Особенности раннего развития способностей у детей. Развитие специальных способностей ребенка. О сенсорном развитии ребенка

Воспитание сенсорных способностей с раннего возраста

С появлением на свет у каждого малыша органы чувств уже сформированы, но находятся как бы в «замороженном» состоянии, то есть не функционируют полностью. Навыки пользоваться ими придут не сразу. Кроме того, развитие сенсорных способностей у малышей раннего возраста потребует определенной системы. Она должна быть направлена на правильное восприятие окружающего мира.

Главная задача системы — сформировать и усовершенствовать у детей раннего возраста представления о таких важных понятиях, как:

В первые же годы после рождения дети должны усвоить основные сенсорные эталоны, цветовые тона, формы, временные и пространственные отношения.

Что такое сенсорика и как ее развивать?

Сенсорное развитие — это метод формирования у детей раннего возраста представлений о свойствах предметов, начиная с размера и заканчивая запахами и положением в пространстве.

В начале жизни ребенка окружает множество всего нового. Он сталкивается с новыми событиями, которые удивляют, радуют и расстраивают его ежедневно, учится воспринимать формы и краски предметов. Для родителей крайне важно в период раннего возраста помочь детям не потеряться в мире запахов, форм и цветов, а научить подчинять их себе в процессе перманентного саморазвития.

Эти цели непростые, но вполне выполнимые, и именно их можно считать главными в процессе сенсорного развития детей раннего возраста. Естественно, если родителей рядом в нужные моменты не будет, мир не пройдет стороной и ребенок так или иначе с ним познакомится. Но нужно понимать, что познания эти могут быть искаженными и неполными, а порой даже обратными действительным. Именно поэтому так необходимы поддержка и участие взрослых, когда речь идет о таком важном деле, как сенсорное развитие ребенка.

Что говорят ученые?

Специалисты уверены, что сенсорное развитие — это одна из основ последующего умственного развития детей раннего возраста. Однако если посмотреть на это под другим углом, то станет ясно, что развитие сенсорных навыков позволяет детям совершенствовать заложенные природой ощущения и восприятия.

Чем младше ребенок, тем больше он поддается процессу воспитания в нем сенсорных навыков, которые копятся и со временем помогают составить полную картину окружающего мира.

Уже не первую сотню лет ученые всех стран пытаются постичь одну из наиболее важных тайн природы — тайну формирования и развития способностей человека. Результаты есть, и они незаурядны. В области биологии, например, ученые пришли к выводу, что у человека среди 15 миллиардов клеток в работе принимает участие только пятая их часть. А значит, мозг человека, в том числе и ребенка — это неиссякаемый потенциал, который задействован не более чем на 20%.

Гениальные люди, время от времени рождающиеся на свет, — это вовсе не отклонение от нормы. Это та норма, которая пока недоступна остальным людям и которая является подтверждением того, что проявление человеческого разума во всей полноте возможно.

Все это означает, что каждый появившийся на свет здоровый ребенок может достичь самых невиданных высот в области развития. Между тем в жизни все происходит иначе: появляясь на свет с массой перспектив, уже к 3-4 годам дети не хотят ничего того, что помогло бы им развиваться, протестуя против детского сада, а потом и против школы, где учеба дается с большим трудом. Почему так происходит? Почему для одних детей учеба — это проще простого, и они заканчивают школу экстерном, а для других – мука и испытание?

Анализ исследований ученых показывает, что проще всего с учебой справляются дети, развитию которых родители уделяли внимание еще до школы. Когда речь идет о таком важном моменте, как сенсорное развитие, тут в первую очередь требуется создание для ребенка оптимальных условий. Чем более правильными были эти условия, чем содержательнее и разнообразнее дела, которым посвящал себя кроха, тем заметнее становился успех.

Очень жаль, но до сих не все родители понимают, что правильный режим, модная одежда и качественное питание — это еще не все, что нужно ребенку. Чтобы малыш развивался, рос успешным и целеустремленным, ему просто необходимо получать пищу для ума. Есть ли разница между тем, когда кроха начнет различать цвета, узнает, как шнуровать ботинки или собирать пирамидку? Да! Разница есть, и она огромная.

Детей нужно начинать развивать в раннем возрасте, иначе потом будет просто поздно. Психологи утверждают, что основной багаж знаний малыш приобретает в возрасте до трех лет. То есть сенсорное развитие необходимо активизировать именно в этот период, когда в голове малыша закладывается до 70% представлений об окружающем мире. Со временем эта информация будет пополняться, но не так значительно.

Разновидности сенсорных ощущений и задачи сенсорики

Сенсорные ощущения можно поделить на пять основных видов:

  • визуальные;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • слуховые.

Именно они влияют на формирование у малыша таких понятий, как форма предметов, размер, цвет, а также вкус, запах и звук.

Сенсорное развитие ставит перед собой несколько основных задач. Среди них:

  • формирование верных эталонов;
  • формирование правильных ощущений;
  • тренировка навыков использования системы эталонов с правильной реакцией на процессы перцептивного типа.

Планируя сенсорное развитие, необходимо принимать во внимание возраст детей, а также их особенности в тот или иной период. Маленькие дети в первое полугодие после рождения основную часть времени в период бодрствования посвящают наблюдению за происходящим вокруг, осваивают хватательные движения, начинают проявлять интерес к ярким предметам и издающим звук игрушкам. Лишь во втором полугодии у детей раннего возраста проявляется интерес к вкусам и запахам.

С года и до трех лет у детей появляются знания о том, какие признаки имеют предметы в окружающем мире. Малыши уже представляют, что такое вкус, цвет, имеют представление о запахах, размерах, положении в пространстве. В четыре года у малышей укореняются полученные представления и наступает новый период — аналитического восприятия окружающего мира.

Что такое эталонная система?

Для детей раннего возраста сенсорные эталоны — это:

  • основные цвета;
  • геометрические формы;
  • основные размеры;
  • семь нот;
  • вкусы;
  • температурные определения;
  • пять вариантов запахов.

Учитывая возраст ребенка, сенсорное развитие может проходить в нескольких вариантах, описанных ниже.

Малыши от 1 до 2 лет:

  1. Обучение навыку различать цвета и подбирать их по примеру
  2. Обучение ориентироваться в размерах с упражнениями на матрешке
  3. Тренировка навыка собирать пирамидку более чем из четырех колец разного размера
  4. Умение соотносить конфигурацию плоских фигур с объемными (использование игрушек-вкладышей)
  5. Обучение азам рисования (проведение линий разной толщины, направления, длины).

Для детей от 2 до 4 лет:

  1. Развитие навыка различать основные 6 цветов и подбирать их по примеру
  2. Ориентирование в основных величинах
  3. Навыки сборки пирамидки из более чем 6 колец разного размера
  4. Умение формировать фигуру из нескольких частей (крупные пазлы)
  5. Навыки выделять форму предмета, как объемного, так и плоского
  6. Развитие навыков рисования.

Как можно увидеть, сенсорное развитие наиболее активно проводится с 1 года и до 4 лет, когда дети усваивают наибольшее количество информации об окружающем мире.

Форма сенсорной культуры и ее особенности

Как уже было отмечено выше, сенсорное развитие наиболее эффективным будет у детей самого раннего возраста. В этом случае оно положительным образом повлияет на их интеллект и развитие в целом. Именно поэтому начинать нужно как можно раньше, в идеале — с 1 года, когда у детей начинается период повышенного интереса ко всему, что их окружает.

Нужно понимать, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от занятий. Это означает, что работать с детьми раннего возраста нужно непродолжительное время, в непринужденной дружественной атмосфере и обязательно в моменты, когда малыши находятся в хорошем настроении, не испытывают чувства голода и не чувствуют себя уставшими.

Читать еще:  Рисование для детей 3 х лет. Рисование с малышами

Продолжительность занятия-игры должна быть не более 7 минут — этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы чему-то научить кроху и не дать ему заскучать.

Примеры работы с малышами

Ниже приведено несколько вариантов обучающих занятий, которые позволят ускорить сенсорное развитие детей раннего возраста. Занятия поделены с учетом возраста и навыков детей.

Начальная группа — дети от года до двух лет:

  1. Перед малышами разложите яркие кубики, шары, пирамидки и др. и на собственном примере покажите, как отобрать предметы по общему признаку (форме) в отдельную группу.
  2. Разберите пирамидку и покажите малышу, как ее собрать, учитывая размер или цвет колец.
  3. Подготовьте несколько вариантов тканей и предметов с разной поверхностью, прикасаясь поочередно каждым из них к коже ребенка и сопровождая действия описанием ощущений. Например, мягкая игрушка — это ощущение чего-то пушистого, теплого, атласный лоскуток — нежного и скользящего, шерстяной носок — колючего и жесткого. Попросите малыша описать его ощущения, тренируйтесь со временем определять предмет по ощущениям с закрытыми глазами.
  4. Поиграйте с крохой в гримасы перед зеркалом. Покажите, как лицо может быть добрым, смешным, злым и грустным, попросите малыша показать, какие лица умеет делать он.
  5. Малыша, знакомого с фруктами, можно попросить описать форму, цвет и вкус каждого из фруктов. То же можно предложить сделать ребенку и с овощами, и с целым рядом других предметов и игрушек.

Для детей в возрасте от двух до четырех лет:

  1. Начинайте разучивать с малышом буквы алфавита. Показывайте ему их на картинках, упражняйтесь с цифрами, обращая на них внимание малыша везде, как дома, так и на улице, превращая процесс в увлекательную игру.
  2. Разложите в парные непрозрачные тканевые мешочки (подойдут воздушные шарики) разные крупы и попросите кроху на ощупь сгруппировать мешки с одинаковыми крупами и описать ощущения.
  3. Покажите и расскажите ребенку, как работать с пазлами или с мозаикой, пофантазируйте вместе и соберите картину или целую композицию.
  4. Поиграйте с детьми раннего возраста в ассоциации. Попросите подобрать ассоциации к таким простым словам, как «зима» или «лето», «кровать» или «стол». Со временем задание можно будет усложнить, предлагая подбирать в качестве ассоциаций только определенные части речи: глаголы, прилагательные, существительные.

В заключение отметим, что сенсорное развитие малышей в раннем возрасте при условии правильного его планирования и воплощения в жизнь позволит подготовить сознание детей к адекватной оценке событий, с которыми им придется сталкиваться в жизни.

Работая с детьми почти с самого рождения, взрослые помогают им открыть двери в мир неограниченных возможностей, развивая потенциал мозговой деятельности, готовя почву для полноценного развития и самореализации в этом мире.

Дети, воспитанию сенсорных способностей которых уделяли время с раннего возраста, повзрослев, чаще других достигают успеха, имеют хороший контакт с родителями и достойное место в обществе.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 19.11.2014

Статья просмотрена: 21440 раз

Библиографическое описание:

Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/ (дата обращения: 28.10.2019).

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности — это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций; в трудовой деятельности — восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др.

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребёнка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, холодный, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчётливому различению.

Читать еще:  Что умеет делать девочка в 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др.), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счёт включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребёнок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения.

Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, для того чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольных игр, при этом определяют какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи» и проч.). в некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в коробку игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

1. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.

3. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с. — (Дошкольник. Психология).

Особенности развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Замаева Наталья
Особенности развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

(продолжение курсовой работы)

Как показывают исследования в педагогике и психологии, способности, в отличие от знаний, умений и навыков, имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. И именно детство является синзитивным периодом для их развития.

Но так как именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей, то первоначально особое внимание следует уделить сенсорным способностям[19].

Читать еще:  Как оформить пенсию по случаю потери кормильца. Страховые и социальные пенсии ребенку по потере кормильца

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и т. д.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

Одними из основных способностей, развитию которых следует уделить особое внимание в младшем дошкольном возрасте, являются умственные.

К умственным способностям относятся:

сенсорные;

В этом ряду других способностей, обеспечивающих успех деятельности не только обучающегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой.

Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно.

Итак, что же такое сенсорные способности.

Под сенсорными, понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они формируются рано (в 3-4 года) и составляют фундамент умственного развития ребенка[11].

В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми общепринятых образцов внешних свойств объектов. Они являются базой для успешного овладения различными школьными предметами.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

С развитием сенсорных способностей у ребёнка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д.

В три-четыре года – происходит переход пред эталонов в собственно эталоны[3]. Средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем каждое имеет вполне определенное название.

В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт. Малыш способен,верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей.) он успешно выбирает больший или меньший.

Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию, которые называются перцептивными.

Перцептивные действия относятся к группе ориентировочных[3] и поэтому всегда направлены на обследование объекта. В любой деятельности можно выделить как ориентировочные, так и исполнительские компоненты. Когда перед ребенком стоит задача протащить какой-нибудь предмет через отверстие, он сперва разглядывает форму и размеры и того, и другого, соотносит их между собой, т. е. ориентируется в задании, и лишь потом переходит к его практическому выполнению. В младшем дошкольном возрасте для восприятия любой формы, важное значение имеет последовательное обведение контура предмета, ощупывание рукой, прослеживание взором. Такие исследовательские действия и являются перцептивными. Если же задача решается при помощи силы, без учета ее условий, значит, нет и перцептивных действий.

В процессе развития восприятия особое значение имеет формирование обобщенных способов обследования предметов, т. е. перцептивных действий. Например, Все описанные выше действия сначала совершаются во внешнем плане. Малыши накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем. В дальнейшем эти действия переходят во внутренний план, совершаются в «уме». Так, играя в геометрическое лото, ребенок уже определяет форму предметов «на глаз».

В соответствии с нормативными показателями овладения перцептивными действиями в 3 года ребенок овладевает отдельными моделирующими действиями, создает комбинации элементов, не всегда соответствующих форме заданной фигуры. В 4 года – осуществляет перцептивное моделирование, позволяющее учитывать форму, положение, пространственное расположение не более двух элементов целой фигуры[19].

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др., учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движения руки по предмету определяют движения глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д., ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию — сгибает, растягивает, царапает ногтями, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать их, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических форм и др.)[11].

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка- дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними способствует осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия.

В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте, у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.

Символическая функция — качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы)[10].

Таким образом, ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукратимо: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. В процессе развития восприятия особое значение имеет формирование обобщенных способов обследования предметов, так называемых перцептивных действий.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.

Источники:

http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/vospitanie-sensornyh-sposobnostej-s-rannego-vozrasta.html
http://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-sensornyh-sposobnostei-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-prodolzhenie-kursovoi-raboty.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector