Организация и результативность педагогического процесса в огуз дом ребенка специализированный». Трудные дети и методы работы с ними в детском саду

Трудные дети и методы работы с ними в детском саду

Если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это: — тревожные — гиперактивные – агрессивные – импульсивные – замкнутые — медлительные дети.
Далее рассмотрим характеристику наиболее часто некоторых категории детей.

«Тревожные дети»
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка:.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными )
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Обучить ребенка расслаблению — не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться — им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

«Агрессивные дети»
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.

Причины детской агрессивности:
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.
— Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.
— Безразличие или враждебность со стороны родителей
— Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.
— Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями
— Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.
— Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
— Запрет на физическую активность
— Повышенная раздражительность
— Подсознательное ожидание опасности
— Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка

Как помочь агрессивному ребенку?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
— работать с гневом — обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
-«мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».
— обучать самоконтролю — вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
— «Посчитал до десяти я и решил», «»Гнев на сцене».»
— работать с чувствами — учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
— «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)
— прививать конструктивные навыки общения — обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
— «создание проблемной ситуации и варианта выхода из нее», «слепой и поводырь»

Читать еще:  Конспект ОД по рисованию для детей средней группы «Матрешка. Конспект образовательной деятельности в средней группе по рисованию «Русская матрешка

«Гиперактивные дети»
Слово гиперактивность происходит от греческого hyper — много и латинского activus — деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей — это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

Портрет гиперактивного ребенка:
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
— генетические (наследственная предрасположенность);
— биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
— социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
— Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
— Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить — в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.
— Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
— Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
— Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером.
-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Игры для гиперактивных детей
— игры на развитие внимания
«Корректор», «Учитель», «Лови — не лови», «Все наоборот»
— игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
«Солдат и тряпичная кукла», «Шалтай-Болтай»,психогимнастические занятия
— игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
«Молчу — шепчу — кричу», «Говори по сигналу», «Замри»
— игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.
«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Анализ деятельности специализированного дома ребенка
материал по теме

Структура деятельности дома ребенка, контингент, кадровое обеспечение, анализ деятельности специалистов.

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГКУЗ «Специализированного Дом ребенка №7 Департамента здравоохранения города Москвы»

за 2009 -2013 год.

Государственное казенное учреждение Москвы «Специализированный дом ребёнка №7 для ВИЧ – инфицированных детей – сирот ДСЗН города Москвы» – является лечебно-профилактическим учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденных ВИЧ инфицированными матерями.

Руководство учреждением регламентируется нормативно – правовыми и локальными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании».
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации».
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка.
  • Декларацией ООН о правах инвалидов от 09.12.1971 г.
  • Положение об организации деятельности дома ребенка Утверждено приказом Минздрава РФ от 24 января 2003 г.
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.
  • Уставом Учреждения.
  • Трудовыми договорами между администрацией и работниками.
  • Коллективным договором между администрацией и трудовым коллективом.
  • Правилами внутреннего трудового распорядка.
  • Положением о медико-педагогическом совете.
  • Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка утверждено приказом Минздрава РФ от 24 января 2003 г.
  • Семейный кодекс РФ.

ГКУ г. Москвы «Специализированный дом ребенка №7 ДСЗН г. Москвы» расположен в 2-х этажном здании 1939 года постройки, после капитального ремонта в 2003-2004 гг., общей площадью 1466,8 кв.м. Рассчитано на пребывание 60 детей. На одного ребенка приходится 8,6 кв.м. площади.

Здание дома ребенка включает:

4 групповые ячейки (которые представляют собой изолированные помещения для каждой группы и состоят из раздевальной, игровой, буфетной, столовой, спальни и туалетной); специализированные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал совмещен с физкультурным, 2 кабинета логопеда, зал ЛФК, совмещенный с массажным кабинетом);

сопутствующие помещения, в том числе и изолятор (медицинские, пищеблок, прачечная);

Площади помещений соответствуют санитарным нормам.

Территория дома ребенка расположена в лесопарковой зоне, хорошо озеленена, благоустроена. Площадь территории 1,69 га. Имеется 5 игровых площадок с малыми архитектурными формами, 4 веранды.

ГКУ Специализированный дом ребенка №7 работает по основным программам:

«Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка» под редакцией Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., Москва, 1987г

Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М./

Методики обследования и психодиагностики:

Е.О. Смирнова. Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет;

Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста.

Е.А. Стребелева. Методика психолого-педагогического обследования детей.

Н.А. Рычкова Комплексное исследование ребенка 1,5-3 лет

Закревская О.В. Развивайся малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

О.Г. Приходько. Ранняя помощь детям с двигательной патологией.

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Наши пальчики играют.

Л.Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. Физическое развитие.

С.Я. Лайзане. Физическая культура дл малышей.

Л.Г.Голубева, Л.Н. Галигузова. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет.

Л.Г.Голубева, Л.Н. Галигузова. Воспитание и развитие детей от 2- до 3 лет.

Е.Р. Баенская, И.А. Выродова, Ю.А. Разенкова. Научитесь общаться с младенцем.

В.В.Гербова. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе(2-4 года).

Г.М. Лямина. Развитие речи ребенка раннего возраста.

Л.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления.

Л.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления.

Сычёва Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (1-й год): конспекты занятий.

Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста.

Бабаджан Т.С. Праздники для детей в яслях и домах ребенка,

Е. Янушко. Помогите малышу заговорить 1,5-3 года,

Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.

Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковская.

Ю.А. Разенкова. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка

Методический кабинет укомплектован программным материалом, педагогической, методической, научно–познавательной литературой для педагогов и детей.

В учреждении имеется информационный уголок для педагогов, который постоянно обновляется; оформлены информационные стенды для посетителей: кровных родителей, опекунов, усыновителей, с целью привлечения внимания к вопросам возрастных особенностей детей, находящихся в нашем учреждении, вопросам воспитания детей раннего возраста.

Читать еще:  Самые страшные игрушки для детей. Китай vs Япония. Самые странные игрушки в мире

Предметно-развивающая среда в группах оснащена в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, с использованием современных концепций. Среда эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. При её создании учитываются обязательно зона ближайшего развития, совмещение игровой и познавательной деятельности, яркость и насыщенность помещений. Педагоги разработали и внедрили в воспитательно-образовательный процесс систему игр-заданий, которые позволяют работать с детьми раннего возраста.

Педагогический процесс оснащен необходимым дидактическим материалом, развивающими пособиями, отвечающими целям и задачам современного обучения и воспитания в каждой возрастной группе.

Расписание игр-занятий соответствует требованиям СанПиН по количеству и длительности игр-занятий, чередованию видов нагрузки. Между играми-занятиями проводится динамическая пауза 10 минут с соблюдением режима проветривания групп.

В учреждении создана образовательная программа, которая регламентирует деятельность; разработаны сетка игр-занятий, учебный план, циклограммы узких специалистов, режим дня на текущий учебный год.

В доме ребенка выстроена система оказания реабилитационной помощи, в которую входит: диагностика, лечение и профилактика, массаж, ЛФК. коррекционные занятия с логопедом и психологом.

Организация методической работы в доме ребенка: в целях научно- методического обеспечения содержания обучения, освоения педагогами современных продуктивных образовательных технологий, создания условий для развития профессионального потенциала и педагогического творчества воспитателей организована методическая служба. В ее структуру входит научно-методический совет в доме ребенка, методические объединения, творческие группы. В состав научно-методического совета входят: старший воспитатель логопеды, педагог психолог, воспитатели с высокой квалификацией.

Введена система количественной и качественной оценки педагогической работы воспитателей. По итогам года проводится анализ деятельности воспитателей, и определяются лучшие работы по открытому просмотру, представлению мастер-класса и докладов. В доме ребенка работает методическое объединение по эмоционально-социальному развитию, и творческая группа реализующая проект по экологическому воспитанию детей раннего возраста.

Создано методического объединения педагогов по социально-эмоциональному развитию детей в доме ребенка. Создание методического объединения позволило перевести проектную работу по эмоциональному воспитанию на постоянную основу, расширило возможности и позволило, более системно строить работу по социально-эмоциональному воспитанию.

Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики развития детей – сирот и преодоления последствий институционального воспитания.

Методическое объединение реализовывало следующие задачи:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования и социально-эмоционального воспитания детей младенческого и раннего возраста;
  • отбор содержания и составление коррекционных программ по социально-эмоциональному развитию с учетом вариативности и разноуровневости;
  • анализ комплексных программ, авторских программ и методик;
  • разработка и утверждение диагностических материалов и плана мониторинга, позволяющих отслеживать эффективность проводимой работы по направлению;
  • взаимопосещение занятий по социально-эмоциональному развитию с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов;
  • организация открытых занятий по социально-эмоциональному развитию с целью ознакомления с методическими разработками;
  • изучение актуального педагогического опыта;
  • отчеты о профессиональном самообразовании; работа педагогов по повышению квалификации; отчеты о творческих командировках;
  • организация и проведение тематических недель (декад и т. д.) в учреждении;
  • укрепление материальной базы и приведение средств обучения и воспитания, в том числе учебно-наглядных пособий для занятий, к соответствию современным требованиям к образованию детей раннего возраста.

В рамках работы методического объединения были проведены следующие мероприятия :

— открытых занятий по социально-эмоциональному развитию;

-Отчет об участии в научно-практической конференции;

  • Создана картотека игр и упражнений, направленных на формирование «Образа Я»,
  • Подготовлены методические рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей раннего возраста;
  • Разработан цикл занятий по эмоциональному развитию детей 2,5 — 3 лет;
  • Разработан алгоритм проведения психокоррекционного занятия силами воспитателей в условиях дома ребенка;
  • Разработан цикл досуговых мероприятий, направленных на социализацию детей раннего возраста

Работа с педагогами:

Проводилась просветительская и консультативная работа, а также профилактика эмоционального выгорания: проводились индивидуальные и групповые консультации, доклады, семинары по вопросам особенностей развития детей, воспитывающихся в учреждении. Давались рекомендации по созданию условий для коррекции и профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у детей младенческого и раннего возраста. Проведены тренинги, направленные на улучшение психологического климата в коллективе, повышение психологической грамотности педагогов, формированию навыков конструктивного общения, профилактику профессионального выгорания.

Работа с родителями состоит из двух блоков:

  • работа с кровными родителями, и другими родственниками, находящимися в трудной жизненной ситуации и планирующими забрать ребенка;
  • сопровождение семьи, принимающей ребенка на разные формы семейного устройства.

Работа с волонтерами:

  • заключены договоры с волонтерскими организациями;
  • проводились мероприятия по социализации детей с участием волонтеров (поездки в зоопарк, проведение досуговых мероприятий, организация спектаклей, регулярная совместная деятельность со школьниками);
  • проведены 2 семинара для волонтеров;
  • в течение года проводились регулярные консультации для волонтеров;
  • организовано индивидуальное кураторство волонтерами детей.

Контингент Дома ребенка.

Воспитываются дети в доме ребенка в возрасте от 10 дней до 4-х лет (3 г. 11 мес.29 дн.).

Это дети с различным социальным статусом, из социально неблагополучных семей, имеющих неблагоприятный биологический анамнез.

Штат педагогических работников укомплектован. В доме ребенка образовательный уровень стабильно высокий, в 2013 году количество педагогов с высшим образованием составляет 54,8%, со средним специальным -45%. Все педагоги имеют профессиональное педагогическое образование. Аттестовано 25 педагога, что составляет 80 %.

Педагоги с 1 квалификационной категорией составляют от общего числа педагогических работников-70,9 %.

Преобладают работники с педагогическим стажем свыше 15 лет при среднем возрасте 40 лет.

Прошли курсы повышения квалификации в 2013 году- 5 педагогов.

Повышают свой образовательный уровень (учатся в высших учебных заведениях) – 2 (6 %) педагогов.

Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении

Вся воспитательно-образовательная работа в специализированном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на организованных занятиях.

При организации коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми важное значение имеет создание эмоционального климата, при котором каждый ребенок постоянно чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны всех взрослых, в первую очередь воспитателей и учителя-дефектолога.

Педагоги группы — воспитатели и учитель-дефектолог — должны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе учителя-дефектолога и воспитателя, необходимо специально уделять этому серьезное внимание:

1. Совместно изучать содержание программы обучения и воспитания в специализированном дошкольном учреждении. Совместно составлять перспективный план работы.

Учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь, воспитатели обязательно должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог и воспитатель должны вместе составлять перспективный план работы по всем видам занятий, а также по воспитательной работе с детьми. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий ни в коем случае не является «репетитором», не заучивает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

2. Проводить совместное изучение детей. Учитель-дефектолог проводит индивидуальное обследование детей и наблюдает за ними в процессе занятия. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни — в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты изучения необходимо обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом группы.

3. Вместе проводить подготовку ко всем детским праздникам и развлечениям и участвовать в их проведении.

Детские утренники, праздничные и тематические, являются итогом всей коррекционно-воспитательной работы с детьми за данный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Проводить работу с родителями. Учитель-дефектолог и воспитатели рассказывают родителям о ребенке, делая акцент на положительных его возможностях, дают рекомендации по проведению режима дня дома, по оформлению игрового уголка, по общению, играм. Все рекомендации должны быть хорошо продуманы и согласованы между педагогами.

Читать еще:  Снегири из ваты и бумаги. Аппликация из ватных дисков и цветной бумаги Снегири" для детей старшей группы детского сада. Мастер-класс с фото. Последовательность изготовления снегирей

Рассмотрим подробно совместную деятельность учителя-дефектолога и воспитателей. Мы уже ознакомились с особенностями психического развития умственно отсталых дошкольников и знаем, их типичные, характерные для всех отклонения, первичные и вторичные дефекты, которые требуют коррекции. Но мы знаем также, что каждый ребенок развивается по-своему, имеет свою индивидуальную структуру нарушений. Кроме того, у детей, поступающих в детский сад, разный уровень подготовки, так как они воспитывались в равных условиях. Поэтому учителя-дефектолога и воспитатели должны владеть методами изучения детей.

Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление перспективного плана работы

Совместное изучение программы необходимо для того, чтобы понять, как соотносится между собой содержание работы учителя-дефектолога и воспитателя.

Следует вместе рассмотреть разделы, которые ведут и воспитатели, и учитель-дефектолог. Прежде всего — совместный раздел «Игра».

В разделе «Игра» следующие программные требования для первого года обучения: «Воспитывать у детей интерес к игрушкам, желание действовать с ними; поощрять их стремление играть рядом со сверстниками в игровом уголке, способствовать возникновению и укреплению доброжелательных отношений между детьми во время игры. Учить правильно, в соответствии с функциональным назначением, использовать сюжетные игрушки (машину катать; куклу укачивать, одевать, раздевать; из кубиков строить и т.п.)». Анализируя эти требования, необходимо подчеркнуть, что первой, задачей является обучение правильному использованию игрушек в соответствии с их функциональным назначением, т.к. у детей не возникнут ни подлинный интерес к ним, ни желание действовать с ними, а тем более стремление играть рядом. Функциональному использованию игрушек детей обучает учитель-дефектолог на специальных занятиях. Воспитатель на своих занятиях и во время свободной игры закрепляет и расширяет эти умения. Так, например, учитель-дефектолог на занятии учит катать машину, сажать в нее мишку и катать его (игра «Покатай мишку»). Воспитатель проводит на своих занятиях аналогичную игру — учит катать в машине зайку, тем самым закрепляя у детей представление о функциональном использовании машины и полученное умение катать ее. В дальнейшем именно воспитатель переносит полученные умения в свободную игру детей.

Затем рассматриваются разделы, которые взаимосвязаны по содержанию. Например, разделы «Игра» и «Ознакомление с окружающим», которые ведет учитель-дефекголог. Так, на втором году обучения и в том и в другом разделе есть тема «Зима». Следует продумать, что же именно в рамках этой темы должен дать воспитатель на занятиях по ознакомлению с окружающим, а что — дефектолог на занятиях по развитию речи. Прежде всего, нужно сформировать у детей чувственное представление о характерных признаках зимы и эмоциональное отношение к ним. Это задача воспитателя. Затем на основе полученных детьми впечатлений и представлений дефектолог проводит занятия по развитию речи, расширяя и уточняя полученные детьми представления о зиме и ее признаках, закрепляя в активном словаре названия этих признаков, добиваясь умения рассказать о зиме. Параллельно с этим и после проведения занятий по развитию речи на тему «Зима» воспитатель продолжает наблюдать с детьми зимнюю природу, зимние забавы, используя и тем самым закрепляя появившиеся у детей речевые высказывания.

Приведем примерный план занятий воспитателей и учителя-дефектолога по теме «Зима» на декабрь и январь месяцы.

Декабрь. Когда выпадает первый снег, воспитатель выводит детей на прогулку, создает у них радостное эмоциональное отношение к происходящему (снег идет, все стало чистое, белое — пришла зима). Воспитатель вместе с детьми ловит снежинки, показывает, какие они красивые и как тают на руке: (снежинки боятся тепла, тают). Используя созданное эмоциональное состояние детей, воспитатель читает стихотворение: «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится».

Воспитатель повседневно проводит с детьми наблюдения за природой (снег белый, холодный, покрыл крыши домов, землю, деревья. Все стало белое. Люди надели теплую зимнюю одежду — шубы, сапоги, теплые шапки, варежки. Дети тоже надели теплую одежду — шубы, шапки, валенки, рейтузы, варежки, шарфики). Воспитатели проводят зимние игры — катание на санках, лепят с детьми снежную бабу, делают фигурки изо льда. Воспитатели водят детей к школе, наблюдают, как школьники катаются на лыжах, на коньках. Обо всем этом воспитатели говорят с детьми не только непосредственно на прогулке, но и в группе. Закрепляя чувственные представления детей, их эмоциональное отношение, воспитатели в группе вешают картинки с изображением зимней природы, зимних забав. После того как воспитатель слепит с детьми снежную бабу, в группе вывешивается картинка с изображением лепки снежной бабы, после наблюдения за катанием детей на коньках вывешивается картинка с изображением детей на катке и т.п. Эти картинки закрепляют полученные детьми чувственные представления и их эмоциональное отношение к тому, что они видели. Однако воспитателям не следует заставлять детей рассказывать по этим картинкам.

Воспитатель вместе с детьми рисует панно «Зима», которое также вывешивается в группе. При этом воспитатель рисует дома, деревья, а дети путем приманивания рисуют «снег идет» и снежную бабу круговыми движениями.

В игровом уголке воспитатели вводят зимнюю одежду для кукол, кукольные санки и поощряют игры, отражающие полученные впечатления о зиме.

В середине декабря учитель-дефектолог начинает работать по теме «Зима» на занятиях по развитию речи. Он опирается в своей работе на те представления, которые сформировались у детей в результате работы воспитателей. Он проводит беседу по картинке, разучивает стихотворение о зиме, проводит дидактические игры, направленные на закрепление знаний о признаках зимы, добиваясь от детей умения связно рассказать о зиме. Дефектолог учит детей слушать и понимать небольшие рассказы о зиме, содержание которых включает в себя знакомые детям ситуации. Например: «Дети с Натальей Ивановной пошли гулять. Шел снег. Наталья Ивановна и дети лепили снежную бабу, а Коля катал Таню на санках. Было весело»; «Коля катал Таню на санках. Подошла Катя, сказала: «Я тоже хочу кататься». Таня не пускала Катю. Катя заплакала. Тане стало жалко Катю, она встала, посадила Катю на санки и стала катать ее вместе с Колей».

Учитель-дефектолог подбирает и разучивает с детьми стихи о зиме, о празднике Нового года.

Январь. Воспитатель по-прежнему планирует наблюдения за погодой, за состоянием природы, используя во время наблюдений, игр, забав тот багаж слов, который дети получили на занятиях по развитию речи, вспоминает с ними знакомые им стихи и песни. Например, увидев, как старшие дети катаются на санках с горки, вспоминает песенку: «Дует ветер озорной, лает пес Буянка, мчатся с горки ледяной голубые санки». Кроме того, воспитатель начинает специально организовывать опыт детей: он набирает в ведерко снег (при этом ему помогают дети) и приносит его с прогулки в группу. Ставит ведерко около батареи. Через некоторое время смотрит с детьми, что происходит со снегом, как он постепенно тает. В конце, когда в ведерке осталась вода, он спрашивает у детей, куда делся снег и откуда взялась вода, и объясняет, что снег от тепла растаял, получилась вода.

Подобный же опыт проводится со льдом. Учитель-дефектолог может использовать на занятиях по развитию речи представление о таянии снега, прочитав детям рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок». Этот же рассказ можно разобрать по серии картинок, а затем пересказать.

Таким образом, при правильном планировании совместной работы каждый член педагогического коллектива выполняет свою задачу, без зубрежки, формального повторения и заучивания обеспечивая нужную повторяемость материала и его закрепление.

Источники:

http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-aleksandrovna-bocharnikova/konsultacija-dlja-pedagogov-i-roditelei-trudnye-deti-osobenosti-ih-razvitija-i-vospitanija.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/03/06/analiz-deyatelnosti-spetsializirovannogo-doma-rebenka
http://studopedia.ru/17_136137_organizatsiya-pedagogicheskoy-raboti-v-spetsializirovannom-doshkolnom-uchrezhdenii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector