Особенности развития и обучения детей с синдромом дауна. Развитие детей с синдромом Дауна: особенности и отличия от нормального ребенка

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Подготовила: учитель индивидуального обучения КГОБУ «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Саларева Александра Сергеевна

Синдром Дауна – одна из наиболее частых генетических патологий, которая встречается примерно у одного из 700 – 1000 новорожденных. Причина возникновения синдрома – Дауна появление лишней хромосомы. Хромосомный набор человека является постоянным видовым признаком и состоит из 46 хромосом или 23 пар, так как все хромосомы человека парные (22 аутосомы, одинаковые у мужчин и женщин, эти 22 пары обозначаются номерами от 1 до 22, и 1 пара половых хромосом : ХХ у женщин и ХУ у мужчин). Половые клетки (яйцеклетка и сперматозоид) содержат по 23 хромосомы, то есть только по одной хромосоме из каждой пары. Такие клетки возникают в ходе специального механизма деления – мейоза. При оплодотворении (соединении материнской и отцовской половых клеток) восстанавливается нормальный хромосомный набор человека (46 хромосом), и из оплодотворенной клетки развивается организма, все клетки которого будут иметь по 46 хромосом. При синдроме Дауна – аутосомной трисомии – в 21 паре хромосом не 2 хромосомы, а три.

Существует три различных варианта синдрома Дауна:

Иногда в процессе образования половых клеток мужчины и женщины происходит нарушение механизма расхождения парных хромосом, и в одну клетку попадают обе копии одной пары. В результате первая зародышевая клетка будет содержать на одну хромосому больше (47). При синдроме Дауна это приводит к регулярной трисомии-21 ( наличии трех хромосом 21 – й пары). Абсолютное большинство случаев (95%) синдрома Дауна имеет именно такой механизм возникновения.

Транслокационный вариант синдрома Дауна встречается намного реже (3 – 4 % случаев). В этом варианте 21-я хромосома или даже только ее часть прикрепляется к другой хромосоме в клетках родителей. Это единственная форма синдрома Дауна, которая может быть «унаследована» от родителей. Для родителя такой сбой не имеет влияния на здоровье (так как нет избытка или недостатка наследственного материала), но при соединении такой клетки с нормальной возникает клетка с избыточным хромосомный материалом.

Еще реже встречается мозаичная форма синдрома Дауна (1 – 2% случаев). В этом случае синдром Дауна является результатом нарушения клеточного деления уже после оплодотворения. Поэтому часть клеток плода имеют нормальный хромосомный набор, а часть – лишнюю 21 – ю хромосому.

Определить конкретную форму синдрома Дауна можно только с помощью цитогенетического анализа хромосомного набора.

Синдром Дауна – наиболее частая, хорошо диагностируемая и весьма изученная аутосомная трисомия. Причем риск рождения ребенка с подобным синдромом у женщин фертильного возраста (16 – 39 лет) значительно ниже (до 0,54%), чем у женщин старше 45 лет (до 42%).

Краткий перечень самых частых проблем людей с синдромом Дауна

Больше половины взрослых с синдромом Дауна страдают кондуктивной или нейросенсорной тугоухостью. Для своевременного выявления проблем со слухом аудиометрическое исследование необходимо проводить не реже одного раза в два года.

Также часты проблемы со зрением, офтальмологическое обследование показано проводить всем детям ежегодно, а взрослым с синдромом Дауна – один раз в два года.

Апноэ во сне (обструктивное) встречается почти у половины людей с синдромом Дауна.

Люди с синдромом Дауна часто имеют дефицит как клеточного, так и гуморального иммунитета.

Дисфункция щитовидной железы

Гипотиреоз, включая врожденный, встречается примерно у 10 – 40 % людей с синдромом Дауна, причем гипотиреоз часто протекает под маской других заболеваний.

Слабость связочного аппарата

У людей с синдромом Дауна слабый связочный аппарат, что может приводить к таким нарушениям как плоскостопие, сколиоз, неустойчивость коленных суставов.

Женщины с синдромом Дауна могут иметь детей. Риск рождения у них ребенка с синдромом Дауна составляет 50%, также высок риск развития врожденных аномалий у такого ребенка. Мужчины с синдромом Дауна бесплодны.

Синдром Дауна, как правило, сопровождается умственной отсталостью. Во взрослом возрасте синдром Дауна часто сочетается с болезнью Альцгеймера.

ПРОФИЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Профиль психомоторного развития , присущий синдрому Дауна, характеризуется существенной асинхронией (неравномерность темпа развития систем, органов, их функций с опережением одних и отставанием других): включает в себя как хорошие показатели по некоторым линиям развития (например способности, связанные с переработкой зрительно – пространственной информацией0, так и проблемные области, такие как двигательная сфера, способность к переработке звуковой информации.

Профиль психомоторного развития был детально изучен и исследован американским ученым, доктором философских наук Деборой Филдер. Автор проводит анализ особенностей нарушений у детей с синдромом Дауна, а также оценивает соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние недостаточного развития различных психических процессов.

Для людей с синдромом Дауна характерны недостаточность вербальной памяти, недоразвитие экспрессивной речи, трудности в усвоении знаний и умений, которые сочетаются с относительно хорошей способностью к переработке зрительно – пространственной информации. К сильным сторонам людей с синдромом Дауна относятся зрительная память, зрительно-моторная координация и особенно зрительное копирование, к слабым – пространственная память и способность к конструированию.

Для детей с синдромом Дауна характерны серьезные задержки речевого развития. При этом нарушения экспрессивной речи проявляются гораздо сильнее, чем импрессивной. Отмечается существенное снижение объема активного словаря в сравнении с возрастными нормами. Что касается восприятия речи, то запас слов, которые понимают дети старшего и подросткового возраста , соответствует возрастным нормам, а отстаёт понимание грамматического строя речи. В устной речи основные трудности связаны с нарушениями артикуляционного аппарата и неразборчивостью речи.

Социально – эмоциональное развитие

Люди с синдромом Дауна демонстрируют сравнительно хороший уровень социальной адаптации. Они хорошо ориентируются в вопросах развития взаимоотношений с окружающими. Дети с этим синдромом проявляют больше эмпатии, чем дети с другими нарушениями развития, демонстрируя в стрессовых ситуациях более выраженные просоциальные реакции. При этом они могут «злоупотреблять» социальными навыками (чрезмерно их использовать) для компенсации слабых сторон своего развития. Можно отметить такие их приемы как «представление для публики», милые уловки, уводящие от задания, то есть стремление вовлечь педагога в социальное взаимодействие и избежать выполнения задания. Также в поведение детей с синдромом Дауна есть один, возможно, особенно интересный аспект – способность передавать положительные эмоции.

Люди с синдромом Дауна испытывают трудности в управлении положением различных частей тела в позе и в движении (недостаточность постурального контроля, то есть механизма контроля за положением тела). Причина нарушения постурального контроля у людей с синдромом Дауна – гипотония. Особенности суставного аппарата, недоразвитие мозжечка. Выделяют (Дмитриева) 4 группы детей с синдромом Дауна, отличающиеся особенностями мышечного тонуса и двигательной активности:

Первая группа (15 – 20%). Дети этой группы обладают неплохим мышечным тонусом

Вторая группа и Третья группа (50 – 60 %). Это дети, у которых верхняя и нижняя части тела в двигательном отношении развиваются по-разному. Дети второй группы имеют сильную верхнюю часть спины, сильную шею, плечи и предплечья, но испытывают трудности при перенесении веса тела на ноги, как это делают обычные дети. Для детей третьей группы характерны сильная нижняя часть корпуса и ноги, а верхняя часть корпуса у них слабая.

Четвертая группа (15 – 25 %). К этой группе относятся дети со слабыми мышцами всего тела.

Людей с синдромом Дауна часто характеризуют как обаятельных, они описываются как люди, пребывающие в основном в хорошем настроении и предсказуемые в своем поведении, но при этом менее активные, менее настойчивые и легче отвлекающиеся, чем другие. У многих людей с синдромом Дауна отмечается непостоянство мотивации. Они демонстрируют пониженный уровень настойчивости в работе над заданиями и более частое использование поведения, уводящего от задания, что мешает его выполнению.

Ученые сделали вывод, что полный профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна формируется к 2 годам. Отражение именно этого профиля мы находим в описаниях психических особенностей и фенотипа поведения взрослых людей с синдромом Дауна. Асинхрония отдельных линий психомоторного развития у взрослых с синдромом Дауна значительна, но в раннем возрасте она относительно невелика. Относительно малое расхождение в первые годы жизни важно с точки зрения раннего вмешательства. Поскольку различия в уровне развития отдельных функций в раннем периоде менее выражено, возможно, есть средство уменьшить расхождение в показателях развития этих областей и направить развитие потенциально слабых областей по оптимальному пути.

Читать еще:  Игрушки для детей от 6 мес. Разноцветные фрукты от компании RNToys. Для развития моторики

Зная о свойственных людям с синдромом Дауна преимуществах зрительно – пространственной обработки информации перед словесной, обучение детей с синдромом Дауна должно опираться и сосредотачивать на зрительно – слуховой и зрительно – моторной модальностях. Так дети с синдромом Дауна лучше реагируют на такую подачу учебного материала, которая наряду с речью включает и жесты (или другие зрительные подсказки), чем на исключительно вербальную стимуляцию. Речь и память детей можно улучшить путем формирования раннего зрительного словаря.

Упоминалось также о проблеме недостаточной мотивации у детей с синдромом Дауна. Для решения этой проблемы возможно использование приемов безошибочной учебы (это принцип обучения, предполагающий предоставление информации, позволяющей уменьшить использование метода проб и ошибок и избегать ошибок), которое может предотвратить уход от выполнения задания. Также рекомендовано в течение одного занятия чередовать различные виды деятельности и при этом начинать и заканчивать работу теми заданиями, в которых проявляются сильные стороны ребенка – социальные навыки, понимание речи. Хорошо и использование приема вознаграждения желаемого поведения. Регулярная положительная обратная связь может поддерживать мотивацию при выполнении трудного задания. Кроме того, следует стимулировать детей к использованию их социальных навыков для социальной адаптации.

Ориентация на понимание того, как формируется профиль психомоторного развития при синдроме Дауна, поможет практикам сфокусироваться на областях, в которых проявляются сильные стороны ребенка, как на отправной точке для вмешательства, которое нацелено на потенциально слабые области. К тому же целенаправленное развитие сильных сторон облегчит самостоятельное овладение другими, более трудными навыками.

Особенности детей с синдромом Дауна

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Читать еще:  От чего у 6 месячного ребенка. Шестой месяц. Календарь развития ребенка

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна . Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: — сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). — развитие умения.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с синдромом Дауна Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ ___ (Синдром Дауна) Проблема: Плохо произносит некоторые звуки, глотает.

Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна. (занятие разработано для детей, не говорящих, но понимающих инструкцию). Задачи: — научить.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи детей раннего возраста с синдромом Дауна (органическим поражением ЦНС) Цель: Стимулирование речевой активности Задачи: 1) учить произносить простые слова и звукоподражания; 2) коррекция зрительно-слухового восприятия.

Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №14.

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна;

По результатам данных Центра ранней помощи Даунсайд Ап диапазон появления лепета у детей с синдромом Дауна варьируется от 4-х до 13 месяцев. Ребенок с синдромом Дауна, получающий раннюю педагогическую помощь, к трем годам умеет объясняться с окружающими, используя при этом сочетания вербальных и невербальных средств общения.

Таблица 1. Развитие речи детей с синдромом Дауна.

С освоением большего числа слов речь детей становится все более схожей.

Как видно из приведенной таблицы, одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна — значительное отставание ее экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании речи. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

При произнесении одного слова или комбинации из двух слов дети «говорят об объектах, о том, что они существуют, исчезают или появляются; они также говорят о действиях, о том, что люди двигаются или производят действия с предметами; они говорят о расположении предметов. ». О соответствии сенсомоторного интеллекта действиям ребенка свидетельствует приведенное опи­сание речи детей. Именно это соответствие отмечается в большинстве работ, посвященных связи между первыми словами и сенсомоторным развитием. Но среди этих работ почти нет исследований детей Даунов.

Коггинс установил, что у детей с синдром Дауна, биологический возраст которых колебался от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, в двухсловных сочетаниях выражались, в сущности, те же базовые связи, что у обычных детей. Они говорили об окружающем их пространстве и практических действиях во многом то же самое, что говорят дети, речь которых развивалась нормально. О том же сообщает Майклис, отметивший, что в речи 6-летней девочки с синдром Дауна отражались связи с действиями. Однако этих связей было меньше, так же как и морфем, чем можно было ожидать для ее показателя средней длины произносимых фраз (3,47). Броффман (Broffman S. В., 1981) также отмечает замедленное овладение морфемами (окончаниями множественного числа, прошедшего времени и т. д.), но их сочетаемость отвечала общим правилам.

Приводился также анализ места имитации в овладении новыми словами и сочетаниями, составляющими основу базовых семантических связей. Было установлено, что дети подражают избирательно и что такая подражательность помогает ребенку овладевать новыми словами и новыми грамматическими конструкциями. Они получили данные о развитии от подражательного к спонтанному использованию слов и конструкций.

Было изучено спонтанное подражание у 4 детей с синдром Дауна (возраст от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, средняя длина произносимых фраз -1,22-2,06). Результаты сообщают о подражательном использовании различных слов из спонтанной речи детей. Эти данные позволяют предположить, что речь детей с синдромом Дауна развивается так же, как у обычных детей. Было установлено, что они так же имитируют слова, которые не закрепились в их спонтанной речи, но которыми они овладевают. Поскольку исследование не было лонгитюдным, гипотеза о том, что значительная часть имитируемых слов позднее входит в спонтанную речь, не была проверена.

Кроме того, следует иметь в виду наличие дополнительных факторов, влияющих на становление речи у детей с синдромом Дауна. Перечислим основные из них.

· Социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой.

· Зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового.

· Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

· Нарушение речи может быть усиленно нарушением слуха.

· Сниженный мышечный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности при формировании четкого звукопроизношения.

· При отсутствии других форм общения (жесты, чтение) отставание речи вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Многолетний опыт работы с детьми с синдромом Дауна привел большинство зарубежных исследователей и практиков к мнению о необходимости использования навыков невербального общения для частичной и временной замены устной речи как основного способа избежать вторичных нарушений развития.

В качестве невербальных средств общения чаще всего применяются жесты и таблички со словами. Так, например, на ранних этапах работы взрослыми и детьми используются жесты в сочетании с устной речью, но после трех лет параллельно вводятся таблички со словами (метод глобального чтения).

Приведем аргументы в пользу использования жестов на начальном этапе развития активной речи.

· Несмотря на хорошее понимание обращенной речи практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

· Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

· Жесты дают детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

· Использование жестов помогает родителям понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

· Знание жестов помогает точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

· Возможность использовать доступные средства общения помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря применение жестов постепенно уменьшается, для чего ведется работа по стимуляции любых вербальных сигналов и использованию их в речи. Иными словами, поощряется использование ребенком жестов в сочетании со звуками, слогами, словами и фразами в зависимости от конкретных возможностей малыша.

Читать еще:  Что приготовить ребенку кушать. Как и чем накормить ребенка? Рецепты блюд для детей. Пышный омлет в духовке как в детском садике

Основное внимание в работе с детьми раннего возраста уделяется развитию понимания обращенной речи. Исследования показали, что интенсивное и постоянное побуждение ребенка, не имеющего никаких средств общения, к имитации правильного произнесения слов не дает хороших результатов. Малыш должен научиться воспроизводить как можно больше слов на своем языке и только потом приступать к освоению общепринятого. Следует побуждать малыша общаться, выражать мысли и контролировать то, что его окружает, используя слова из его собственного словарного запаса, что стимулирует развитие коммуникативной, назывной и регулирующей функций речи.

Исследование последних лет также показали, что при формировании речи и общения необходимо учитывать так называемый прагматический фактор. В работе с детьми раннего возраста под прагматическим фактором понимается создание необходимых условий, при которых ребенок хочет вступить во взаимодействие, и для этого в его репертуаре имеются приемлемые способы общения. Например, при отсутствии необходимого слова приемлемым средством является жест; но не крик.

Прагматическими навыками, формируемыми в раннем возрасте, являются умения устанавливать контакт глаз, соблюдать очередность, инициировать общение. В перечень прагматических навыков, формирование которых относится к более позднему возрасту, входят соблюдение необходимой дистанции при общении, умение вести себя по-разному со сверстниками и взрослыми, знакомыми и малознакомыми людьми, а также соблюдение других социальных норм общения.

Развитие фразовой речи

На ранних стадиях овладения речевой деятельностью понимание ребенком речи и интерпретация смысла детской речи во многом зависят от подкрепляющего контекста. Дети с ограниченными навыками понимания нуждаются в контексте, движениях и жестах, подкрепляющих обращенную к ним речь. Точно так же посторонний нуждается в контекстуальных подсказках, чтобы расшифровать смысл слов ребенка.

Следующая стадия развития речи характеризуется снижением опоры на контекст и овладением правилами построения фраз. Овладение этими правилами детьми с синдромом Дауна исследуется посредством анализа их спонтанной речи и показателей выполнения ими структурированных заданий.

В Европе было проведено исследование спонтанной речи 39 детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 17 лет 9 месяцев, во время занятий в школе. Авторы отмечают, что с увеличением возраста в речи детей становится больше фраз, являющихся грамматическими предложениями. У старших детей наблюдалось уменьшение числа спонтанных фраз, но это скорее отражало школьную практику, а не способности ребенка. В 5-7 летнем возрасте в речи детей преобладали однословные фразы, а не предложения, но в возрасте 11-13 лет грамматические предложения явно превышали одно-, двухсловные фразы. О сходном увеличении языковой выразительности в возрасте от 8 до 31 года сообщают исследования Эванса, Уильяма Смита, Кристиана Филлипса.

В других исследованиях спонтанная речь детей с синдромом Дауна сравнивалась с речью нормально развивающихся детей того же возраста. Результаты сообщают, что обследованные дети в возрасте от 6 до 12 лет пользовались более низким уровнем синтаксиса, с ограниченной вариативностью синтаксических структур. Результаты других исследований свидетельствуют, что в обследованной группе дети в возрасте от 7 лет до 12 лет пользовались качественно сходными, с контрольной группой нормально развивающихся детей в возрасте от 2 до 5 лет, структурами, но у детей с синдромом Дауна эти структуры были менее постоянными. По-видимому, некоторые из структур в их спонтанной речи не совсем стабилизировались.

В дошкольном возрасте разрыв между импрессивной и экспрессивной речью постепенно сокращается, что объясняется нарастающими трудностями понимания обращенной речи.

Если в раннем возрасте дети с синдромом Дауна в отношении импрессивной речи почти не отличались от своих сверстников, то позже постепенно начинают проявляться сложности в понимании обращенной речи, которые к дошкольному возрасту становятся очевидными. Исследования показали, что для них семантическая сторона понимания не так сложна, как понимание синтаксиса фразы. Например, ребенку трудно понять разницу высказываний: «Собака бежит за девочкой» и «Девочка бежит за собакой». Вероятно, эти проблемы напрямую связаны с уровнем развития мышления и особенно нарушением перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Таблица 3. Сопоставление сроков формирования словаря и его объем с качеством фразовой речи.

Как следует из представленных выше данных, для детей с синдромом Дауна характерны медленный рост словаря и более позднее появление фразы. Рассмотрим качественные особенности их речи.

Объем экспрессивного словаряснижен, наблюдается использование неполных облегченных слов, звукоподражаний жестов.

Анализ фразовой речивыявил картину выраженного аграмматизма. Встречаются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании существительных с прилагательными и числительными. С большим трудом дети осваивают монологическую речь, им трудно рассказать о каком-либо событии, но они могут сделать небольшое сообщение отвечая на заданные вопросы.

Нарушается средняя длина высказываний,то есть фразы состоят из меньшего числа слов. Так, у нормально развивающегося ребенка четырех лет СДВ составляет 4,5 слова, в то время как у его ровесника с синдромом Дауна СДВ составляет всего полтора слова. К шести с половиной годам длинна высказывания увеличивается до трех с половиной слов.

Страдает произносительная характеристика речи.Большинство исследователей определяют речь детей с синдромом Дауна как невнятную, смазанную, прерывистую. Часто нарушены громкость, тембр и темп речи. Голос низкий, глухой мало модулированный и монотонный. Практически у всех детей отмечаются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения: искажения и пропуск слов, перестановка и усечение слогов.

В целом это исследование показывает, что дети с синдромом Дауна идут в своем развитии от однословных фраз к предложениям, подчиняющимся тем же правилам грамматики, что и речь взрослых. Их синтаксис менее сложен, чем бывает обычно на таком уровне развития. Набор грамматических структур, которыми оперируют эти дети, более ограничен, и в период, когда эти структуры полностью не стабилизировались, пользование ими носит неустойчивый характер. Эхолалия как дополнительная особенность отмечается лишь некоторыми учеными. Поскольку до сих пор эхолалические реакции детей с синдромом Дауна в естественных условиях никак не систематизировались, то неизвестно, следует ли их относить к вариативности функций.

Подводя итоги, необходимо заметить, что в исследованиях развития речи от доречевого периода до взрослого допускается возможная задержка общения у людей с болезнью Дауна, проявляющаяся в более поздних сроках начала вокализации, количестве морфем в первых фразах, а также в сложности предложений. Однако когда такие вокализации, морфемы и предложения были проанализированы, то выяснилось, что они представляют собой результат поведения, подчиняющегося определенным правилам, а сами правила, по-видимому, соответствуют нормальному развитию речи, а не являются отражением уникальных, причудливых или случайных процессов.

Хотя большинство отличий от нормального развития является только задержкой в последовательных этапах, существует несколько качественных различий, обусловленных более длительной задержкой на одном из когнитивных уровней. Как указывает в своих исследованиях Бодайн «Хотя 6-летний ребенок-Даун может овладеть лишь моделью речи здорового ребенка, начинающего ходить, по сравнению с последним он способен к более длительному общению. Следовательно, круг тем, на которые он способен говорить, у него гораздо шире, чем у обычного ребенка, начинающего ходить. Нормально развивающийся 20-месячный ребенок не станет перечислять, как это делал Томми, что он ел за завтраком, обедом или ужином, или упорно называть все передачи, которые посмотрел по телевизору.» Использование обобщенных «словечек», которые можно иногда услышать от ребенка с синдромом Дауна, по мнению Бодайна, призвано заполнить бреши, обусловленные замедленным развитием артикуляционных и речевых навыков. Использование мимики и указательных жестов еще один способ заполнения таких брешей и оживления разговора, когда, например, описывается шутка из передачи по городскому радио.

Еще одним следствием длительного опыта общения является более тесная связь показателей некоторых тестов речевой деятельности детей с синдромом Дауна с биологическим, а не с так называемым «умственным возрастом». Например, некоторые исследования сообщают об использовании слов более старшими детьми с синдромом Даунами, находящимися на досимволической стадии сенсомоторного развития. По тем же причинам считается, что словарный запас существительных опережает уровень владения синтаксисом из-за более длительного опыта речевой деятельности или из-за механического характера упражнений в назывании предметов осмысливаются отдельные слова, а не их последовательности.

Более позднее овладение тем или иным уровнем речевой деятельности характерно, по-видимому, и для взрослых с синдромом Дауна. Кажется, чаще всего эти люди задерживаются на уровне конкретного мышления и у них наблюдается ограниченность в развитии абстрактного мышления.

Источники:

http://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-detey-s-sindromom-dauna-2566027.html
http://www.maam.ru/detskijsad/-osobenosti-detei-s-sindromom-dauna.html
http://studopedia.su/10_159117_osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-sindromom-dauna.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector