Особенности формирования здорового образа жизни для детей дошкольного возраста. Образовательный портал

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в учреждении дошкольного образования. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон — залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2.Правильное питание.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

3.Рациональная двигательная активность.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности

Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна) ;

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций

4.Закаливание организма

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

6. Соблюдение правил личной гигиены

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

Читать еще:  Карнавальные очки для детей своими руками. Карнавальные маски для детей своими руками. Простое изделие для ребёнка

Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

— формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

1.Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья

2.Воспитывать навыки здорового поведения

3.Любить двигаться

4.Есть побольше овощей и фруктов

5.Мыть руки после каждого загрязнения

6.Быть доброжелательным

7.Больше бывать на свежем воздухе

8.Соблюдать режим.

9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

11.Вырабатывать навыки правильной осанки

12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

13.Развивать художественный интерес.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем института брака и семьи: массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании.
Бедующее, как в России так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.
Актуальность данной проблемы очевидна. Здоровье человека — первостепенная жизненная ценность. Формирование здоровья всегда являлось одной из самых актуальных проблем нашего общества. Поэтому охрана и укрепление здоровья детского населения является одной из важнейших задач государства. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Поэтому я поставила перед собой цели: сохранение и укрепление здоровья детей; формирование понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учить быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о здоровом образе жизни, о правилах и нормах сохранения своего здоровья в детском саду, дома, на улице, в лесу, о поведении и поступках, приносящих пользу здоровью.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта – разработка концептуальной модели здоровья детей, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена – семьи и дошкольного образовательного учреждения и школы. Это направление является приоритетным в системе валеологического воспитания.
Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять очень легко, вернуть же его очень трудно.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все…»
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Ученными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, и более чем на половину от образа жизни. Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний.
В связи с этим, именно в дошкольном возрасте, необходимо формировать потребность в здоровом образе жизни, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей знаний о здоровом образе жизни, выработке устойчивой привычки следить за своим здоровьем.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей беречь своё здоровье. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры здоровья. Соблюдение здорового образа жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы, уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями, выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому воспитатель должен доступно разъяснить ребенку правила здорового образа жизни, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения этих правил, при этом, не исказив их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам здорового образа жизни, но и применять их в действительности.

3.Теоретическая база опыта.
На важность проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста указывают исследования

-Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А., и др. – Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду 2007.
-Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. Волгоград: Учитель, 2010
-Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

Для реализации задач по обучению детей здоровому образу жизни я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:
-Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников – Санкт – Петербург Детство — Пресс, 2010.
-Коломеец Н.В. Формирования культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет, Волгоград, Издательство «Учитель», 2011.
-Чермашенцива О.В. Основы безопасного поведения дошкольников, Волгоград, Издательство «Учитель», 2010.
-Шорыгина Т.А. Безопассные сказки. – М.: «Сфера», 2002.
-Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет «Сфера», 2006.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни – работа не одного дня.
При построении системы работы по изучению дошкольниками здорового образа жизни проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал, наглядность.
Цель работы: сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Задачи:
— Заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью;
— Формировать навыки рационального питания, закаливания, физической культуры;

— интеграция – интерактивность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
— дифференцированный подход — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
— возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
— проектный метод обучения;
— моделирование опасных и безопасных для здоровья ситуаций;
— личностно-ориентированная технология;
— технология игрового обучения;
— метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей:
— обсуждение просмотренных видеосюжетов;
— ролевое проигрывание ситуаций;
— тренинговые игровые упражнения и задания;
— анализ родителями и педагогом поведения ребенка;
— обращение к опыту родителей;
— использование информационно-коммуникативных технологий.
В группе создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами здорового образа жизни конспекты НОД, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ЗОЖ и безопасности, что позволило проводить знакомство детей с правилами здорового образа жизни на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии в детскую поликлинику, медицинский, процедурный кабинеты детского сада, оформлен уголок безопасности, валеологический уголок.
Невозможно развивать ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды в группе. Детям предлагается наглядность, в валеоологическом уголке, где в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческом организмом. Так же детям предложены комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно — ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребенок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. Собрана библиотека детской художественной литературы. видеотека с мультимедийными поучительными и обучающими фильмами и слайдами.

Читать еще:  Ребенок не умеет думать. Продвинутый уровень: Спортивное Запоминание. Способы решения задач на логику

5. Результативность опыта.
Вышеописанные действия, направленные на привитие навыков и привычки соблюдения здорового образа жизни дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью в начале и конце учебного года с каждым ребенком проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе изучения правил здорового образа жизни. Обобщение педагогического опыта по формированию у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни представлено в различных формах: участие в семинарах, педсоветах; показывала мастер-классы, по данному направлению, проводила круглый стол, делилась опытом в интернете: на сайте детского сада, www.maaam.ru, www.o-detstve.ru; в газете «Голос Примокшанья» Ковылкинского муниципального района, тесное сотрудничество с медицинскими работниками детской поликлиники; привлечение родителей к активному участию образовательной деятельности по изучению здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты данного опыта:
— повышение у детей уровня знаний о здоровом образе жизни;
-становление готовности детей самостоятельно решать здоровьесберегающие задачи, задачи безопасного и разумного поведения в — непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения;
-создание необходимых условий для организации деятельности по укреплению и сбережению здоровья детей в ДОУ;
-координация деятельности по охране здоровья и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменения отношения родителей к данной проблеме.
Для достижения оптимальности и эффективности средств воспитания детей в русле ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, соблюдение норм и правил сохранения здоровья я организовываю совместную деятельность и педагогов, и родителей, и медицинских работников.

6. Анализ результативности.
Результативность опыта очевидна. Проведенная мною работа дает положительные результаты. У детей активизируется словарный запас, появляется интерес и расширяются знания о формировании здорового образа жизни и окружающей действительности. Благодаря полученным знаниям дети становятся увереннее в себе и в своих силах; получают представления о здоровом образе жизни; осознают важность гигиенической и двигательной культуры; приобретают знания о здоровье и средствах его укрепления, а так же вырабатываются практические навыки безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях; формируется потребность в соблюдении здорового образа жизни.
Результативность моей работы проявляется в использовании знаний о здоровом образе жизни детьми в разных видах образовательной деятельности: занятиях, выставках, играх, активном участии воспитанников в конкурсах муниципального и республиканского уровня.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
— для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– памятки, информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер — классы, круглый стол, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

8. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по формированию здорового образе жизни в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, тренинги.

Формирование здорового образа жизни дошкольников

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

Читать еще:  Шея ребенка обвита пуповиной 1 раз. Насколько опасно обвитие пуповиной. Последствия однократного обвития

— учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
  • формирование понятия «не вреди себе сам»

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально — ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес

Спортивно-театрализованный праздник «Богатырские состязания»

(Для детей подготовительной группы)

Цели: учить передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию, развивать у детей организационные навыки, настойчивость в достижении цели, расширять зону общения и взаимодействия, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей.

Спортивный инвентарь и оборудование: детские стулья, большие мячи, гантели, палки, ленточки, скамейки, 2 метлы, воздушные шары, стойки, 2 тазика с водой, яблоки, «Избушка на курьих ножках».

Действующие лица: ведущая — инструктор по физкультуре, Илья Муромец, Баба-Яга, Елены Премудрые (жюри)

Ведущая — Привет, друзья!

Ведущая — как настроение?

В. — предлагаю сегодня устроить богатырские состязания — пусть мальчишки покажут нам свою силу и удаль! Скажите!- а кто самый главный богатырь — Илья Муромец. Вот к нему мы и отправимся в гости! Согласны? Тогда занимаем места (дети рассаживаются на стулья, поставленные в шахматном порядке).

В. — чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься! Занимайся, детвора! В добрый путь — Физкульт — Ура!

Танцуйте сидя и стоя на стульях.

(Звучит музыка, входит Илья Муромец).

И.М. — уж вы гости, еси добры молодцы, богатыри земли нашей! Привет вам, да поклон низкий от меня И.М., да сотоварищей моих — Добрыни Никитича, да Алеши Поповича. И вам поклон низкий, девицы — красавицы. Услыхал я про сильных, могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую. Станем — ка, богатыри, насупроть друг друга, да разомнемся перед состязанием серьезным.

В. — все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну, тогда не зевай, не ленись! На разминку становись!

Разминка с гантелями.

И.М. — а теперь нам надо придумать названия командам. Пусть слева будут «Богатыри», а справа «Добры молодцы». Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам Премудрым. (члены жюри — зав. дс, методист, логопед, психолог).

И.М. — какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим как наши молодцы умеют держаться в седле. Приведите-ка мне моего боевого коня. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно.

Скачки на хопах.

И.М. — какие вы сказки знаете? А моя любимая сказка «Лягушка — путешественница». Следующий конкурс так и называется:

«Лягушка — путешественница»

И.М. — отгадайте-ка загадку?

«Без рук, без ног
Ходит и следов не видно» (рыба)

Следующее состязание называется:

«Рыбак и рыбки»

(за 30 сек. необходимо поймать как можно больше рыб)

И.М. — а теперь проверим вашу силушку, богатыри!

Уложи руку противника.

В. — Илья Муромец, ты нам загадывал загадки, а теперь мы тебе загадаем.

«Азбука движений»

(посмотри, подумай и отгадай букву)

И.М. — Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка назовите, кто это такие?

(звучит музыка, появляется баба-яга)

Баба-яга — здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А вот и я! Хочу вам предложить вот такой конкурс!

Бег в ступе с метлой, с преодолением препятствий.

Баба-яга — а сейчас хочу проверить, какие вы смелые. Змея Горыныча не испугаетесь, тогда начинаем!

Бой со Змеем Горынычем.

В. — приглашаю всех вас на «Веселый тренинг»:

  • Колобок
  • Паровозик
  • Солдатик
  • Ладошки
  • Веселый чертенок
  • Цапля
  • Насос

И.М. — ну что ж убедился Я: силы и ловкости вам не занимать, значит, пора на серьезное испытание отправляться. Заточил Кощей Бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице. Надо их выручать! Но перед тем как отправиться в путь дороженьку, надо подкрепиться молодильными яблочками.

Молодильные яблочки.

(дети поочереди подбегают к тазу с водой, достают от туда без помощи рук яблоко и возвращаются к своей команде)

В. — а сейчас, чтобы отдохнуть, перевести дух, предлагаю выполнить упражнения для пальцев рук, которые называются:

«Мудры».

И.М. — а теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство кощеево и освободить Елен Прекрасных!

Полоса препятствий по карточкам.

И.М. — ну, молодцы богатыри. Показали свою богатырскую силу, да молодецкую удаль. Выходите Елены Прекрасные, вы свободны. Да спляшите нам, порадуйте глаз красотой своей!

Степ-аэробика.

(выступают Елены Прекрасные — девочки старшей группы)

И.М. — Елены Премудрые вам слово (слова, награждения, медали)

Баба-яга — приглашаю всех в «Трактир на курьих ножках»!

(дети выходят из спортивного зала, идут в изо — студию)

Дети — «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».

Избушка — вот мой слушайте приказ, в полтора десятка фраз. Улыбнитесь! Отвернитесь! Лягте на пол! Повернитесь на бочок, рот закрыли и молчок. Ручками похлопали, ножками потопали. А теперь все дружно встали и веселыми вновь стали.

Баба-яга — проходите, гости дорогие, отдохните, посидите, да умом пошевелите.

Баба-яга — хочу проверить какие вы внимательные дети? На все вопросы отвечайте «я», но слушайте внимательно:

  • Кто любит шоколад?
  • Кто любит мармелад?
  • Кто любит груши?
  • Кто не моет уши?

Баба-яга — ах, какой денек чудесный, не послушать ли нам песню!

Песня «Будем в армии служить».

В общем, милые мальчишки,
Мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете
Никого, конечно, нет!

Баба-яга — а теперь поудобней усаживайтесь, да отведайте моих пирожков, да напиточка.

В результате проделанной работы по программам мною были получены следующие результаты:

— у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.

— снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.

— итоговое обследование детей педиатрами показало, что при выпуске детей из детского сада в школу, группы здоровья изменились.

— дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

Литература.

  1. Автор: Золотых Ираида Николаевна — инструктор по физической культуре, Белгородская область г. Губкин, МДОУ «Детский сад комбинированного вида N2 «Ромашка».
  2. Автор: Кочешкова Е.В., старший воспитатель МДОУ N57, г. Старый Оскол, Белгородская обл.
  3. Автор: Исмагилова Альфия Ризвановна, воспитатель I квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.

Источники:

http://luzhok.schools.by/m/pages/konsultatsija-dlja-vospitatelej-formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
http://kladraz.ru/blogs/blog21302/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-deteidoshkolnogo-vozrasta.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586490/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector