Особенности поведения ребенка. Характер и черты ребенка. Особенности воспитания детей

Содержание

Особенности поведения ребенка

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.
Читать еще:  Скачать компьютерные игры для детей с зпр. Картотека игр по фэмп для детей средней - старшей группы

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей

Как научиться управлять детским темпераментом. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник.

Все мы знаем, что в отношениях с взрослыми людьми надо обязательно учитывать характер человека, но вот при воспитании детей большинство родителей абсолютно забывают об индивидуальном подходе. А ведь это краеугольный камень воспитания — чтобы вырастить гармоничную личность, нужно стимулировать развитие недостающих и мягко подавлять ярко выраженные черты характера.

Согласно традиционной медицине любого человека (и ребенка тоже) можно отнести к одному из четырех типов темперамента — холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник. Чтобы правильно определить темперамент ребенка, надо за ним внимательно понаблюдать в течение нескольких недель, подмечая основные особенности поведения. После этого, определив тип темперамента, можно строить с ним продуманные отношения.

Ребенок холерик — активен, беспокоен, настроение быстро меняется, иногда агрессивен. Такие дети любят шумные коллективные игры, быстро запоминают информацию — но, к сожалению быстро ее забывают. Легко переносят новую обстановку, поэтому походы в садик и школу для них не проблема. Быстро заводятся, участвуя в игре, или если в руки попала новая игрушка. Возможно, поэтому они с трудом засыпают по вечерам и их практически невозможно уложить спать днем. Все процессы в организме ребенка холерика идут быстро — это касается и запоминания новой информации и выздоровления после болезней.

Особенности воспитания. Организм ребенка холерика до краев наполнен энергией — задача родителей направить эту энергию в нужное русло, параллельно вырабатывая внимание и усидчивость. Родителям ребенка холерика надо обязательно с ним заниматься спортом или еще лучше отдать его в спортивную секцию. Вид спорта принципиальной роли не играет — главное, чтобы произошел выброс энергии. Уже после этого с ребенком можно заниматься делами, требующими усидчивости — подготовка к школе, чтение книг, настольные игры и так далее. Также с ребенком холериком надо обязательно гулять на природе, такие дети не любят закрытых пространств. После прогулки самое время заняться играми, в которых требуется наблюдательность и внимание.

Ребенок меланхолик — тревожен, сдержан, замкнут, отличается рассудительностью, неторопливостью. Из таких детей вырастают консервативные взрослые, которые считают, что все новое — это хорошо забытое старое, но сделанное чуть-чуть хуже. Отличительная черта детей меланхоликов — хорошо развитая интуиция, а так они растут робкими и неуверенными, очень тяжело усваивают новую информацию, при этом быстро устают и отвлекаются. Дети меланхолики не любят перемены мест, поэтому их тяжело научить ходить в садик или школу — из-за этого они могут даже заболеть или симулировать, изображая симптомы, подмеченные у взрослых. Любят подолгу находиться с взрослыми даже в ущерб играм с детьми. Ребенка меланхолика тяжело уложить спать, зато утром он готов сразу же к активным действиям.

Читать еще:  Как компьютер влияет на здоровье и психику ребенка. Влияние компьютера и интернета на психику ребенка

Особенности воспитания. Ребенка меланхолика очень легко обидеть и, что важно, он помнит обиды. Поэтому, общаясь с ним, надо стимулировать его рассказы о своих чувствах и проблемах. Надо постоянно поощрять любые начинания и инициативу у ребенка меланхолика. Если и критиковать, то очень мягко — без криков, одергивания и приказов — иначе это может привести к закрытости ребенка от окружающих, даже родителей, что в дальнейшем обычно создает серьезные проблемы в школе и на работе.

Ребенок флегматик — такие дети неторопливы, осмотрительны, спокойны. Из них вырастают взрослые, которые любят все делать основательно. Наверняка задумывали и проектировали египетские пирамиды зодчие-флегматики. Ребенок флегматик не любит проявлять эмоции, поэтому кажется, что ему все равно — выиграл он или проиграл в какой-либо игре или соревновании. При этом они предпочитают спокойные игры, и могут долгое время собирать конструктор, не мешая взрослым. Ребенок флегматик не любит новшеств в жизни, он долго привыкает к новой обстановке и новым друзьям. Такие дети отличаются хорошим сном, но зато просыпаются они тяжело и еще долго отходят от сновидений. Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят что они «совы».

Особенности воспитания. Дети флегматики лишены эмоций, а если они и есть, то очень скудные — поэтому задача взрослых прежде всего самим излучать положительные эмоции и стараться заразить ими ребенка. В ребенке флегматике надо развивать любознательность, проще всего это сделать, максимально разнообразив его досуг — игры во дворе, просмотр мультфильмов, походы на природу в цирк или зоопарк — все это будет положительно влиять на развитие ребенка. С помощью физических упражнений надо развивать ловкость и подвижность — поэтому, чем раньше в детской комнате появится турник, шведская стенка и канат, тем лучше.

Ребенок сангвиник — душа любой компании: общительный, открытый, легко сходится с незнакомыми детьми, склонен к лидерству. Отрицательная черта характера таких детей — это отсутствие страха и беспечность. На первый взгляд, такие дети находка для родителей и воспитателей, но не все так просто. Дети сангвиники очень часто не доводят начатое дело до конца, так как берутся за любое задание не задумываясь, хватит на это сил или нет. Из ребенка сангвиника вырастают взрослые оптимисты. Такие дети быстро забывают обиды (вернее они их вообще не помнят) и каждый день для них начинается с «чистого листа». В школьном возрасте дети сангвиники отличаются хорошей успеваемостью, но добиться большего результата им мешает отсутствие усидчивости и терпения. Дети сангвиники любят подвижные коллективные игры — футбол, хоккей, баскетбол.

Особенности воспитания. Как уже понятно, сангвиникам не хватает терпения и упорства — на выработку этих качеств и надо обращать внимания родителям. Сделать это проще всего при совместном чтении книг, сборке конструктора или пазла. Надо иметь в виду, что самостоятельно ребенок сангвиник этим заниматься не будет — обязательно присутствие взрослых. Надо следить за тем, чтобы такие положительные качества, как жизнерадостность и оптимизм не переросли в такие особенности характера, как поверхностность и непостоянство.

Принципиально изменить характер человека, получаемый при рождении практически невозможно, но каждому под силу контролировать свои негативные качества, при этом взращивая положительные черты характера. Именно на это надо делать упор родителям при воспитании детей и подростков.

У каждого ребенка — свой характер − почему его не стоит путать с темпераментом?

Говоря о характере своего ребенка, родители чаще всего имеют в виду нечто данное ему от рождения, то, что тяжело подвергается изменению, и часто путают его с понятием « темперамент ». Нам часто хочется что-то изменить в характере собственного ребенка, соответственно нашим представлениям и желаниям.

Часто мы произносим слово «характер», заранее подразумевая некоторые не совсем удобные для нас качества малыша или качества, от которых, на наш взгляд, ребенок страдает.

Что такое характер?

В переводе с греческого слово «характер» означает: царапина, метка, клеймо или черта, особенность.

Характер ребенка — это совокупность психических особенностей человека, которые проявляются в его действиях, поступках, поведении, отображаются на успешности существования в обществе.

Характер включает в себя и темперамент, и приобретенный жизненный опыт (даже если он еще совсем небольшой), и уровень интеллекта, и особенности выявления эмоций, и еще многое другое, что мы имеем в виду, характеризуя того или другого человека. Со временем под влиянием разных обстоятельств характер человека может меняться.

Читать еще:  Модульное оригами собачка схема. Оригами собака — инструкция как сделать и схемы сборки для детей и взрослых

Под темпераментом понимают индивидуальные свойства психики человека, присущие каждому из нас от рождения. Свойства темперамента накладывают отпечаток и на характере ребенка, и на проявление его урожденных способностей, и на особенности поведения в разных ситуациях. Это фундамент, на котором строится его характер.

От темперамента зависит, например, скорость восприятия новой информации, живость ума, продолжительность концентрации внимания, способность не отвлекаться от основного вида деятельности, скорость запоминания, умение быстро включиться в новый вид работы и другое. Но темперамент не может предопределять такие качества, как откровенность или лживость человека, нравственность или аморальность поступков человека, интерес к какому-то определенному виду деятельности.

Ребенок с сильной уравновешенной нервной системой может вырасти и человеком, который настойчиво добивается поставленной цели, и бездельником. Вместе с тем, флегматичный ребенок имеет почти одинаковые шансы, вырасти как пассивной, безынициативной, ленивой, так и деятельной, старательной, настойчивой личностью. Все будет зависеть от того, какие нормы поведения он усвоит из раннего детства и как родителям удастся сопоставить их с особенностями темперамента.

Типы темперамента

Типы темперамента, описанные еще в V столетии до нашей эры, и до сих пор имеют право на существование. Наверное, они известны и вам.

  • сангвиник — энергичный, подвижный (сангвос — кровь);
  • флегматик — малоподвижный (флегма — слизь);
  • холерик — легко возбудимый (холе — желчь);
  • меланхолик — нелюдимый, необщительный (мелана холе

Знаменитый физиолог Павлов приравнивал темперамент к типу высшей нервной деятельности.

На этом основании он выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

I тип — сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Такой ребенок большинство времени — активен, подвижен, веселый. Его речь, по обыкновению, громкая, быстрая, эмоциональная, сопровождается мимикой и жестами. Такие дети, как правило, не склонны к продолжительному капризничанью, быстро усваивают новую информацию, утомляются не так быстро как другие. Родителям с ними проще, они в большинстве случаев предвидены, легче подвергаются воспитательным действиям, но вместе с тем, если воспитание будет основываться на внешней опеке, они могут вырастить безынициативными.

II тип — сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Дети, которые принадлежат к такому типу высшей нервной деятельности, отмечаются не только покоем, а и медленностью; они довольно выносливы и терпеливы, даже когда ощущают боль; разговаривают медленно, плавно, благоразумно, сдерживая эмоции. Даже в раннем возрасте они способны долго самостоятельно играть. Если у мамы темперамент холерика, то, подрастая, такой ребенок может бесить ее своей медленностью.

III тип — сильный, неуравновешенный (холерик), с преобладанием процессов возбуждения

Дети — холерики по обыкновению неспокойные, раздражительные, нетерпеливые во всех своих проявлениях, им не нравятся тихие занятия, они часто вступают в конфликты с другими детьми; с раннего возраста претендуют на первенство во время игры с другими детьми и неадекватно реагируют, если им это не удается. Они тяжелее подвергаются воспитанию и часто выводят родителей с состояния равновесия. Если ребенок-холерик вечером весьма активно играл или перенервничал через конфликт, который возник, то ему долго не удается заснуть, а сон может быть неспокойным и прерывчатым.

IV тип — слабый (анергетичний) (меланхолик)

Такие дети чаще всего нерешительны, боязливы, нелюдимы, быстро утомляются. Они тяжело приспосабливаются к новой обстановке.

В обычном окружении знакомых людей они чувствуются довольно уверенно, легко справляясь с задачей и проявляя интерес ко всему новому. Во время игр с ровесниками почти никогда не стараются лидировать и избегают конфликтных ситуаций. Этим детям необходимо помогать налаживать контакты с другими детьми.

Не переживайте и не приходите в раздражение, когда ваш ребенок в незнакомой обстановке ни на шаг от вас не отходит, тогда как малыш ваших друзей легко и свободно к ней адаптируется. Не спешите ставить это в укор малышу. Помогите ему преодолеть страх и обрести уверенность. Чтобы не настало переутомление, малыш со слабой нервной системой нуждается в четком режиме дня.

Помогите своему малышу проявить свои лучшие качества. Постарайтесь не угнетать желания ребенка, и не баловать его чрезмерно.

Подумайте. Помечтайте… Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем? Какими чертами характера вы хотели бы его наделить? Возможно чем-то, чего не хватает и вам для более счастливого и успешного существования? Запишите это. И постарайтесь быть образцом для своего малыша, ведь он копирует ваши действия, ваши поступки, то как вы проявляете свои чувства (радость, негодование, злость, несдержанность, любовь…), он считает это заведомо правильным, и сам в дальнейшее будет поступать так же как и вы. Постарайтесь быть таким человеком, для своего ребенка, с которого ему хотелось бы брать пример и в сознательном возрасте.

Доктор Комаровский: режим воспитывает характер

Источники:

http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6845-osobennosti-povedenija-rebenka.php
http://www.7ya.ru/article/Detskij-temperament-vospitanie-rebenka-s-uchetom-individualnyh-osobennostej/
http://onethree.ru/vospitanie/u-kazhdogo-rebenka-svoj-xarakter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector