности ребенка в образовательной области «технология», прогнозируются и планируются этапы дальнейшей работы и складывается профессиональное самоопределение личности (лучше быть талантливым слесарем, чем «посредственным» юристом). Помочь выявить одаренность ученика и развить свой талант – задача учителя.

Библиографический список:

1. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковай. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

2. Савенкова А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.

3. А.Э.Симановский. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 192с.

4. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», раздел «Ключевые направления развития общего образования», пункт 2.

5. Федеральная целевая программа «Дети России».

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/670373/
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00505271_0.html
http://lektsii.org/8-4911.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector