Опыты для детей: урок магнетизма. Цикл опытов на тему: «Магнит

Опыты с магнитом

Людмила Великородная
Опыты с магнитом

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

• Знакомство с понятием «магнит«.

• Формирование представлений о свойствах магнита.

• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Что такое магнит? Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит – от названия региона, где обнаружили магнитные залежи – Магнисия. Это в Малой Азии.

Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Опыт 1: Что притягивает магнит

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов – легких и знакомых малышу. Например: носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т. д. И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать. Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Опыт 2: Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры.

Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло. На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу. Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло. Взять бабочку с магнитиком посадить ее на лист картона, и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одной стороны картона на другой

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле. Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из прозрачного пластика или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент – действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам. Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить магнитную силу или вообще ее нейтрализовать. Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте

Читать еще:  Шаблоны для новогодних карнавальных масок. Новогодние маски для детей своими руками - шаблоны

Магнитное поле «глушит» песок Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана – игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней – следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи. Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Конспект занятия с использованием опытов с магнитом «В гостях у фокусника!» Простые опыты с магнитом. Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Задачи:.

«Вода и ее свойства» — опыты с детьми Этот опыт мы с детьми проводили в течении 3 месяцев, наблюдая за водой и ее свойствами. В каком состоянии бывает вода и какое важное значение.

Эксперимент с магнитом «Рыбалка» в подготовительной к школе группе Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием.

Картотека «Опыты с камнями» Опыт 1 Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам. Материал: разнообразные камни, мисочки с водой. Рассмотрим, какие бывают.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Знакомство с магнитом и его свойствами» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Знакомство с магнитом и его свойствами» Цель: развитие познавательной.

Опыты для дошкольников ОПЫТ №1 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Материал: 3 стеклянные.

Опыты для детей 1. Карандаши Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода. Показать полностью… Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет.

Опыты с фруктами .

Опыты с водой Цель: расширять знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Задачи: 1. развивать познавательной интерес, любознательность,.

Опыты с воздухом Существование воздуха Опыт 1 Цель: Доказать существование воздуха Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Обратить.

Опыты с магнитами

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Другие наши опыты и эксперименты смотрите на отдельной странице моего блога «Клуб почемучек и опыты для детей».
Например, там можно найти подборку опытов с воздушными шариками или подборку игр и опытов со льдом. И даже скачать мою бесплатную электронную книгу про опыты со льдом.

Веселых и полезных вам занятий!

30 комментариев:

Наверное, нет ничего более магического и увлекательного для детей, чем магнит) Ни один ребенок не останется равнодушным к нему)) Спасибо большое тебе и Маша за ваш новый проект) а с магнитами будем экспериментировать;)

Читать еще:  Веселые вопросы на новый год для школьников. Новогодняя викторина «Для детей и их родителей

Я пока экспериментировала и сама поиграла 🙂
Рада, что проект понравился. Будем продолжать 🙂

Таня, поздравляю с новым проектом! Молодцы! Суперинтересно.
Димка с детства любил магнитиками играть. Чуть подрастёт — и опыты начнём ставить. И уже буду знать, где их кладезь))

Спасибо! Так и задумывалось — для старших опыты, для младших — сказка 🙂

ого, как здорово, новый проект. ООООчень интересно и познавательно, спасибо Таня. Будем экпериментировать )

Здорово, что вам нравится 🙂

Замечательный проект! Очень интересно! Молодцы, так держать!

Ура! Мы дождались магнитной темы! Какие вы с Машей молодцы! Замечательная идея.

Спасибо, Юля! Здорово, что эта тема вам как раз пришлась 🙂

Здоровские опыты! Мы сейчас экспериментами с водой и льдом увлеклись и тоже стала сказки сочинять, так что ставлю магниты «в очередь».
Кстати, увлеклись как раз после выращивания сосульки из свечи, так то спасибо вам, Татьяна, за Клуб почемучек

Это самые приятные слова для меня — что кого-то мои статьи на собственные исследования вдохновили!

Твня, Маша, это супер! Молодцы! Я почему-то совсем про магниты забыла. Где бы достать большой магнит?! Я вот ещё помню, что за неимением металлических стружек мы магнитили песок в детстве, и также с ним проводили эксперимент.

Я тоже в детстве магниты очень любила. А большой магнит у нас еще Антона, советский 🙂

да, я тоже все ищу большой магнит, чтобы купить для нас с Сеней Пока не нашла(

Девочки, у нас с такими вещами совсем не просто. Вот уже несколько дней думаю, где бы достать такой магнит. А говорят в Греции всё есть.

Купить небольшие магниты можно в магазине радиодеталей. Разных форм и размеров — кольца, диски, прямоугольники. От 10 руб.
Положить иглу на воду можно так. Небольшая игла,

40мм, можно швейную приколку с кругляшком на конце, проткнём ею кусочек сала — чтобы покрыть жиром. Или проведём ею по носу или лбу. Заранее готовим газетную бумажку, 15 на 50 мм — чтобы с запасом легла на середину смазанная игла, и кладём на воду. Когда бумажка намокнет, притомим её с краёв — и игла плывёт!

Таня, поздравляю с новым проектом! Опыты безумно понравились! Я помню в детстве сама любила играть с магнитом, но не так, а попроще 🙂

Спасибо, Маша! Ну, мои дети без меня тоже по-простому играют — лепят ко всему и «паровозики» выстраивают 🙂

Таня, какое отличное занятие. Мы как раз магнитный конструктор осваиваем. Будем разбираться поглубже. Поздравляю с новым проектом. У Марии отличный новый блог. Удачи. Спасибо огромное за участие в моем Креативе.
А и еще больших магнитов и наборов всяких на eBay много.

Спасибо, Лиза, за пожелание удачи нашему проекту! И спасибо за подсказку, где найти магниты 🙂

Тань, если найдешь, кинь пожалуйста ссылку)

Да, занятие отличное)) Даже маленьким деткам можно некоторые элементы показать)))

Я буду рада, если вашему малышу пригодится 🙂

притягиваются разноименные полюса, а отталкиваются одноименные. А вы написали наоборот.

Ох, какая досадная описка! Все исправила. Большое спасибо, что заметили!

Очень интересные и красиво оформленные опыты! Спасибо !

Экспериментируйте с удовольствием! 🙂

Здорово. Я тоже примерно так делал но хуже объяснял. Возьму на заметку. Но вот то что полюса магнита обозначаются + и — слышу впервые. Это же не электричество. Ещё некоторые неточнности: магнитятся кроме железа никель, кобальт, и ещё штук 5 редких металлов. Графит наоборот всегда отталкивается, как и вода. Но это уже для более старших детей.
Ещё интересные опыты с магнетизмом:
1) Намагнитить металл. Берете столовый нож (не острый) и вдоль лезвия 100 раз проводите в отну сторону одним и тем же полюсом. Нож становится магнитом. Потом в другую сторону — снова магнитные свойства теряются.
2) делаем караблик из пенопласта, втыкаем в середину трубочку для питья, наливаем туда воды. Теперь можно магнитом управлять корабликом, т.к. вода всегда старается удалиться из магнитного поля.
3) Крепим карандаш или графитовый стержень на иголке, что бы мог легко крутиться. Подносим сильный магнит — кадандаш крутится немного. Графит тоже не «любит» магнитное поле. (Есть даже игрушка такая, сделанный из графита предмет летает в магнитном поле)
4) Делаем маятник с магнитом, на длинной веревке. Маятник качаятся долго. Подкладываем под маятник аллюминиевую посуду или пластину (с фольгой у меня не получалось). Маятник быстро останавливается. Это уже конечно электромагнетизм, но детей впечатляет — вроде в покое не магнитится а при движении действие оказывает. То же самое можно продемонстрировать, кинув магнит в аллюминивую трубу с примерно тем тже диаметром что и магнит.

Читать еще:  Спортивный праздник для детей в доу сценарий. Сценарии спортивных мероприятий

Спасибо большое за уточнения и за интересные добавления к опытам! Прямо сразу захотелось все это с дочкой опробовать:) Придет из школы вечером — будем экспериментировать.

Опыты для детей: урок магнетизма

Основное свойство магнита – притягивать к себе предметы. Для малышей, только знакомящихся с миром увлекательной науки, это кажется волшебством. Поскольку дети лучше усваивают знания через игру, покажем им сегодня интересные «фокусы» с магнитами, а потом расскажем, в чем же секрет маленьких чудес.

В природе магниты встречаются в виде кусков камня – магнитного железняка (магнетита). Название это происходит от местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнетита. Магниты бывают маленькие – обычные игровые магниты в виде подковы или брусочка, буквы в магнитной азбуке, игра «Рыбная ловля» (магнитные рыбки с удочкой) и др. А есть огромные магниты – наша звезда Солнце, а также Земля, Юпитер, Сатурн и прочие планеты Солнечной системы. Все они обладают силой притягивать другие объекты. Ну и нельзя обойти вниманием бытовые предметы, которые включают в себя магниты: мобильные телефоны, компьютеры, дверцы в шкафах, автомобили, компасы и т. д. В общем, магниты нужны всем.

Мы покажем два эффектных и наглядных опыта. Нам понадобятся: магнит, металлические скрепки, пластиковая или стеклянная бутылка. Итак, приступим.

Проводим опыт для детей

1а. Рассыпаем на столе несколько металлических скрепок. Берем какую-нибудь скрепку (назовем ее для ясности главной) и трем ее о магнит.

Рисунок Ирины Дедушевой.

1б. Подносим главную скрепку к остальным скрепкам, лежащим на столе, – и они начинают притягиваться к главной скрепке!

Рисунок Ирины Дедушевой.

2а. Теперь берем пластиковую или стеклянную бутылку, наполненную водой. Бросаем туда скрепки. Как достать скрепки из воды, не намочив при этом рук?

Рисунок Ирины Дедушевой.

2б. Берем магнит, прислоняем к стенке бутылки – ближе к дну. Едва магнит соприкоснется с емкостью, как скрепки, лежащие в воде, «прищелкнутся» к магниту через стенку.

Рисунок Ирины Дедушевой.

2в. Плавно ведем магнит по стенке вверх – скрепки движутся за ним, не падают. Подводим скрепки к горлышку и вытаскиваем хотя бы одну. Надо тренироваться!

Рисунок Ирины Дедушевой.

Объяснение эксперимента для детей

Сталь, из которой сделана скрепка, состоит из частиц – «мини-магнитов». Они направлены в разные стороны и уравновешивают друг друга. Когда мы проводим магнитом по скрепке, он поворачивает все частицы в ней в одну сторону. Скрепка намагничивается и притягивает другие. Магнит воздействует на железные предметы и в воде, ведь она не мешает его влиянию. Поэтому он может передвигать скрепки силой притяжения.

Физика – это наука, изучающая различные закономерности природных и физических явлений. Не все из них удается увидеть воочию – гравитацию, испарение воды и многое другое. Но есть способы сделать невидимое видимым – наприм.

Каких только способов рисования ни придумали взрослые для детей! Но большинство из них требует относительно твердой поверхности – бумаги, асфальта, доски… Предлагаем вашему вниманию совершенно новый вид «живописи» – на м.

Струя из крана, водопад, пролитый чай – все они льются вниз. Дети знают это по своим наблюдениям. Каково же будет их удивление, когда они своими глазами увидят, что вода способна «течь вверх»! Вот про такое явление, как .

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-magnitom.html
http://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html
http://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2360/opyty-dlya-detey-urok-magnetizma

Ссылка на основную публикацию