Основные принципы цветотерапии для детей. Семинар-практикум «Влияние арт-терапии на познавательно- речевое развитие дошкольников

Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Педагогическая копилка (10)
  • «Развитие детей старшего дошкольного возраста» (3)
  • «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» (7)
  • «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» (0)
  • «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»» (3)
  • «Лето для души» (7)
  • «Весна-красна» (1)
  • «К школе готов!» (14)
  • «Физическое развитие детей дошкольного возраста» (7)
  • «Речевое развитие детей дошкольного возраста» (6)
  • «Психология общения» (4)
  • «Специфика работы с детьми в логопедической группе ДОУ» (4)
  • «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (2)
  • Педагогические проекты (1)

Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия. Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной: Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна. Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития. В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах; Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт — терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основные задачи арт-терапии : Развивать познавательно-речевую активность Решать задачи: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию Стимулировать креативность, оригинальность мышления Развивать уверенность в себе Гармонизировать эмоциональное состояние Способствовать развитию детского коллектива Виды арт-терапии для дошкольников: Изотерапия Цветотерапия Песочная терапия Фототерапия Игротерапия Музыкотерапия Вокалотерапия Сказкотерапия Танцевально-двигательная терапия Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности нужно стремиться, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем. Поговорим об одном из видов арт-терапии для дошкольников: песочной терапии. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять. Особенно важны такие игры для детей с задержкой речевого и психического развития. Таким дошкольникам часто свойственны повышенная тревожность, высокий уровень агрессии, застенчивость, заниженная самооценка, рассеянное внимание. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников. Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Игра «Нарисуй сказку». Воспитатель просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее воспитатель предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы. Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: воспитатель рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце. «Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево). «Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом. Игру обычно начинаю так: предлагаю общую тему для творчества, например, «море». Дети с удовольствием выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения. Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики. «Мой мир». В этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире. Последний метод особенно хорошо использовать в процессе диагностики речевого и психологического развития ребенка. Подобная методика, под названием «Техника мира», подробно описывается в книге английского психолога Маргарет Ловенфельд, основательницы Лондонского Института детской психологии. Занимаясь с детьми, воспитателю нужно не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников, устраивать специальные логопедические практикумы. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома – развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду. Список литературы Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

Читать еще:  Логическое мышление 7 лет. Логические задачи-шутки для детей. Как по-татарски будет «обувь»

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей

Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей

Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников — это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.

Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.

Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].

Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно — перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].

Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области — психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.

Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитие воспитанников являются:

1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.

2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.

4. Развитие уверенности в себе, креативности.

5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

7. Обучение новым приемам рисования.

8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .

К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие, можно отнести:

— цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);

— песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);

— игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);

— музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);

— сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);

— терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).

Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].

В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:

— рисование с помощью пальцев;

— рисование предметами окружающего пространства;

— рисование под музыку;

— рисование на мокрой бумаге.

Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.

Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.

Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.

Дидактическая игра в познавательно-речевом развитии детей Программа воспитания и обучения в детском саду ставит задачи: расширять представления об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет.

Читать еще:  Рисуем по клеточкам для детей 6 7 лет распечатать. Графические диктанты на занятиях в детском саду: как научить ребенка не бояться школьную тетрадь

Арт-терапия. Разминки Дети любят, когда прямо на их глазах происходит чудо – только что исчирканный, замаранный лист легким движением руки и степлера превращается.

Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги» Арт-терапия-антистрессовые книги для детей с ОВЗЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у меня первая публикация на МААМе. Частенько.

Из обобщения опыта «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» Автор: воспитатель старшей группы.

Практикум «Возможности семьи в речевом развитии и развитии мелкой моторики» Цель: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей 6 -го года жизни, с влиянием мелкой моторики на развитие речи детей.

Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей Результативность деятельности по проблеме Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важных разделов дошкольной педагогики.

Задержка в речевом развитии детей Речевое развитие предполагает понимание как обращённой речи, так и развитие собственной речевой коммуникации ребёнка. В большинстве случаев.

Здоровьесберегающий проект «Арт-терапия как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Здоровьесберегающий проект «Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Автор: О. В. Невзорова Педагог-психолог.

Семинар – практикум «Использование Арт – терапии для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Материал открытого семинара-практикума, который проводился с воспитателями разных детских садов, что бы показать как я применяю разлиные виды арт-терапии в работе с детьми и как воспитатели могут использовать эти методы в своей работе.

Семинар состоит из 2 частей :

-практическая часть (занятие по песочной терапии, техника эбру, оригами )

Фото семинара на моей странице.

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»

Семинар – практикум
«Использование Арт – терапии для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

(применения методов арт–терапии, адаптированных для решения задач воспитания экологической культуры дошкольников)

МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»

Тулинова Екатерина Сергеевна

«Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

В. А. Сухомлинский

Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Арт-терапия – дословно обозначает: терапия искусством. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка.

Виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
  • Цветотерапия — способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
  • Песочная терапия — сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
  • Фототерапия — использование фотоматериалов и слайдов в работе;
  • Игротерапия — метод коррекции посредством игры;
  • Куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
  • Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  • Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

Ребенок — это маленький первооткрыватель. Он растет, развивается, постоянно исследует окружающий мир, узнает новое. Ребенок на месте не сидит. Ему все ново, интересно и важно. У каждого малыша свой отдельный мир, со своими переживаниями, чувствами, эмоциями, страхами. Каждый ребенок по-своему воспринимает информацию, чем ярче и интереснее впечатления детей, тем богаче воображение.

Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Этот метод обладает широкими возможностями в коррекционной и развивающей работе с дошкольниками. Использование разных технологий арт – терапии в работе с дошкольниками является эффективным способом развития мелкой моторики. Это оказывает непосредственное влияние на развитие мышления, так как «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Арт – терапию можно использовать как основной метод, а также в качестве вспомогательного метода. Методы арт-терапии в работе с детьми доступны, эффективны и гармонично вписываются в разнообразные виды деятельности дошкольников.

В научно–педагогической интерпретации арт–терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности, как отдельной личности, так и всего коллектива в целом.

По словам известного психотерапевта В.В. Макарова, арт–терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт–терапия не имеет противопоказаний. Арт–терапия дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал воспитанников. «Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен»

Немаловажным является и то, что арт – терапия является средством невербального обращения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет своей речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.

Арт — терапия позволяет познавать себя и окружающий мир . Арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. Посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает об окружающем мире.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • Развивать познавательную и речевую активность
  • Использовать ресурсы арт-терапии для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь и бережное отношение ко всему живому.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.

Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:

— Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

— Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

— Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.

— Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

— Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Арт-терапия – относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т.д.)

Читать еще:  Картотека сюжетно-ролевых игр. Картотека сюжетно-ролевых игр Сюжетно ролевые игры для детей 3 4 лет в детском саду картотека

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентоспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику.

Технология педагогического опыта

Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы.

В своей работе я использую разнообразные виды арт-терапии экологического содержания, которые направленны на поиск путей взаимодействия ребенка с природным и внутренним миром.

Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, я ставлю своей целью научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Планируя работу, исхожу из того, что «основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве»

В своей работе я использую различные методы изотерапии (рисование сыпучими материалами, изображение методом тычка, оттиск печатями, пластилиногафия, акварисование др.) Каждый из этих методов — это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра» . На занятиях нетрадиционной техникой нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе , в своих силах.

В то же время достаточно широкое применение в моей практике нашли такие методы, как:

Игротерапия. Игротерапию использую в форме «терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром». Детям предлагаю большой выбор сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игр снимающих барьеры в общении, игры, направленные на развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием. Многие игры являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи. Одна и таких игр «Угадай животное». Перед началом игры мы с детьми договариваемся о теме, например: дикие и домашние животные, птицы, насекомые и т.д. Все играющие, кроме ведущего, знают название животного. Ведущий ребенок, он вправе задавать уточняющие вопросы, игроки могут отвечать только односложно : «да» или «нет».

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различных животных, птиц, насекомых. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов о природе, и при этом сопровождают свои действия речью.

Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций. В наших волшебных сказках на главного героя «сыпется» много испытаний. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки, поведение в природе, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Таким образом, формируются первые представления о природоохранной деятельности, понимание необходимости ответственного отношения к природе.

Занятия основаны на следующих принципах :

1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение

3. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в “трудных” конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка .

4. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

5. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников процесса.

Каждое занятие строится по единому принципу :

1. Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе) ;

2. Ритуалы вхождения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия) ;

3. Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия) ;

4. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

5. Ритуал прощания, ритуалы выхода.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

С моей точки зрения, арт–терапия – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. В результате проводимой работы дети стали более глубоко воспринимать все краски окружающего мира, чувствовать гармонию, видеть красоту, уметь сопереживать и созидать. Арт–технологии экологической направленности способствуют нравственному оздоровлению дошкольников, формированию положительного отношения к себе, преодолению эмоциональной закрепощенности, неуверенности в себе, своих возможностях, достижению гармонии с собой и окружающим миром.

Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт- технологии, дает большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо использовать данный вид терапии, для обеспечения познавательного развития детей.

Источники:

http://kirsanova-ig-egords6.edumsko.ru/articles/post/807981
http://www.maam.ru/detskijsad/art-terapija-v-poznavatelno-rechevom-razviti-detei.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/19/seminar-praktikum-ispolzovanie-art-terapii-dlya-razvitiya

Ссылка на основную публикацию