Особенности организации режима самостоятельной деятельности и занятий. Методические материалы педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста». Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учё

Особенности организации режима самостоятельной деятельности и занятий. Методические материалы педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста». Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учё

Методические материалы «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»

Быкова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МАДОУ ДС № 464

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ декларируется, что дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [13].

Образовательная программа для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) должна включать ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. [13].

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС дошкольного образования) педагогические задачи должны решаться педагогами:

  • в ходе режимных моментов
  • в совместной деятельности детей с педагогом
  • в самостоятельной деятельности детей
  • в совместной деятельности с семьей.

Одной из основных форм организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является самостоятельная деятельность детей. Изучение проблемы самостоятельности детей дошкольного возраста сегодня ведётся в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, её природа (Г. А. Балл, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т. Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З. В. Елисеева, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному учреждению

(Т. Н. Филютина). Поэтому выбранная нами тема исследования является актуальной.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили цель исследования: теоретически изучить и практически проверить педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в старшей группе ДОУ.

Объект исследования: процесс организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие организации самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельной деятельности дошкольников возможно будет успешным, если создать следующие педагогические условия:

  • поддержание педагогом детской инициативы и самостоятельности;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды для саморазвития ребенка старшего дошкольного возраста;
  • использование в образовательном процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами были определены следующие задачи.

  1. Проанализировать современное состояние проблемы организации самостоятельной деятельности у дошкольников в психолого-педагогической литературе.
  2. Определить педагогические условия, которые необходимы для организации самостоятельной деятельности старших дошкольников.
  3. Проверить эффективность выявленных педагогических условий в познавательно-исследовательской самостоятельной деятельности у детей старшей группы ДОУ.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав (1 теоретической и 1 практической), заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. 1. Современные подходы к организации самостоятельной

деятельности детей дошкольного возраста в педагогической

теории и практике

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Потому что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности [ ].

Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного образования.

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо, предоставить ребенку возможность заниматься разными видами детской деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основным требованием организации образовательной работы становится утверждение субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности. В связи с этим в теории дошкольного образования, а также в практике современных дошкольных учреждений априори признается, что процесс обучения дошкольников является одним из самых неразработанных и трудоемких в образовательной работе.

Это объясняется, во-первых, тем, что в истории становления и развития дошкольной педагогики на различных исторических этапах преобладали разнообразные и зачастую прямо противоположные методологические подходы и предлагались самые противоречивые авторские концепции и теории обучения дошкольников; во-вторых, представлением практических работников о том, что обучение дошкольников должно строиться на основе школьной дидактики и приближаться к классно-урочной, предметно-информативной модели обучения.

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. [11]

Самостоятельная деятельность — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

В системе Фридриха Фребеля (1782—1852) главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Ф. Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Большое место в системе Ф. Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Читать еще:  Ребенок 7 месяцев навыки и умения. Психоэмоциональное развитие ребёнка: общение и речь, что он понимает. Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М. И. Лисина.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин) либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

В работах Н.Е. Вераксы говорится, что одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста при организации самостоятельной деятельности — является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

А.С. Микерина указывает в диссертационном исследовании «Познавательное развитие детей дошкольного возраста», что в практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

  • исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования)
  • творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения)
  • игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему)

— информационно-практико-ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов). Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Познавательно — исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, в полном развернутом виде предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить
  • предлагает возможные решения
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки
  • применяет выводы к новым данным
  • делает обобщения.

Большие возможности для познавательного развития дошкольников представляет экспериментирование. Как доказал H.H. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема организации самостоятельной деятельности дошкольников достаточно подробно представлена в теории дошкольной педагогики.

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе
материал по теме

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе

Известно, что весь педагогический процесс в детском саду может быть условно разделён на три составляющих блока:

  1. Специально организованное обучение в форме занятий.
  2. Совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринуждённой, необязательной форме.
  3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Каждый из указанных блоков занимает своё место в педагогическом процессе, поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач воспитания и развития ребёнка.

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития воспитанника, так как он свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Освоение ребёнком разнообразных видов деятельности способствует развитию самостоятельности, которая, по мнению современной теории личности, рассматривается как стержневое, интегральное личностное качество. Через самостоятельную активность совершенствуются способности и умения детей, основы которых закладываются в первых двух блоках.

Функция воспитателя в блоке свободной самостоятельной деятельности – создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Создания условий необходимых для саморазвития воспитанников должно быть направлено на сосредоточение усилий всего педагогического коллектива на оборудовании развивающих зон, каждая из которых содержит свой комплекс задач воспитания и развития детей.

Содержание реализуемой программы «Из детства – в отрочество» Дороновой Т.Н. имеет два направления: «Здоровье» и «Развитие».

Одним из факторов, снижающих здоровье, является гиподинамия. Из опыта работы знаем, как сложно организовать в группе самостоятельную двигательную деятельность детей. Для стимулирования двигательной активности в группах раннего возраста необходимы горки, гусеницы, а также целесообразно размещать кукольные коляски в противоположной стороне от игрового уголка «Дом», машины от строительного материала.

В других возрастных группах можно создать из спортивного оборудования «дорожки движения» так, чтобы не мешать другим играющим. С помощью картинок и схем детям могут даваться двигательные задания, которые меняются.

Для развития самостоятельной двигательной деятельности через приёмы косвенного руководства нужно побуждать детей использовать как традиционное, так и нестандартное спортивное оборудование, также использовать его как атрибуты в сюжетно-ролевых играх. Так, играя в гномов, дошкольники в качестве пещеры могут использовать туннель, а для труднопроходимых «горных троп» — индивидуальные массажные коврики, которые могут сшить педагоги или родители.

Играя в «моряков», старшие ребята могут успешно использовать массажные дорожки синего цвета как морскую пучину, а мягкие спортивные модули для обозначения минного поля, через которое пробирается морской десант.

Использование проблемных ситуаций, бесед с детьми: «На чём можно попрыгать в группе?», «Что можно метать, чтобы было безопасно и интересно?» позволит не только направить активность ребят в нужное русло, но и побудить их придумывать новые игры с уже имеющимся материалом.

Особое внимание необходимо уделить и развитию мелкой моторики рук. Для этого можно использовать пособия, сделанные руками родителей. Это «волшебные кубы», коврики, щиты, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застёгивании, шнуровке, завязывании, и формирующие первоначальный самоконтроль. А разнообразная фактура тканей стимулирует тактильное восприятие. Замечательным пособием может быть книга с мягкими страничками. Её сюжет может быть разнообразным, например, основывается на стихах А. Барто «Игрушки». На каждой странице персонаж, элементы сюжета прикреплены с помощью липучек, кнопок. Использование данного пособия развивает зрительное и тактильное восприятие, закрепляет понятия «цвет», «форма», «величина», «гладкий-шероховатый», «пушистый», «один-много», развивает пространственную ориентировку и обследовательские действия малышей, усидчивость. А также способствует развитию речи.

Применение воспитателем приёмов косвенного руководства, например, таких как проблемные ситуации (герои заблудились – помоги им вернуться на свою страничку, петушок плачет – потерял пёрышки из хвоста) не только поддержит детский интерес, но и поможет воспитанию нравственных чувств.

Читать еще:  Рацион ребенка в 1 год меню. Суфле из печени. Нужен ли режим

В младших группах с этой целью эффективно использовать разнообразные конструкторы «Застёжки-расстёжки». На большом поле-ковре с помощью липучек малыши могут прикреплять детали, создавая всё новые и новые сюжеты, которые подсказывают цветные карточки. Цветные карточки с сюжетами разного уровня сложности, помимо мелкой моторики рук, развивают речь, память, внимание ребёнка. В группах для детей раннего возраста нужно оборудовать дидактические столы.

Также для решения задач второго направления – «Развитие» эффективно может использоваться оборудование центров экспериментирования. Элементарное экспериментирование может начинаться с групп раннего и младшего дошкольного возраста с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит сам воспитатель поэтапно:

  1. Вначале задаётся проблема, педагог спрашивает у детей, какие результаты могут получиться.
  2. Дети высказывают свои предположения. Здесь очень важно всех выслушать.
  3. Проведение опыта, последовательность всех своих действий взрослый сопровождает словами.
  4. Подведение итогов. Воспитатель интересуется у детей, как получился результат.
  5. Совместный вывод с помощью наводящих вопросов.

В конце занятия воспитатель благодарит всех.

Практически всегда опыты вызывают у детей интерес, и они сразу же хотят их повторить. Поэтому для закрепления и поддержания детского интереса оборудование для экспериментирования должно быть доступно и иметься в соответствующем количестве.

Если в младшем дошкольном возрасте дети только начинают экспериментировать, то в старшей группе – уже могут выполнять некоторые опыты самостоятельно после совместного экспериментирования с педагогом. В помощь дошкольникам должны быть подобраны карточки-схемы, на которых картинки и символы передают последовательность действий.

Правила проведения опытов воспитатели объясняют уже в младшей группе.

Деятельность дошкольников в центре экспериментирования расширяет кругозор детей, развивает у них познавательные процессы и мыслительные операции и способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. А также решает задачи речевого, социально-нравственного направления, потому что экспериментирование сопровождается у детей проговариванием и выдвижением гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты (дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы). Многократное повторение одних и тех же опытов вырабатывает у дошкольников определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных действий, аккуратность в работе.

Для поддержания интереса к экспериментированию воспитатель использует:

  1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта): необычные материалы, приборы для исследования;
  2. Тайна, сюрприз;
  3. Мотив помощи;
  4. Познавательный мотив;
  5. Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему, воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заменяет деятельность ребёнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсуждении выводов эксперимента, фиксации его результатов.
  6. Приёмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий эксперимента, обсуждение выводов эксперимента, наводящие вопросы: «Как это можно узнать?», «С помощью чего можно проверить это предположение?»);
  7. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию педагоги используют чтение с детьми научно-познавательной литературы.

Решение познавательных задач можно осуществлять и через работу по ознакомлению детей с таким социальным понятием как «семья». Знакомство с семьями воспитанников можно проводить через оформленные дома альбомы, на материале которых воспитатель проводит не только занятия, но и беседы на различную тематику.

Познавательное развитие тесно связано с математическим образованием. Организации самостоятельной деятельности в этом направлении помогает математическая игротека. Ребёнок, принося из дома математическую игру, сам обучает своих товарищей играть в неё. Теперь именно дошкольник выступает в роли «носителя знаний». Что, в свою очередь, развивает у него объяснительную речь, умение общаться, усидчивость, проявление бережного отношения к играм, умение выслушивать товарища, произвольность поведения.

Также в математических уголках можно использовать разнообразные виды конструкторов, с помощью деталей которых ребёнок каждый раз создаёт, собирает новые постройки, конструкции, используя при этом схемы, модели, фотографии, зарисовывает свои конструкции. Дети рассматривают работы, при этом каждый рассказывает о своём рисунке. Для обучения дошкольников действовать в центре математики воспитатель использует следующие приёмы:

  1. Воспитатель сам собирает картинку по тем образцам, которые прилагаются к пособию. Ребёнок называет, что и где изображено.
  2. Педагог предлагает ребёнку выложить рисунок по образцу.
  3. С помощью собранной картинки можно поиграть в игру «Чего не стало» или «Что изменилось», каждый раз усложняя за счёт увеличения убранных деталей.
  4. Затем педагог предлагает придумать картинку, используя только определённые фигуры.
  5. Задание можно усложнить, предлагая ребёнку не только собрать картинку, но и придумать по ней сказку, историю.

Организация деятельности детей в математическом уголке способствует решению задач не только математического образования, но и речевого развития, социально-нравственного воспитания.

Большую помощь в организации разных видов самостоятельной деятельности воспитанников оказывают различные схемы, алгоритмы.

В детском саду необходимо систематическое обогащение предметной среды с учётом особенностей детей, возникающих образовательных ситуаций. Принимая во внимание, что развивающее пространство – это только внешние условия, педагогами должно осуществляться постоянный поиск новых, более эффективных приёмов обучения детей самостоятельной деятельности.

Таким образом, предметно-развивающая среда и целенаправленное руководство педагога при обучении детей свободной деятельности – вот те основные составляющие, необходимые для организации полноценной самостоятельной деятельности дошкольников.

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни

Елена Дмитриева
Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

Для организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд условий:

1. Выделить достаточно времени для деятельности.

2. Создать достаточный простор для движений.

3. Обеспечить подбор материала по всем видам деятельности.

4. Правильно расположить игровой материал в групповой комнате.

5. Во время любой деятельности использовать индивидуальное общение с ребенком.

Безопасность и доступность развивающей предметно-пространственной среды — важные условия организации самостоятельной деятельности детей.

Игра – основной вид деятельности детей. Она возникает по инициативе самого ребёнка. Всё время ребёнка занято игрой. Игра доставляет ему много радости. Он общается со сверстниками, взрослыми, познаёт окружающий мир. Дети тянутся к тем, кто с ними занимается, играет и сами начинают проявлять взаимные чувства.

Воспитатель должен, с одной стороны, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить его играть самостоятельно.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Это общение должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно направляет малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности с взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.

Организуя самостоятельную деятельность детей, я особое значение придаю формированию доброжелательных отношений между детьми. Показываю им, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоём посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни разнообразна: рассматривание книг, картинок, строительные игры, дидактические игры, предметная деятельность, сюжетные игры, элементы трудовой деятельности,

Дети знают места хранения игрового материала, где взять нужную им для игры игрушку и куда положить обратно. Малыши играют в групповой комнате в любом удобном для них месте. Я слежу, чтобы они не мешали друг другу.

Во время самостоятельной деятельности внимательно наблюдаю, чтобы все дети были заняты, находились в бодром, спокойном состоянии.

Если я заметила тех детей, которые играют однообразно, с недостаточным интересом, использую индивидуальное общение с ребёнком. Обращаясь к ребёнку или группе детей, я говорю тихо, чтобы не отвлекать других, но не выпускаю из поля зрения остальных.

Читать еще:  Ребенок хрюкает носом причины проблемы. Почему ребенок, которому нет года, хрюкает носом при отсутствии соплей. Если нос не дышит из-за аллергии

Дети любят играть со строительным материалом. Поэтому руководство воспитателя играми детей с этим материалом важно и необходимо. Например, я в присутствии малышей создаю разные сооружения, затем объединяю их в сюжетную постройку. Во время работы вслух планирую свои действия, объясняю, что собираюсь строить. Организую работу так, чтобы дети помогали мне, подбирали нужную форму. Руководя играми малышей, уточняю их представления о форме и величине предметов, поддерживаю интерес к строительному материалу, предлагая выполнить нужные для игры сооружения. Например, ребенок играет с игрушкой зайчиком, котенком. Я уточняю, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Совместно решаем: надо сделать из кубиков домик.

В активном участии воспитателя нуждаются и те дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им нужны указания взрослого. Например, ребёнок строит башенку, а она падает. Я объясняю, показываю, как нужно ставить кубики, чтобы они не падали. Они сооружают постройки на полу, на столе.

Но детей третьего года жизни уже надо побуждать выполнять самостоятельно знакомые действия. По окончании игры детей приучаю убирать игрушки на место.

Дети с огромным удовольствием играют в дидактические игры. С увлечением играют с пирамидками, матрёшками, счетными палочками, прищепками, ленточными ковриками и др. С дидактическими пособиями и игрушками дети играют самостоятельно, а некоторым требуется моя небольшая помощь.

В своей работе я использую как приобретенные игры в магазине, так и сделанные своими руками. Большую помощь в приобретении (пазлы, обучающие карточки «Ферма», «Домашние животные», «Дикие животные»,лото, деревянное лото, развивающая игра по ПДД «Говорящий плакат») и изготовлении различных развивающих игр нам оказывают родители. Они сделали игры – шнуровки, ленточные коврики для развития моторики; игры с прищепками разных цветов. Так же собрали для познавательной деятельности коллекции из различных тканей для развития тактильных ощущений у детей.

Детские впечатления получают отражение в сюжетных играх. Для того, чтобы сюжетная игра была разнообразной по содержанию, в группе имеются различные игрушки: куклы, посуда, кукольная одежда, муляжи овощей и фруктов и т. д. Для обогащения сюжетных игр мы вместе с детьми рассматриваем игрушки, производим с ними сюжетные действия: кормим куклу, укладываем спать, умываем, стираем белье. Совместные игры воспитателя и детей – метод обогащения их деятельности.

Если кто-то из детей играет без интереса, неактивно, подсаживаюсь к нему, задаю вопросы ему по ходу игры, вызываю воспоминания. Это обогащает игру, развивает память и речь малыша. Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, я очень тактично отношусь к интересам детей, не мешаю возникновению самостоятельной игры.

Для развития самостоятельной деятельности детей большое значение имеют наблюдения. Объекты наблюдений у нас в группе – это рыбки в аквариуме, растения, цветы. Рассматривая вместе с детьми окружающее, я вызываю у них желание наблюдать самостоятельно, рассказывать друг другу. Если вижу, что ребенок за чем-то наблюдает, его поддерживаю, помогаю ему увидеть в наблюдаемом объекте главное, существенное. При этом дети задают вопросы, что свидетельствует об уровне их познавательной деятельности.

В работе использую книги, серии картинок, которые стоят на полочке в группе. Детям нравится рассматривать иллюстрации в книжках. С удовольствием рассматривают тематические альбомы. Стремлюсь к тому, чтобы во время рассматривания иллюстраций дети больше говорили, рассказывали по ним. Если вижу, что у ребенка исчез интерес к книге, я сама подключаюсь и своим участием поддерживаю интерес малыша, или же переключаю его на другой вид деятельности. Но именно к книге у ребенка с самого начала должно быть воспитано особое отношение, и это полностью зависит от взрослого.

Особое место занимают действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности, связанной в основном с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Например, дети вместе со мной кормят рыбок, поливают комнатные растения. Делают они это с большим удовольствием. Но поручение предлагаю ребенку не для того, чтобы только чем-то занять его. Оно является одним из средств трудового воспитания. Например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать». Также предлагаю детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинь стульчик, чтобы Ульяне было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава»). Я не только прошу ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости даю совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички» В этом примере заключены и поручения, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей. Так дети привыкают принимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.

Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают движения. В группе достаточно места для свободного перемещения. Имеются игрушки, побуждающие детей к движениям: мячи, кегли, трехколесный велосипед, игрушечные автомобили, игрушки-каталки. Под моим контролем играют в мяч, не бросают его бесцельно, а чтобы ловил кто-либо из детей, а также показываю, какие движения нужно делать. Даю различные посильные поручения – что-то принести или отнести. Такие приемы расширяют ориентировку детей в окружающем, усложняют и разнообразят их деятельность, повышают двигательную активность.

Важным элементом образовательного процесса являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом чередую спокойную и двигательную деятельность. Больше времени предоставляю для самостоятельной деятельности детей, обеспечив наличие разнообразного игрового материала и инвентаря. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода. Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой.

Зимой — катание на санках, на горке с помощью воспитателя. Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем.

Моя роль заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.).

Чтобы обеспечить необходимые условия для детей надо знать интересы каждого ребенка.

Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.

Подвижная игра для детей второго-третьего года жизни «Заинька» Задачи: Понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с её текстом; вызывать подражание взрослому. Содержание.

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки». В отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточный.

«Волшебный лес». Осенний праздник для детей второго и третьего года жизни «Осень золотая в гости к нам пришла» Ход. Занятия:Входит под музыку воспитатель с букетом листьев, кружится, танцует. -Здравствуйте детишки,.

Презентация «Дидактическая игра для детей третьего года жизни «Что лишнее?» Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом.

Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством.

«Овощи». Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Овощи» задачи Познакомить детей с овощами. Развивать активный словарь детей.

Источники:

http://doshkolnik.ru/pedagogika/6197.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/27/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-samostoyatelnoy-deyatelnosti
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskie-uslovija-organizaci-samostojatelnoi-dejatelnosti-detei-tretego-goda-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector