Основы воспитания сознательной дисциплины у детей. Что означает дисциплина для детей

Журнал Педагог

Автор: Кожемяко Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: город Унеча Брянской области
Наименование материала: разработка родительского собрания
Тема: «Воспитание сознательной дисциплины»
Дата публикации: 07.09.2017
Раздел: начальное образование

Тема: «Воспитание сознательной дисциплины».

Оформление: презентация; доклад; памятки.

-Добрый вечер, уважаемые родители. Свое выступление я хочу начать словами

известного педагога В А Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле

воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и

Определение темы заседания. Мотивация.

— На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник.

Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего

долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за

каждое своё слово и поступок перед окружающими. Что такое “сознательная

дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот

об этом мы и поговорим с вами на собрании.

2. Определение понятия «дисциплина»

— Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила

хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако, случается, что

взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в

сущности, даже не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и

исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком,

у которого это качество стало как бы свойством характера.

— В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова записано “дисциплина” – .

обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение

установленному порядку, правилу”. Соответственно, дисциплинированный – это

человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

— Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов

“Энциклопедического словаря”, то можно прочитать, что дисциплина – это

“определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе

нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации”.

— На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса

Кэмпбелла, который считает, что “в области воспитания детей дисциплина – это

тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим

владеть собой, достойным и конструктивным членом общества”.

3.Факторы, влияющие на формирование сознательной дисциплины.

— Как же воспитывать в ребёнке такое качество? Тем более, что наши дети, так

отличаются от нас, взрослых.

— Мы, два разных поколения, воспитанных в разных условиях и на разных

— Как же воспитывать в ребёнке сознательную дисциплину? Тем более, что наши

дети, так отличаются от нас, взрослых.

— Мы, два разных поколения, воспитанных в разных условиях и на разных

— Но, несмотря на то, что мы такие разные, что родились и выросли в разные эпохи,

основные ценностные ориентиры формируются именно в семье. И процесс

формирования осознанной дисциплинированности ребёнка во многом зависит от

воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети

общаются ежедневно. Значит и от родителей в первую очередь.

— Какие же факторы влияют на формирование осознанной дисциплины у ребёнка в

— От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным,

верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и

досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным

и вежливым. Также воспитание дисциплины, наверное, связано с приобщением

ребенка к выполнению каких-то обязанностей.

— Детям необходимо чувствовать свою принадлежность к семье, своё членство в

ней. Если они не видят для этого положительных путей, они находят другие

возможности доказать свою значительность.

— Вот здесь и возникают проблемы.

4. Причины негативного поведения младших школьников.

— В чём же причины негативного поведения наших ребят? Подражает

Желание выделиться, так как его не замечают;

Мстит за нелюбовь и неуважение;

Желание манипулировать взрослыми;

Протест против существующих правил;

Отсутствие единых требований;

Вседозволенность и попустительство;

5. Пути формирования у детей сознательной дисциплины.

— Давайте определим пути формирования сознательной дисциплины у наших детей.

Личный пример взрослых;

Комфортная семейная среда;

Принятие, уважение и любовь ребёнка таким, какой он есть;

Участие в жизни ребёнка;

Единство требований к ребёнку;

Чёткий режим дня, труда и отдыха;

Ответственность за свои поступки;

Обязанности в семье;

Существует перечень работ, который ребёнок должен уметь делать в определённом

шесть – восемь лет:

приготовить простую еду (варёные яйца, тост, сандвич);

приготовить школьный завтрак;

повесить свою одежду в гардеробной;

собрать дрова для костра;

сгрести листья и траву;

вывести на прогулку животное;

содержать в чистоте контейнер для мусора;

следить за порядком в ящике для столовых приборов;

девять – десять лет:

поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину;

управляться со стиральной машиной, отмерять моющие средства

совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать

соблюдать свои собственные договорённости (школа, доктор,

кружок, спортивная секция и т.д.);

спечь печенье и пироги из смесей;

готовить еду для семьи;

получать и отвечать на свою почту;

планировать свой собственный день рождения;

выполнять какую-нибудь работу по соседству;

вязать, шить (даже используя швейную машинку);

мыть семейный автомобиль;

Для того, чтобы разовое поручение вошло в привычку, доставляло ребенку

Составлять вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье.

Научите детей навыкам работы и выполняйте её вместе с детьми до тех

пор, пока они не научатся работать самостоятельно. Дайте им понять, что в случае

необходимости вы всегда будете рядом. Отойдите в сторону и не вмешивайтесь,

пока вас не попросят. Если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с

критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется.

Обеспечьте детей инвентарем соответственно их возрасту, таким, как

маленький веник, маленькие садовые инструменты и т.д.

Установите время для совместной домашней работы, когда все члены

семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей.

Цените вклад, а не качество сделанной работы. Если ребёнок потерял

интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо

того,чтобы требовать окончания начатой работы.

Не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что им много

задали или они занимаются спортом. Помогите им так организовать своё время,

чтобы домашняя работа была не в ущерб остальным занятиям.

Убедитесь, что работа соответствует возрасту.

Огромное значение в общении с ребёнком имеет знание родителей о его

Вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в

дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

Правила взаимодействия с ними:

Спокойный ровный тон педагога.

Предъявление четких и обоснованных требований.

Демонстрация перспектив деятельности.

Положительная оценка деятельности ученика.

Подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен и

способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне

рационален, не всегда доводит дело до конца.

Правила взаимодействия с ними:

Четкая постановка целей деятельности.

Возможность демонстрации ребёнком его достижений.

Одобрение и поддержка взрослого.

Учет интересов ребёнка в порученном деле.

Инертен, спокоен, мало подвижен, настойчив, упорен, медлителен.

Правила взаимодействия с ними:

Демонстрация практического результата выполняемой работы.

Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

Использование положительных методов воздействия.

Отсутствие в деятельности взрослых ярлыков.

Поддержка начинаний ребёнка проявления его инициативы.

Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчивый, слезливый, медлителен,

Правила взаимодействия с ними:

Создание условий для выполнения совместной групповой деятельности

Читать еще:  Коллекции в детском саду старшая группа. Коллекционирование деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую. Коллекционирование как средство развития исследова

Демонстрация достижений ребёнка.

Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

4. Понятие дисциплины неразрывно связано с таким понятием, как любовь

близких, так как:

Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами

поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.

Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детей

представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”.

Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на

формирование жизненного опыта детей.

Только эмоционально уравновешенные и любящие родители

формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям.

При воспитании сознательной дисциплины родители должны правильно попросить

сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил их просьбу.

обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный

старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению

обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;

не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала

не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за

6. Эффективность методов поощрения и наказания.

Результат каждого поручения, выполненного ребенком, должен быть оценен. Для

этого в каждой семье выработалась своя система поощрений и наказаний.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и

ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и

доброе слово, и похвала, и подарок… Важно “вызвать” чувство удовлетворения,

чтобы всё, сто связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания

должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства

неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует

немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к

проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови,

предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит

грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого

родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно

соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости

наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно

нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

Вы можете ошибаться.

Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить

возможные отрицательные поступки.

7. Итог родительского собрания.

— Я хочу, чтобы вы задумались над темой нашего собрания, потому что такие

проблемы у нас существуют. И ненормативная лексика, обидные слова,

нетерпимость друг к другу, повышение голоса, если его не услышали с первого

раза, всплески гнева, вплоть до рукоприкладства, недисциплинированное

поведение в момент отсутствия контроля со стороны взрослых, некачественное

выполнение домашнего задания (если мама не проверила) и т.д.

Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей

недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье.

Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого

элементарно образуются определённые рамки поведения. Режим семьи

представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих

воспитывать ребёнка. Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник.

Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление

правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой,

которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно

считать подлинно дисциплинированным.

Лучшим примером для детей являетесь вы – родители. Для вас я подготовила

Кодекс истинного родителя. (зачитать)

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ

Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием

читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток

Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они сами не лгут ни

себе, ни другим, ни собственному ребёнку.

Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не

должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по

Если родители требуют от ребёнка, чтобы их ребёнок не

пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не

напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут

обойтись без них.

Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно

относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами

уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества,

они дают им возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это

возможно лишь в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и

ребёнок встречается с ними в своём доме.

Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, то они сами его

проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с

предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и

самыми тёплыми чувствами.

Сейчас я раздавать Кодекс не буду, а отдам классным руководителям. Они

передадут его вам в классе.

Закончить свое выступление я хочу такими словами:

Методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дисциплинированные, активные, высоко сознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива.

Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом.

Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины.

В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения.

Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся.

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины младших школьников

В процессе длительной повседневном работы с детьми каждый учитель вырабатывает и постепенно совершенствуст свою систему воспитания сознательной дисциплины. Но при всем своеобразии система воспитания дисциплины основывается на некоторых общих положениях, вытекающих из сущности социалистической дисциплины. Эти основы должны быть хорошо усвоены и осмыслены учителем.

Прежде всего, необходимо понять, что педагогика рассматривает дисциплину как результат всей воспитательной работы школы, а не только каких-то специально дисциплинарных мер.

Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.

Дисциплинированные, активные, высоко сознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива.

Читать еще:  Коррекционный центр для детей. О центре

Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом.

Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины.

В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения.

Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

В школе с успехом используется система привлечения коллектива к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является организация дежурства детей в классе и школе. Опыт А. С. Макаренко, а также практика работы лучших школ показали, что дежурство окажет большое влияние на учащихся, если дежурные будут выступать как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единых требований в школе, если они будут наделены необходимыми правами, а также в том случае, если им будет предоставлена известная самостоятельность при выполнении их обязанностей.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины.

Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.

Длительное, постоянно повторяющееся воздействие на организм определенных раздражителей создает в коре больших полушарий головного мозга устойчивую систему условно рефлекторных связей, названную И. П. Павловым динамическим стереотипом. Для формирования такой системы устойчивых связей и необходимо систематическое упражнение человека в выполнении тех или иных действий. Такую возможность дает режим. В педагогическом понимании режим включает в себя систему гигиенических требований, а также систему дисциплинарных и моральных требований, которые устанавливаются в зависимости от цели воспитательной работы.

Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время выполнять домашние задания — все это важные привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том, чтобы выработать целую систему привычек, например правильного поведения на уроке, в свободное время, в общественных местах и т. д. Для этого необходимо соблюдать в школе единые педагогические требования.

Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.

Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. Стоит внимательнее присмотреться к работе учителя на уроке, на внеклассном занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое значение в воспитании занимает педагогическое требование. В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей.

Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и последовательности педагога в первые дни работы с классом во многом зависит все последующее поведение учащихся. Учитель в дальнейшей работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение учащихся.

Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Характер требований согласуется с Правилами для учащихся. Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в течение первой четверти соблюдения учащимися единых требований. Но эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном коллективе лучше вводить требования постепенно.

Определенное значение имеет и правильный выбор момента для предъявления требований. Если воспитатель не уверен в том, что можно предъявить определенные требования к ученику, лучше подождать. Как только воспитатель убедился, что его требования разумны, он предъявляет их в самой категорической форме, добиваясь поддержки со стороны актива, а затем и коллектива в целом.

Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ дисциплины учащимся, убеждение их в необходимости установленных норм и правил поведения. Основные нормы поведения сформулированы в Правилах для учащихся. Правила концентрируют внимание на ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п.

Разъяснение смысла правил — важнейшая область работы учителя. Лучшие учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае.

Воспитательное значение оценки поведения учащихся. Сравнительно давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки поведения учащихся в воспитании сознательной дисциплины. Устав школы подчеркнул ее значение. Главным критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил социалистического общежития.

Уставом средней общеобразовательной школы введены три оценки поведения учащихся: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Две из них являются положительными. Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, предусмотренные в Правилах, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и в общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся, служат примером для других школьников.

Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена учащимся за совершение единичных антиобщественных поступков.

Читать еще:  Развлечения для детей 2 младшей группы летом. Летнее развлечение во второй младшей группе «Здравствуй, лето

Такой порядок оценки поведения учащихся дает важное средство укрепления дисциплины школьников.

Статья «Теоретический аспект воспитания сознательной дисциплины учащихся»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

М.В. Рютина, магистр педагогики

МБОУ Шарагайская СОШ

Теоретический аспект воспитания

сознательной дисциплины учащихся

В статье рассматриваются различные подходы к раскрытию понятий «дис-

циплина» и «дисциплинированность». Затрагивается проблема школьной дис-

циплины. Обсуждается сущность сознательной дисциплины учащихся.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность сознательная дисциплина.

Одним из приоритетных направлений современного образования является развитие социально активной, дисциплинированной и ответственной личности, формирование у подрастающего поколения гражданского сознания и дисциплины.

Воспитание активного гражданина определяется государственными документами последних лет: Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования до 2020 г., Федеральная программа развития образования. Они нацеливают на воспитание у учащихся нравственных качеств, коллективизма, самостоятельности, дисциплины, формирование у подрастающего поколения гражданского сознания, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Дисциплина для школы имеет большое значение. Дисциплина среди учителей и учащихся является необходимой предпосылкой обучения. Без создания внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя процесс обучения неэффективен. Без дисциплины нельзя воспитать в детях патриотизм, честность, смелость, отвагу, настойчивость, умение планировать. Дисциплина формирует моральные качества.

Состояние дисциплины учащихся в школе и степень дисциплинированности определяется всей системой воспитания: правильной организацией классного коллектива, качественным и умелым преподаванием на уроках, общей культурой школы, единством воздействия школы, семьи и общественности. Высокий уровень дисциплины и дисциплинированности – это результат всего воспитательного процесса.

Рассмотрим понятие «дисциплина». В педагогической литературе понятие «дисциплина» характеризуется как умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива (Е. Л. Брюнелли); соблюдение учащимися определенных правил поведения (В. Е. Гмурман); добросовестное выполнение учащимися требований учителя и классного коллектива (Т. Д. Лейченков); соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне школы (Л. А. Немировская);твердо установленный и осмысленный человеком порядок, помогающий ему оценивать свое поведение и поведение других людей; подчинение этому порядку (Л. Ю. Гордин).

Дисциплина выполняет следующие функции: запретительную, предписывающую, охранительную, поддерживающую, ориентирующую, прогнозирующую,

регламентирующую, упорядочивающую. Они, в свою очередь, разделяются на две большие группы: обеспечения членов общества эталонами и моделями поведения; стабилизации, упорядочения отношений. Все эти функции являются непременными составляющими педагогической деятельности.

Существуют разные виды дисциплин, но мы остановимся на школьной дисциплине. Ее своеобразие состоит в том, что она всегда подчинена задачам воспитания и обучения. Вопросы дисциплины решаются в школе в соответствии с тем, какую именно цель преследует учебно-воспитательная деятельность. Некоторые особенности

школьной дисциплины обусловлены возрастом учащихся.

Изучив литературу мы выделили три стороны школьной дисциплины: дисциплина учебная, требующая соблюдения правил, касающихся отношения школьника к учению; дисциплина личного поведения; дисциплина общественных обязанностей, предполагающая выполнение учащимися общественных поручений. Эти три стороны школьной дисциплины, взятые в совокупности, формируют отношение ученика как личному и общественному долгу.

Понятие «дисциплинированность» в педагогической литературе определяется как: знание и строгое выполнение правил, установленных в определенной области (Л. Е. Раскин); необходимость подчинения школьников порядку, выполнению учебных обязанностей (Т. Н. Калечец); совокупность требований, определяющих отношение учащихся к учебе и труду, общественности и окружающим людям(Н. Г. Краснопольский); знание и соблюдение установленных правил в той или иной области жизни (Г. К. Царгун); уровень воспитанности школьников (М. Н. Хвиль); сложная черта характера человека, умение и привычка управлять своим поведением, подчинять его правилам и требованиям коллектива(В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин.

Правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость. Изменяя сознание ученика и обеспечивая непрерывность его нравственного роста, дисциплина формирует черту личности, свойство характера, личностное качество – дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в поступках и действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, так как это – следствие привычки поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям. Благодаря такому сложившемуся отношению учащийся находит верную линию поведения в различных ситуациях. Дисциплинированность подразумевает выдержку, твердость, настойчивость, умение себя сдерживать, а также и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организованность.

Сознательная дисциплина – важнейшее условие работы школы как государственного учреждения и успешного осуществления задач среднего образования. Понятие «сознательная дисциплина» — это качество личности, сформировавшееся на основе сознательного выполнения правил поведения, положительного и ответственного отношения к учению, управления своим поведением в любой обстановке в соответствии с требованиями; знание школьником общих положений о дисциплине ее назначении в обществе, осознание им требований, норм и правил поведения в школе, дома, в общественных местах; убежденность, что эти правила надо обязательно и точно выполнять; проявление активной жизненной позиции, ответственности, товарищества, неравнодушия.( Мальковская Т. Н.)

Уровень сформированности сознательной дисциплины учащихся в школе опреде-

ляется следующими показателями: понимание учащимися необходимости соблюдения

дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении; готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении общественных требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины классного коллектива.

Сущности сознательной дисциплины учащихся, состоит из знания правил поведения и установленного порядка в школе, понимания их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их выполнения . Как утверждает Жидкоблинов М. А. сознательная дисциплина предполагает осознание ребенком значения дисциплинированности, порядка как одного из необходимых условий для обучения.

Главную роль в воспитании сознательной дисциплины школьников играет морально-психологическая атмосфера на уроке, его микроклимат. В определении психологического климата используются такие оценочные критерии, как здоровый, благоприятный, хороший, деловой – и, напротив, нездоровый, неблагоприятный. Психологическая атмосфера, или микроклимат урока – это эмоционально-психологическое состояние учащихся и учителя. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке ощущается радость общения между учителем и учащимися, между самими учащимися; бодрость и уверенность, взаимопонимание. «Здоровый» микроклимат урока характеризуется тем, что ученики не испытывают чувства страха перед учителем, они уверены в себе и убеждены, что найдут понимание и поддержку педагога и одноклассников. Вместе с тем, хороший микроклимата характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся. Нездоровый климат на уроке – это пессимистическое настроение, неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь. В условиях позитивного микроклимата учащиеся не только лучше и плодотворнее трудятся на уроке, усваивая учебный материал, отличаются примерным поведением, но и меньше устают. Неблагоприятная атмосфера на уроке отрицательно влияет на психику школьников, приводит их в состояние душевной напряженности, к психическому стрессу, влекущему за собой грубое нарушение дисциплины.

Итак, дисциплина- это объективное явление и обозначает порядок в действиях людей, а «дисциплинированность» – это качество личности. В воспитательно-образовательном процессе необходимо формировать дисциплинированность, и тогда в действиях людей, в свою очередь, будет проявляться дисциплина. Определение понятий «дисциплина», «дисциплинированность», «сознательная дисциплина», на наш взгляд, позволяют лучше понять процесс нравственного воспитания учащихся и воспитания сознательной дисциплины. Наши выводы позволят лучше организовывать в школе режим; осуществлять контроль за учебной нагрузкой, отдыхом и внеклассной работой; обеспечить внимательное, бережное отношение учителей к учащимся.

В перспективе для построения современной модели воспитания сознательной дисциплины необходимо провести в учреждении диагностирование воспитанности учащихся.

1. Жидкоблинов М. А. Основной принцип дисциплинирования. М., 1949.

2. Крутецкий В. А. Воспитание дисциплинированности у подростков. М., 1960.

3. Мальковская Т. Н. Воспитание сознательной активности старших школьников. М., 1974.

Источники:

http://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6137
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/02/21/metody-i-priyomy-vospitaniya-soznatelnoy
http://infourok.ru/statya-teoreticheskiy-aspekt-vospitaniya-soznatelnoy-disciplini-uchaschihsya-1161504.html

Ссылка на основную публикацию