Оценка физического развития ребенка. Физическое развитие детей по возрастам

Тема 1.2. Физическое развитие детей. Критерии оценки физического развития детей.

Физическое развитие детей. Понятие об акселерации развития детей. Соотношение генетических факторов и условий внешней среды — питания, ультрафиолетовой и лучевой радиации, заболеваемости и др. факторов, как причины ускорения развития детей Законы нарастания массы и роста детей. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста. Нарастание массы и роста детей различного возраста. Формулы для расчета массы и роста детей различного возраста. Пропорции тела ребенка, их изменения в возрастном аспекте. Оценка наиболее частых отклонений физического развития детей.Оценка физического развития, нарушение питания, низкий вес.

· Что означает термин «физическое развитие»?

· Что такое «акселерация» и какие факторы влияют на ее темп?

· Чем акселерация отличается от ускоренного развития, обусловленного перекармливанием?

· Как рассчитать длину и массу тела плода, в зависимости от срока внутриутробного развития?

· Каковы средние показатели длины, массы тела, окружности головы, грудной клетки у новорожденного?

· Чем обусловлена физиологическая убыль массы?

· Какова интенсивность роста ребенка первого года жизни?

· В каком возрасте отмечаются периоды первого и второго вытяжения у мальчиков и девочек?

· Как рассчитать массу тела на первом году жизни?

· По каким формулам можно рассчитать рост ребенка после года?

· Как рассчитать массу тела ребенка от 2 до 15 лет?

· Как определить соответствие показателей длины и массы тела детей различного возраста?

· Как рассчитать окружность головы и грудной клетки у детей до и после года?

· Как с возрастом изменяются пропорции тела? Понятие об индексах физического развития.

· Методика антропометрических измерений и их оценка.

· Как ориентировочно можно рассчитать поверхность тела ребенка?

· Чем обусловлено быстрое падение массы тела у детей?

· Что такое гипотрофия, как определить ее степень в зависимости от дефицита массы?

· Чем характеризуются гипостатура, гипоплазия, субнанизм, нанизм, гигантизм?

· Какие факторы оказывают влияние на физическое развитие детей?

· Как осуществляется эндокринная регуляция роста?

Тема 1.3. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Оценка нервно-психического развития детей. Этапы становления статики и моторики. Рефлексы новорожденных. Развитие речи.

Морфологические и функциональные особенности мозга у ребенка (дифференцировка нейрона, процесс миелинизации, развитие различных отделов нервной системы и т.д.). Значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня спинномозговой пункции.

Безусловные рефлексы новорожденных. Закономерности формирования двигательной активности. Развитие координации движений и условно-рефлекторной деятельности ребенка после рождения. Различия в последовательности развития координации движений у ребенка и представителей животного мира. Значение анализаторов в формировании движений. Порядок развития эмоций и статики у ребенка первого года жизни. Условно-рефлекторная деятельность развития эмоций и форм общения. Этапы формирования речи, значение работ Н.И. Красногорского и др. в объективном изучении деятельности ЦНС у детей.

· Эмбриогенез нервной системы.

· Анатомические особенности головного и спинного мозга у ребенка.

· Рост и дифференцировка структур центральной нервной системы после рождения ребенка.

· Выбор уровня спинномозговой пункции у детей, исследование ликвора и возрастные особенности его состава.

· Рефлексы новорожденных и сроки их исчезновения.

· Закономерности формирования двигательной активности ребенка, развитие координации движений.

· Средние сроки развития моторики и статики у детей 1-го года жизни.

· Условно – рефлекторная деятельность, развитие эмоций и форм общения.

Читать еще:  Ребенок рвет чем лечить. Непроходимость кишечника и длительный запор. Рвота у ребенка без температуры

· Развитие речи у детей, ее особенности, роль окружающей среды, ухода, воспитания в формировании речи.

Тема 1.4. Особенности воспитания детей раннего возраста. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие детей. Семиотика поражения нервной системы. Понятие об умственной отсталости и их степени выраженности.

Роль импритинга, окружающей среды, ухода и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка. Сон и режим детей различного возраста. Комплексная оценка нервно-психического развития детей различного возраста.

Семиотика изменений ликвора (в норме, при гнойном и серозном менингитах, менингоэн-
цефалите, гидроцефалии и т.д.).

Особенности воспитания детей раннего возраста, уход в целях развития.

1. Значение игры в познании детьми окружающего мира, подбор игрушек для детей различного возраста.

2. Роль импритинга и воспитания в нервно–психическом развитии ребенка, значение генетических факторов.

3. Режим детей различного возраста, продолжительность сна.

4. Критерии оценки нервно – психического развития детей различного возраста.

5. Основные элементы воспитания детей раннего возраста:

а) занятия с ребенком от 2-3 недель до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 12 месяцев, 2-го года жизни, 3-го года жизни;

б) воспитание навыков при приеме пищи;

в) воспитание гигиенических навыков;

г) воспитание навыков одевания и раздевания ребенка.

6. Клинические проявления поражения нервной системы у детей и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Понятие об олигофрении.

Тема 1.5. Методика исследования кожи и подкожно-жировой клетчатки в связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Оценка состояния питания. Семиотика поражения кожи и подкожно- жировой клетчатки.

Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Методика исследования кожи и семиотика ее изменений (окраска, эластичность, влажность и т.д.). Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальных и потовых желез, волосяного покрова и т.д. Семиотика сыпей у детей при инфекционных и неинфекционных заболеваниях. Морфологические элементы кожи — первичные и вторичные. Изменения кожи при дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения кожи). Особенности строения подкожно-жирового слоя у детей, химический состав жира. Отечность общая и ограниченная. Склерема и склеродема у новорожденных. Значение ухода, одежда для предупреждения поражений кожи. Воспитание навыков личной гигиены у детей.

· Анатомические особенности кожи у детей.

· По каким признакам можно определить внутриутробный возраст, осматривая кожу новорожденного?

· Особенности роста волос и ногтей у детей.

· Когда оформляются морфологически и начинают функционировать сальные и потовые железы?

· Особенности функции кожи у детей?

· Что такое сыровидная смазка, её состав? Какие изменения отмечаются на коже у детей в первые дни после рождения?

· Методы исследования кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей?

· Когда встречается выраженная венозная сеть на коже?

· Что относится к первичным и вторичным морфологическим элементам кожи?

· Опишите вторичные морфологические элементы кожи.

· Вследствие чего образуются не воспалительные пятна и при какой патологии они встречаются?

· Опишите вторичные морфологические элементы кожи, когда они встречаются?

· Как описываются элементы сыпи (правила описания)?

· Укажите особенности подкожно-жировой ткани у новорожденных и грудных детей.

· Какова роль бурой жировой ткани в теплопродукции?

· Как с возрастом изменяется состав жировой ткани и его распределение, половы различия у детей?

· Как отличить отечность от уплотнения подкожно-жировой ткани Понятие о склереме и склередерме.

· Что такое тургор тканей и где определяется?

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оценка физического развития ребёнка

Физическое развитиеребёнка — это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

Измерение массы тела

Измерение окружности головы

Измерение окружности груди

Читать еще:  Пальчиковый массаж для детей. Пальчиковый массаж как средство развития речи детей. Массаж стоп для развития детей

Оценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

Заключение по физическому развитию

Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

Измерение массы тела:

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

-ноги были выпрямлены

— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

≪коридор≫, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ≪коридор≫, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ≪наблюдения≫ участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Читать еще:  Как пользоваться назальным аспиратором: основные рекомендации. Механические аспираторы для детей — обзор моделей

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту — как избыток массы тела и ожирение.

Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему.

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему. Предлагаем вашему вниманию центильные таблицы для оценки физического развития ребенка. С помощью них вы сможете сами определить, насколько антропометрические данные вашего малыша близки к норме, и обратиться к врачу в том случае, если эти показатели приближаются к крайним границам.

Что такое центильные таблицы?

Они представляют собой своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — как низкий, 10-25-го — как ниже среднего, 25-75-го — как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го — как высокий и последних трех ребят — как очень высокий.

Какими таблицами пользуются российские врачи?

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. Мы предлагаем вам ознакомиться с таблицами из «Справочника педиатра» под ред. В.О.Быкова (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина и И.М.Воронцова (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. Н.А.Геппе (М., Гэотар-Медиа, 2008).

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75%. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25% и 75-90%).

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97%, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97%, весьма вероятно, что у малыша есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Источники:

http://studopedia.ru/18_1827_tema—fizicheskoe-razvitie-detey-kriterii-otsenki-fizicheskogo-razvitiya-detey.html
http://studfiles.net/preview/3101158/
http://www.ourbaby.ru/article/Ispolzovanie-centilnyh-tablic-dlya-ocenki-fizicheskogo-razvitiya-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector